Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Русский язык 5 класс
Автор: МОУ «СОШп.Бурасы», учитель русского языка и литературы Борисова Анна Геннадьевна
УРОК – ИГРА
по теме «ЛЕКСИКА»
2 слайд
Цель урока: повторить изучение по теме «Лексика» в форме игры-сказки.
Оборудование: интерактивная доска, картинки, рисунки, вырезанные из картона человечки, изображающие синонимы, антонимы, омонимы.
3 слайд
В чистом поле теремок, теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
4 слайд
5 слайд
Как называется раздел курса русского языка, изучающий словарный состав русского языка?
Для чего служат слова?
6 слайд
Возят почту корабли,
Самолеты, поезда,
Мчат во все концы земли:
В степи, в горы, в города.
Почту в дальние районы
Доставляют почтальоны.
(М.Белкина).
7 слайд
Задания к тексту:
Объясните орфограммы и пунктограммы.
Найдите слова, которые служат для обозначения предметов; признаков; действий.
Определите лексическое значение слов почта и почтальон. С помощью толкового словаря выясните, однозначные или многозначными являются эти слова.
8 слайд
9 слайд
Пакет предназначен для вручения словам, близким по значению. Что это за слова?
10 слайд
СИНОНИМЫ
11 слайд
На стук вышел один из братьев, проживающих в квартире №1. Зовут его Смелый.
12 слайд
Задание№1.
Назовите имена остальных братьев.
Вскрыл хозяин квартиры письмо и прочитал его вслух: «Дорогие синонимы, хотели мы обойтись без вас, но вот что у нас получилось. Помогите нам».
13 слайд
Задание№2.
Отредактируйте текст, используя синонимы.
«После гибели Муму Герасим пошел в родную деревню. Герасим шел полями и лугами. Он шел всю ночь. Он шел и радостно глядел по сторонам, вдыхая запах родных полей. Когда он пришел в родную деревню, то стал там прилежно работать».
14 слайд
Жильцов квартиры номер два
Застать сумели мы едва
Они стояли у порога,
Уже готовые в дорогу.
15 слайд
Угадайте, кто они: один высокий, другой низкий, один толстый, другой тонкий, один грустный, другой веселый.
16 слайд
АНТОНИМЫ
17 слайд
Вскрыли братья конверт и обрадовались. Наконец-то пришла весточка от дорогого дедушки. Начали читать письмо – и чуть не заплакали от огорчения: половина письма – сплошное чернильное пятно. Видимо, во время долгих странствий побывало письмо под дождем или в речке тонуло.
18 слайд
Задание №3.
Помогите братьям прочитать письмо.
«Дорогие внучата, я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых, невежественных, безвольных. Я хочу, чтобы выросли вы людьми смелыми…»
19 слайд
Мы – слова из русской речи, из родного языка.
Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат.
Но важна не только внешность, ты до смысла доберись.
Наподобие начинки смысл запрятан в серединке.
Схожим лицам вопреки мы по смыслу далеки.
(Я.Козловский).
20 слайд
Задание №4.
Пользуясь словарем, определите значения слова мир. Составьте предложения с этими омонимами.
21 слайд
Юмореска.
Это было давно. Путник тащился по пустыне шесть суток. Адски хотелось пить. То и дело ему мерещился торчащий из песка водопроводный кран с прохладной, освежающей водой. Но увы! Это было то вытянувшаяся в стойку кобра, то вообще мираж. Тогда путник встал на колени и , воздев руки к небу, стал взывать к Всевышнему:
- О, Всемилостивейший! Умоляю, ниспошли мне сюда кран, кран, кран! Кран, кран, кран мне ниспошли, о, Всевышний!
И случилось чудо. Сверкнула молния, поднялся столб песка, а когда он рассеялся, несчастный увидел кран. Но увы, кран был не водопроводный, а подъемный…
(И.Верзилин).
22 слайд
Задание№5.
Объясните, почему произошла ошибка. С какой целью используются омонимы в художественной литературе? (Средство создание юмора).
23 слайд
Там идет заседание Общества любителей образного слова. Собрались здесь необыкновенные слова, пламенные и нежные, ласковые и беспощадные, яркие и меткие, живые и вещие.
Эти «слова умеют плакать им смеяться, приказывать, молить и заклинать, и, словно сердце, кровью обливаться, и равнодушно холодом дышать». (Я.Козловский).
Что это за слова?
24 слайд
Задание №6.
Найдите слова, использованные в переносном значении.
Усталое солнце по небу гуляет.
Ленивая туча над лесом скучает.
На сонной березе щебечут синицы.
Спит ветер игривый средь поля пшеницы.
(А.Громова).
Полз состав. Он устал-
От гудка до хвоста.
Полз состав, полз, и стал,
И уснул у моста.
(В.Левин).
25 слайд
Задание №7 ( на выбор).
1.Составьте словосочетания, используя в прямом и переносном значениях слова: горький, тяжелый, холодный, злой, печальный, дышит.
2.Напишите сочинение-миниатюру на одну из тем «Гулял по лесу ветер», «Бежал веселый ручеек», «Пришла волшебница-зима».
3.Лексическое задание – использовать слова в переносном значении, а также синонимы, антонимы.
26 слайд
Опустела сумка почтальона Печкина. Давайте снова ее заполним. Пишут письма обитатели теремка, напишите и вы жильцам теремка – это ваше домашнее задание
Рефлексия.
27 слайд
Подведение итогов!!!
28 слайд
http://www.proshkolu.ru/user/svischevi43/file/737655/
http://900igr.net/kartinki/russkij-jazyk/Sinonim-1/002-Sinonimy.html
http://900igr.net/kartinki/russkij-jazyk/Antonim/001-Antonimy.html
http://festival.1september.ru
ИСТОЧНИКИ:
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 664 116 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Хасанова Гульнур Алтафовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
2 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.