Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Деепричастие
Повторение
Работа выполнена учителем
ГБОУ «Гимназия 261»
Санкт-Петербург
Завьяловой Татьяной Васильевной
©ZavyalovaT.V
2 слайд
Цели и задачи
Подготовка к контрольной работе
Обобщение и систематизация пройденного материала
Закрепление материала на практике
3 слайд
… я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками.
А. Грин
4 слайд
Деепричастие «причастно» к действию
Образовано от глагола
Зависит от глагола-сказуемого
Отвечает на вопросы: как? каким образом?
что делая? что сделав?
Обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом-сказуемым
Опознавательные морфемы:
- а, - я, - в, - вши, - ши
5 слайд
Деепричастие в тексте
Пока девочка не научилась твёрдо ходить, вдова
жила у матроса, заменяя сиротке мать, но лишь только
Ассоль перестала падать, занося ножку через порог,
Лонгрен решительно объявил, что теперь он будет сам
всё делать для девочки, и, поблагодарив вдову за
деятельное сочувствие, зажил одинокой жизнью вдовца,
сосредоточив все помыслы, надежды, любовь и
воспоминания на маленьком существе.
6 слайд
Текст без деепричастия
Пока девочка не научилась твёрдо ходить, вдова
жила у матроса, но лишь только Ассоль перестала
падать, Лонгрен решительно объявил, что теперь
он будет сам всё делать для девочки, и зажил
одинокой жизнью вдовца.
7 слайд
Знаки препинания
Подумав он продолжал так.
Сияющая громада алых парусов
белого корабля двинется рассекая
волны прямо к тебе.
Тихо будет плыть этот чудесный
корабль, без криков и выстрелов;
на берегу много соберется народу
удивляясь и ахая.
,
,
,
,
8 слайд
Трудные случаи выделения деепричастных оборотов на письме
Ветер рвёт, срывая гребни волн и покрывая
море водной пылью.
9 слайд
Трудные случаи выделения деепричастных оборотов на письме
Там, сея за кормой пену, двигались
корабли, и, захлёбываясь волной, опускались
во тьму пучин, где мелькают фосфорические
глаза рыб.
10 слайд
Деепричастие не обособляется
Слушать затаив дыхание.
Согласиться скрепя сердце.
Смотреть разинув рот.
11 слайд
Не обособляется
Тень листвы подобралась ближе к стволам, а Грэй всё ещё сидел молча в той же малоудобной позе.
12 слайд
Не обособляется
О ней говорили посмеиваясь:
- Она тронутая!
- Она не в себе!..
Она привыкла и к этой боли.
13 слайд
Не обособляется
Грэй договорился … о доставке, взяв на свой счёт издержки, уплатил по счету и ушел. Он пошел быстро и не оглядываясь. Дух немедленного действия овладел им.
14 слайд
Правильное употребление деепричастия
Деепричастие подчиняется сказуемому и соотносится с подлежащим
Действие основного глагола и действие деепричастия должно относиться к одному предмету, который обозначен подлежащим
Пример
Рассматривая рисунок,
1) создаётся впечатление, что птица живая.
2) обратите внимание на штриховку.
3) неожиданно погас свет.
4) мне вспомнилось лето.
+
15 слайд
Не с деепричастиями
Пока «Секрет» шел руслом реки, Грэй стоял у штурвала, не доверяя руля матросу – он боялся мели.
Не помня как, она поднялась по трапу…
не
Не
16 слайд
Опознавательные морфемы деепричастия
Заметив
Ломая
Стоя
Пошатнувшись
Раскачивая
Хватаясь
Завидев
17 слайд
Морфологический разбор деепричастия
Укажи часть речи. Что обозначает слово? На какой вопрос отвечает?
Назови признаки: вид, возвратность.
Определи роль в предложении.
Пример
Ветер и волны, раскачивая, несли лодку в простор.
Раскачивая – деепричастие, так как:
1. Обозначает добавочное действие (что делая?).
2. Признаки: несов. вида, невозврат., не изменяется.
