Инфоурок Литература ПрезентацииМихаил Васильевич Нестеров

Михаил Васильевич Нестеров

Скачать материал
Скачать материал "Михаил Васильевич Нестеров"

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по работе с молодежью

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Михаил Васильевич НестеровМихаил Васильевич Нестеров (1862-1942) был известен...

    1 слайд

    Михаил Васильевич Нестеров
    Михаил Васильевич Нестеров (1862-1942) был известен своими картинами, обращенными к истории духовной жизни. Увидев на выставке картину Нестерова “Видение отроку Варфоломею”, Прахов пригласил художника выполнять росписи в Киеве.
    В конце 1890 г Нестеров приступил к работе. Ему было всего 23 года. Это был самый молодой художник среди «соборян».
    Нестеров был поражен тем, что делал Васнецов во Владимирском соборе. На первых порах он испытывал его сильное влияние и не мог избежать подражания. К тому же было необходимо сохранить стилевое единство ансамбля. Но постепенно он выработал свой стиль.

  • М. Нестеров. Свв. Кирилл и Мефодий. Владимирский собор в Киеве.В образах свв....

    2 слайд

    М. Нестеров. Свв. Кирилл и Мефодий. Владимирский собор в Киеве.
    В образах свв. Кирилла и Мефодия еще чувствуется влияние Васнецова, от которого он постепенно отходит.

  • М. Нестеров. Княгиня Ольга. Росписи Владимирского собора в Киеве.В основу св...

    3 слайд

    М. Нестеров. Княгиня Ольга.
    Росписи Владимирского собора в Киеве.
    В основу своих образов Нестеров подобно мастерам Возрождения кладет душевные переживания своих персонажей. Именно они являются отражением религиозных переживаний. “Поэтическая трогательность” и “кроткое умиление”, присущие многим образам, являются выражением основного содержания и понимания события. Под действием Божьей благодати святые умягчаются сердцем, их образы наполнены проникновенностью, лиричностью, умилением и состраданием.
    Если Васнецов изобразил веру активную, святую силу, то Нестерову удалось с удивительной правдивостью передать веру кроткую, пассивную, бессознательную, подобную теплящейся лампадке.

  • М.Нестеров. Свв .князья Борис и Глеб. Росписи Владимирского собора в Киеве.К...

    4 слайд

    М.Нестеров. Свв .князья Борис и Глеб.
    Росписи Владимирского собора в Киеве.
    Кроткая готовность к страданию за веру – особенность, которую внес в образы Нестеров в отличие от мужественных подвижников Васнецова, готовых утверждать свою веру также и силой меча.

  • М.Нестеров. Св.Варвара. Росписи Владимирского собора в Киеве.Образы Нестерова...

    5 слайд

    М.Нестеров. Св.Варвара. Росписи Владимирского собора в Киеве.
    Образы Нестерова передают молитву, но не самоуглубленную “умную” молитву, не состояние боговидения, а, как писал В.Розанов, “молитву в особых обстоятельствах”, молитву, с которой припадают к Богу русские люди в дни потерь и горя.

  • Чтобы избежать холодности, Нестеров стал писать некоторые образы с живых люде...

    6 слайд

    Чтобы избежать холодности, Нестеров стал писать некоторые образы с живых людей. Например, его невеста Е.А.Прахова (брак позже не состоялся) стала прообразом св. Варвары.
    О. Павел Флоренский : «Искание современными художниками модели при писании священных изображений уже само по себе есть доказательство, что они не видят явственно изображаемого или неземного образа, а если бы видели ясно, то всякий посторонний образ, да и к тому же образ иного порядка, иного мира был бы помехой, а не подспорьем тому духовному созерцанию. Но если они не могут удостоверить праведности своего изображения и даже в себе в том не уверены, то разве это не значит, что они притязают свидетельствовать о сомнительном, берут на себя ответственнейшее дело святых отцов и, не будучи таковыми, самозванствуют и даже лжесвидетельствуют?».

  • М. Нестеров. Рождество. Росписи Владимирского собора в Киеве.В сцене “Рождес...

    7 слайд

    М. Нестеров. Рождество.
    Росписи Владимирского собора в Киеве.
    В сцене “Рождества” Нестеров, по его собственному признанию, “пытался совместить торжественность сцены с поэтической трогательностью ее”

  • М.Нестеров. Св. князь Глеб. Владимирский собор в Киеве.Стремясь сделать обра...

