Инфоурок Алгебра ПрезентацииОбщество как социокультурное явление

Общество как социокультурное явление

Скачать материал
Скачать материал "Общество как социокультурное явление"

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист архива

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Лекция 2ОБЩЕСТВО КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ

    1 слайд

    Лекция 2
    ОБЩЕСТВО КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ

  • Учебные вопросы:1. Понятия «общество» и «личность» в социологии
2. Культура к...

    2 слайд

    Учебные вопросы:
    1. Понятия «общество» и «личность» в социологии
    2. Культура как система социальных норм и ценностей

  • Учебная литература

Бабосов, Е. М. Социология: учебник / Е. М. Бабосов. – Мн...

    3 слайд


    Учебная литература

    Бабосов, Е. М. Социология: учебник / Е. М. Бабосов. – Мн., 2011. – С. 58-100.
    Социология: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. А.Н. Елсукова. – Мн., 2004. – С. 79–89.
    Екадумова И.И. Социология: учеб.-метод. пособие. – Минск: ВА РБ, 2013.

  • Три парадигмальных подходак взаимосвязи природы и общества :Объективистский...

    4 слайд

    Три парадигмальных подхода
    к взаимосвязи природы и общества :

    Объективистский. Общество рассматривается как объективная реальность, т. е. неотъемлемая часть природы, которая подчиняется действию универсальных естественных законов, не зависящих от воли и сознания людей.
    Субъективистский. Общество – субъективная действительность, система смыслов и значений. Соответственно, уровень развития общества характеризуется и анализируется в соответствии с уровнем развития его духовной сферы.
    Субъективистско-объективистский. Общество рассматривается как субъективно-объективная действительность, сущность которой состоит в тесной взаимосвязи материального и духовного.

  • Общество в широком смысле слова представляет собой систему с определенными ун...

    5 слайд

    Общество в широком смысле слова представляет собой систему с определенными универсальными характеристиками, такими как наличие людей и взаимосвязей между ними, определенные пространственные и временные границы, определенные принципы взаимодействия с окружающей средой. Под обществом в узком смысле слова всегда понимается определенное, отдельно взятое общество с учетом его особенностей, например,
    отдельный социум (большая группа людей с устойчивыми социальными связями);
    сообщество людей, объединенных единым государством (американское, французское или белорусское общество);
    исторически конкретный тип социальной системы (например, рабовладельческое или феодальное общество).

  • В общесоциологическом смысле слова общество – это выделившееся из природы сис...

    6 слайд

    В общесоциологическом смысле слова общество – это выделившееся из природы системное образование, исторически изменяющаяся форма жизнедеятельности людей, которая проявляется в функционировании и развитии социальных институтов, социальных общностей, а также отдельных индивидов.

  • Страна – это территория, на которой проживает человеческое сообщество, объеди...

    7 слайд

    Страна – это территория, на которой проживает человеческое сообщество, объединенное единым государством.
    государство – это политическая организация данной страны.
    Общество – это способ организации людей и результат их общения, проявляющийся в наборе устойчивых форм взаимодействия.
    Социум – это явление, при котором общество дезинтегрировано или не определены признаки, обеспечивающие его внутреннюю целостность, а само объединение людей существует исключительно за счет внешних факторов.
    Если же речь идет о некоторой части общества, обладающей рядом общих признаков (черт), придающих ей неповторимое своеобразие, и исторически сложившимися устойчивыми социальными связями и отношениями, то это общность

  • Общество – это не любая механическая совокупность людей, а такое их объединен...

    8 слайд

    Общество – это не любая механическая совокупность людей, а такое их объединение, в рамках которого происходит более или менее постоянное, устойчивое влияние людей друг на друга.
    С учетом существенных свойств общества белорусский социолог А. Н. Елсуков определяет его как «целостное системное образование людей, существующее в рамках определенных пространственно-временных пределов, имеющее сложную структурную организацию, все элементы которой, функционально дополняя друг друга, обеспечивают его самообеспечение, самосохранение, самоуправление и саморазвитие, реализуясь в материальной и духовной деятельности людей».

  • Как способ объединения людей, общество характеризуется следующими признаками:...

    9 слайд

    Как способ объединения людей, общество характеризуется следующими признаками:

    наличием постоянной территории;
    самовоспроизводством, т. е. пополнением преимущественно благодаря деторождению, даже в том случае, если миграция оказывает определенное воздействие на его состав;
    общностью культуры, обеспечивающей единство системы норм и ценностей, лежащих в основе социальных связей;
    самодостаточностью – самоуправлением и политической независимостью.

  • Белорусский социолог Е. М. Бабосов предлагает выделять следующие признаки общ...

