Инфоурок Биология ПрезентацииОбщая этиология и общий патогенез

Общая этиология и общий патогенез

Скачать материал
Скачать материал "Общая этиология и общий патогенез"

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Карьерный консультант

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Общая этиология и общий патогенез

    1 слайд

    Общая этиология и общий патогенез

  • Общая этиология
Основные методологические направления в этиологии.
Патогенез...

    2 слайд

    Общая этиология
    Основные методологические направления в этиологии.
    Патогенез и основные патогенетические закономерности.

  • Этиология 
( греч. aitia – причина; logos – учение)  – это учение о причинах...

    3 слайд

    Этиология
    ( греч. aitia – причина; logos – учение) – это учение о причинах и условиях возникновения болезни.

    Найти причину – значит найти путь к лечению и профилактике заболевания

  • Условия условия внешней среды 
географическая среда обитания, микроклимат, ре...

    4 слайд

    Условия
    условия внешней среды
    географическая среда обитания, микроклимат, режим содержания, кормления, эксплуатации, а для человека еще и социальная среда; комплекс воздействующих на организм физических, химических и биологических факторов
    2) условия внутренней среды
    - т.е. те условия, которые складываются в самом организме для его различных органов и систем, отдельных клеток и неклеточных образований (иммунитет, наследственность, конституция,пол, возраст)

  • Патогенные этиологические факторы 

        экзогенные:...

    5 слайд

    Патогенные этиологические факторы

    экзогенные: эндогенные:
    внешние причины внутренние
    заболевания причины
    заболевания

  • ЭКЗОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
1) физические
 а) механические (удары, уколы...

    6 слайд

    ЭКЗОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
    1) физические
    а) механические (удары, уколы, ушибы, ранения) – вызывающие повреждения травматического характера;
    б) термические (тепловые, холодовые воздействия – вызывают гипер- или гипотермию, местные изменения тканей – ожоги, отморожения)
    в) лучевые (УФ-лучи и ионизирующая радиация обладает наибольшими патогенными свойствами);
    г) электрические (вызывают электротравмы);
    2) химические (химические вещества вызывают отравления либо обладают местным повреждающим действием - кислоты, щелочи, яды, лекарственные вещества и др.);
    3) биологические (возбудители инфекционных и инвазионных заболеваний, т.е. различные патогенные бактерии, вирусы, простейшие, гельминты и т.д.).
    4) социальный (отрицательные эмоции, неблагоприятная экологическая обстановка, психическая напряженность, неблагоприятные бытовые условия,

  • ЭНДОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
патогенные факторы, возникающие в самом орга...

    7 слайд

    ЭНДОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
    патогенные факторы, возникающие в самом организме (опухоли, опухолевые метастазы, травмы, отложения холестерина в артериях, внутренние кровоизлияния и т.д.)

  • Механическое воздействие (причина внешняя) → травма → кровоизлияние (причина...

    8 слайд

    Механическое воздействие (причина внешняя) → травма → кровоизлияние (причина внутренняя) → воспаление;

  • УСЛОВИЯ
Способствующие возникновению и развитию болезни или благоприятные
Пре...

    9 слайд

    УСЛОВИЯ
    Способствующие возникновению и развитию болезни или благоприятные
    Препятствующие возникновению и развитию болезни или неблагопрятные

  • Туберкулез: причина – туберкулезная палочка (микробактерия, палочка Коха); ус...

    10 слайд

    Туберкулез: причина – туберкулезная палочка (микробактерия, палочка Коха); условия, способствующие заболеванию – сырость, сквозняки, плохие условия содержания, неполноценное кормление.
    Грипп: причина – вирус гриппа; условия, способствующие заболеванию – неблагоприятные климатические условия.
    Инфаркт миокарда: причина – атеросклероз венечных артерий, ангиоспастическая ишемия; условия, способствующие заболеванию – курение, ожирение и т.д.

  • Монокаузализм
 (греч. monos – один, causa – причина) – это такое методологиче...

    11 слайд

    Монокаузализм
    (греч. monos – один, causa – причина) – это такое методологическое направление в этиологии, согласно которому всякая болезнь имеет одну-единственную причину и столкновение организма с этой причиной непременно приводит к болезни.