    8 слайд

    М.Нестеров.
    Св. князь Глеб. Владимирский собор в Киеве.
    Стремясь сделать образы иконными, Нестеров дал им большие широко раскрытые глаза, молитвенно сложенные руки, нарочитое религиозное умиление. Отсюда манерность и слащавость многих образов. Выражение некоторых лиц святых А.Бенуа определил как сахарно-миловидные и пересоленно-экстатические. В ряде образов присутствует болезненность и нервная заостренность.

  • М. Нестеров. Крещение. Роспись Владимирского собора в Киеве.М.Нестеров. Воскр...

    9 слайд

    М. Нестеров. Крещение. Роспись Владимирского собора в Киеве.
    М.Нестеров. Воскресение.
    Эскиз росписи алтарной стены северного придела на хорах Владимирского собора

  • М. Нестеров. Христос. Владимирский собор в Киеве.Добиваясь неземного отблеска...

    10 слайд

    М. Нестеров. Христос. Владимирский собор в Киеве.
    Добиваясь неземного отблеска на лике Христа в сочетании с его идеальностью, Нестеров пришел к кукольности. В женских образах присутствует лирическая мечтательность, которая, видимо, являлась способом передачи внутреннего созерцания.

  • М.Нестеров. Богородица. Владимирский собор в Киеве.

    11 слайд

    М.Нестеров. Богородица. Владимирский собор в Киеве.

  • Храм св. Александра Невского в АбастуманеНестерову было тяжело работать в рам...

    12 слайд

    Храм св. Александра Невского в Абастумане
    Нестерову было тяжело работать в рамках канона, его тяготил стоящий над ним авторитет Церкви, не хватало свободы творчества, не хватало большего привнесения своего самостоятельного понимания, что отражено в его письмах. Но такая возможность представилась Нестерову в работе над росписями храма св. Александра Невского в Абастумане . Храм был построен в 1899-1904 год на средства наследника престола, младшего брата Государя Николая II великого князя Георгия Александровича, который, будучи больным туберкулезом, подолгу жил в Абастумане по рекомендации врачей, там и умер в 1899 году. Художнику предоставлялась полная свобода в росписи храма. Не было ни комиссий, ни духовных цензоров. Не назначалось никаких сроков, всё дело отдавалось на творческую волю художника. Впервые в истории церковного искусства только один художник расписывал храм целиком, никто из художников, приглашённых Нестеровым, не смог поехать в Грузию.

  • М.Нестеров. Богоматерь Знамения. Храм Александра Невского в Абастумани.В конх...

    13 слайд

    М.Нестеров. Богоматерь Знамения. Храм Александра Невского в Абастумани.
    В конхе апсиды располагается фреска «Знамение». В отличие от традиционной иконографии Иисус Христос изображен не младенцем, а отроком с благословляющим жестом.

  • Нестеров Михаил. Христос во славе. Эскиз росписи церкви Александра Невского...

    14 слайд

    Нестеров Михаил.
    Христос во славе. Эскиз росписи церкви Александра Невского в Абастумане. 1902-1904 гг.
    В Абастумане Нестеров дальше отходит от древнерусского искусства, чем во Владимирском соборе, и приближается к исканиям английских прерафаэлитов, Пюфис де Шаванна и немецких неоидеалистов. Храм производил впечатление не композиционным решением, не найденными новыми образами, а общим своим колористическим решением.

  • М.Нестеров. Успение Александра Невского. Эскиз.  Храм Александра Невского в А...

    15 слайд

    М.Нестеров. Успение Александра Невского. Эскиз. Храм Александра Невского в Абастумани.
    Художник развивает тему коллективного предстояния, “когда все участники вымышленного действия сердцами, телами, мыслями своими обращены к единому ... Центру” (П.Ю.Климов "Росписи М.В.Нестерова в церкви св. Александра Невского в Абастумане " ). В сцене присутствует фольклерное начало, и она напоминает работы художников абрамцевского кружка.

  • Храм Воскресения (Спаса на крови) в Санкт-ПетербургеХрам Воскресения (1883-19...

    16 слайд

    Храм Воскресения (Спаса на крови) в Санкт-Петербурге
    Храм Воскресения (1883-1907) был сооружен на месте убийства императора Александра II
    1 марта 1881 года.
    Внутри храм украшен мозаикой. Васнецов и Нестеров принимали участие в создании эскизов для мозаичных композиций. Главная тема храма - надежда и спасение - нашла отражение в мозаике М.В.Нестерова "Воскресение Христа" на северном фасаде храма. На золотом фоне проема гробницы возвышается воздушная фигура Спасителя в белой погребальной плащанице, с тонким красным крестом в левой руке. Он - воплощение торжества жизни над смертью.

