Инфоурок Школьному психологу Другие методич. материалыСтатья для школьного психолога по теме «Структура фантазий младших школьников»

Статья для школьного психолога по теме «Структура фантазий младших школьников»

Скачать материал

                                               Структура фантазий учащихся 3-4 классов.

 

     Детские мечты наивные, светлые и непосредственные, самые добрые и сказочные, о которых мы помним всю жизнь. Вы помните, о том кем хотели стать в детстве, о чем думали? О плюшевом медведе, новой кукле или велосипеде. А вы знаете, о чем мечтают сейчас, современные дети? Роботы, монстры, компьютерные игры, интернет стали новыми друзьями наших детей. А хотят они стать не милиционерами, пожарниками, космонавтами или учителями, а «крутыми дядьками» на черных джипах с толпой бритоголовых охранников за спиной, директорами, банкирами и президентами.

     Ну что ж другое время, другие герои, другие желания. И порой как это ни грустно, но сами родители раньше времени заставляют взрослеть своих детей, не замечая того, что зачастую навязывают детям свои детские мечты, которые не смогли воплотить в свою жизнь. Именно родители в какой-то мере формируют детские стремления, прививая им любовь, например к спорту и ребенок мечтает стать чемпионом, или к искусству и вот он уже маленький художник или артист. Но заметьте прививать, не означает навязывать. Дайте ребенку самому научиться хотеть, самому, а не по родительской указке, а вы лишь немного очень ненавязчиво корректируйте желания ребенка и участвуйте в их исполнении, ведь в детстве все взрослые кажутся некими большими волшебниками, способными воплотить любую мечту в реальность.

     А так как устойчивые стремления строятся на развитой способности мечтать и фантазировать, то и наше исследование было направлено на изучение этих фантазий и стремлений.

     Практическим действием, побуждающим учащихся к раскрытию способностей фантазировать, было анонимное описание : «Если бы у меня была волшебная палочка, то я…». Это задание выполняли учащиеся третьих классов в конце учебного года. В итоге: 32 девочки привели 465 своих мечтаний и фантазий ( в среднем – 15), 38 мальчиков – 426 мечтаний (в среднем – 11). Чуть раньше учащиеся двух 4 классов классные руководители попросили выполнить то же задание, но с указанием фамилии. Итог: 18 девочек привели 158 мечтаний (в среднем – 9), 29 мальчиков – 213 мечтаний (в среднем – 7).

Фантазийные суждения в итоге были систематизированы по сферам, образующим условный иерархический кластер:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


      При математической и графической обработке данных мы каждую сферу (совокупность) разных уровней приняли за 100% и  при разделении на сферы следующего вниз порядка, процент каждой из них можно представить в виде части от площади круга, принятого за 100%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


     Когда мы видим или слышим человека, первое, что замечаем, что оставляет след в сознании – его пол. Внешность, возраст и уж тем более, профессионализм или личностные качества – это все потом. Так уж мы устроены, двуполые существа. Справедливо и обратное – когда мы на что-то реагируем, первое, что в нас начинает «говорить», так это наш пол.

     Характерны достаточно выраженные гендерные различия в частотах приведенных стремлений:

- Сферы высшего уровня (Потребление и Развитие) практически равнозначно представленные у девочек, у мальчиков существенно различны: 3 к 1, преобладает сфера потребления;

- Следующий уровень: в потреблении – обеспеченность и престиж

                                        В развитии – живое в себе и живое вокруг  

равнозначно представлены в гендерных группах  3(4) : 1 с преобладанием эгоцентризма

- В подразделении собственное развитие практически равнозначно представлены в гендерных группах условия развития \      успех     \чудесные способности

                                   4                           :           3         :                         1

- В более дробных структурах заметно, что

    А) мальчики более склонны к

                                          - собственности 1.1.1

                                          - наслаждению 1.1.2

                                          - славе 1.2.1

                           Больше обеспокоены

                                            - здоровьем 2.1.1.1.

                                            - безопасностью 2.1.1.4

                                            - учебными успехами 2.1.2.1

                                            - профессией 2.1.2. 4 и сохранением живого

     Б) девочки больше внимания уделяют:

                                             - домашнему уюту 1.1.3

                                             - состоянию городской среды 1.2.2

                                             - преобразованиям 1.2.3

                                             - дружбе 2.1.1.2

                                             - счастью 2.1.1.3

                                             - разным увлечениям 2.1.2.3

                                             - языку животных 2.2.2

                                             - домашним питомцам 2.2.3

 

Заключение:

У девочек более разнообразны фантазийные  направления.

