Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Групповая дифференциация и лидерство
2 слайд
Дифференциация - — разделение группы на участников, занимающих различное положение в системе межличностных отношений
в группе протекают процессы дифференциации (от лат. differentia — разность) межличностного взаимодействия и выделения лидеров — членов малой группы, имеющих определенное влияние на различные стороны ее жизни.
3 слайд
Положение определяется с помощью социометрии:
«звезды» и «лидеры»;
«приятные» и «предпочитаемые»;
«пренебрегаемые»;
«изолированные»;
«отверженные».
4 слайд
Факторы, приводящие к групповой дифференциации
Формальная группа
личные качества людей, связанные с умением общаться, чувством юмора и т. п.
Неформальная группа
организаторские качества (умение спланировать и организовать работу, правильно распределить обязанности, осуществлять координацию действий).
5 слайд
Лидерство — отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений.
Лидерство — психологическая характеристика поведения какого-то члена группы, пользующегося наибольшим влиянием на других.
Лидерство — это конкретные действия личности как инициатора и организатора групповых взаимодействий.
Лидерство — это система взаимоотношений в группе, когда один человек выступает с инициативой и берет на себя ответственность за действия группы и их возможные последствия, а другие готовы следовать предложенной инициативе и прикладывать для этого значительные усилия
термин «лидерство» заимствован из английского языка, в котором не различаются понятия «лидер» и «руководитель».
6 слайд
ЛИДЕРСКИЕ РОЛИ
Инструментальный лидер
Обладает наибольшими знаниями и компетентностью, необходимыми для решения групповых задач и достижения целей.
роль включает действия, направленные на организацию группы для достижения цели деятельности, решение поставленной перед группой задачи.
социально-эмоциональный
(экспрессивный)
влияет на эмоциональную атмосферу группы благодаря способности выражать интересы, мнения, настроения группы, уменьшать напряжение в ней.
способен откликаться на переживания других, понимать эти переживания, находить время для сочувствующей беседы.
7 слайд
ЛИДЕРСКИЕ РОЛИ
лидеры-инициаторы, лидеры-эрудиты, лидеры-генераторы эмоционального настроя, лидеры-умельцы,
лидеры-организаторы и лидеры-дезорганизаторы.
Л. И. Уманский (1921—1983 гг.) Классификация лидерских ролей на основе функций, реализуемых лидерами.
8 слайд
формальное лидерство — процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности;
неформальное лидерство — процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умений или других ресурсов
9 слайд
Стили лидерства
10 слайд
СТИЛИ ЛИДЕРСТВА
Лидер-демократ - ориентируется на мнение группы, часть полномочий делегирует другим членам группы;
Авторитарный лидер - устанавливает жесткую дисциплину, навязывает свое мнение;
Лидер-анархист - не предъявляет требований, не настаивает, группа не организована, разобщена, функциональные обязанности в ней распределяются хаотично.
11 слайд
уровень социально-психологического развития группы (класса)
Чтобы определить этот уровень, важно получить ответы на вопросы:
соответствуют ли сложившиеся в группе деловые отношения основной цели группы?
Насколько развиты личные отношения между учащимися?
Ущемляются ли чьи-либо интересы?
Соблюдаются ли законы и нормы морали, принятые в обществе?
12 слайд
Важный показатель уровня развития класса как малой группы — процесс принятия общих решений.
как протекает обсуждение?
как принимается итоговое решение?
как ведут себя те, кто не согласен с ним?
могут ли они открыто заявить о своей позиции?
как на их протест (скрытый или открытый) реагирует большинство группы?
13 слайд
Проверьте себя
1) В чем проявляется дифференциация малой группы?
2) Кого называют лидером?
3) Являются ли синонимами слова «лидер» и «лидерство»?
4) Какие лидерские роли и стили принято выделять?
5) Что представляет собой школьный класс как малая группа?
6) Что дают развитию личности различные объединения учащихся?
14 слайд
Какие стили лидерства проявляются в каждом из вариантов поведения лидера?
а) Лидер принимает решение единолично и объявляет его группе.
б) Стоящую перед группой проблему лидер обсуждает с некоторыми (со всеми) членами группы по очереди, затем сам принимает решение и объявляет его группе.
в) Лидер обсуждает проблему со всей группой вместе, а затем сам принимает и объявляет группе решение.
г) Лидер обсуждает проблему со всей группой вместе. Решение принимается согласованное, совместное.
д) Лидер обсуждает проблему с некоторыми членами группы, а затем поручает всей группе выработать и принять решение без его непосредственного участия.
15 слайд
Литератара: Боголюбов Л.Н. Обществознание 10 класс, М., «Просвещение», 2009 г.
Интернет-ресурсы:
http://www.pribylov.ru/bip/leaders_styles.html
http://vicodinka.livejournal.com/1229542.html
http://www.ref.by/refs/68/16178/1.html
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 626 713 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Кузнецова Ирина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.