  • М.Нестеров. Троица. Храм Воскресение (Спаса на Крови) в Санкт-Петербурге.

    17 слайд

    М.Нестеров. Троица. Храм Воскресение (Спаса на Крови) в Санкт-Петербурге.

  • М. Нестеров. Александр Невский. Мозаичная икона. Храм Воскресения (Спаса на к...

    18 слайд

    М. Нестеров. Александр Невский. Мозаичная икона. Храм Воскресения (Спаса на крови)» в Санкт-Петербурге. 1894-1895 гг.
    Благоверный князь представлен молящимся в домовой церкви, во власти своих дум, отрешенным от всего земного. Слева в окне виден северный пейзаж: золотой закат, главка церкви. Колорит придает образу национально-лирический настрой.

  • Покровский собор. Марфо-Мариинская обитель.Последнюю попытку выработать в цер...

    19 слайд

    Покровский собор. Марфо-Мариинская обитель.
    Последнюю попытку выработать в церковной живописи современный стиль Нестеров сделал в Покровском храме (1908-1912), построенном архитектором Щусевым в обители, основанной великой княгиней Елизаветой Федоровной в Москве. В Марфо-Мариинской обители над Нестеровым не стояли никакие комиссии, ему были созданы, как никогда прежде, самые благоприятные условия для работы и творческого самовыражения.

  • М.Нестеров. Росписи Марфо-Мариинской обители.Нестеров был доволен росписью: “...

    20 слайд

    М.Нестеров. Росписи Марфо-Мариинской обители.
    Нестеров был доволен росписью: “Владимирский собор – это молодость, это куда ни шло. Но Абастуман, храм Воскресения, Частория – все это было не нужно. Только в Марфо-Мариинской обители я сам и у меня свое, - да в Сумах”.

  • М.Нестеров. «Путь ко Христу». Марфо-Мариинская обительВ трапезной Нестеров по...

    21 слайд

    М.Нестеров. «Путь ко Христу». Марфо-Мариинская обитель
    В трапезной Нестеров поместил огромную композицию “Путь ко Христу” длиной десять метров.

  • М. Нестеров. Путь ко Христу. Покровский храм Марфо-Мариинской обители.Он пис...

    22 слайд

    М. Нестеров. Путь ко Христу.
    Покровский храм Марфо-Мариинской обители.
    Он писал: “Сестры общины Марии и Марфы (в их белых костюмах) ведут, указывают людям Христа, являющегося этим людям в их печалях и болезнях душевных и телесных, среди светлой весенней природы. Люди эти не есть только “люди русские”, ни по образу, ни по костюмам”. Художник стремился выразить идею, являющуюся общечеловеческой. Христос в “Пути ко Христу” прозрачен, почти нереален.

  • Купол храма Покрова.

    23 слайд

    Купол храма Покрова.

  • Покров Богоматери. Роспись алтаря Покровского храма Марфо-Мариинской обители.

    24 слайд

    Покров Богоматери. Роспись алтаря Покровского храма Марфо-Мариинской обители.

  • М. Нестеров. Евхаристия. Роспись алтаря Покровского храма Марфо-Мариинской об...

    25 слайд

    М. Нестеров. Евхаристия. Роспись алтаря Покровского храма Марфо-Мариинской обители.

  • М.Нестеров. Евхаристия.

    26 слайд

    М.Нестеров. Евхаристия.

  • М.Нестеров. Евхаристия. Ангелы.

    27 слайд

    М.Нестеров. Евхаристия. Ангелы.

  • Христос у Марфы и Марии.В росписи Нестеров стремился “очеловечить” каноническ...

    28 слайд

    Христос у Марфы и Марии.
    В росписи Нестеров стремился “очеловечить” канонические образы, сделать их более реальными. Пейзаж в сцене с Марфой и Марией написан под впечатлением от Италии, где перед этим побывал Нестеров.

  • М. Нестеров. Воскресение Христов. Роспись Покровского храма

    29 слайд

    М. Нестеров. Воскресение Христов. Роспись Покровского храма

  • М.Нестеров. Роспись Покровского храма Марфо-Мариинскогой обители.Искусство Не...

    30 слайд

    М.Нестеров. Роспись Покровского храма Марфо-Мариинскогой обители.
    Искусство Нестерова сближается с искусством модерна. Он использует растительные орнаменты; в них входят мотивы русской природы: березки, рябинки, елочки, полевые цветы.

  • Благовещение. Роспись алтарных столбов Покровского храма.Фигуры приобретают и...

