Презентация, доклад Основы философии тема гносеология – философское учение о познании

Здесь Вы можете изучить и скачать урок-презентацию на тему "Основы философии тема гносеология – философское учение о познании " бесплатно. Доклад-презентация для класса на заданную тему содержит 22 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если презентация оказалась полезной для Вас - поделитесь ей с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!
Презентации» Философия» Основы философии тема гносеология – философское учение о познании
500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500


Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ Тема ГНОСЕОЛОГИЯ – ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ Преподаватель: Пурто Елена Евгеньевна

Слайд 2
Описание слайда:
Гносеология - – раздел философии, в котором изучается природа познания, его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания. Термин введён в 1854 г. англичанином Дж. Феррером, но гносеологическая проблематика рассматривалась в философии с самой глубокой древности.

Слайд 3
Описание слайда:
Познание изучают Гносеология (изучает познание как средство достижения истины) Когнитивная психология (изучает познание как психический процесс Социология и прочие социальные науки (изучают косвенно) Эпистемология (Науковедение) Логика – учение о нормах мышления

Слайд 4
Описание слайда:
ПОЗНАНИЕ Материя отражение Познание человек Познание - процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире. Материя Целью всякого познания является достижение истины, достоверного, правильного знания.

Слайд 5
Описание слайда:
Основными понятиями, которыми оперирует гносеология, являются «субъект» и «объект». Основными понятиями, которыми оперирует гносеология, являются «субъект» и «объект». Субъект понимается в качестве носителя познавательной активности, направленной на предметы окружающей реальности. Субъект может быть как индивидуальным (отдельная личность), так и коллективным (социальная группа). Объект же это то, что противостоит субъекту в его познавательной и предметно-практической деятельности. Причём иногда в качестве объекта может выступать и сам субъект.

Слайд 6
Описание слайда:
Субъект-объектные отношения До И. Канта Субъект Объект Объект Субъект После появления философии И. Канта

Слайд 7
Описание слайда:

Слайд 8
Описание слайда:
Д. Юм Д. Юм Нам неизвестно, есть ли какая реальность за нашими чувствами и какова она. Мы знаем только мир наших чувств и мыслей. О реальности за миром сознания мы можем строить вероятностные, гипотетические суждения. И. Кант Мир вещей в себе непознаваем, мы можем познавать лишь отражение вещей в себе в нашем сознании, то есть вещи для нас.

Слайд 9
Описание слайда:
Точка зрения материалистов Истоки познания коренятся в биологической необходимости выживания в окружающей среде. Ведь чтобы адекватно реагировать на вызовы окружающей реальности, нужно представлять себе эту реальность адекватно, как можно более близко к действительности. Задачу познания взяла на себя нервная система, высшей ступенью эволюции которой и является мышление, являющееся главным инструментом познавательной деятельности субъекта. Само выживание живых существ и успех деятельности человека свидетельствуют о том, что познание мира возможно

Слайд 10
Описание слайда:
Объективные идеалисты о познании Объективные идеалисты признают возможность адекватного познания мира, но только с помощью мирового духа (Бога и пр.). Без содействия высшего идеального начала человеческий разум бессилен. Платон: познание есть припоминание (анамнезис) душой того, что она видела до вселения в тело в мире идей.

Слайд 11
Описание слайда:
Августин: Бог при рождении вкладывает в душу идеи, которые «умным светом» освещают окружающий мир, благодаря чему мы его и познаём (теория иллюминативизма). Августин: Бог при рождении вкладывает в душу идеи, которые «умным светом» освещают окружающий мир, благодаря чему мы его и познаём (теория иллюминативизма). Р. Декарт: у нас есть вложенные Богом истинные идеи, которые мы должны развивать, конкретизируя методом дедукции. Нативизм – учение о наличии врождённых знаний и идей (характерен для рационализма) Иннативизм – отрицание наличия в уме врождённых знаний и идей (характерен для эмпиризма)

Слайд 12
Описание слайда:
Нативизм – учение о наличии врождённых знаний и идей (характерен для рационализма). Нативизм – учение о наличии врождённых знаний и идей (характерен для рационализма). Согласно Р. Декарту и Г. Лейбницу, душа при рождении уже имеет в себе врождённое содержание, определяющее накопление опыта и получение новых знаний Антинативизм – отрицание наличия в уме врождённых знаний и идей (характерен для эмпиризма) Согласно Д. Локку, душа младенца подобна чистой доске – tabula rasa. Всё, существующее в разуме, прошло через чувства.