3. В предложении является обстоятельством образа
действия
(раскачивая несли).
как?
+
18 слайд
Еще на повторение
19 слайд
Расставьте недостающие знаки препинания
Она шла чем далее, тем быстрее торопясь покинуть селение. За Каперной простирались луга; за лугами по склонам береговых холмов росли орешник, тополи и каштаны. Там, где дорога кончилась переходя в глухую тропу у ног Ассоль мягко завертелась пушистая чёрная собака с белой грудью и говорящим напряжением глаз. Собака узнав Ассоль повизгивая и жеманно виляя туловищем пошла рядом молча соглашаясь с девушкой в чем-то понятном, как «я» и «ты».
Ассоль посматривая в её сообщительные глаза была твёрдо уверена, что собака могла бы заговорить, не будь у неё тайных причин молчать. Заметив улыбку спутницы собака весело сморщилась вильнула хвостом и ровно побежала вперёд…
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
20 слайд
Морфологический разбор деепричастия
Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе.
Рассекая – деепричастие, т.к. :
Обозначает добавочное действие (что делая?)
Признаки: несов. вида, невозвр., не изменяется.
В предложении является обстоятельством
образа действия
(двинется рассекая).
как?
21 слайд
… я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками.
А. Грин
22 слайд
Домашнее задание
Выпишите из любого художественного произведения по два примера, когда одиночное деепричастие или деепричастный оборот обособляется и не обособляется
Подготовиться к контрольной работе
23 слайд
Список используемой литературы
Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.
Русский язык: Теория: Учебник для 5-9 кл. – 6-е изд.- М.: Просвещение, 1999. – 266 с.: ил.
Брусина А.Е.
Рабочая тетрадь по русскому языку. 7 класс, I полугодие / Учебно-методическое пособие. – СПб.: Паритет, 2000. – 128 с. (Учебная серия)
Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В.
Русский язык: Справочные материалы: Учебное пособие для учащихся / под. ред. Н.М. Шанского. – Киев: Рад.шк., 1995. – 287 с.
Грин А.С.
Алые паруса: Феерия. – Одесса: Маяк, 1988. – 132 с.
Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В.
Русский язык. 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 10-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2007. – 269 с.: ил., 8 л. цв. вкл.
24 слайд
Список используемой литературы
Ссылки на картинки:
http://www.gala.com.ua/images/catalog/show2.php?img=100141.jpg&width=308
http://www.trimag.ru/upload/6152e83a9e47d12d2100ffabf1580b8a.jpg
http://www.proshkolu.ru/content/media/pic/std/1000000/838000/837906-bdc8bfbf44f29195.jpg
http://www.neizvestniy-geniy.ru/images/works/photo/2010/09/small/217350_1.jpg
http://www.arttrans.com.ua/imageproduct/136/Aivazovsky__Ivan_Constantinovich_Storm_over_Yevpatoria_fine_art_print_b.jpg
http://www.kupyzavod.ru/image/aHR0cDovL2RyZWFtYm9va3MuY29tLnVhL3Bob3Rvcy9iaWdfMjI0NTAzMTkyLmpwZw==
http://www.trimag.ru/upload/b84044fb9870a8dffc499e55294f6a68.jpg
25 слайд
Список используемой литературы
Ссылки на картинки:
http://soft-baza.ru/image.php?aHR0cDovL3d3dy50cmltYWcucnUvdXBsb2FkLzUwN2JiOTM4MGUyYjUwYWUzMTVkZDgzMmU3N2JiMjQ2LmpwZw==
http://www.internationaltoys.com/pictures/117365_7.jpg
http://www.trimag.ru/upload/38ce075e5eadf3d882900ba955f4b430.jpg
http://www.trimag.ru/upload/f63fccb3065ad2ff02c5fc0e14cad338.jpg
http://chitbiblioteka.ru/grin/parysa.jpg
http://www.gala.com.ua/images/catalog/show2.php?img=100141.jpg&width=308
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 664 871 материал в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Федосова Ирина Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Мини-курс
3 ч.
Мини-курс
5 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.