    31 слайд

    Благовещение. Роспись алтарных столбов Покровского храма.
    Фигуры приобретают изящные, гнущиеся формы, возрастает декоративность.

  • М. Нестеров. Богоматерь «Умиление».1909 г. Медь, масло.Из иконостаса церкви...

    32 слайд

    М. Нестеров. Богоматерь «Умиление».1909 г. Медь, масло.
    Из иконостаса церкви Покрова Богородицы
    Марфо-Мариинской обители.
    Архитектор Щусев предлагал стилизовать в храме росписи по образцам псковских и новгородских церквей. Но Нестеров отказался: “Я думал сохранить в росписи свой, так сказать, “нестеровский” стиль своих картин”. Только в иконостасе Нестеров выполнил иконы в новгородском стиле: “На образах этого иконостаса я хотел испытать себя, как стилизатора, и увидел, что при желании тот или иной стиль я мог бы усвоить, довести до значительной степени художественного совершенства. Но не это меня тогда занимало в храмовой живописи. ... Не о том мечтал я тогда”.

  •  Подлинного возрождения русского религиозного искусства в конце XIX века не п...

    33 слайд

     Подлинного возрождения русского религиозного искусства в конце XIX века не произошло. Для этого были и объективные, и субъективные причины. Религиозное искусство непосредственно связано с состоянием духовной жизни всего общества. И только лишь возрождение стремления в обществе к религиозным идеалам, осознания их абсолютной ценности по сравнению со всеми иными и глубокое покаяние могут создать условия для появления художников, способных в красках запечатлеть образы святости, постигнутые не путем теоретических рассуждений, а путем открытия духовного зрения как дара, данного всей Церкви целиком, и молитвенного приобщения к нему.

  • Васнецов  и Нестеров искренне пытались воссоздать великое искусство Древней Р...

    34 слайд

    Васнецов и Нестеров искренне пытались воссоздать великое искусство Древней Руси. Но им не хватало цельности церковного сознания, подчинения всех своих творческих сил авторитету Церкви, осознания глубокого литургического значения образа.
    Православное искусство проделало длительный путь, ища способы передачи духовного. Оно шло путем отказа от реалистического искусства и введения условного и символического. Художники конца XIX века пытались проделать обратный путь, они хотели найти способы выражения духовности в реальных формах, показать присутствие духа в том мире, в котором мы живем, считая невозможным после великого искусства Ренессанса обратиться вновь к чисто средневековым формам. В результате их искусство оказалось неспособным целиком выйти за сферу психологизма, эмоций и душевных переживаний. Но, являясь абсолютно искренним поиском верующих душ, живопись Васнецова и Нестерова явилась ярким всплеском в православной русской живописи.
    Многие современники восприняли ее как призыв подняться над материалистической действительностью: "«Быт» до того одолел, что начал затягивать все «Православие» какой-то паутиною и сонливостью: и до такой степени, что встревоженным, тоскующим душам … стало просто некуда прибегать со своими молитвами. … Тележка все скатывалась, скатывалась … Показались топи, сырь, … Потянуло болотом; заела мушкара … Тут, как звонкая песня жаворонка из голубого жаркого неба, - раздалась музыка и музыкальность Васнецова, Нестерова. "К небу! к небу!". … Все оглянулись к небу. Вот отчего мы их любим!» (В.В. Розанов “Среди художников”).

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 860 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Контрольная работа по литературе по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
  • Учебник: «Литература», Курдюмова Т.Ф., Колокольцев Е.Н. и др./ Под ред. Курдюмовой Т.Ф.
  • Тема: А. С. Пушкин. Песнь о вещем Олеге. Полтава. Борис Годунов. Капитанская дочка
  • 30.12.2020
  • 718
  • 1
«Литература», Курдюмова Т.Ф., Колокольцев Е.Н. и др./ Под ред. Курдюмовой Т.Ф.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 23.03.2020 356
    • PPTX 17.6 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Коровкина Алёна Игоревна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Коровкина Алёна Игоревна
    Коровкина Алёна Игоревна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 184471
    • Всего материалов: 232

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Деятельность советника руководителя по воспитательной работе в образовательной организации

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 250 человек из 60 регионов

Курс повышения квалификации

Противодействие коррупции в образовательной организации

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 113 человек из 39 регионов

Курс повышения квалификации

Проблемы и перспективы в развитии вариативных форм преемственности между детским садом, школой и системой дополнительного образования

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методы решения нестандартных математических задач

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии успешного B2C маркетинга: от MoSCoW до JTBD

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Национальная система учительского роста: путь к эффективности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе