Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
ПЛАНИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
2 слайд
Экспериментальный план (экспериментальная схема)
Экспериментальный дизайн
(DESIGN)
3 слайд
4 слайд
Проект конкретной последовательности манипуляции со специально сформированными группами называется планом или дизайном (от англ. design — проект, план, оформление) исследования
(Александров, Максимова, 2001).
5 слайд
Классификации планов
6 слайд
Экспериментальная выборка Контрольная выборка
7 слайд
ПЛАНЫ
Межгрупповые (межсубъектные, межиндивидуальные, кроссиндивидуальные)
внутригрупповые (внутрисубъектные, интраиндивидуальные)
8 слайд
ПЛАНЫ
Межгрупповые (межсубъектные, межиндивидуальные, кроссиндивидуальные)
Несвязные (независимые выборки)
внутригрупповые (внутрисубъектные, интраиндивидуальные)
Связные (зависимые выборки)
9 слайд
ВНУТРИГРУППОВЫЕ ПЛАНЫ
10 слайд
Внутригрупповые планы требуют меньших выборок
Не применимы, если каждый уровень условие занимает длительное время.
Не применимы, если выполнение одного условия несовместимо с выполнением другого условия на одной и той же выборке.
(например, нужно использовать один и тот же стимульный материал и при одном и при другом условии, а это делает задачу бессмысленной)
11 слайд
Контроль фактора времени во внутригрупповых планах становится отдельной проблемой, которая частично может решаться переходом к кроссиндивидуальному эксперименту – к межгрупповым планам.
12 слайд
МЕЖГРУППОВЫЕ ПЛАНЫ
13 слайд
Проблема создания эквивалентных групп
Рандомизация
Уравнивание групп
14 слайд
разные экспериментальные условия
уровни независимой переменной
разные методики
Разные пробы
15 слайд
Систематические смешения
Эффект последовательности или эффект порядка.
16 слайд
Эффект прогрессии
(выполнение заданий равномерно (прогрессивно) изменяется от попытки к попытке).
17 слайд
эффект тренировки
После первой попытки вторая попытка будет выполнена лучше.
18 слайд
повторение попыток постепенно приводит к усталости или скуке и задания выполняются все хуже и хуже.
19 слайд
ЭФФЕКТ ВРАБАТЫВАНИЯ
20 слайд
Эффект передачи
(одни последовательности заданий могут приводить к результату, отличному от того, который вызывается другими последовательностями заданий)
21 слайд
ПЕРЕНОС
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ
СИММЕТРИЧНЫЙ
АСИММЕТРИЧНЫЙ
22 слайд
Кумулятивный эффект
23 слайд
Однородные (постепенное улучшение от пробе к пробе) и неоднородные эффекты (чаще случается так, что процесс научения сначала протекает более интенсивно, а затем замедляется)
24 слайд
Ранний перенос
Поздний перенос
А Б Б А
25 слайд
При использовании позиционно уравненной последовательности АББА условия независимой переменной (А или Б) оказываются связанными с ранним- или -поздним переносом. Условие А связано с поздним переносом, поскольку оно получает «помощь» только на четвертой пробе, а условие Б—с ранним, на второй и третьей пробах.
26 слайд
ЭФФЕКТ КРАЯ
(явление, заключающееся в том, что из расположенного в ряд заучиваемого материала элементы, находящиеся в начале и конце, запоминаются быстрее, чем элементы, находящиеся в середине)
27 слайд
Эффект ряда
– эффект асимметричного переноса в многоуровневом эксперименте, когда род воздействий имеет несколько уровней. Зависит от удаленности предъявляемого испытуемому уровня воздействия от концов ряда. Объясняется адаптацией испытуемого к предшествующему воздействию более низкого или более высокого уровня, чем предъявляемое.
28 слайд
ЭФФЕКТ ЦЕНТРАЦИИ
29 слайд
частичное проявление эффекта ряда, усиливающий действие независимой переменной. Объясняется тем, что уровням, предъявляемым в середине последовательности, предшествуют и более низкие и более высокие уровни (при их случайном или позиционно-уровневом чередовании).
30 слайд
в наиболее благоприятных условиях оказываются средние члены ряда.
31 слайд
Ошибка игрока или ложный вывод Монте-Карло отражает распространённое ошибочное понимание случайности событий.
32 слайд
Связана с тем, что, как правило, человек не осознаёт на интуитивном уровне того факта, что вероятность желаемого исхода не зависит от предыдущих исходов случайного события.
33 слайд
Вероятность выпадения следующего орла или решки по-прежнему остаётся 1/2.
34 слайд
Как преодолеть все эти эффекты?
Допустим, что «А», «В», «С» и т.п. это разные условия, уровни независимой переменной или разные методики.
35 слайд
Как преодолеть все эти эффекты?
Допустим, что «А», «В», «С» и т.п. это разные условия, уровни независимой переменной или разные методики.
36 слайд
A B C D E F G H
Необходимо сбалансировать положение каждой методики/пробы в последовательности методик/проб в выборке.
37 слайд
Позиционное уравнивание
АБ БА в интраиндивидуальном исследовании (интраиндивидуальное позиционное уравнивание)
АБ
БА – в кроссиндивидуальном исследовании (кроссиндивидуальное позиционное уравнивание)
38 слайд
Позиционное уравнивание каждого условия внутри испытуемого требует повторений условий – исследование становится дольше. Получается полный эксперимент. Позиция каждого условия сбалансирована.
Каждый следующий испытуемый повторяет тот же эксперимент.
Выборка используется для повышения надежности результата, а не для контроля систематического смешения.
39 слайд
Когда нет возможности проводить столь длительные исследования переходят к кроссиндивидуальному позиционному уравниванию.
Каждому испытуемому предъявляется каждое из условий один раз.
40 слайд
Таким образом мы не можем проверять гипотезу на каждом отдельном испытуемом, анализировать данные каждого испытуемого как отдельную выборку, потому что позиция каждого условия внутри индивида не сбалансирована ( а значит данные на каждом отдельном испытуемом подвержены эффектам порядка).
Результаты каждого отдельного испытуемого будут искажены систематическим смешением.
41 слайд
Полное позиционное уравнивание
(все возможные последовательности будут использованы хотя бы один раз).
Для этого вычисляется факториал
42 слайд
Например, если у на 3 методики, то 3! =3*2*1=6,
Обозначим эти методики, как АBС
43 слайд
Полученные последовательности будут следующими
A B C
A C B
B C A
B A C
C A B
C B A
44 слайд
Нужно набирать выборку, кратную 6.
Количество индивидов, выполняющих методики в том или ином порядке, должно быть равным.
Например:
A B C – 5 человек
A C B – 5 человек
B C A – 5 человек
B A C – 5 человек
C A B – 5 человек
C B A – 5 человек
45 слайд
Если у нас 6 методик?
6!=1*2*3*4*5*6=720
Таким образом, чтобы предъявить все возможные последовательности в выборке, требуется 720 участников
46 слайд
Частичное позиционное уравнивание
Латинский квадрат
(наблюдения расположены квадратом и условия обозначаются латинскими буквами)
A B D C
B C A D
C D B A
D A C B
47 слайд
A B D C
B C A D
C D B A
D A C B
48 слайд
A B D C
B C A D
C D B A
D A C B
49 слайд
АБВГДЕ
ВДГАЕБ
ДВАЕБГ
БГЕВАД
ГЕБДВА
ЕАДБГВ
50 слайд
Альбрехт Дюрер
«Меланхолия»
51 слайд
Каждая буква встречается в каждой строке и каждом столбце один раз.
52 слайд
Латинский квадрат, у которого буквы в первой строке и первом столбце расположены в алфавитном порядке, называется стандартным.
ABCD
BADC
CDAB
DCBA
53 слайд
Кембридж
Окно в честь Фишера с латинским квадратом 7-го порядка.
54 слайд
положение каждой методики/пробы в последовательности методик/проб должно быть сбалансировано.
A=2,5 1 2 3 4
B=2,5
C=2,5
D=2,5
55 слайд
Стандартный латинский квадрат можно получить, если расположить буквы в первой строке в алфавитном порядке, а в каждой из последующих строк со сдвигом на одно положение влево по сравнению с предыдущей
56 слайд
Правильный латинский квадрат
-частота появления каждого экспериментального условия одинакова для всех последовательных позиций
сбалансированный латинский квадрат
-каждому условию предшествует, а также следует за ним каждое другое условие строго один раз
57 слайд
Эффекты последовательности, связанные с влиянием одного уровня независимой переменной на другой, не снимаются этими планами, но контролируются путем усреднения полученных показателей зависимой переменой по каждому уровню, занимающему разное место в каждой последовательности.
58 слайд
Построим латинский квадрат для 6 экспериментальных методик (или условий, или уровней независимой переменой)
ABCDEF
59 слайд
Первый ряд латинского квадрата строится следующим образом:
AB “X” C “X-1” “X-2” (D)
A означает первое экспериментальное условие, а «Х» -последнее.
«Х» →F
“X-1” →E
Таким образом
Первый ряд: ABFCED
60 слайд
Строим второй ряд
Для этого прямо под каждой буквой первого ряда во втором ряду помещаем следующую по алфавиту букву (единственное исключение буква F. Дойдя до нее нужно вернуться в начало алфавита и поместить под ней букву A.
Первый ряд: ABFCED
Второй ряд: BCADFE
61 слайд
Пользуясь этим правилом можно построить все остальные ряды
ABFCED
BCADFE
CDBEAF
DECFBA
EFDACB
FAEBDC
62 слайд
ЛАТИНСКИЙ КВАДРАТ ДЛЯ 3Х3 (третьего порядка)
ABC
BCA
CAB
ЛАТИНСКИЙ КВАДРАТ 4Х4 (четвертого порядка)
ABDC
BCAD
CDBA
DACB
63 слайд
ЛАТИНСКИЙ КВАДРАТ 5Х5
ADBEC
DACBE
CBEDA
BEACD
ECDAB
ЛАТИНСКИЙ КВАДРАТ ДЛЯ 7Х7
ABCDEFG
BCDEFGA
CDEFGAB
DEFGABC
EFGABCD
FGABCDE
GABCDEF
64 слайд
Выборка должна быть кратна количеству уровней или методик или условий.
65 слайд
ТАБЛИЦА СЛУЧАЙНЫХ КВАДРАТОВ
Для исследования определенный латинский квадрат выбирается случайным образом из перечня возможных латинских квадратов заданного размера.
66 слайд
67 слайд
Генератор латинских квадратов
http://hamsterandwheel.com/grids/index2d.php
68 слайд
http://statpages.info/latinsq.html
Списки латинских квадратов, сгенерированных в программе R
69 слайд
Существует ряд игр, в которых используются латинские квадраты. Наиболее известна из них судоку. В ней требуется частичный квадрат дополнить до латинского квадрата 9-го порядка, обладающего дополнительным свойством: все девять его подквадратов содержат по одному разу все натуральные числа от 1 до 9.
70 слайд
Если бы все эффекты переноса были связаны с непосредственно предшествующим уровнем, сбалансированный квадрат был бы очень эффективен.
Нет способа проверить, действительно ли это так.
71 слайд
Греко-латинский квадрат
Если взять один латинский квадрат pxp и наложить его на другой латинский квадрат pxp, в котором условия обозначим не латинскими, а греческими буквами.
Если при наложении каждая греческая буква встречается с каждой из латинских букв один и только один раз, то говорят, что такой квадрат ортогонален.
72 слайд
73 слайд
С его помощью можно исследовать влияние на зависимую переменную нескольких независимых. Суть его в следующем: к каждой латинской группе плана присоединяется греческая буква, обозначающая уровни еще одной переменной.
74 слайд
При наложении трех и более ортогональных латинских квадратов рхр образуется гиперквадрат рхр
75 слайд
76 слайд
Обратное позиционное уравнивание (реверсивное)
AB
BA
Только 2 последовательности
ABCD любая последовательность
DCBA обратная ей
A=(1+4)/2=2,5 –среднее положение методики «А» в последовательности методик.
D=(4+1)/2=2,5
B=(2+3)/2=2,5
C=(3+2)/2=2,5
77 слайд
Одна и та же средняя позиция.
Хороший контроль влияния последовательности, только если эффект переноса однороден.
ABCD
A влияет на B, как B на C, и т.д.
78 слайд
Чередование
A B A B A B
Случайный порядок не всегда есть возможность применить.
79 слайд
Однородный и симметричный переносы устраняются при регулярном чередовании и позиционном уравнивании (интраиндивидуальный эксперимент), а также при реверсивном уравнивании (кроссиндивидуальный эксперимент).
80 слайд
Несимметричный перенос усредняется применением случайной последовательности.
81 слайд
Случайный порядок
если большое количество проб
пробы достаточно короткие
когда испытуемый не должен знать о состоянии независимой переменной в каждой данной пробе
82 слайд
исключается всякая возможность систематического смешения независимой переменной с факторами времени, поскольку в случайной последовательности никакой системы не существует.
С увеличением проб повышается надежность эксперимента.
83 слайд
случайный ≠ беспорядочный
84 слайд
В случайно выбранном наборе последовательностей маловероятно, что каждый уровень окажется в каждой позиции равное число раз.
Нежелательные последствия неоднородного переноса будут продолжать существовать.
85 слайд
Таблица случайных чисел в EXCEL
СЛЧИС RAND
СЛУЧМЕЖДУ RANDBETWEEN
86 слайд
Если у Вас список из 26 стимулов СЛУЧМЕЖДУ(1, 26)
87 слайд
88 слайд
НАЙТИ VLOOKUP
Найти того, кто будет в случайном списке стоять на 1 позиции НАЙТИ(выделяем ячейку с формулой рандомизации, пронумерованный список, начальную позицию).
89 слайд
F9 новый случайный порядок.
90 слайд
Если исследование проводится без использования компьютерных программ и нужно каждому испытуемому предъявлять стимульный материал в новом случайном порядке
91 слайд
Макрос для создания списков в случайном порядке
92 слайд
93 слайд
94 слайд
ЕСЛИ (IF), СЛЧИС(RAND)
95 слайд
96 слайд
данные - сортировка
97 слайд
98 слайд
99 слайд
100 слайд
101 слайд
102 слайд
103 слайд
104 слайд
http://department.obg.cuhk.edu.hk/researchsupport/Random_integer.asp
105 слайд
В профессиональных психологических компьютерных программах есть опция, с помощью которой можно предъявлять пробы в случайном порядке (e-prime, PXLab)
106 слайд
Псевдослучайный (квазислучайный) порядок
Если какие-то методики/пробы не должны идти друг за другом в последовательности.
Квазислучайный контроль последовательности включает нарушение рандомизации, поскольку при составлении общей последовательности проб дополнительно выравнивается (балансируется) их представленность в разных ее частях. В противоположном случае случайно может проявиться неравномерность в распределении более высоких и более низких уровней фактора (по номерам предъявлений уровней).
107 слайд
Пример: пункты опросника могут быть представлены в списке в псевдослучайном порядке так, чтобы вопросы, принадлежащие одной и той же шкале не шли друг за другом.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 664 943 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Симакова Анастасия Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.