Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Урок-консультация «Алканы»
10 класс
Синеутесовская СОШ
Мочалова Л.С.,учитель химии
2011г
2 слайд
Цель: эффективно повторить и обобщить знания, устранить отставание учащихся по теме «Алканы»
Задачи :
Повторить теорию;
Выполнить упражнения в режиме самопроверки;
Выполнить контрольные разноуровневые задания
3 слайд
Содержание
теория
контроль
состав
строение
получение
1 уровень
2 уровень
3 уровень
ответы
свойства
4 слайд
АЛКАНЫ
СОСТАВ
СТРОЕНИЕ
СВОЙСТВА
ПРИМЕНЕНИЕ
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ
ПОСЛЕДСТВИЯ
СИНТЕЗЫ
ХИМИЧЕСКИЕ
ПРЕВРАЩЕНИЯ
ГЕНЕТИЧЕСКАЯ
СВЯЗЬ
5 слайд
Состав
CH4
C2H6
C3H8
CnH2n+2
Гомологический ряд:
CH4,C2H6,…..C8H18….C10H22
Метан, этан, ……..октан ……декан - ЭТО ВЕЩЕСТВА- ГОМОЛОГИ
6 слайд
Гомологи -
вещества, сходные по строению
и свойствам,
состав которых отличается
на одну или более групп CH2
7 слайд
Гомологами являются :
а) C2H6 и C2H4 б)
в) C4H8 и C7H16 г) CH4 и C6H10
C3H8 и С5H12
8 слайд
Определите формулы алканов:
а) C5H10 б) C2H2
в) C7H16 г) C3 H8
Ответ:
В,Г
9 слайд
Строение алканов
Первое валентное состояние атома углерода
Невозбужденный атом
углерода
Возбужденный атом углерода
10 слайд
Гибридизация -
«перемешивание»
электронных облаков
11 слайд
Форма углеродных цепей зигзагообразна
12 слайд
13 слайд
Изображение молекул алканов на плоскости- формулы строения
Длина связи С-С равна 0,15 нм
14 слайд
ИЗОМЕРЫ
ЭТО ВЕЩЕСТВА, ИМЕЮЩИЕ
ОДИНАКОВЫЙ КАЧЕСТВЕННЫЙ СОСТАВ,
СХОДНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА, НО
РАЗНОЕ СТРОЕНИЕ И
РАЗЛИЧАЮЩИЕСЯ ПО ФИЗИЧЕСКИМ СВОЙСТВАМ
15 слайд
Сколько углеводородов изображено формулами?
Ответ :а)один б)два в) три г) четыре
Один ; это бутан
16 слайд
Номенклатура алканов
Назовем алкан -
1.Выбираем самую длинную цепь атомов углерода и
нумеруем ,начиная с того конца, к которому ближе
разветвление :
17 слайд
2.В начале названия перечисляют радикалы и другие заместители с указанием номеров атомов углерода, с которыми они связаны
CH3-метил,
C2H5- этил,
Cl - хлор;
Если их несколько, то цифрой указывают место каждого в главной цепи и перед названием ставят частицы : ди- (2),три - (3), тетра -(4).
3. Основа названия - наименование алкана в главной цепи
18 слайд
CH3-CH - CH2 -CH3
CH3
1
2
3
4
2-метилбутан
19 слайд
Назовем алкан:
1
2
3
4
5
2,4- диметилпентан
20 слайд
Название углеводорода с формулой:
А)2,2,4-триметилгексан
Б)5,5-диметил-3этилгексан
В)2-диметил-4 этилгексан
Г)2,2-диметил-4 этилгексан
21 слайд
Свойства алканов
Физические
химические
С1- С4 - газы
С5- С17 - жидкости
с запахом бензина
начиная с С 18 -
твердые вещества
(парафины)
У алканов сигма-связи прочны,
насыщенны, поэтому при н.у.
предельные углеводороды
пассивны
2. Поэтому для них нехарактерны
реакции присоединения,
а характерны реакции
свободно-радикального
замещения
22 слайд
Химические
превращения алканов обусловлены:
1. Разрывом цепи углеродных атомов.
