Инфоурок Всеобщая история КонспектыУрок+презентация по истории для 5 класса по теме «Зарождение демократии в Афинах»

Урок+презентация по истории для 5 класса по теме «Зарождение демократии в Афинах»

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Зарождение демократии в Афинах.ppt

Скачать материал "Урок+презентация по истории для 5 класса по теме «Зарождение демократии в Афинах»"

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор десткого сада

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Ареопаг
                                 полис
                Демос...

    1 слайд

    Ареопаг
    полис
    Демос
    Совет знати
    архонты
    демократия

  • колесница

    2 слайд

    колесница

  • В городе богини Афины

    3 слайд

    В городе богини Афины


  • 
Зарождение демократии в Афинах

    4 слайд


    Зарождение демократии в Афинах

  • План

Афинский демос и его требования.
Демос восстаёт против знати.
Законы С...

    5 слайд


    План

    Афинский демос и его требования.
    Демос восстаёт против знати.
    Законы Солона. Отмена долгового рабства.
    Перемены в управлении Афинами.
    Солон покидает Афины.

  • 
Цель урока:

Понять причины 
и значение реформ Солона.

    6 слайд


    Цель урока:

    Понять причины
    и значение реформ Солона.

  • Требования демоса:1.Право участвовать в управлении Афинами.2.Отмена долго...

    7 слайд

    Требования демоса:

    1.Право участвовать в управлении Афинами.

    2.Отмена долгового рабства.

    3.Передел земли.




  • Бюст Солона. 
Мрамор. V в. до н.э. (между 640 и 635 – ок. 559 г. до н.э.)...

    8 слайд

    Бюст Солона.
    Мрамор. V в. до н.э. (между 640 и 635 – ок. 559 г. до н.э.)


    Один из семи мудрецов Греции.

  • 
Какие реформы осуществил Солон в Древних Афинах?

    9 слайд


    Какие реформы осуществил Солон в Древних Афинах?

  • Законы Солона (594г. до н.э.)

    10 слайд

    Законы Солона (594г. до н.э.)

  • «Возвращение на Родину»

    11 слайд

    «Возвращение на Родину»

  • Народное собрание –орган, который решал важные государственные дела, в его...

    12 слайд

    Народное собрание –

    орган, который решал важные государственные дела, в его работе участвовали все граждане Афин.


  • Граждане – все свободные жители Афин

    13 слайд

    Граждане –

    все свободные
    жители Афин


  • Демократия – «власть демоса», или народовластие

    14 слайд

    Демократия –

    «власть демоса»,
    или народовластие


  • Все граждане старше 30 лет 
могли работать в суде.

    15 слайд

    Все граждане старше 30 лет
    могли работать в суде.

  • Это машина – эклероторий

Использовалась, чтобы выбрать присяжных заседателе...

    16 слайд


    Это машина – эклероторий

    Использовалась, чтобы выбрать присяжных заседателей на день.

  • 

Часы – 

которые служили для ограничения времени выступления в суде.

    17 слайд



    Часы –

    которые служили для ограничения времени выступления в суде.

  • Каждый член суда получал два бронзовых символа для голосования.

    18 слайд

    Каждый член суда получал два бронзовых символа для голосования.

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Урок истории древнего мира в 5 классе. Открытый.doc

Урок истории Древнего мира.

Тема: Зарождение демократии в Афинах

Продолжительность: 45 минут

Класс: 5

Учитель: Хромова Лариса Михайловна

Школа: муниципальное образовательное учреждение Корликовская ОСШ

Тип: урок усвоения новых знаний учащихся.

Цель урока.  

Обучающая:

·         дать представление о зарождении демократии в Афинах;

·         выяснить причины конфликта между демосом и знатью в Афинах в VI в до н.э.;

·         познакомить с реформами Солона в управлении Афинами.

Развивающая:

умение рассуждать, сравнивать, сопоставлять факты и события.

 Воспитывающая:  воспитывать чувство сопереживания к судьбам простого народа, умение различать добро и зло, стремиться совершать хорошие поступки.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор, компьютер, экран;
  • мультимедийная презентация Microsoft Power Point
  • карта «Древняя Греция»;
  • атласы по истории древнего мира;
  • тестовые задания; 
  • рабочие тетради;

Ход урока.