  •   Кондиционализм 
(от греч. conolicio – условие). Согласно этому направлению,...

    12 слайд

      Кондиционализм
    (от греч. conolicio – условие). Согласно этому направлению, причин болезней вообще не существует и искать их бесполезно. Болезнь – результат действия множества различных равнозначных факторов (условий). Выделение какого-либо из них и название его причиной – это лишь субъективное мнение врача.


  • Конституционализм 
– это направление, основанное на положениях формальной ген...

    13 слайд

    Конституционализм
    – это направление, основанное на положениях формальной генетики о неизменности генотипа и наследственной предопределенности болезней, возникновение которых связывается с порочной конституцией. Решающее значение в возникновении болезни играют не микробы, не др. патогенные воздействия среды, а сам организм, т.е. его конституция.


  • Патогенез 
(от греч. pathos – страдание, genesis – происхождение, развитие) –...

    14 слайд

    Патогенез
    (от греч. pathos – страдание, genesis – происхождение, развитие) – это учение о механизмах развития и исхода болезни.

  • Основные типы действия этиологического фактора в развитии (т.е. патогенезе) б...

    15 слайд

    Основные типы действия этиологического фактора в развитии (т.е. патогенезе) болезни:
    1. этиологический фактор действует как толчок, пусковой механизм заболевания. Далее процесс развивается под действием патогенетических факторов.
    2. этиологический фактор действует на всем протяжении болезни и играет определяющую роль в ее развитии и исходе.
    3. этиологический фактор действует на всем протяжении болезни, но его роль на разных этапах развития патологического процесса неодинакова.

  • Патогенез болезни находится в большой зависимости от характеристик этиологиче...

    16 слайд

    Патогенез болезни находится в большой зависимости от характеристик этиологического фактора.
    1)природа этиологического фактора, его конкретный характер определяет специфику пат. процесса:
    t (тепловой) фактор → ожог
    t (холодовый) → отморожение
    механический фактор → травматическое повреждение
    микроорганизмы → инфекционный процесс.
    2) сила (или интенсивность) действия этиологического фактора определяет тяжесть возникающего процесса (степень поражения):
    сила механического фактора → ушиб, или разможжение, или перелом или рана и т.д.;
    сила тока → тяжесть и исход электротравмы;
    сила местного теплового воздействия → степень ожога;
    вирулентность микроорганизмов → тяжесть инфекционного процесса.
    3) локализация действия этиологического фактора может определять и специфику, и локализацию, и тяжесть патологического процесса (степень поражения);

  • Пути распространения болезнетворного фактора в организме.
1. по соприкосновен...

    17 слайд

    Пути распространения болезнетворного фактора в организме.
    1. по соприкосновению: вследствие соприкосновения пораженной поверхности со здоровой, что влечет поражение последней. Например: плеврит → пневмония; перитонит → энтерит; увеличение площади поражения при лишае.
    2. по продолжению - вследствие перехода патологического агента с одного участка ткани на близлежащую нормальную ткань.
    Например: воспалительные процессы в дыхательной системе: глотка (фарингит → гортань назофарингит) (ларингит) → трахея (трахеит) → бронхи (бронхит) → легкие (пневмония). Аналогично – восходящая инфекция в мочеполовых путях.
    3. по сосудистой системе (гематогенным или лимфогенным путем) - распределение болезнетворного агента по крови или лимфе. Например: большинство инфекционных заболеваний с септическим течением; интоксикации.
    4. по нервной системе (нейрогенным путем) - распространение болезнетворного агента по нервным волокнам или стволам. Например: вирус бешенства, столбнячный токсин, нейротропные яды.

  • Причинно-следственные связи и основное звено патогенеза.
В патогенезе можно в...

    18 слайд

    Причинно-следственные связи и основное звено патогенеза.
    В патогенезе можно выделить ряд этапов, стадий или звеньев, которые связаны между собой причинно-следственными отношениями. Т.е. одни нарушения, возникшие в процессе заболевания, становятся причиной других, те в свою очередь третьих и т.д.
    Например: травматический шок:
    травма → болевая реакция → чрезмерное возбуждение ЦНС → угнетение ЦНС → угнетение жизненно важных функций (нарушение дыхания, снижение АД , нарушение сердечной деятельности) → гипоксия (особенно чувствителен мозг) → угнетение ЦНС.
    Т.о. смена причин и следствий приводит к образованию порочного круга (circulus vitiosus), когда вновь возникающее нарушение усугубляет уже имеющееся.

