Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
ЕГЭ. Сочинение-рассуждение
Работу выполнила Морозова Наталья Терентьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Павловская сош»
2 слайд
Вступление
Назывное предложение, содержащее тему или проблему исходного текста. Например: «Счастье… Это слово редко сегодня услышишь из уст современной молодёжи. Но почему? Вот об этом и рассуждает автор текста….»
1
Или риторические вопросы,
раскрывающие суть текста.
3 слайд
Как найти проблему текста
Помните, что в основе проблемы может лежать некое противоречие, конфликт, конфликтная жизненная ситуация.
В тексте может быть несколько проблем (тогда можно говорить о ПРОБЛЕМАТИКЕ), но вам достаточно сформулировать в сочинении лишь одну проблему.
Сформулировать проблему вам помогут ключевые слова и предложения, которые можно подчеркнуть в самом тексте.
Синонимы к термину проблема: ВОПРОС, ЗАДАЧА.
2
4 слайд
Какие бывают проблемы?
Философские
Социальные
Нравственные
Политические
Экологические
5 слайд
Как сформулировать проблему?
- сформулировать самостоятельно (своими словами);
- процитировать;
- Указать номера предложений из текста, если в этих предложениях проблема чётко сформулирована автором.
Проблему можно
6 слайд
Что значит прокомментировать сформулированную вами проблему
Синоним к слову комментарий: пояснение, толкование, рассуждение, интерпретация.
3
7 слайд
Умей!
Комментарий даётся с опорой на текст (не нужно рассуждать о жизни вообще, даже если вы пишете о вашей проблеме).
Хорошо прокомментировать текст – это, по сути, суметь проследить ХОД АВТОРСКОЙ МЫСЛИ.
Автор текста передаёт нам свои мысли, зашифровывает их словесно, а вы должны их расшифровать (интерпретировать)
8 слайд
Какие бывают комментарии?
Комментарий
Концептуальный
( объясняет проблему текста, её актуальность, различные мнения о проблеме)
Текстуальный
( поясняет текст, авторский замысел и проблему)
9 слайд
Типичные ошибки этой части!
Прокомментирована только часть проблемы, поднятой автором;
допущены фактические ошибки, связанные с пониманием исходного текста (проблемы прокомментированы неточно или противоречиво);
комментарий заменяется пересказом текста или его фрагмента (чаще пересказывается сюжет текста, действия героев);
Комментарий заменяется перечнем проблем.
10 слайд
Позиция автора
Позиция автора – это его ответ на поставленный им же вопрос, его отношение к поставленной им же проблеме (основная мысль текста).
Определяя позицию автора, не смешивайте её с позицией героя-рассказчика, что далеко не одно и то же.
4
11 слайд
Способы выражения позиции автора в тексте
- Автор может заявлять о своём отношении к поднятой им проблеме прямо, словесно полно выразив его в тексте;
- позиция автора может не быть выражена прямо, и тогда вы определяете её по косвенным признакам (чаще всего по каким-либо словам и отдельным репликам)
12 слайд
Если позиция автора не заявлена прямо, то
Определить её поможет отношение автора к поднятой им проблеме:
- позитивное (положительное);
- негативное (отрицательное);
- нейтральное;
- двойственное.
Учитывай также, каково настроение автора. Это может быть:
- ирония;
- сарказм;
- грустная, печальная тональность;
- радостная тональность;
- оптимистичный настрой;
- пессимистичный настрой и т.д..
13 слайд
Что значит аргументировать свою позицию
1
Сначала вы должны выразить своё собственное мнение (отношение) к позиции автора текста – согласны вы или не согласны с мнением автора, а лишь потом аргументировать свою позицию, своё отношение к позиции автора.
2
Вы должны аргументировать (доказывать, подтверждать, приводить примеры) не истинность тезиса, а его ценностное значение.
3
Важно! Не надо доказывать нравственные аксиомы (утверждения), что надо беречь лес, уважать старших, любить родину, надо подтвердить актуальность, важность, жизненность нравственных постулатов (утверждений).
5
14 слайд
Сколько нужно приводить аргументов?
два/или
Один взят из художественной литературы (автор, название произведения).
Другой аргумент – из вашего жизненного опыта (это может быть пример какого-либо фольклорного жанра: пословица или поговорка, песня и т.д..)
два/или
Оба аргумента из художественной литературы
(3 балла)
два
Оба аргумента из вашего жизненного опыта
( 2 балла)
15 слайд
Типы аргументов
Рациональные (логические)
*реальные факты;
*статистика;
*законы природы;
*положения официальных документов.
Иллюстративные
*конкретные примеры из жизни;
*примеры из художественных произведений;
*предположитель-ные примеры
Ссылки на авторитет
*мнения известных выдающихся людей;
*цитаты из авторитетных источников;
*мнение очевидцев;
*общественное мнение
6,7
16 слайд
Типичные ошибки этой части
Собственное мнение не выражено и нет аргументов вообще;
Аргументируется мнение, которое не заявлено;
Собственное мнение выражено, но не подтверждено аргументами (часто в сочинении употребляется фраза Я согласен с позицией автора…. И всё!)
Аргументируется позиция автора, а надо предложить СВОЁ
17 слайд
Заключение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ обычно содержит итог всех рассуждений, вывод, состоящий из нескольких предложений, которые могут, кстати, содержать и риторические вопросы.
8
18 слайд
В добрый путь!
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 655 303 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Урастаев Кажмукан Байгазынович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Мини-курс
3 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.