Девочки в большей степени по сравнению с мальчиками ориентированы не только на саморазвитие, но и на заботу о вмещающей среде и ближайшем окружении, включая домашних любимцев.

По всем данным в конструктивных стремлениях учащихся 3 классов наблюдаются единицы, указывающие на безразличие или внимание респондентов к власти.

 

Рассматривая результаты опроса учащихся 4 классов, давших именные ответы, можно отметить сохранение общей структуры стремлений с незначительными изменениями частотной представленности мечтаний. И в этом случае трудно сделать какие-либо заключения, т.к. очевидна неискренность выражения суждений: отсутствие разрядов «агрессия» и «безразличие», забота о городской среде более выражена, чем стремление к славе и известности и т.д.

 

Вывод:

1.     Именное указание ответов обедняет структуру и искажает частоту.

2.     Выполненное исследование показало пользу и актуальность опыта анонимных опросов, побуждающих развитию фантазий

3.     Несложные таблицы и графические представления в форме разработанных иллюстраций помогают учебному коллективу (учащимся, родителям, педагогам) определить акцент норм или утверждения конкретных характеристик учащихся

4.     Полагаем, что следует включить опросы «ВП» в систему мониторинга мировоззренческих аспектов личности учащихся лицея. Как то: «Цель в школе и жизни», «Наш лицей», «13 вопросов про удовольствия и риск», «Моя анкета через 25 лет».

5.     В общей стратегии лицея идет углубление в младшую школу исследовательской деятельности («Первые шаги»), что требует соответствующего развития фантазий и их формулировки.

     Детям просто необходимо верить в чудо, в то, что оно может существовать не только в их воображении, но и в жизни, на самом деле и они будут непосредственными участниками этого чуда. Мечта, как своеобразный моторчик, благодаря которому мы стремимся к тому, чтобы мечта сбылась, а вера в это только усиливает эти стремления. Пока есть мечта, есть жизнь, есть стремление, есть достижения, есть сказка и широкая неподдельная детская улыбка, а она, поверьте, дорогого стоит.

     Недаром  Эда Ле шан в своей книге «Когда ваш ребенок сводит вас с ума» так определяет роль фантазий в развитии и жизни ребенка.

«Фантазия помогает осознать действия ребенка, понять, что творится в его душе».

 «Фантазия помогает осознать и признать страхи, мысли, которые ребенок скрывает».

 «Фантазии помогают пережить периоды деприваций (лишений чего-либо)».

 «Фантазия — один из наиболее важных способов научиться, как вести себя в реальном мире».

 «И наконец, фантазия — источник творчества».

 

 

Музалевская Инесса Ивановна, педагог-психолог

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья для школьного психолога по теме «Структура фантазий младших школьников»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Техник-конструктор

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Детские мечты являются наивными, светлыми и непосредственными, самыми добрыми и сказочными, о которых мы помним всю жизнь. И порой как это ни грустно, но сами родители порой раньше времени заставляют взрослеть своих детей, не замечая того, что зачастую навязывают детям свои детские мечты, которые не смогли воплотить в свою жизнь.

Именно" родители в какой-то мере формируют детские стремления, прививая им любовь, например к спорту и ребенок мечтает стать чемпионом, или к искусству и вот он уже маленький художник или артист.

Но заметьте разницу: прививать, не означает навязывать. Дайте ребенку самому научиться хотеть, самому, а не по родительской указке, а вы лишь немного очень ненавязчиво корректируйте желания ребенка и участвуйте в их исполнении, ведь в детстве все взрослые кажутся некими большими волшебниками,которые способны воплотить любую мечту в реальность.

А так как устойчивые стремления строятся на развитой способности мечтать и фантазировать, то и наше исследование было направлено на изучение этих фантазий и стремлений.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 273 материала в базе

Скачать материал

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 01.11.2012 3288
    • DOCX 500 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Музалевская Инесса Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Музалевская Инесса Ивановна
    Музалевская Инесса Ивановна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3116
    • Всего материалов: 1

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психологические приемы АВА-терапии и игровых методов

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 99 человек из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 175 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные проблемы психологической поддержки детей и подростков с учетом концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 312 человек

Курс профессиональной переподготовки

Основные вопросы деятельности психолога по профилактике негативных последствий, связанных с выполнением профессиональных задач

Психолог (специалист) (по профессиональной психологической подготовке)

300 ч. — 1200 ч.

от 6500 руб. от 3900 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Проектный анализ: стратегии и инструменты управления успешными проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Творческие возможности в мире фотографии и медиа

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 411 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 45 человек

Мини-курс

Раннее развитие: комплексный подход к развитию и воспитанию детей от 0 до 7 лет.

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 50 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 21 человек