2. Отрывом атомов водорода с последующим замещением их в соединении другими атомами или группами атомов
23 слайд
Галогенирование -радикальное замещение водорода на галоген
(хлорирование и бромирование происходит под действием солнечного света, УФ-излучения, при нагревании до 300-500градусов; фторирование и йодирование не призводят: фтор реагирует со взрывом, йод- слишком медленно)
Эти реакции протекают по механизму
цепных радикальных реакции.
Николай Николаевич Семенов (Россия)
в 1956 получил Нобелевскую премию
за изучение механизма протекания таких реакций
24 слайд
2. Нитрование - замещение водорода на нитрогруппу
(реакция Коновалова)
CH4 + HNO3CH3 - NO2 + H2O
Коновалов «оживил химических мертвецов», действуя раствором азотной кислоты на алканы при температуре +140 градусов
Замещение атома водорода у гомологов метана ,
так же как и при бромировании,
в первую очередь замещается атом водорода у
третичного атома углерода, затем - у вторичного, и в
последнюю очередь - у первичного
25 слайд
3. Изомеризация
Использование хлорида алюминия при нагревании
вызывает превращение алканов с нормальной
цепью в их изомеры с разветвленной цепью.
Этот процесс называют изомеризацией
Бутан
2-метилпропан, или изобутан
26 слайд
4.Крекинг -
разрыв связей С - С , происходит при температуре свыше 400 градусов без доступа воздуха, в присутствии катализаторов
C8H18 C4H8 + C4H10
алкен алкан
27 слайд
5. Дегидрирование -
отщепление водорода; происходит при разных температурах (от300 до 600град.),на разных катализаторах:
Ni, Pd, Pt, Cr2O3
В зависимости от этого образуются разные продукты
28 слайд
6. Риформинг (ароматизация)
Если алкан содержит шесть или более атомов углерода,
то дегидрирование может сопровождаться замыканием
цикла с образованием бензола или его гомологов
29 слайд
7. Горение
Cn H2n +2 + (3 n + 1)/2 O2
n CO2 + (n +1)H2O + Q
30 слайд
8.Конверсия метана
CH4 + H2O катализатор, температураCO+3H2
синтез-газ
31 слайд
9.Каталитическое окисление бутана, метана
32 слайд
Синтезы алканов
Природными источниками
алканов (предельных
углеводородов) являются:
нефть, газ и горный воск.
Химики открыли способы синтеза
алканов
33 слайд
1. Гидрирование непредельных углеводородов
(промышленный способ)
(гидрированием называют реакции присоединения водорода по кратным связям); происходит в присутствии катализаторов (Ni, Pd), повышенного давления и при нагревании
CH2 = CH2 + H2 CH3 - CH3
34 слайд
2. Реакция Фишера -Тропша
(промышленный способ)
Смесь предельных углеводородов
от С6 до С12 под названием синтетический бензин
получают из синтез-газа при использовании катализаторов Co,Fe,Ni в интервале температур от170 до 330 градусов:
CO + H2 Cn H2n + 2 + H2O
35 слайд
3. Реакция Вюрца
(лабораторный способ)
В 1855 г французский химик Ш.А.Вюрц разработал способ синтеза алканов путем нагревания галогеналканов с металлами (натрием, цинковой пылью):
2CH3CH2Br +2Na
CH3CH2CH2CH3 + 2NaBr
36 слайд
4. Реакция Дюма -
декарбоксилирование солей карбоновых кислот
Эта реакция протекает при нагревании смеси порошков соли карбоновой кислоты и гидроксида натрия и сопровождается отщеплением группы -COONa от молекулы соли. в молекуле образовавшегося алкана остается на один атом углерода меньше, чем в молекуле исходной соли:
CH3CH2COONa + NaOH t
CH3CH3 + Na2CO3
37 слайд
5. Реакция Кольбе-
электролиз расплавов солей карбоновых кислот
В ходе электролиза на аноде анионы CH3COO- окисляются до радикалов CH3COO , которые распадаются с образованием радикалов СН3 и углекислого газа СО2. Радикалы СН3 соединяются попарно, и образуется молекула симметричного алкана:
2СН3СOONa +2H2Oэл-из
CH3CH3 + 2CO2 + 2NaOH + H2
38 слайд
6.Синтез метана из простых веществ
При нагревании углерода в атмосфере водорода при температуре 400-500 градусов и повышенном давлении в присутствии катализатора образуется метан:
C + 2 H2 CH4
39 слайд
7.Гидролиз карбида алюминия
Al4 C3 + 12 H2O 4Al(OH)3+3CH4
На карбид можно действовать не только водой, но и раствором кислоты
Al4 C3 + 12 HCl4AlCl3+3CH4
Другие алканы получить этим способом нельзя
40 слайд
41 слайд
Контроль
1 Уровень. Воспроизведение знаний
1).Для вещества, имеющего строение
CH3-CH - CH - CH3
CH3 CH3
составьте формулы одного гомолога и двух изомеров. Дайте им названия по систематической номенклатуре.
