Инфоурок Другое ПрезентацииПрезентация на тему Имя существительное. Конспект

Презентация на тему Имя существительное. Конспект

Скачать материал
Скачать материал "Презентация на тему Имя существительное. Конспект"

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Логист

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Краткое содержание (конспект).Имя Существительное Имя существительное – само...

    1 слайд

    Краткое содержание (конспект).
    Имя Существительное
    Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? Что?
    Имена существительные бывают собственные или нарицательными, одушевленными или неодушевленными; относятся либо к мужскому, либо к женскому, либо к среднему роду; есть существительные общего рода. Большинство имен существительных изменяются по падежам и числам.
    В предложениях имена существительные чаще всего бывают подлежащими, дополнениями и обстоятельствами.

  • Нарицательные и собственные им. Сущест. Нарицательные существительные являютс...

    2 слайд

    Нарицательные и собственные им. Сущест.
    Нарицательные существительные являются названиями однородных предметов. Собственные имена сущ., являются названиями единичных предметов . К сущ., собственным принадлежат имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия, названия литературных произведений, исторических событий, название картин, кинофильмов, спектаклей, предприятий, газет, журналов.
    Город, река, гора, человек, заяц, книга, соловей и т.п. – нарицательные существительные.
    Россия, Новгород, Нева, Кавказ, Дмитрий Сергеевич Лихачев, «Капитанская дочка» – собственные имена существительные.

  • Одушевленные и неодушевленные им. Сущ.,Одушевленные имена существительные отв...

    3 слайд

    Одушевленные и неодушевленные им. Сущ.,
    Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос кто?, неодушевленные - на вопрос что?
    Кто? – мама, учитель, кошка, брат, медведь, подруга, - одушевленные существительные.
    Что? – тетрадь, березка, фильм, город, улица, компьютер – неодушевленные существительные.
    Надо учитывать, в каком из своих значений употреблено существительное , чтобы правильно определить, одушевленное оно или нет.
    Наш класс находится на втором этаже (здесь класс – помещение – это неодушевленное существо).
    Класс встретил учителя с цветами (здесь класс – группа учащихся – одушевленное существо)

  • Словообразование сущ., Имена сущ., могут образовываться от разных частей речи...

    4 слайд

    Словообразование сущ.,
    Имена сущ., могут образовываться от разных частей речи (существительных, прилагательных, глаголов, числительных) разными способами.
    1- Приставочный: безоблачность облачность (сущ.)
    приставка (без)
    2- Суффиксальный : облачностьоблачный (прилаг.,)
    суффикс (ость)
    сочинение сочинить (глагол)
    суффикс (ение)
    Двойка двое (числительное)
    суффикс (к)
    3- Приставочно – суффиксальный: подосиновик осина
    приставка (под), суффикс (овик)

  • Словообразование сущ., 4-  Бессуфиксный:  даль          далекий (прил.,)...

    5 слайд

    Словообразование сущ.,
    4- Бессуфиксный: даль далекий (прил.,)
    основание (даль)
    Треск трещать (глагол)
    основание (трещ).
    5- Сложение: теплоходтепло, ходить (сложение основ с помощью соединительной гласной)(гласная «о»)
    ВУЗ – высшее учебное соединение (сложение звуков);
    КБ – конструкторское бюро (сложение букв);

    6- Переход других частей речи в существительные:
    кондитерская кондитерская (лавка);
    учащиеся учащиеся (в школе).

  • Морфологический разбор.Выполнить морфологический разбор имени  существительно...

    6 слайд

    Морфологический разбор.
    Выполнить морфологический разбор имени существительного – это значит определить его грамматическое значение, морфологические признаки (постоянные и непостоянные) и синтетическую роль.
    Грамматическое значение существительного: существительное обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? Что?. Например: кто? Человек; Что? Книга; Что? Синева; что? Переход (в третьем и четвертом примере существительные обозначают соответственно признак и действие как предмет, т.е. название признака, название действия.
    Постоянные морфологические признаки (собственное или нарицательное; одушевленное или неодушевленное; мужской, женский или средний род; 1,2,3-е склонение – или оно неизменяемое и несклоняемое) определяются по начальной форме; именительный падеж единственного числа.

  • Образец разбора. Иней превращает в алмазное ожерелье паутину, которую еще с о...

    7 слайд

    Образец разбора.
    Иней превращает в алмазное ожерелье паутину, которую еще с осени паук перекинул с дерева на дерево.
    Письменный разбор:
    (Превращает в ) ожерелье – сущ., так как:
    1- обозначает предмет. Во что?
    2- Начальная форма: Что? Ожерелье.
    Постоянные признаки: нариц., неодуш., ср. р., 2-ее скл.
    Непостоянные признаки: в винительном падеже., ед., числе.
    3- Дополнение (----------).
    Устный разбор.
    Ожерелье – имя существительное. Во-первых, отвечает на вопрос во что? И обозначает предмет. Начальная форма: Что? Ожерелье. Во – вторых, имеет постоянные признаки: нарицательно, неодушевленное, среднего рода, 2-го склонения. Употреблено (или: имеет непостоянные признаки) в винительном падеже, единственном числе. В – третьих, в предложении является дополнением.


  • Очень важно учитывать синтаксическую роль слова, чтобы не ошибиться в определ...

    8 слайд

    Очень важно учитывать синтаксическую роль слова, чтобы не ошибиться в определении части речи:
    (с прозрачного) стекла – сущ.,
    (капля) стекла – глагол.
    Как определить безошибочно склонение существительного?
    Надо учитывать род и окончание в начальной форме (им.п., ед., ч.):






  • Орфографический разбор.Выполнить орфографический разбор – значит найти орфогр...

    9 слайд

    Орфографический разбор.
    Выполнить орфографический разбор – значит найти орфограммы в слове и объяснить их написание с опорой на часть речи, состав слова и способ его образования.
    В школьной программе изучается 10 орфограмм существительных.
    Для объяснения каждой из них есть свой порядок.
    Ъ после шипящих на конце слова употребляется только у существительных 3-го склонения:
    пустошь - сущ., 3-го скл.;
    мяч – сущ., не 3-го скл.;
    среди туч – сущ., не 3- го скл.;

  • Буквы «Е» и «и» падежных окончаний имен существ., зависит от склонения падежа...

    10 слайд

    Буквы «Е» и «и» падежных окончаний имен существ., зависит от склонения падежа:






    У дорогИ – сущ., 1- скл., р.п. (у чего?)
    На дорогЕ – сущ., 1-скл., д.п. (по чему?)
    В инеЕ – сущ., 2-скл., п.п. (в чем?)
    На площадИ – сущ., 3- скл., п.п. (на чем?)

  • Написание «о» и «е» после шипящих и «ц» В окончаниях и суффиксах существитель...

    11 слайд

    Написание «о» и «е» после шипящих и «ц»
    В окончаниях и суффиксах существительных подчиняется общему правилу: под ударением пишется о, без ударения е:
    Например: плющом, пращой, кольцом, тучей, пальцем;
    дружок, жучок, галчонок, ручонка, реченька,
    человечек.

  • Выбор букв «ч» и «щ» в суффиксе –чик (-щик)Зависит от согласных перед суффикс...

    12 слайд

    Выбор букв «ч» и «щ» в суффиксе –чик (-щик)
    Зависит от согласных перед суффиксом : после д//т, з//с, ж пишется Ч, в остальных случаях – Щ.
    (!) Применяя данное правило, рассуждайте так: слово «смазчик», перед суффиксом есть буква З. Значит, в суффиксе надо писать букву «ч».
    Образец письменного объяснения:
    Смазчик (сущ.,) – смазывать
    (суффикс - Чик) (основание – смаз)

    Сварщик (сущ.,) – сваривать (не на д//т, з//с, ж)
    (суффикс – щик) (основание – свар)

  • Выбор гласной «и» или «е» в суффиксах –ик, -ек.Это правело помогает сделать с...

    13 слайд

    Выбор гласной «и» или «е» в суффиксах –ик, -ек.
    Это правело помогает сделать склонение существительного. Если гласный выпадает при склонении, то в суффиксе нужно писать букву Е; если гласный не выпадает, то в суффиксах нужно писать И:
    Сыночек (сущ.,) – сыночка,
    Ключик (сущ.,) – ключика.
    Горошек (сущ.,) – горошка.
    Карандашик (сущ.,) – карандашика.
    Буква Е в суффиксе –ен-.
    Существительных на –мя пишется в безударном положении:
    К стремени (на –мя), по имени (на –мя)

  • Соединительное О и Е в сложных словахПосле твердых согласных пишется О, после...

    14 слайд

    Соединительное О и Е в сложных словах
    После твердых согласных пишется О, после мягких согласных, шипящих и Ц пишется Е.
    Языковед (к), путепровод (т), пешеход (ш)

    Большая буквы и кавычки в именах собственных.
    Имена собственные пишутся с большой буквы. Заглавия книг, газет, журналов, картин, кинофильмов, спектаклей, заводов, фабрик, кораблей и т.д. не только пишутся с большой буквы, но и заключаются в кавычки.
    Город Санкт- Петербург (собственное)
    Газета «Смена» (название газеты)

  • Правило слитного и раздельного написания неЯвляется общим для существительных...

    15 слайд

    Правило слитного и раздельного написания не
    Является общим для существительных, прилагательных и наречий на –о, -е: не с этими словами пишется слитно:
    1- если слово не употребляется без не
    2- Если оно может быть заменено синонимом без не или близки по значению выражения:
    Неряха, невольник (употребляется без не)
    Несерьезность в поведении (легкомыслие)
    Нерешительность (отсутствие решительности)
    Не с существительными на –о, -е, пишется раздельно:
    1- если в предложение есть противопоставление с союзом а;
    2- если при этих частях речи с не есть слова (далеко, отнюдь, вовсе, ничуть, нисколько, никому, ничем)
    Не погода помещала, а срочная работа.

  • Правописание сложных имен существительныхПишутся слитно:
1- Сложные существит...

    16 слайд

    Правописание сложных имен существительных
    Пишутся слитно:
    1- Сложные существительные, образованные с помощью соединительных гласных: верхолаз, землемер.
    2- сложносокращенные слова всех типов: юнкор, вуз, Уралмаш, госкомитет, Центробанк.
    Через дефис пишутся:
    1- Существительные называющие промежуточные стороны света: северо-запад, юго-восток.
    2- Сложные существительные без соединительной гласно, обозначающие название механизмов, а также научные, технические, общественно – политические термины: дизель-электроход, телефон-автомат, премьер-министр

  • Грамматические нормы языка и род существительных.Род существительных необходи...

    17 слайд

    Грамматические нормы языка и род существительных.
    Род существительных необходимо знать не только для определения склонения при объяснении написание безударного падежного окончания, но и для правильно согласования с этим существительным прилагательного и глагола прошедшего времени и для безошибочного написания окончания этих слов (прилагательного, глагола) :
    Картофель (муж., род) – что сделал? – зацвел;
    Сирень (жен., род)- что сделала? – зацвела;
    Название рода существительного приводит к грамматическим ошибкам – нарушению норм согласования. Наиболее частые грамматические ошибки вызывают существительные (тюль, картофель, шампунь – муж., род; туфля, молодежь, фамилия – жен., род; яблоко, повидло, полотенце – ср., род)

  • Имена существительные общего рода.Некоторые существительные с окончанием –а,...

    18 слайд

    Имена существительные общего рода.
    Некоторые существительные с окончанием –а, - я обозначающие качества людей, относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола, или к женскому роду, если обозначают лиц женского пола:
    Сережа – настоящий сластена (муж., род)
    Настя – настоящая сластена (жен., род)
    Обжора Витя опять съел все пирожные (муж., род)
    Обжора Катя опять съела все пирожные (жен.,род)
    Ошибки, вызванные названием существительных общего рода, тоже являются грамматическими.

  • Грамматические ошибки с неизменяемыми существительными Некоторые существитель...

    19 слайд

    Грамматические ошибки с неизменяемыми существительными
    Некоторые существительные не изменяются по числам и падежам, то есть имеют для всех чисел и падежей одну и ту же форму могут быть любым членом предложения.
    Купили что? – пианино – в в.п. ед.ч. Дополнение;
    Продаются что? – пианино – и.п. мн.ч. Подлежащее;
    К несклоняемым относят следующие.
    1- Многие существительные иноязычного происхождения (собственные или нарицательные) с конечными гласными –о, -е, -и, -у, -ю и с конечным ударным –а:
    Без пальто, по шоссе, на такси, от кенгуру, в меню:
    Но: Роман Войновича, тетрадь Сергея Печенюка.

  • 2- Иноязычные существительные, обозначающие фамилии лиц женского пола и оканч...

    20 слайд

    2- Иноязычные существительные, обозначающие фамилии лиц женского пола и оканчивающийся на согласный:
    Стихи поэтессы Алигер, роман писательницы Войнич:
    НО: роман Войновича, тетрадь Сергея Печенюка.

    3- Сложносокращенные слова буквенного и смешенного характера:
    В БДТ, в роно.

    4- Русские и Украинские фамилии на –о, -их, -ых:
    У Сухих, о Шевченко.
    Склонение неизменяемых существительных является грамматической ошибкой.


  • Род несклоняемых существительных 1- неодушевленные иноязычные – среднего рода...

    21 слайд

    Род несклоняемых существительных
    1- неодушевленные иноязычные – среднего рода:
    (шелковое) кашне
    (осеннее) пальто.
    Исключение:
    (досадный) пенальти - муж., род. (черный) кофе – муж., род
    (свежая) кольраби – жен., род.

    2- Одушевленные иноязычного происхождения, обозначающие:
    Лиц женского пола – жен., рода- (пожилая ) мадам;
    Лиц мужского пола – муж., рода – (английский) буржуа;
    Животных – муж., рода – (розовый) фламинго.

  • 3- Род несклоняемых собственных имен существительных – географических назван...

    22 слайд


    3- Род несклоняемых собственных имен существительных – географических названий определяется родом тех имен нарицательных, которыми эти названия могут быть замены:
    (древний) Тбилиси – муж., род – город;
    (суровая) Гоби – жен., род – пустыня

    4- Род сложносокращенных слов, образованных из начальных букв, определяется по роду главного слова, лежащего в основе соответствующего сочетания:
    ООН- (Организация Объединенных наций) – жен., род – главное слово организация
    ПТУ – (профессиональное – техническое училище) – ср., род – главное слово – училище.
    Исключение: ТАСС – мужской род.

  • Спасибо за внимание

    23 слайд

    Спасибо за внимание

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 796 материалов в базе

Скачать материал

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.10.2020 427
    • PPTX 130.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кирюхина Елена Станиславовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кирюхина Елена Станиславовна
    Кирюхина Елена Станиславовна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 88705
    • Всего материалов: 232

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 21 региона

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 281 человек из 66 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 457 человек из 66 регионов

Мини-курс

ЕГЭ по биологии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективная корпоративная коммуникация

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Wildberries: от управления заказами до продвижения товаров

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 21 региона