Слайд 13
Описание слайда:
Теория иероглифов Выдвинута немецким физиологом Г. Гельмгольцем. Согласно теории иероглифов, то, что дано нам на стадии чувственного и рационального познания, служат для нас символами внешних объектов. Как писал Гельмгольц, «они соответствуют им настолько, насколько писаное слово или звук соответствует данному предмету». Чувственные впечатления есть только отметки качеств внешнего мира, которые могут принципиально отличаться от действительных характеристик объектов мироздания. Но в процессе опыта люди обучаются истолковывать эти «иероглифы» и действовать, правильно поняв значение этих символов и представляемой ими реальности. Герман Гельмгольц 1821 – 1894)

Слайд 14
Описание слайда:
Конвенционализм Учение конвенционализма было выдвинуто французским физиком и математиком А. Пуанкаре. Конвенционалисты утверждают, что все истины и теории – условности, принятые ради удобства. Так, из многих геометрий ни одна не является более истинной чем другие, а лишь более удобной. Пуанкаре считал, что познаваемы лишь отношения между объектами, но не сами свойства объектов, «даже Бог не смог бы познать и выразить истинную природу вещей». Анри Пуанкаре (1854 – 1912)

Слайд 15
Описание слайда:
Инструментализм и операционализм Теория инструментализма была сформирована американским философом Д. Дьюи. Она названа так, поскольку Дьюи полагал, что все истины, гипотезы и теории являются орудиями (инструментами) познания. Операционализм У. Бриджмена строится на утверждении, что содержание понятий сводится к серии различных действий, операциям. Так, понятие по пространстве и времени мы получаем посредством операции измерения. Операции определяются как направленные действия индивида, они могут быть как реальными, так и умственными. Джон Дьюи (1859 - 1952) Уильям Бриджмен (1882 - 1961)

Слайд 16
Описание слайда:
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ Основные формы познания Чувственное познание Рациональное познание Ощущение Отражение в сознании человека отдельных свойств внешних предметов и внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы Восприятие Отражение в сознании человека предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на рецепторы Представление Возникающие в сознании человека образы предметов и явлений внешнего мира или их свойств, которые человек когда-то воспринимал или ощущал Понятие – умственный концепт, отличающийся обобщенностью и отбором существенного; – форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках Суждение Форма мышления, в которой человек выражает вещь в ее связях и отношениях Умозаключение Форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение Иррациональные формы познания (интуиция и т.д.)

Слайд 17
Описание слайда:
ИСТИНА З н а н и е П р е д м е т истина – соответствие заблуждение – несоответствие

Слайд 18
Описание слайда:
ИСТИНА ИСТИНА Характеристика содержания знаний, соответствующих объективной действительности Абсолютная истина - это объективная истина, которая содержит в себе полное и всестороннее знание сущности предметов и явлений материального мира Объективная истина – объективное содержание знаний Относительная истина - это объективная истина, которая содержит в себе неполное, относительное знание сущности предметов и явлений материального мира Принцип конкретности истины Ошибка Результат неправильного теоретического или практического действия, вызванного субъективными, случайными причинами Заблуждение – несоответствие знания его предмету; – расхождение субъективного образа действительности с его объективным прообразом; – абсолютизация относительной истины Абсолютная истина Относительная истина

Слайд 19
Описание слайда:
ПРАКТИКА И ЕЕ РОЛЬ В ПОЗНАНИИ Производственная деятельность Деятельность по изменению общественных отношений Практика – это материальная деятельность людей ПРАКТИКА Эксперимент Исходный продукт познания Движущая сила и цель познания Критерий истины Роль практики в познании

Слайд 20
Описание слайда:
ПРАКТИКА КАК КРИТЕРИЙ ПОЗНАНИЯ Относительный характер практики как критерия познания 1. Практика абсолютна как процесс 2. Доказанное практикой является объективной истиной 3. Абсолютность практики как критерия истины дает возможность отличать объективно истинные знания от вымысла, заблуждения 1. Практика относительна как отдельный акт 2. Практика не может полностью подтвердить или опровергнуть все теоретические положения 3. Непрерывное развитие практики не дает знаниям человека превратиться в абсолют Абсолютного Относительного П р о я в л я е т с я в е д и н с т в е

Слайд 21
Описание слайда:
ПРИРОДА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (процесс познания) 1. Классическая схема процесса Объект познания (ОП) Субъект познания (СП) 2. Научная схема процесса познания Объект познания (ОП) Использование приборов Использование моделей Субъект познания (СП) Средство познания (СП)

Слайд 22
Описание слайда:
Основные принципы скептицизма и агностицизма СКЕПТИЦИЗМ И АГНОСТИЦИЗМ 1. Отрицает познаваемость мира 2. Отрицает абсолютную истину 3. Ограничивает роль науки познанием явлений 4. Отрицает познание сущности предме- тов и закономерностей развития действительности 1. О природе вещей ничего нельзя знать, потому что чувственное и рациональ- ное познание обманчивы 2. К вещам надо относиться скептически, воздерживаясь от какого-либо опре- деленного суждения о них 3. Из отношения человека к вещам вытекает необходимость быть ко всему безразличным Пиррон из Элиды (376-270 гг. до н.э.) 1. Агностицизм как откровенный иде- ализм Д. Юм (1711–1776 гг.), нео- кантианство, махизм 2. Агностицизм как эклектическая смесь материализма и идеализма с пре- обладанием последнего. И. Кант (1724–1804 гг.) 3. Агностицизм как «стыдливый мате- риализм» Т.Г. Гексли (1825–1895 гг.) и др. 1. Сомнение в существовании внешнего мира 2. Сомнение в возможности познания мира 3. Сомнение - принцип познания 4. Сомнение - всеобщий метод Агностицизм Агностицизм XVIII-XIX вв. Скептицизм Античный скептицизм


Скачать урок презентацию на тему Основы философии тема гносеология – философское учение о познании можно ниже:

Похожие презентации