  • Главным (или основным) звеном патогенеза называют тот процесс, который необхо...

    19 слайд

    Главным (или основным) звеном патогенеза называют тот процесс, который необходим для развертывания всех остальных.
    Своевременная ликвидация главного звена приводит к устранению процесса в целом.
    Например:
    Сужение левого атриовентрикулярного отверстия
    → расширение левого предсердия → нарушение
    функции левого желудочка → застой крови в правом
    желудочке → нарушение дыхания, отек легких →
    гипоксемия → гипоксия.

  • Структура и функция в патогенезе
Нет нарушения функции без нарушения структур...

    20 слайд

    Структура и функция в патогенезе
    Нет нарушения функции без нарушения структуры.
    Структура и функция всегда взаимно обусловливают друг друга.

  • Неспецифические типовые патологические процессы:
1. Парабиоз – застойное нера...

    21 слайд

    Неспецифические типовые патологические процессы:
    1. Парабиоз – застойное нераспространяющееся возбуждение. Возникает при повреждении возбудимых тканей.
    2. Патологическая доминанта, т.е. наличие в ЦНС господствующего очага возбуждения, который подчиняет себе другие центры. Это обусловливает многие патологические явления: обострение боли при действии индифферентных раздражителей (свет, звук и т.д.); спазм бронхов или сужение сосудов на любое раздражение при бронхиальной астме или гипертонии и т.д.
    3. Неврогенная дистрофия, т.е. включение в патогенез трофической функции нервной системы.При структурных и функциональных нарушениях нервной системы возникает нарушение трофики – дистрофия.

  • 4. Стресс
Стресс – это неспецифическая стандартная реакция организма на дейст...

    22 слайд

    4. Стресс
    Стресс – это неспецифическая стандартная реакция организма на действие разнообразных раздражителей. Во всех случаях воздействие стрессора вызывает выброс АКТГ гипофиза; стимуляцию надпочечников и повышенную выработку его гормонов. Если действие раздражителя не чрезмерно сильно и длительно, гормоны помогают организму адаптироваться, если действие чрезмерно – наступает болезнь или смерть.
    стадии стрессовой реакции:
    1. стадия тревоги (мобилизация организма)
    2. стадия адаптации (приспособление организма к существованию в новых условиях)
    3. стадия истощения (исчерпывание компенсаторных механизмов и наступление изменений, несовместимых с жизнью).

  • Литература для подготовки лекцииПорядин Г.В. Патофизиология курс лекций: уч...

    23 слайд


    Литература для подготовки лекции

    Порядин Г.В. Патофизиология курс лекций: учебное пособие -.:ГЭОТАР-Медиа, 2012., с.9-21
    Зайко Н.Н., Быця Ю.В. Патологическая физиология, М., «МЕДпресс-информ», 2007г., с.18-37
    Шанин В.Ю. Патофизиология. СПб: ЭЛБИ-СПб,2005.
    Войнов В.А. Атлас по патофизиологи: Учебное пособие.- М.: Медицинское информационное агентство, 2004., с.5-13
    Литвицкий П.Ф. Патофизиология, учебник в двух томах. Москва, 2002., Ιт., с 25-50

  • 
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ

    24 слайд


    БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 976 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 26.03.2020 2080
    • PPTX 303 кбайт
    • 20 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Акимова Светлана Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Акимова Светлана Владимировна
    Акимова Светлана Владимировна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 71886
    • Всего материалов: 218

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Химия и биология")

Учитель химии и биологии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Курс профессиональной переподготовки

Биология и химия: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель биологии и химии

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4150 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 58 человек

Курс повышения квалификации

Составление и использование педагогических тестов при обучении биологии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 95 человек

Мини-курс

ИТ-инструменты в управлении документооборотом

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Самосовершенствование: шаги к личному росту и эмоциональному благополучию

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 258 человек из 61 региона
  • Этот курс уже прошли 73 человека

Мини-курс

Стратегии клиентоориентированного бизнеса

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе