Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Подготовка к ЕГЭ по биологии.
Задания по теме «Метаболизм»
Факультатив 11 класс
Л.К.Юшкова
МАОУ «Ленская СОШ»
2 слайд
1. Дайте определения главным понятиям темы
метаболизм,
катаболизм,
диссимиляция,
анаболизм,
ассимиляция,
АТФ,
митохондрии,
ферменты,
гетеротрофы,
автотрофы,
анаэробы,
аэробы,
гликолиз,
реакция фосфорилирования
3 слайд
4 слайд
Обмен веществ и превращение энергии в клетке
Метаболизм
Пластический обмен (анаболизм, ассимиляция)
Энергетический обмен (катаболизм, диссимиляция)
распад, расщепление органических веществ
поглощение энергии
синтез органических веществ
выделение энергии
5 слайд
Обмен веществ и энергии в клетке
МЕТАБОЛИЗМ – это совокупность протекающих в клетке химических превращений, обеспечивающих ее жизненные функции и связь с окружающей средой
Энергетический обмен
(Катаболизм. Диссимиляция) – получение энергии в ходе реакций распада вещества, источником которого является пища
(при нехватке собственные вещества)
Углекислый газ и вода
(для белков – продукты азотистого обмена)
Энергия
Расход энергии на процессы жизнедеятельности
Пластический обмен (Анаболизм. Ассимиляция) – синтез вещества (белков, жиров и углеводов) с использованием энергии
АТФ
Внешние источники энергии у автотрофов
6 слайд
В суммарном виде уравнение аэробного дыхания выглядит так:
2С3Н6О3+ 6О2+ 36АДФ -» 6СО2+ 6Н2О + 36АТФ + 36Н2О.
Таким образом, при окислении 2 молекул молочной кислоты за счёт выделившейся энергии образуется 36 энергоемких молекул АТФ. Следовательно, основную роль в обеспечении клетки энергией играет аэробное дыхание.
7 слайд
Клеточное дыхание
8 слайд
9 слайд
10 слайд
1 этап - Транскрипция
11 слайд
12 слайд
2 этап - Трансляция
13 слайд
Фотосинтез
Как называется изображенный процесс?
14 слайд
Фотосинтез – процесс преобразования энергии света в энергию химических связей органических соединений (глюкозы) с участием хлорофилла
В процессе фотосинтеза участвуют:
1) хлоропласты,
2) свет,
3) углекислый газ,
4) вода,
5) температура.
У каких организмов происходит:
у высших растений происходит в хлоропластах – пластидах (полуавтономные органеллы)
у водорослей хлорофилл содержится в хроматофорах (пигментсодержащие и светоотражающие клетки).
У бурых и красных водорослей, обитающих на значительной глубине, куда плохо доходит солнечный свет, имеются другие пигменты.
15 слайд
16 слайд
17 слайд
Строение хлоропласта
18 слайд
Схема процессов, протекающих в хлоропластах
19 слайд
20 слайд
Автотрофные организмы (автотрофы) - это организмы, синтезирующие из неорганических соединений органические вещества с использованием энергии солнца (фототрофы) или энергии, освобождающейся при химических реакциях (хемотрофы).
К автотрофам относятся наземные зеленые растения, водоросли, фототрофные бактерии, источником энергии для которых является свет, а так же некоторые бактерии, использующие окисление неорганических веществ.
21 слайд
Гетеротрофные организмы (гетеротрофы)- не способны синтезировать органические соединения из неорганических, а потому использующие в виде пищи уже готовые органические вещества, созданные автотрофами.
К гетеротрофам относятся все животные, грибы, большинство бактерий, а так же без хлорофилльные наземные растения и водоросли.
22 слайд
23 слайд
24 слайд
25 слайд
26 слайд
27 слайд
28 слайд
29 слайд
СВЕТОВАЯ ФАЗА ФОТОСИНТЕЗА (происходит на свету на мембранах тилакоидов):
1) возбуждение хлорофилла (a и b) и перемещение электронов;
2) фотолиз (разложение) молекул воды и образование (выделение) кислорода и водорода (протонов);
3) синтез молекул АТФ;
4) соединение водорода со специальным переносчиком НАДФ+ и образование НАДФ∙H.
ТЕМНОВАЯ ФАЗА ФОТОСИНТЕЗА (свет не нужен, происходит в строме хлоропласта):
1) в строму поступают НАДФ∙H, АТФ и CO2;
2) связывание CO2 с рибулозодифосфатом (C5-углевод) – фиксация неорганического углерода (C6-углевод);
3) C6-углевод распадается на 2 триозы (C3-углевод);
4) присоединение к триозам фосфатов (от АТФ) – активирование триоз (синтез триозофосфатов);
5) восстановление триоз (за счет протонов НАДФ∙H);
6) синтез глюкозы (соединение двух триоз);
7) синтез крахмала из глюкозы.
30 слайд
31 слайд
32 слайд
33 слайд
34 слайд
35 слайд
36 слайд
37 слайд
38 слайд
39 слайд
40 слайд
41 слайд
42 слайд
43 слайд
44 слайд
45 слайд
Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
При дыхании синтезируется глюкоза через ряд последовательных этапов.
2.На некоторых этапах энергия химических связей глюкозы используется для синтеза АТФ.
3. Дыхание начинается с соединения двух молекул пировиноградной кислоты.
4. Первичный процесс бескислородного дыхания происходит в цитоплазме.
5. В результате этого дыхания образуются две молекулы АТФ.
6. Конечным этапом цикла является окислительное фосфорилирование, на которое расходуется энергия АТФ.
46 слайд
Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
Фотосинтез – это процесс синтеза органических веществ из неорганических с использованием солнечной энергии.
2. Он протекает в две стадии – световую и темновую.
3. В световой стадии происходит восстановление углекислого газа и синтез АТФ.
4. Также в световой стадии при фотолизе воды образуется свободный кислород.
5. В темновой стадии синтезируются НАДФ·2Н и глюкоза.
6. Эта стадия протекает в тилакоидах хлоропластов.
7. Таким образом, процесс фотосинтеза обеспечивает живые системы органическими веществами и кислородом.
47 слайд
Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.
Углеводы – органические соединения, в состав которых входят углерод, азот, кислород и водород.
2) Углеводы делятся на моно-, ди- и поли-сахариды.
3) Моносахариды хорошо растворимы в воде.
4) Они выполняют в организме энергетическую, структурную и ферментативную функции.
5) Один из полимерных углеводов – гликоген входит в состав растительных тканей.
6) Некоторые моносахариды входят в состав нуклеиновых кислот и АТФ.
7) Крахмал и гликоген выполняют и запасающую функцию.
48 слайд
Какой цифрой на рисунке обозначен этап трансляции в процессе биосинтеза белка?
49 слайд
1. Объясните, в чем сходство и различия процессов окисления глюкозы в клетке и горения, если их можно выразить общим суммарным уравнением:
С6Н12О6 + 6О2 = 6СО2+ 6Н2О + Энергия
Сходство:
1) происходит окисление органических веществ до конечных продуктов углекислого газа и воды;
Различия:
1) биологическое окисление происходит медленно, последовательно в процессе нескольких реакций, а горение – быстрый процесс в виде одной реакции;
2) при горении вся энергия выделяется в виде тепла, а при биологическом окислении часть энергии аккумулируется в молекулах АТФ в виде энергии химических связей.
50 слайд
1. Объясните, в чем сходство и различия процессов окисления глюкозы в клетке и горения, если их можно выразить общим суммарным уравнением:
С6Н12О6 + 6О2 = 6СО2+ 6Н2О + Энергия
Сходство:
1) происходит окисление органических веществ до конечных продуктов углекислого газа и воды;
Различия:
1) биологическое окисление происходит медленно, последовательно в процессе нескольких реакций, а горение – быстрый процесс в виде одной реакции;
2) при горении вся энергия выделяется в виде тепла, а при биологическом окислении часть энергии аккумулируется в молекулах АТФ в виде энергии химических связей.
51 слайд
1. Объясните, в чем сходство и различия процессов окисления глюкозы в клетке и горения, если их можно выразить общим суммарным уравнением:
С6Н12О6 + 6О2 = 6СО2+ 6Н2О + Энергия
Сходство:
1) происходит окисление органических веществ до конечных продуктов углекислого газа и воды;
Различия:
1) биологическое окисление происходит медленно, последовательно в процессе нескольких реакций, а горение – быстрый процесс в виде одной реакции;
2) при горении вся энергия выделяется в виде тепла, а при биологическом окислении часть энергии аккумулируется в молекулах АТФ в виде энергии химических связей.
52 слайд
1. Объясните, в чем сходство и различия процессов окисления глюкозы в клетке и горения, если их можно выразить общим суммарным уравнением:
С6Н12О6 + 6О2 = 6СО2+ 6Н2О + Энергия
Сходство:
1) происходит окисление органических веществ до конечных продуктов углекислого газа и воды;
Различия:
1) биологическое окисление происходит медленно, последовательно в процессе нескольких реакций, а горение – быстрый процесс в виде одной реакции;
2) при горении вся энергия выделяется в виде тепла, а при биологическом окислении часть энергии аккумулируется в молекулах АТФ в виде энергии химических связей.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 665 114 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Ларченко Ирина Валерьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.