Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Лекция 2
ОБЩЕСТВО КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ
2 слайд
Учебные вопросы:
1. Понятия «общество» и «личность» в социологии
2. Культура как система социальных норм и ценностей
3 слайд
Учебная литература
Бабосов, Е. М. Социология: учебник / Е. М. Бабосов. – Мн., 2011. – С. 58-100.
Социология: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. А.Н. Елсукова. – Мн., 2004. – С. 79–89.
Екадумова И.И. Социология: учеб.-метод. пособие. – Минск: ВА РБ, 2013.
4 слайд
Три парадигмальных подхода
к взаимосвязи природы и общества :
Объективистский. Общество рассматривается как объективная реальность, т. е. неотъемлемая часть природы, которая подчиняется действию универсальных естественных законов, не зависящих от воли и сознания людей.
Субъективистский. Общество – субъективная действительность, система смыслов и значений. Соответственно, уровень развития общества характеризуется и анализируется в соответствии с уровнем развития его духовной сферы.
Субъективистско-объективистский. Общество рассматривается как субъективно-объективная действительность, сущность которой состоит в тесной взаимосвязи материального и духовного.
5 слайд
Общество в широком смысле слова представляет собой систему с определенными универсальными характеристиками, такими как наличие людей и взаимосвязей между ними, определенные пространственные и временные границы, определенные принципы взаимодействия с окружающей средой. Под обществом в узком смысле слова всегда понимается определенное, отдельно взятое общество с учетом его особенностей, например,
отдельный социум (большая группа людей с устойчивыми социальными связями);
сообщество людей, объединенных единым государством (американское, французское или белорусское общество);
исторически конкретный тип социальной системы (например, рабовладельческое или феодальное общество).
6 слайд
В общесоциологическом смысле слова общество – это выделившееся из природы системное образование, исторически изменяющаяся форма жизнедеятельности людей, которая проявляется в функционировании и развитии социальных институтов, социальных общностей, а также отдельных индивидов.
7 слайд
Страна – это территория, на которой проживает человеческое сообщество, объединенное единым государством.
государство – это политическая организация данной страны.
Общество – это способ организации людей и результат их общения, проявляющийся в наборе устойчивых форм взаимодействия.
Социум – это явление, при котором общество дезинтегрировано или не определены признаки, обеспечивающие его внутреннюю целостность, а само объединение людей существует исключительно за счет внешних факторов.
Если же речь идет о некоторой части общества, обладающей рядом общих признаков (черт), придающих ей неповторимое своеобразие, и исторически сложившимися устойчивыми социальными связями и отношениями, то это общность
8 слайд
Общество – это не любая механическая совокупность людей, а такое их объединение, в рамках которого происходит более или менее постоянное, устойчивое влияние людей друг на друга.
С учетом существенных свойств общества белорусский социолог А. Н. Елсуков определяет его как «целостное системное образование людей, существующее в рамках определенных пространственно-временных пределов, имеющее сложную структурную организацию, все элементы которой, функционально дополняя друг друга, обеспечивают его самообеспечение, самосохранение, самоуправление и саморазвитие, реализуясь в материальной и духовной деятельности людей».
9 слайд
Как способ объединения людей, общество характеризуется следующими признаками:
наличием постоянной территории;
самовоспроизводством, т. е. пополнением преимущественно благодаря деторождению, даже в том случае, если миграция оказывает определенное воздействие на его состав;
общностью культуры, обеспечивающей единство системы норм и ценностей, лежащих в основе социальных связей;
самодостаточностью – самоуправлением и политической независимостью.
10 слайд
Белорусский социолог Е. М. Бабосов предлагает выделять следующие признаки общества:
социальная специфика взаимодействия людей (в отличие от культурной, экономической и др.);
высокая интенсивность взаимодействий;
территория;
определенность во времени и пространстве;
высокий уровень самоутверждения и саморегуляции;
саморегуляция посредством социальных институтов;
опосредованность социальных процессов волей и сознанием людей;
наличие социальной структуры.
11 слайд
Создатель теории исторического материализма К. Маркс описывал типы обществ в русле теории социально-экономических формаций, в рамках которой он выделил первобытнообщинные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические общества, а также сформулировал положение о коммунизме как социально-экономической формации, следующей за капитализмом.
12 слайд
На основании религии можно выделить мусульманское, христианское, буддистское общества.
По лингвистическому признаку выделяются англофонные, франкофонные, русскоязычные и др. общества.
13 слайд
Социальная система – это сложноорганизованная упорядоченная совокупность субъектов (индивидов, социальных групп, общностей и организаций), объединенных устойчивыми социальными связями. Общество – это особая система, в рамках которой осуществляется совместное проживание людей.
14 слайд
В качестве системного образования общество наиболее рельефно представлено в теории Т. Парсонса, который рассматривал его в качестве набора социальных ролей и взаимодействий исполняющих их субъектов.
Общество как система выполняет четыре функции, каждая из которых реализуется определенной его подсистемой:
1) адаптацию к материальной среде, которую обеспечивает экономика;
2) целеполагание (политика);
3) интеграцию общества (сфера гражданского общества);
4) легитимизацию (поддержание латентного порядка) (сфера функционирования культурной подсистемы).
15 слайд
Любое общество существует постольку, поскольку его изменчивость подчиняется определенным законам.
Закон ускорения социального развития состоит в том, что каждый последующий этап развития общества проходит более краткий и сжатый период во времени, чем предыдущий.
Закон неравномерности экономического, политического, социального и духовного развития предопределяет разнонаправленность развития различных стран и народов.
16 слайд
В социологии личность – это система социально значимых качеств индивида, характеризующих его как субъект социальных отношений и социальной деятельности.
Личность выступает одновременно объектом и субъектом социальных отношений. Как объект, она формируется обществом, усваивает его нормы и ценности, учится исполнять роли. Как субъект, личность обладает определенной самостоятельностью, независимостью в поступках и суждениях, способностью вырабатывать в себе определенные качества по собственному усмотрению.
17 слайд
Социально значимыми качествами личности являются:
Самосознание – выделение индивидом себя из окружающей среды.
Самооценка – оценка личностью себя, своих потребностей, возможностей и места в обществе.
Активность – способность самостоятельно и энергично действовать.
Интересы – осознанные мотивы деятельности и основанные на них притязания.
Направленность – осознанное, устойчивое, преобладающее отношение личности к социальной реальности .
Убеждения – элементы мировоззрения, придающие людям уверенность в своих взглядах и направляющие их волевые действия.
18 слайд
Установки – ориентации индивидов на определенные социальные объекты, выражающие предрасположенность действовать определенным образом в отношении этих объектов.
Ценности – лично принимаемые ориентиры, служащие организации деятельности человека, а также формированию его мнений, оценок и суждений.
Идентичность – свойство индивида, обеспечивающее его способность оставаться самим собой в меняющихся социальных ситуациях.
Имидж – совокупность свойств, приписываемых личности традицией, модой, предрассудками, рекламой, пропагандой и т. д. для формирования определенного отношения к ней со стороны окружающих.
19 слайд
Социальные механизмы формирования личности можно разбить на две группы:
Положительные:
имитация – осознанное копирование образцов поведения;
идентификация – усвоение норм и ценностей.
2. Отрицательные:
стыд (социальный контроль) – чувство разоблаченности, возникающее под воздействием социального контроля;
вина (индивидуальный контроль) – самоосуждение, совесть.
Положительные механизмы ускоряют формирование личности, отрицательные – сдерживают этот процесс, действуя как запреты.
20 слайд
Социализация – это включение человека в жизнь общества через приобретение навыков и привычек общественно значимого поведения, усвоение ценностей и норм данного общества. Понятие «социализация личности» близко понятию «формирование личности», но они не идентичны.
Если формирование личности устанавливает базовые ценности личности, создает мотивацию и определяет тип деятельности, то социализация обеспечивает изменение внешнего поведения, способствует формированию новых поведенческих навыков, делает поведенческие установки более гибкими.
21 слайд
По стадиям социализация делится на первичную (период от рождения до формирования личности) и вторичную (период перестройки личности, ее адаптации к новым условиям); дотрудовую, трудовую и послетрудовую.
Институты социализации – семья, группы сверстников, школа, СМИ, армия и др.
Агенты социализации – личности, обеспечивающие функционирование институтов социализации: родители в семье, приятели в группах, учителя в школе, а также телеведущие, командиры и т. д.
22 слайд
Культура (от лат. cultura – возделывание, воспитание) – это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
В широком антропологическом понимании термином «культура» обозначают символические, небиологические, т. е. не врожденные, а приобретаемые аспекты жизни человека и общества.
23 слайд
Способность культуры влиять на поведение людей ограничена:
биологическими возможностями человеческого организма;
пределами знаний, которые люди способны усвоить;
наследуемой склонностью людей к тем или иным моделям поведения (социобиологи вообще считают, что даже сложные модели поведения, соответствующие таким качествам, как воинственность или великодушие, обусловлены генетически);
факторами окружающей среды;
необходимостью в поддержании устойчивого общественного порядка.
24 слайд
А. Н. Елсуков предлагает выделять три группы социологических подходов к определению культуры: первую группу образуют подходы, описывающие «статику» культуры (предметные, ценностные, символические, текстовые); вторую – подходы, описывающие «динамику» культуры (деятельностные, технологические, игровые, коммуникативные); третью – субъектные и диалоговые.
25 слайд
Ключевые компоненты культуры:
Ценность – это особое общественное отношение, благодаря которому потребности социального субъекта переносятся на вещи, предметы и явления окружающего мира, придавая им социальные свойства, не связанные напрямую с их утилитарным назначением.
Социальные нормы – исторически утвердившиеся формы регулирования поведения людей.
Обычай – это общепризнанные и повторяющиеся формы поведения людей, служащие средством передачи опыта от поколения к поколению.
Традиции – это наиболее обобщенные и стабильные правила поведения в рамках группы, существующей в течение продолжительного времени.
26 слайд
Язык – системе знаков, служащей средством человеческого общения и мыслительной деятельности. Будучи средством хранения и передачи информации, язык является также культурно обусловленным средством выражения отношения человека к окружающему миру и себе самому.
Техника – совокупность средств, создаваемых людьми для осуществления материального производства и удовлетворения непроизводственных потребностей общества. техника в широком смысле слова включает всю совокупность искусственно созданных материальных средств социальной действительности, используемых для ее освоения и преобразования.
27 слайд
Особенности современной белорусской культуры:
Сильная связь с традициями, сохраняемая и передаваемая через малые группы и территориальные общности.
Незавершенность перемен, обусловленная их длительным характером (разнонаправленность тенденций и моделей адаптации у различных возрастных групп).
Неприятие большинством населения политизации общественной жизни, связанное с ценностью предсказуемости и стабильности общественной жизни.
Рост интереса к религии.
Упрочение ценности семьи как наиболее важного института выживания в условиях роста неопределенности.
Ценность труда и его справедливой оценки.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 665 176 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Зятина Жанна Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
36/72 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300 ч. — 1200 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
2 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.