Инфоурок Другое ПрезентацииПонятие и сущность содержания образования

Понятие и сущность содержания образования

Скачать материал
Скачать материал "Понятие и сущность содержания образования"

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Микробиолог

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • «Понятие и сущность  содержания образования»Чему нужно учить?Что учим?Выполни...

    1 слайд

    «Понятие и сущность содержания образования»
    Чему нужно учить?
    Что учим?
    Выполнила студентка I курса института химии СГУ им. Н.Г.Чернышевского
    Калашникова Ирина.
    Презентация по педагогике
    на тему:

  • образование - это целенаправленный процесс и результат усвоения человеком сис...

    2 слайд

    образование - это целенаправленный процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов.
    Образованным человеком можно назвать такого, который владеет общими идеями, принципами и методами, определяющими общий подход к рассмотрению многообразных фактов и явлений, располагает высоким уровнем развитых способностей, умением применять изученное к возможно большему числу частных случаев; кто приобрел много знаний и, кроме того, привык быстро и верно соображать, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление.
    Н.Г. Чернышевский: «три качества - обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле этого слова».

  • Образование - 
это….умение творитьумение оценивать все происходящее вокруг на...

    3 слайд

    Образование -
    это….
    умение творить
    умение оценивать все происходящее вокруг
    навыки
    умения как результат обучения
    знания
    умения критически мыслить
    следовательно

  • В чем же сущность содержания школьного образования?Принято выделять нескольк...

    4 слайд



    В чем же сущность содержания школьного образования?
    Принято выделять несколько теорий содержания образования. Подробнее остановимся лишь на следующих:
    – дидактический материализм, или энциклопедизм;
    – дидактический формализм;
    – дидактический утилитаризм;
    –теория функционального материализма;
    – теория дидактического программирования, или теория операциональной структуризации содержания.

  • Материальная теория формирования содержания образованиятеория дидактического...

    5 слайд

    Материальная теория формирования содержания образования
    теория дидактического материализма
    обосновывает необходимость передачи учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки
    Сторонники этой теории (их называют еще энциклопедистами), в частности Я.А. Коменский и Г.Спенсер , видя основную цель школы в передаче обучающимся знаний, считали, что глубина понимания определенного фрагмента деятельности пропорциональна количеству изученного материала. Исходя из этого они стремились включить в программу изучения своего предмета как можно больше материала, не всегда воспринимая аналогичную позицию представителей других наук.
    Такой подход к формированию содержания школьного образования оказывается малоэффективным, так как на головы учащихся обрушивается лавина информации, которая может быть усвоена фрагментарно и поверхностно, прежде всего за счет памяти.

  • Теория дидактического формализма Теория формального содержания образованияСто...

    6 слайд

    Теория дидактического формализма
    Теория формального содержания образования
    Сторонниками этой теории были Джон Локк, И.Кант и И.Г. Песталоцци. Главная цель обучения - "усиление правильности мышления учеников или формальное образование", нацеленное главным образом на развитие способностей учащихся, их познавательных интересов, психических процессов (памяти, представлений, мышления и др.). Соответственно, в содержание образования должны включаться учебные предметы, отражающие прежде всего инструментальный, е не содержательный, фактологический материал (языки, математика).
    По сути дела в данной концепции отрицается необходимость в обучении предметов, например, естественных; не учитывается реальная сила в становлении личности в процессе обучения связи между содержанием и формой, между фактами и обусловленными ими интеллектуальными операциями.
    XVlll век

  • Таким образом, обе теории содержания образования отличаются односторонностью...

    7 слайд

    Таким образом, обе теории содержания образования отличаются односторонностью и не случайно они были подвергнуты резкой критике К.Д.Ушинским.
    "формальное развитие рассудка ... есть несущественный признак, что рассудок развивается только в действительных реальных знаниях" (Ушинский К.Д. Собр. соч. в 11 т. Т. 8, М., 1951. С. 661).
    Его афористическое высказывание о том, что "пустая голова не мыслит", предполагает единство материального и формального подходов к формированию содержания школьного образования. Он же стал инициатором объединения теорий дидактического материализма и дидактического формализма. Это дало возможность развиваться российской педагогике и дальше.

  • теория дидактического утилитаризма Автором стал американский исследователь Дж...

    8 слайд

    теория дидактического утилитаризма
    Автором стал американский исследователь Дж. Дьюи. Образованием считается непрерывный процесс «реконструкции опыта» человечества. Единственным способом приобрести этот опыт является приобщение школьников к определенным видам деятельности, позволяющим развиваться цивилизованному обществу.
    начало XX века
    Дьюи предлагал опираться на занятия конструктивного характера. По его мнению, главное – научить школьника готовить еду, шить, заниматься рукоделием, приобщить к какому–либо мастерству и т. д. Дьюи полагал, что разнообразие практических занятий активизирует мышление и трудовые успехи учеников.
    Свое логическое продолжение теория дидактического утилитаризма получила в США в начале XX в. Американским школьникам предлагали самим выбрать предметы. Предметы были разделены на обязательные и факультативные. На первом месте в таких школах стояли интересы детей. В результате процесс обучения приобретал «естественный характер».
    Несмотря на ожидания, эта теория не оправдала себя. В 30–е и 40–е гг. XX в. согласно статистическим данным уровень образования в США значительно снизился. Виновниками этого были объявлены как сам Дж. Дьюи, так и его сторонники.

  • теория функционального материализма Функциональный материализм представляет с...

    9 слайд

    теория функционального материализма
    Функциональный материализм представляет собой интеграцию предыдущих трех теорий. Согласно данной теории, одной стороной обучения является познание действительности и приобретение знаний, второй стороной ~— функционирование этих знаний в мышлении учащихся, третьей — их использование в практической деятельности, включающей преобразование действительности.

    .
    Теория функционального материализма предложена В. Оконем.

  • теория операциональной структуризации содержаниятеория дидактического програм...

    10 слайд

    теория операциональной структуризации содержания
    теория дидактического программирования
    Впервые о ней заговорили в середине 50–х гг. XX в. Связано это прежде всего с возникновением программированного обучения. В современном мире в связи с развитием компьютерных технологий эта теория уже набирает большие обороты и становится все более популярной.
    Сторонники этой теории пытались найти оптимально эффективный способ обучения.

  • В связи с этим выделяют несколько этапов анализа содержания учебного материал...

    11 слайд

    В связи с этим выделяют несколько этапов анализа содержания учебного материала.
    должно быть четкое и конкретное определение целей изучения учебного текста. Без выполнения этого условия невозможно достигнуть дидактической эффективности. После этого требуется провести анализ учебного материала и вычленение как дидактических единиц, так и связей между ними.
    необходимо разделить учебный материал на две части:
    – действия;
    – соответствующие результаты действий.
    учителю следует контролировать деятельность своих учеников, следить за их ответами и корректировать их, если это необходимо.
    каждый новый термин, определение, закон и т. п. должны включаться в учебный процесс по несколько раз и повторяться в различных контекстах. Например, чтобы выучить новое слово из иностранного языка, его нужно повторить от 7 до 23 раз.

  • Принципы  отбора содержания образованияПринцип учета реальных возможностей то...

    12 слайд

    Принципы отбора содержания образования
    Принцип учета реальных возможностей того или иного процесса обучения.
    Принцип соответствия социальному заказу
    Принцип обеспечения научной и практической значимости учебного материала.
    Принцип гуманизации
    Принцип обеспечения единства содержания образования с позиций всех учебных предметов.

  • Нормативные документы образования:

Государственный образовательный стандарт;...

    13 слайд

    Нормативные документы образования:

    Государственный образовательный стандарт;


    Учебный план;


    Учебная программа;

  • Государственные образовательные стандартыОб образовательных стандартах в наше...

    14 слайд

    Государственные образовательные стандарты
    Об образовательных стандартах в нашей стране заговорили не так давно. Их возникновение связано с необходимостью не только сохранения единого образовательного стандарта в государстве, но и с обеспечением достаточного качества и уровня образования в различных учебных учреждениях.
    Образовательным стандартом называется система основных параметров, которые принимаются в виде государственной нормы образованности.

  • Стандарт образования был утвержден в Законе РФ «Об образовании» и декларирует...

    15 слайд

    Стандарт образования был утвержден в Законе РФ «Об образовании» и декларирует обязательный уровень требований к подготовке выпускников. Согласно этому стандарту определяются содержание образования, методы, формы, средства обучения и контроля. В Законе РФ записано, что стандарт включает лишь минимально необходимый уровень образованности выпускников школы. Несмотря на существующие государственные стандарты, в каждом отдельном учебном заведении содержание образования может варьироваться, т. е. иметь небольшие отступления от установленной нормы.

    государственный стандарт общего среднего образования
    базовый учебный план
    требования к минимальному уровню усвоения материала для начальной, основной и старшей ступеней
    образовательные стандарты – как для школы, так и для всех учебных предметов

  • государственный стандарт рассматривается как нормативная. Ее нормативы обеспе...

    16 слайд

    государственный стандарт
    рассматривается как нормативная. Ее нормативы обеспечивают общее образовательное пространство в государстве.
    отражает особенности той или иной местности. Она определяет нормы образованности при изучении родного языка и литературы, истории, географии и других предметов, которые отражают специфику местности и ее жителей.
    находится в компетенции школы. Она отражает ее направленность и специфику.
    Федеральная часть
    Национально–региональная часть
    Школьная часть
    – содержание образования, на каждом уровне обучения представленное государством;
    – требования к минимально необходимой подготовке учащихся в рамках требующегося объема содержания;
    – максимально допустимый объем учебной нагрузки школьников, распределенный по годам обучения.