    10 слайд

    Белорусский социолог Е. М. Бабосов предлагает выделять следующие признаки общества:
    социальная специфика взаимодействия людей (в отличие от культурной, экономической и др.);
    высокая интенсивность взаимодействий;
    территория;
    определенность во времени и пространстве;
    высокий уровень самоутверждения и саморегуляции;
    саморегуляция посредством социальных институтов;
    опосредованность социальных процессов волей и сознанием людей;
    наличие социальной структуры.

  • Создатель теории исторического материализма К. Маркс описывал типы обществ в...

    11 слайд

    Создатель теории исторического материализма К. Маркс описывал типы обществ в русле теории социально-экономических формаций, в рамках которой он выделил первобытнообщинные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические общества, а также сформулировал положение о коммунизме как социально-экономической формации, следующей за капитализмом.

  • На основании   религии  можно выделить мусульманское, христианское, буддистск...

    12 слайд

    На основании религии можно выделить мусульманское, христианское, буддистское общества.
    По лингвистическому признаку выделяются англофонные, франкофонные, русскоязычные и др. общества.

  • Социальная система – это сложноорганизованная упорядоченная совокупность субъ...

    13 слайд

    Социальная система – это сложноорганизованная упорядоченная совокупность субъектов (индивидов, социальных групп, общностей и организаций), объединенных устойчивыми социальными связями. Общество – это особая система, в рамках которой осуществляется совместное проживание людей.

  • В качестве системного образования общество наиболее рельефно представлено в т...

    14 слайд

    В качестве системного образования общество наиболее рельефно представлено в теории Т. Парсонса, который рассматривал его в качестве набора социальных ролей и взаимодействий исполняющих их субъектов.
    Общество как система выполняет четыре функции, каждая из которых реализуется определенной его подсистемой:
    1) адаптацию к материальной среде, которую обеспечивает экономика;
    2) целеполагание (политика);
    3) интеграцию общества (сфера гражданского общества);
    4) легитимизацию (поддержание латентного порядка) (сфера функционирования культурной подсистемы).

  • Любое общество существует постольку, поскольку его изменчивость подчиняется о...

    15 слайд

    Любое общество существует постольку, поскольку его изменчивость подчиняется определенным законам.
    Закон ускорения социального развития состоит в том, что каждый последующий этап развития общества проходит более краткий и сжатый период во времени, чем предыдущий.
    Закон неравномерности экономического, политического, социального и духовного развития предопределяет разнонаправленность развития различных стран и народов.

  • В социологии личность – это система социально значимых качеств индивида, хара...

    16 слайд

    В социологии личность – это система социально значимых качеств индивида, характеризующих его как субъект социальных отношений и социальной деятельности.
    Личность выступает одновременно объектом и субъектом социальных отношений. Как объект, она формируется обществом, усваивает его нормы и ценности, учится исполнять роли. Как субъект, личность обладает определенной самостоятельностью, независимостью в поступках и суждениях, способностью вырабатывать в себе определенные качества по собственному усмотрению.

  • Социально значимыми качествами личности являются:Самосознание – выделение инд...

    17 слайд

    Социально значимыми качествами личности являются:
    Самосознание – выделение индивидом себя из окружающей среды.
    Самооценка – оценка личностью себя, своих потребностей, возможностей и места в обществе.
    Активность – способность самостоятельно и энергично действовать.
    Интересы – осознанные мотивы деятельности и основанные на них притязания.
    Направленность – осознанное, устойчивое, преобладающее отношение личности к социальной реальности .
    Убеждения – элементы мировоззрения, придающие людям уверенность в своих взглядах и направляющие их волевые действия.

  • Установки – ориентации индивидов на определенные социальные объекты, выражающ...

    18 слайд

    Установки – ориентации индивидов на определенные социальные объекты, выражающие предрасположенность действовать определенным образом в отношении этих объектов.
    Ценности – лично принимаемые ориентиры, служащие организации деятельности человека, а также формированию его мнений, оценок и суждений.
    Идентичность – свойство индивида, обеспечивающее его способность оставаться самим собой в меняющихся социальных ситуациях.
    Имидж – совокупность свойств, приписываемых личности традицией, модой, предрассудками, рекламой, пропагандой и т. д. для формирования определенного отношения к ней со стороны окружающих.

  • Социальные механизмы формирования личности можно разбить на две группы:Полож...

    19 слайд

    Социальные механизмы формирования личности можно разбить на две группы:

    Положительные:
    имитация – осознанное копирование образцов поведения;
    идентификация – усвоение норм и ценностей.
    2. Отрицательные:
    стыд (социальный контроль) – чувство разоблаченности, возникающее под воздействием социального контроля;
    вина (индивидуальный контроль) – самоосуждение, совесть.
    Положительные механизмы ускоряют формирование личности, отрицательные – сдерживают этот процесс, действуя как запреты.

  • Социализация – это включение человека в жизнь общества через приобретение нав...