42 слайд
2). Напишите уравнения реакций:
а) изомеризации бутана;
б) горения пропана в кислороде; в) первой, второй и третьей стадий хлорирования метана. Дайте названия всем продуктам реакции
43 слайд
3). Решите задачу:
Какая масса сажи образуется
при разложении метана массой 24 ?
Массовая доля выхода продукта составляет 96%.
44 слайд
4). Решите задачу:
Найдите молекулярную формулу углеводорода, если массовая доля углерода в нем равна 80%, плотность вещества по водороду равна 15.
45 слайд
2 уровень. Применение знаний по образцу, в знакомой ситуации
1) Дано вещество - 2 метилбутан. Составьте формулу по названию, приведите по одному примеру гомолога и изомера и дайте им названия по систематической номенклатуре
46 слайд
2) Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
CH4CH3 ClC2H6C2H5Br
47 слайд
3) Решите задачу:
При термическом разложении метана количеством вещества 14 моль получен ацетилен (С2Н2) ,объем которого при н.у. составляет 120,96 л. Вычислите объемную долю(%) выхода ацетилена.
48 слайд
4). Решите задачу:
Найдите молекулярную формулу углеводорода, содержащего по массе 85,7% углерода и 14,3% водорода. Плотность вещества по водороду равна 28. относится ли этот углеводород к предельным?
49 слайд
3 уровень. Умение применять полученные знания в новой ситуации
1) Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие цепочки превращений:
Al4C3+HOH X1 +Cl2,светX2 +2K X3
CH3COONa(безводн) +NaOH,тв,сплавX1 CH3Cl C2H6
CH3COONa CH4 t=1500 X4
Назовите продукты Х1 - Х4.
50 слайд
2) Хлорэтан - газ, легко превращающийся в жидкость, которая при быстром испарении охлаждает кожу,что используют для местной анестезии при легких операциях.
Составьте уравнение реакции получения хлорэтана из этана.
51 слайд
3) В качестве хладагента в холодильниках наиболее широко используется дифтордихлорметан (фреон-1)- газ, легко переходящий в жидкое состояние. Составьте структурную и электронную формулы дифтордихлорметана
52 слайд
4) Решите задачу:
При сгорании вещества массой 1,5 г образовались оксид углерода (IV) массой 4,4 г и вода массой 2,7 г. Относительная плотность паров вещества по воздуху равна 1,03. Установите молекулярную формулу данного вещества.
53 слайд
Ответы
I уровень
№ 3 -17,28 г
№ 4 - C2H6
II уровень
№ 3 - 77,14%
№ 4 - C4H8
III уровень
№ 1 - X1 - CH4 , X2- CH3Cl , X3 -CH4 ,X4-C2H2
№ 2 - CH3Cl , №3 - CF2-CCl2 №4 -C2H6
54 слайд
Вы можете узнать больше об
органических веществах на сайтах
http:cnit.ssau.ru/organics/index.htm
www.chemiistry.ru
До свидания!
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 664 948 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Кочергина Наталья Евгеньевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.