  • Школьники должны выполнять требования образовательного стандарта. Тем не мене...

    17 слайд

    Школьники должны выполнять требования образовательного стандарта. Тем не менее, у них есть возможность самим определять уровень овладения учебным материалом. В этом случае они могут ограничиться минимальными требованиями, снизив, таким образом, нагрузку. При этом они смогут реализовать свои творческие возможности и склонности в других направлениях обучения. Государственный стандарт является базой создания учебных планов и программ, учебников и учебных пособий.

  • нормативный правовой акт, устанавливающий перечень учебных предметов и объём...

    18 слайд

    нормативный правовой акт, устанавливающий перечень учебных предметов и объём учебного времени, отводимого на их изучение по ступеням общего образования и учебным годам.

    учебный план
    Разработан на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования и является основой для разработки региональных (национально-региональных) учебных планов и учебных планов образовательных учреждений.
    В учебном плане предложено годовое распределение часов, что дает возможность образовательным учреждениям перераспределять нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности.

  • УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАучебная программа – нормативный документ, в котором представ...

    19 слайд

    УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
    учебная программа – нормативный документ, в котором представлены
    основные знания, умения и навыки, подлежащие усвоению по учебным
    предметам и дисциплинам. Она включает перечень тем и их реферативное
    описание (изложение основных вопросов в заданной последовательности),
    рекомендации по количеству времени на каждую тему, распределение их по
    годам обучения.

    документ, который детально раскрывает обязательные
    (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества
    усвоения учебного материала по конкретному предмету чебного
    плана.






    Документ, созданный на основе
    государственного образовательного стандарта и Примерной программы и
    имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса,
    предмета, дисциплины (модуля). Авторская программа разрабатывается одним
    или группой авторов. Для Авторской программы характерны оригинальная
    концепция и построение содержания. Внедрению в практику работы
    7
    общеобразовательных учреждений Авторской программы предшествует ее
    экспертиза и апробация.




    нормативно-управленческий документ
    образовательного учреждения, характеризующий систему организации
    образовательной деятельности.

    Примерная (типовая) учебная программа
    Авторская программа
    Рабочая программа

  • Примерная (типовая) учебная программа Организационно-планирующая функция пред...

    20 слайд

    Примерная (типовая) учебная программа
    Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов
    обучения, структурирование учебного материала, определение его
    количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том
    числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

    Информационно-
    методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса
    получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения,
    воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

    Примерная
    программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса,
    предмета, дисциплины (модуля), за пределами которого остается
    возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания
    образования.
    Рабочая программа и Примерная программа имеют отличия. Так,
    Примерная программа определяет базовые знания, умения, навыки и отражает
    систему ведущих мировоззренческих идей, общие рекомендации
    методического характера. Рабочая программа конкретизирует
    соответствующий образовательный стандарт с учетом необходимых
    требований к её построению, а также описывает национально-региональный
    уровень, учитывает возможности методического, информационного,
    технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки учащихся,
    отражает специфику обучения в данном образовательном учреждении.

  • Элементы рабочей программы



.

требования к уровню подготовки учащихся.
сре...

    21 слайд

    Элементы рабочей программы





    .


    требования к уровню подготовки учащихся
    .

    средства контроля
    содержание программы учебного курса
    титульный лист
    пояснительная записка
    учебно-тематический план
    учебно-методические средства обучения

  • Таким образом, содержание  образования, с одной стороны, является важнейшим у...

    22 слайд

    Таким образом, содержание образования, с одной стороны, является важнейшим условием учебно-познавательной деятельности учащихся, так как оно отражает текущие и перспективные потребности общества, с другой - оно выступает инструментарием конструирования и осуществления учащимися этой деятельности и тем самым является средством удовлетворения личностных потребностей индивида в обучении, средством развития личности и формирования ее базовой культуры. С точки зрения дидактики оно выступает как содержательная сторона обучения в единстве с процессуальной стороной.

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 620 материалов в базе

Скачать материал

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 18.10.2020 1155
    • PPTX 7.1 мбайт
    • 42 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Тюленева Елена Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Тюленева Елена Михайловна
    Тюленева Елена Михайловна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 92043
    • Всего материалов: 234

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 458 человек из 66 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 19 регионов

Мини-курс

Преодоление внутренних барьеров: убеждения, зависимости, и самооценка

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 92 человека из 36 регионов

Мини-курс

Копирайтинг: от пресс-портрета до коммуникаций

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стартап: стратегия, развитие, и инвестиции

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе