Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
«Понятие и сущность содержания образования»
Чему нужно учить?
Что учим?
Выполнила студентка I курса института химии СГУ им. Н.Г.Чернышевского
Калашникова Ирина.
Презентация по педагогике
на тему:
2 слайд
образование - это целенаправленный процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов.
Образованным человеком можно назвать такого, который владеет общими идеями, принципами и методами, определяющими общий подход к рассмотрению многообразных фактов и явлений, располагает высоким уровнем развитых способностей, умением применять изученное к возможно большему числу частных случаев; кто приобрел много знаний и, кроме того, привык быстро и верно соображать, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление.
Н.Г. Чернышевский: «три качества - обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле этого слова».
3 слайд
Образование -
это….
умение творить
умение оценивать все происходящее вокруг
навыки
умения как результат обучения
знания
умения критически мыслить
следовательно
4 слайд
В чем же сущность содержания школьного образования?
Принято выделять несколько теорий содержания образования. Подробнее остановимся лишь на следующих:
– дидактический материализм, или энциклопедизм;
– дидактический формализм;
– дидактический утилитаризм;
–теория функционального материализма;
– теория дидактического программирования, или теория операциональной структуризации содержания.
5 слайд
Материальная теория формирования содержания образования
теория дидактического материализма
обосновывает необходимость передачи учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки
Сторонники этой теории (их называют еще энциклопедистами), в частности Я.А. Коменский и Г.Спенсер , видя основную цель школы в передаче обучающимся знаний, считали, что глубина понимания определенного фрагмента деятельности пропорциональна количеству изученного материала. Исходя из этого они стремились включить в программу изучения своего предмета как можно больше материала, не всегда воспринимая аналогичную позицию представителей других наук.
Такой подход к формированию содержания школьного образования оказывается малоэффективным, так как на головы учащихся обрушивается лавина информации, которая может быть усвоена фрагментарно и поверхностно, прежде всего за счет памяти.
6 слайд
Теория дидактического формализма
Теория формального содержания образования
Сторонниками этой теории были Джон Локк, И.Кант и И.Г. Песталоцци. Главная цель обучения - "усиление правильности мышления учеников или формальное образование", нацеленное главным образом на развитие способностей учащихся, их познавательных интересов, психических процессов (памяти, представлений, мышления и др.). Соответственно, в содержание образования должны включаться учебные предметы, отражающие прежде всего инструментальный, е не содержательный, фактологический материал (языки, математика).
По сути дела в данной концепции отрицается необходимость в обучении предметов, например, естественных; не учитывается реальная сила в становлении личности в процессе обучения связи между содержанием и формой, между фактами и обусловленными ими интеллектуальными операциями.
XVlll век
7 слайд
Таким образом, обе теории содержания образования отличаются односторонностью и не случайно они были подвергнуты резкой критике К.Д.Ушинским.
"формальное развитие рассудка ... есть несущественный признак, что рассудок развивается только в действительных реальных знаниях" (Ушинский К.Д. Собр. соч. в 11 т. Т. 8, М., 1951. С. 661).
Его афористическое высказывание о том, что "пустая голова не мыслит", предполагает единство материального и формального подходов к формированию содержания школьного образования. Он же стал инициатором объединения теорий дидактического материализма и дидактического формализма. Это дало возможность развиваться российской педагогике и дальше.
8 слайд
теория дидактического утилитаризма
Автором стал американский исследователь Дж. Дьюи. Образованием считается непрерывный процесс «реконструкции опыта» человечества. Единственным способом приобрести этот опыт является приобщение школьников к определенным видам деятельности, позволяющим развиваться цивилизованному обществу.
начало XX века
Дьюи предлагал опираться на занятия конструктивного характера. По его мнению, главное – научить школьника готовить еду, шить, заниматься рукоделием, приобщить к какому–либо мастерству и т. д. Дьюи полагал, что разнообразие практических занятий активизирует мышление и трудовые успехи учеников.
Свое логическое продолжение теория дидактического утилитаризма получила в США в начале XX в. Американским школьникам предлагали самим выбрать предметы. Предметы были разделены на обязательные и факультативные. На первом месте в таких школах стояли интересы детей. В результате процесс обучения приобретал «естественный характер».
Несмотря на ожидания, эта теория не оправдала себя. В 30–е и 40–е гг. XX в. согласно статистическим данным уровень образования в США значительно снизился. Виновниками этого были объявлены как сам Дж. Дьюи, так и его сторонники.
9 слайд
теория функционального материализма
Функциональный материализм представляет собой интеграцию предыдущих трех теорий. Согласно данной теории, одной стороной обучения является познание действительности и приобретение знаний, второй стороной ~— функционирование этих знаний в мышлении учащихся, третьей — их использование в практической деятельности, включающей преобразование действительности.
.
Теория функционального материализма предложена В. Оконем.
10 слайд
теория операциональной структуризации содержания
теория дидактического программирования
Впервые о ней заговорили в середине 50–х гг. XX в. Связано это прежде всего с возникновением программированного обучения. В современном мире в связи с развитием компьютерных технологий эта теория уже набирает большие обороты и становится все более популярной.
Сторонники этой теории пытались найти оптимально эффективный способ обучения.
11 слайд
В связи с этим выделяют несколько этапов анализа содержания учебного материала.
должно быть четкое и конкретное определение целей изучения учебного текста. Без выполнения этого условия невозможно достигнуть дидактической эффективности. После этого требуется провести анализ учебного материала и вычленение как дидактических единиц, так и связей между ними.
необходимо разделить учебный материал на две части:
– действия;
– соответствующие результаты действий.
учителю следует контролировать деятельность своих учеников, следить за их ответами и корректировать их, если это необходимо.
каждый новый термин, определение, закон и т. п. должны включаться в учебный процесс по несколько раз и повторяться в различных контекстах. Например, чтобы выучить новое слово из иностранного языка, его нужно повторить от 7 до 23 раз.
12 слайд
Принципы отбора содержания образования
Принцип учета реальных возможностей того или иного процесса обучения.
Принцип соответствия социальному заказу
Принцип обеспечения научной и практической значимости учебного материала.
Принцип гуманизации
Принцип обеспечения единства содержания образования с позиций всех учебных предметов.
13 слайд
Нормативные документы образования:
Государственный образовательный стандарт;
Учебный план;
Учебная программа;
14 слайд
Государственные образовательные стандарты
Об образовательных стандартах в нашей стране заговорили не так давно. Их возникновение связано с необходимостью не только сохранения единого образовательного стандарта в государстве, но и с обеспечением достаточного качества и уровня образования в различных учебных учреждениях.
Образовательным стандартом называется система основных параметров, которые принимаются в виде государственной нормы образованности.
15 слайд
Стандарт образования был утвержден в Законе РФ «Об образовании» и декларирует обязательный уровень требований к подготовке выпускников. Согласно этому стандарту определяются содержание образования, методы, формы, средства обучения и контроля. В Законе РФ записано, что стандарт включает лишь минимально необходимый уровень образованности выпускников школы. Несмотря на существующие государственные стандарты, в каждом отдельном учебном заведении содержание образования может варьироваться, т. е. иметь небольшие отступления от установленной нормы.
государственный стандарт общего среднего образования
базовый учебный план
требования к минимальному уровню усвоения материала для начальной, основной и старшей ступеней
образовательные стандарты – как для школы, так и для всех учебных предметов
16 слайд
государственный стандарт
рассматривается как нормативная. Ее нормативы обеспечивают общее образовательное пространство в государстве.
отражает особенности той или иной местности. Она определяет нормы образованности при изучении родного языка и литературы, истории, географии и других предметов, которые отражают специфику местности и ее жителей.
находится в компетенции школы. Она отражает ее направленность и специфику.
Федеральная часть
Национально–региональная часть
Школьная часть
– содержание образования, на каждом уровне обучения представленное государством;
– требования к минимально необходимой подготовке учащихся в рамках требующегося объема содержания;
– максимально допустимый объем учебной нагрузки школьников, распределенный по годам обучения.
17 слайд
Школьники должны выполнять требования образовательного стандарта. Тем не менее, у них есть возможность самим определять уровень овладения учебным материалом. В этом случае они могут ограничиться минимальными требованиями, снизив, таким образом, нагрузку. При этом они смогут реализовать свои творческие возможности и склонности в других направлениях обучения. Государственный стандарт является базой создания учебных планов и программ, учебников и учебных пособий.
18 слайд
нормативный правовой акт, устанавливающий перечень учебных предметов и объём учебного времени, отводимого на их изучение по ступеням общего образования и учебным годам.
учебный план
Разработан на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования и является основой для разработки региональных (национально-региональных) учебных планов и учебных планов образовательных учреждений.
В учебном плане предложено годовое распределение часов, что дает возможность образовательным учреждениям перераспределять нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности.
19 слайд
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
учебная программа – нормативный документ, в котором представлены
основные знания, умения и навыки, подлежащие усвоению по учебным
предметам и дисциплинам. Она включает перечень тем и их реферативное
описание (изложение основных вопросов в заданной последовательности),
рекомендации по количеству времени на каждую тему, распределение их по
годам обучения.
документ, который детально раскрывает обязательные
(федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества
усвоения учебного материала по конкретному предмету чебного
плана.
Документ, созданный на основе
государственного образовательного стандарта и Примерной программы и
имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса,
предмета, дисциплины (модуля). Авторская программа разрабатывается одним
или группой авторов. Для Авторской программы характерны оригинальная
концепция и построение содержания. Внедрению в практику работы
7
общеобразовательных учреждений Авторской программы предшествует ее
экспертиза и апробация.
нормативно-управленческий документ
образовательного учреждения, характеризующий систему организации
образовательной деятельности.
Примерная (типовая) учебная программа
Авторская программа
Рабочая программа
20 слайд
Примерная (типовая) учебная программа
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов
обучения, структурирование учебного материала, определение его
количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том
числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Информационно-
методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса
получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения,
воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Примерная
программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса,
предмета, дисциплины (модуля), за пределами которого остается
возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания
образования.
Рабочая программа и Примерная программа имеют отличия. Так,
Примерная программа определяет базовые знания, умения, навыки и отражает
систему ведущих мировоззренческих идей, общие рекомендации
методического характера. Рабочая программа конкретизирует
соответствующий образовательный стандарт с учетом необходимых
требований к её построению, а также описывает национально-региональный
уровень, учитывает возможности методического, информационного,
технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки учащихся,
отражает специфику обучения в данном образовательном учреждении.
21 слайд
Элементы рабочей программы
.
требования к уровню подготовки учащихся
.
средства контроля
содержание программы учебного курса
титульный лист
пояснительная записка
учебно-тематический план
учебно-методические средства обучения
22 слайд
Таким образом, содержание образования, с одной стороны, является важнейшим условием учебно-познавательной деятельности учащихся, так как оно отражает текущие и перспективные потребности общества, с другой - оно выступает инструментарием конструирования и осуществления учащимися этой деятельности и тем самым является средством удовлетворения личностных потребностей индивида в обучении, средством развития личности и формирования ее базовой культуры. С точки зрения дидактики оно выступает как содержательная сторона обучения в единстве с процессуальной стороной.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 625 620 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Тюленева Елена Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.