I.     Организационный момент. (1- 2  минуты)

Перед уроком приготовить все необходимое к уроку (рабочие тетради, карандаши, ручки, линейки)

– Здравствуйте ребята. Когда я шла сегодня к Вам на урок, шёл лёгкий пушистый снег. Вы обращали внимание на то, как легко и тихо спускаются снежинки с неба на землю? Давайте также тихо займём свои места. (Ребята садятся)

  II. Актуализация опорных знаний по теме«Земледельцы Аттики теряют землю и свободу». (5  - 7 мин.)

1.Вступительное слово учителя.

-  Каждый человек хочет он того или нет, оставляет следы в истории страны, города, села, района, семьи. Кто-то оставляет менее заметные следы, а кто-то надолго может остаться в памяти людей.

Ребята, как можно прославиться? (Совершая хорошие поступки, сделав открытие и т.д.)

- Кто хочет прославиться, совершая добрые дела? Я надеюсь, что сегодня каждый из вас постарается прославиться на уроке своими хорошими ответами, знанием истории, тем самым оставить как можно больше следов в истории.

- Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие на колеснице. Рассмотрите колесницу. Это настоящая греческая колесница, дошедшая до наших дней. (Слайд № 1 Колесница и звучит музыка) Обратите внимание на музыку, которая звучит. Как вы думаете, куда мы сегодня отправляемся, в какую страну? (Ответ)

- Молодцы!  Действительно, мы отправляемся в Грецию в VI в. до н.э. Вы сейчас слышите греческую народную музыку. Итак, в добрый путь!

2. Преодоление препятствий.

Учитель: Поскольку мы с вами путешествуем нельзя забывать, что  каждого путешественника на пути могут встретиться преграды. Вот и перед нами появилось препятствие – лабиринт (слайд 2 «Препятствие-лабиринт»).

Из него можно найти выход, но только объясняя значения этих слов.

Ареопаг –> полис –> демос –>архонты –>Аттика Афины

(Ареопаг – Совет знати; полис – город-государство; демос – народ; архонты – девять знатных и богатых правителей, ежегодно избиравшихся жребием; Аттика – область Средней Греции; Афины – главный город Аттики).

- Молодцы, вы прекрасно справились с препятствием и благополучно добрались до Греции.

3. Работа с картой.

Откройте атласы и найдите, где находилась Древняя Греция? (Она располагалась на юге Балканского полуострова).

- Где находилась Аттика?   Аттика находилась в Средней Греции. (слайд №3)

- Назовите главный город Аттики. (Афины – главный город Аттики) Покажите на карте.

4. Сообщение темы, плана урока и цели.

     В Афинах будем изучать тему «Как зародилась демократия”. (Слайд №5 ) Запишите, пожалуйста, тему.

План изучения нового материала (Слайд №6)

План

1.   Демос восстает против знати.

2.   Отмена долгового рабства.

3.   Перемены в управлении Афинами.

4.   Солон покидает Афины.

- Запишите, пожалуйста, план нашего урока.

(Учащиеся записывают план урока.)

- Ребята, сформулируйте, пожалуйста, на какие вопросы мы должны ответить в конце нашего путешествия? (Высказывания ребят: Почему демос восстает против знати? Как произошла отмена долгового рабства? Какие перемены произошли в управлении Афинами? Кто такой Солон? Почему он покинул Афины?

Цель урока (слайд №7)

Учитель: Да, ребята, цель нашего урока:  

Выявить причины и значение реформ Солона.

А для этого мы должны:

  • выяснить причину конфликта между демосом и знатью в Афинах в VI в до н.э.;
  • познакомиться с реформами Солона в управлении Афинами;

Будьте внимательными, так как в конце нашего путешествия нас могут также ожидать непредвиденные ситуации.

III. Изучение нового материала.

1. Беседа.

- Итак, давайте вспомним, какие отношения сложились между демосом и знатью в Афинском полисе в 7 веке до н.э.? (Власть в Афинах принадлежала знати. Простой народ в управлении не участвовал. Лучшими землями владели знатные люди. Простые земледельцы обрабатывали маленькие и каменистые участки. В неурожайный год приходилось брать в долг зерно или серебро у знатного соседа. Трудясь с раннего утра до позднего вечера на своем участке, крестьянин должен был отдать за долги 5/6 своего урожая. В случае неуплаты долга земля переходила к знатному господину, а работники, иногда вместе с семьей становились рабами.

В Афинах существовал обычай ставить на земле должника каменные плиты или столбы с обозначением суммы долга. Не отдаст в срок долг – отберут у него участок. Отберут участок – станет он батраком у богача. Знатный рабовладелец мог послать раба-должника на любые работы и даже продать его на чужбину.

Какие же требования выдвигал демос? (Демос добивался права самим управлять государством, требовал отмены долгового рабства и переделить землю.)

Учитель: Демос начал борьбу за то, чтобы отнять власть у знатных людей и самим управлять Афинами, требовал отменить долговое рабство, поделить землю, т.е. отобрать часть земли у знатных и раздать ее бедным. Бедняки восстали против знати. Они стали вооружаться дубинами. Начались кровавые столкновения, с обеих сторон были раненые и убитые. Смута в Афинах продолжалась долго, ни одна сторона не могла одержать верх. Тогда самые благоразумные уговорили остальных начать мирные переговоры и созвать народное собрание.  Это произошло в 594 г. до н.э. Знать и демос сообща избрали архонтом Солона.

4. Рассказ учителя о Солоне. (Слайд №9 Портрет)

      Солон происходил из знатного рода; одним из его предков был афинский царь Кодр. Но прославился он не знатностью рода, а как один из семи величайших мудрецов древности, выдающийся реформатор и поэт. «Реформа – преобразование» (термин 1)

    Отец Солона был человеком не богатым (хоть и знатным), и после его смерти у сына не осталось почти никаких средств к существованию. Принимать помощь от чужих людей юноша не хотел и поэтому решил попытать счастья за морем. Он занялся торговлей. В те времена в Афинах занимались только не многие смельчаки. На кораблях они отправлялись с афинскими товарами в дальние страны, а оттуда привозили хлеб, дорого ценившийся в Афинах.

      Однако Солон ездил за море не только ради наживы, но и для того, чтобы поучиться мудрости, познакомиться с разнообразными обычаями людей, повидать свет. Наживу ради наживы Солон не ценил; он считал, что не только в деньгах счастье.

Солон разбогател на торговле. Вернувшись домой, он застал в Афинах ожесточенную борьбу различных групп населения.

       Большую часть демоса составляли бедняки, но среди них уже были те немногие, кто разбогател и уже не хотел мириться со своим положением.

- Какие же реформы провел Солон? (Слайд )

5. Работа с учебником.

  • Ответить на этот вопрос мы сможем, прочитав п.2 § 30 на стр. 137. Будем читать поочередно, громко и выразительно.

Итак, какие реформы были проведены Солоном? В результате проведенных реформ Солоном были отменены все старые долги. Однако, если кто-нибудь вновь возьмет в долг зерно или серебро, придется отдавать. Если должник не сможет этого сделать в условленный срок, то у него, как и прежде отберут его имущество. В том случае, если имущества не хватит для уплаты долга, то самого  должника уже не сделают рабом.

Солон  повелел выкупить за государственные деньги всех рабов- должников, даже тех, которых продали в заморские страны.(слайд )

6. Рассматривание рисунка, посвященного отмене Солоном долгов стр. 138.

Ребята, рассмотрим рисунок на стр. 138. Опишите рисунок. Почему ликуют одни афиняне и негодуют другие. Кто эти люди? Земледельцы ликуют, так  как Солон приказал выкинуть с полей долговые камни,  а знать негодует, потому что он отменил долги, лишил их даровых рабочих рук. Но наступит такое время, когда и знать и демос будут недовольны Солоном.

 7. Беседа с учащимися.

- Как вы думаете, почему все были недовольны?

-Как вы думаете, почему Солон не отобрал землю у знати и не разделил ее между бедняками? (Знать не отдаст земли и начнется кровавая вооруженная борьба. Отказавшись от передела земли, Солон вызвал недовольство бедняков, тем самым никому он не угодил, то есть «нельзя дать худым и благородным долю равную иметь»

Как пишет Плутарх, «Солон не угодил ни той, ни другой стороне: богатых он озлобил уничтожением долговых обязательств, а бедных – еще больше – тем, что не произвел передела земли…».

Но Солон отменил не только долговое рабство, а провел реформы и в управлении Афинами.

8. Самостоятельное чтение § 30 п. 3., стр. 141 – 142  

Задание: выяснить, как изменился суд при Солоне?

Ответ:

1) Судьями могли быть выбраны любые граждане государства независимо от их состояния, не моложе 30 лет и не замеченные в дурных поступках. (Слайд 16)

2) На судебном заседании мог присутствовать любой афинянин.

3) Решение суда определялось большинством голосов судей.      Вывод. Главная перемена состояла в том, что знатные люди перестали пользоваться преимуществами в управлении государством. Правителей стали избирать из богатых, а судьями по жребию становились все свободные афиняне независимо от их имущества. Большинство суровых законов Драконта было отменено. Со временем Солона вновь регулярно стали созывать Народное собрание, в котором участвовали все свободные афиняне – граждане. (термин)

IV. Закрепление пройденного материала.

1. Самостоятельная работа

Мы познакомились с реформами Солона в управлении Афинами. А сейчас, чтобы проверить, как вы усвоили новый материал, я предлагаю вам небольшую проверочную работу в виде теста.

Сейчас вы получите карточки, обратите внимание, что тест состоит из 5 вопросов. Не забудьте подписать. (Раздаются карточки. Учащиеся выполняют задание).

Учитель. А теперь обменяйтесь карточками и обратите внимание на экран, где указаны правильные ответы (Слайд 20).

 Проверьте карточку своего напарника и поставьте оценку (слайд 21).

(Учащиеся выполняют задание и сдают карточки учителю).

2. Работа в рабочих тетрадях.

с.15, задание №20.

Задание. Впишите недостающие слова. Главное в законах Солона.

(Учащиеся вписывают в текст недостающие слова).

- Прочитайте выполненные задания.

Работа с терминами. (Слайды 13, 14, 15)- можно использовать, если будет время.

V. Итог урока и домашнее задание.

Учитель: Наше путешествие подошло к концу. Мы возвращаемся к месту, откуда начали путешествие.  

Итак, ребята, подведем итоги, справились ли мы с поставленными задачами.

Какова причина конфликта между демосом и знатью? Какие реформы провел Солон? Какие перемены произошли в управлении Афинами? Кто такой Солон? Почему он покинул Афины?

Выводы:

1)Солон отменил долговое рабство – все граждане Аттики стали свободными.

2) Знатные перестали пользоваться преимуществами в управлении.

3) Регулярно стало созываться народное собрание (правителей избирать из знатных и богатых, судьей мог стать любой гражданин, достигший 30 лет.

А это значит, что законы Солона заложили в Афинах основы “демократии” - по-гречески означает “власть народа”.

Ребята, каждый из вас сегодня постарался прославиться на уроке своими хорошими ответами, знанием истории, тем самым каждый из вас оставил след в истории вашего класс. А наш урок уходит в историю.

  • На дом: § 30, в рабочих тетрадях на с.15 выполнить задание №21.

До свидания. Я благодарю Вас! Хороших вам результатов в изучении истории!

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок+презентация по истории для 5 класса по теме «Зарождение демократии в Афинах»"

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема урока «Зарождение демократии в Афинах». 5 класс

Урок изучения новой темы. Это второй урок из семи запланированных к главе 8 по теме «Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием», который напрямую связан с предыдущим уроком и будет изучаться далее. При планировании учитывались психолого-педагогические особенности учащихся, их возрастные особенности. Материал использован в доступной форме, использован мультимедийный проектор с использованием презентации. Помимо программного материала использован дополнительный материал по программе.

afini.jpg

Цель урока:

Обучающая:

  • дать представление о зарождении демократии в Афинах;
  • выяснить причины конфликта между демосом и знатью в Афинах в VI в до н.э.;
  • познакомить с реформами Солона в управлении Афинами.

Развивающая:

  • умение рассуждать, сравнивать, сопоставлять факты и события.

Воспитывающая:

  • воспитывать чувство сопереживания к судьбам простого народа, умение различать добро и зло, стремиться совершать хорошие поступки.

Исходя из целей урока, было спланировано 3 учебно-воспитательных момента: актуализация опорных знаний, изучение новой темы и закрепление. Все запланированные цели урока были реализованы. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению знаний имел своей целью организовать и направить познавательную деятельность учащихся так чтобы подготовить их к усвоению новых знаний, учить учащихся формулировать цели и задачи изучения нового материала.

Вместе с учащимися была сформулирована образовательна Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению знаний имел своей целью организовать и направить познавательную деятельность учащихся так чтобы подготовить их к усвоению новых знаний, учить учащихся формулировать цели и задачи изучения нового материала. Вместе с учащимися была сформулирована образовательная цель урока. Содержание, формы и методы отобраны в соответствии с целями урока.

Время, отведенное на все этапы, распределено рационально. Все этапы логично вытекали из предыдущего и работали на главный этап – этап изучения новой темы. При подготовке к уроку использован дидактический материал в соответствии с государственным стандартом. Использование групповых, коллективных и иных форм обучения. Для того чтобы каждый имел возможность оценить усвоение нового материала была проведена небольшая проверочная работа. Взаимопроверка способствовала выявлению пробелов в полученных на уроке знаниях. Работа каждого ученика была оценена. Учебно-воспитательные задачи достигнуты.

Выдержка из текста:

I. Организационный момент. (1- 2 минуты)

Перед уроком приготовить все необходимое к уроку (рабочие тетради, карандаши, ручки, линейки)– Здравствуйте ребята. Когда я шла сегодня к Вам на урок, шёл лёгкий пушистый снег. Вы обращали внимание на то, как легко и тихо спускаются снежинки с неба на землю? Давайте также тихо займём свои места. (Ребята садятся)

II. Актуализация опорных знаний по теме «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу». (5 - 7 мин.)

1.Вступительное слово учителя.- Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие на колеснице. Рассмотрите колесницу. Это настоящая греческая колесница, дошедшая до наших дней. (Слайд № 1 Колесница и звучит музыка) Обратите внимание на музыку, которая звучит. Как вы думаете, куда мы сегодня отправляемся, в какую страну? (Ответ)- Молодцы! Действительно, мы отправляемся в Грецию в VI в. до н.э. Вы сейчас слышите греческую народную музыку. Итак, в добрый путь!

2. Преодоление препятствий.Учитель: Поскольку мы с вами путешествуем нельзя забывать, что каждого путешественника на пути могут встретиться преграды. Вот и перед нами появилось препятствие – лабиринт (слайд 2 «Препятствие-лабиринт»).Из него можно найти выход, но только объясняя значения этих слов.- Молодцы, вы прекрасно справились с препятствием и благополучно добрались до Греции. 3. Работа с картой.Откройте атласы и найдите, где находилась Древняя Греция? (Она располагалась на юге Балканского полуострова).

4. Сообщение темы, плана урока и цели.- Запишите, пожалуйста, план нашего урока.(Учащиеся записывают план урока.)Будьте внимательными, так как в конце нашего путешествия нас могут также ожидать непредвиденные ситуации.

III. Изучение нового материала.

V. Итог урока и домашнее задание.

Учитель: Наше путешествие подошло к концу. Мы возвращаемся к месту, откуда начали путешествие. Итак, ребята, подведем итоги, справились ли мы с поставленными задачами.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 933 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 25.10.2012 11520
    • ZIP 1.3 мбайт
    • 29 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Хромова Лариса Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Хромова Лариса Михайловна
    Хромова Лариса Михайловна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 12852
    • Всего материалов: 9

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по истории в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 26 регионов

Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 332 человека из 69 регионов

Курс повышения квалификации

Анализ результатов образовательной деятельности в работе учителя истории

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 24 регионов

Мини-курс

Преодоление расстройств: путь к психическому здоровью"

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Галерейный бизнес: медиа, PR и cотрудничество

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективное управление запасами

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
Сейчас в эфире

Консультация эксперта в области деловых коммуникаций. Зачем нужна корпоративная культура?

Перейти к трансляции