    20 слайд

    Социализация – это включение человека в жизнь общества через приобретение навыков и привычек общественно значимого поведения, усвоение ценностей и норм данного общества. Понятие «социализация личности» близко понятию «формирование личности», но они не идентичны.
    Если формирование личности устанавливает базовые ценности личности, создает мотивацию и определяет тип деятельности, то социализация обеспечивает изменение внешнего поведения, способствует формированию новых поведенческих навыков, делает поведенческие установки более гибкими.

  • По стадиям социализация делится на первичную (период от рождения до формирова...

    21 слайд

    По стадиям социализация делится на первичную (период от рождения до формирования личности) и вторичную (период перестройки личности, ее адаптации к новым условиям); дотрудовую, трудовую и послетрудовую.
    Институты социализации – семья, группы сверстников, школа, СМИ, армия и др.
    Агенты социализации – личности, обеспечивающие функционирование институтов социализации: родители в семье, приятели в группах, учителя в школе, а также телеведущие, командиры и т. д.

  • Культура (от лат. cultura – возделывание, воспитание) – это специфический спо...

    22 слайд

    Культура (от лат. cultura – возделывание, воспитание) – это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
    В широком антропологическом понимании термином «культура» обозначают символические, небиологические, т. е. не врожденные, а приобретаемые аспекты жизни человека и общества.

  • Способность культуры влиять на поведение людей ограничена:
биологическими воз...

    23 слайд

    Способность культуры влиять на поведение людей ограничена:
    биологическими возможностями человеческого организма;
    пределами знаний, которые люди способны усвоить;
    наследуемой склонностью людей к тем или иным моделям поведения (социобиологи вообще считают, что даже сложные модели поведения, соответствующие таким качествам, как воинственность или великодушие, обусловлены генетически);
    факторами окружающей среды;
    необходимостью в поддержании устойчивого общественного порядка.

  • А. Н. Елсуков предлагает выделять три группы социологических подходов к опред...

    24 слайд

    А. Н. Елсуков предлагает выделять три группы социологических подходов к определению культуры: первую группу образуют подходы, описывающие «статику» культуры (предметные, ценностные, символические, текстовые); вторую – подходы, описывающие «динамику» культуры (деятельностные, технологические, игровые, коммуникативные); третью – субъектные и диалоговые.

  • Ключевые компоненты культуры:Ценность – это особое общественное отношение, бл...

    25 слайд

    Ключевые компоненты культуры:
    Ценность – это особое общественное отношение, благодаря которому потребности социального субъекта переносятся на вещи, предметы и явления окружающего мира, придавая им социальные свойства, не связанные напрямую с их утилитарным назначением.
    Социальные нормы – исторически утвердившиеся формы регулирования поведения людей.
    Обычай – это общепризнанные и повторяющиеся формы поведения людей, служащие средством передачи опыта от поколения к поколению.
    Традиции – это наиболее обобщенные и стабильные правила поведения в рамках группы, существующей в течение продолжительного времени.


  • Язык – системе знаков, служащей средством человеческого общения и мыслительно...

    26 слайд

    Язык – системе знаков, служащей средством человеческого общения и мыслительной деятельности. Будучи средством хранения и передачи информации, язык является также культурно обусловленным средством выражения отношения человека к окружающему миру и себе самому.
    Техника – совокупность средств, создаваемых людьми для осуществления материального производства и удовлетворения непроизводственных потребностей общества. техника в широком смысле слова включает всю совокупность искусственно созданных материальных средств социальной действительности, используемых для ее освоения и преобразования.

  • Особенности современной белорусской культуры:Сильная связь с традициями, сох...

    27 слайд

    Особенности современной белорусской культуры:

    Сильная связь с традициями, сохраняемая и передаваемая через малые группы и территориальные общности.
    Незавершенность перемен, обусловленная их длительным характером (разнонаправленность тенденций и моделей адаптации у различных возрастных групп).
    Неприятие большинством населения политизации общественной жизни, связанное с ценностью предсказуемости и стабильности общественной жизни.
    Рост интереса к религии.
    Упрочение ценности семьи как наиболее важного института выживания в условиях роста неопределенности.
    Ценность труда и его справедливой оценки.

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 176 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 13.07.2020 487
    • PPTX 1.6 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Зятина Жанна Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Зятина Жанна Викторовна
    Зятина Жанна Викторовна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 75851
    • Всего материалов: 213

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 142 человека из 46 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическое проектирование как средство оптимизации труда учителя математики в условиях ФГОС второго поколения

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 85 человек из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 415 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Математика и информатика")

Учитель математики и информатики

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 35 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по математике в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 324 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 547 человек

Мини-курс

Эмоциональная связь между родителями и детьми

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 43 человека из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Мини-курс

Создание контента и заработок в онлайн среде: регулирование, продвижение и монетизация

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 245 человек из 60 регионов
  • Этот курс уже прошли 66 человек

Мини-курс

GR: аспекты коммуникации и взаимодействия с государственными органами

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе