Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Итоговое сочинение по литературе
(2014-2015 учебный год)
Презентация подготовлена
В.А.Щепой, кандидатом педагогических наук,
Заслуженным учителем РФ,
доцентом кафедры преподавания языков и литературы СИПКРО,
председателем региональной предметной комиссии ЕГЭ по литературе
2 слайд
Какой информацией по поводу предстоящего сочинения по литературе мы сегодня не владеем ?
Нет формулировок конкретных тем
Темы будут известны перед экзаменом
В настоящее время ориентируемся на предложенные направления
Нет конкретного списка произведений
Ориентируемся на Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения ЕГЭ по ЛИТЕРАТУРЕ
Нет критериев оценивания сочинения
Адаптируем известные нам критерии оценивания сочинений ЕГЭ по литературе (профиль) в соответствии с целями итогового сочинения (базовый уровень)
3 слайд
Как соотносятся между собой цель сочинения и формулировка направлений тем?
Цель сочинения – это проверка способности человека самостоятельно мыслить, аргументировать свои выводы с опорой на литературные произведения как русской, так и мировой литературы…
Создание
сочинения-рассуждения
в соответствии с заданной темой
4 слайд
Сочинение ЕГЭ по русскому языку и итоговое сочинение
Сочинение по недавно прочитанному тексту
Рассуждение – это лишь часть сочинения
Предполагается обращение к художественной литературе, публицистике, научной литературе
Сочинение по текстам, прочитанным ранее
Рассуждение – это основная часть работы и её цель
Опора на тексты русской и мировой художественной литературы
5 слайд
Сочинение ЕГЭ по литературе и итоговое сочинение
Темы сформулированы в виде проблемных вопросов
При раскрытии темы сочинения необходимо показать умение выявлять авторскую позицию в указанном произведении и убедительно обосновывать свои тезисы (профильный уровень)
Выпускник должен продемонстрировать умение использовать теоретико-литературные понятия для анализа произведения
В направлениях представлены формулировки-понятия
При раскрытии темы сочинения необходимо показать умение размышлять, аргументировать свои выводы, опираясь на литературные произведения (базовый уровень)
Выпускник должен продемонстрировать свою нравственную, этическую и интеллектуальную зрелость на материале литературных произведений
6 слайд
Логический анализ формулировки темы
Тема-суждение
В формулировке прямо выражена идея рассуждения. Задача пишущего – подбор аргументов для обоснования и расположения материала («Образ купца Калашникова – романтическая концепция русского национального характера».)
Тема-вопрос
Отвечая на вопрос темы, пишущий сам определяет идею рассуждения («Как раскрывает М.Ю.Лермонтов образ купца Калашникова?»)
Тема-понятие
Самая трудная и интересная тема, так как в ней не содержится прямого указания на идею рассуждения ( «Образ купца Калашникова»)
7 слайд
Порядок работы над формулировкой темы сочинения-рассуждения
1 шаг
Логический анализ формулировки темы (тема-понятие – тема-вопрос – тема-суждение)
2 шаг
Преобразование темы-понятия в вопрос
3 шаг
Формулировка ответа на вопрос в виде суждения, подбор аргументов для обоснования.
8 слайд
Определение содержания направления тем по творчеству М.Ю.Лермонтова
«Недаром помнит вся Россия…»
Своеобразие творчества М.Ю.Лермонтова.
В чём заключается своеобразие творчества М.Ю.Лермонтова?
Особенности проблематики творчества М.Ю.Лермонтова.
Какие основные проблемы поднимает М.Ю.Лермонтов в своём творчестве?
Особенности художественной картины мира М.Ю.Лермонтова.
В чём заключается специфика художественной картины мира М.Ю.Лермонтова?
Характерные черты лермонтовского героя.
Каковы особенности лермонтовского героя?
9 слайд
Формулировка возможных ответов на вопрос
«Недаром помнит вся Россия…»
В чём заключается своеобразие творчества М.Ю.Лермонтова?
(Своеобразие творчества Лермонтова заключается в особенностях раскрытия темы Родины, темы поэта и поэзии, темы любви, исторической темы…)
Какие основные проблемы поднимает М.Ю.Лермонтов в своём творчестве?
(Главная проблема – смысл существования человека)
В чём заключается специфика художественной картины мира М.Ю.Лермонтова?
(Сосуществование и сложное взаимодействие романтических и реалистических тенденций)
Каковы особенности лермонтовского героя?
( Лермонтов – создатель трагической концепции человека, обречённого жить в вечном и неустранимом конфликте с обществом, эпохой, мирозданием, в разладе с самим собой)
10 слайд
Рекомендуемый список произведений М.Ю.Лермонтова
Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу...».
«Песня про… купца Калашникова». Поэма «Мцыри». Роман «Герой нашего времени»
11 слайд
Рекомендации по направлению «Вопросы, заданные человечеству войной»
1 шаг
Преобразование темы-понятия в тему-суждение.
Формулировка возможных ответов на вопрос.
2 шаг
Широкое понимание темы предполагает включение произведений большого временно́го охвата (древнерусская литература – современность).
Узкое понимание темы предполагает ориентацию на произведения о Великой Отечественной войне.
3 шаг
Необходима корректировка календарно-тематического планирования: перенос обзорной темы, связанной с произведениями военной тематики со второго полугодия на первое, ориентация на небольшие по объему произведения;
проведение уроков внеклассного чтения по произведениям из списка внеклассного чтения за прошедшие годы обучения.
12 слайд
Возможный (минимальный) список произведений о Великой Отечественной войне
Адамович А., Гранин Д. «Блокадная книга».
Астафьев В. «Пастух и пастушка».
Бондарев Ю. «Батальоны просят огня». «Горячий снег».
Быков В. «Сотников». «Альпийская баллада».
Некрасов В. «В окопах Сталинграда».
Полевой Б. «Повесть о настоящем человеке».
Симонов К. Стихотворения о войне. «Живые и мертвые»
Кондратьев В. «Сашка»
13 слайд
Рекомендации по направлению «Человек и природа в отечественной и мировой литературе»
( XIX век)
А.С.Пушкин впервые исследовал воздействие природы на становление характера человека.
М.Ю.Лермонтову как романтику близка мысль о противоречии природы и общества. Возвышенный романтический идеал поэта – единение между природой и человеком.
Ф.И.Тютчев. Мысль о том, что человек и природа – частицы космоса, мироздания, самым сложным и скрытым явлениям в человеческой жизни есть прямая аналогия в мире природы.
А.А.Фет – мастер пейзажного психологизма.
Природа у Л.Н.Толстого – символ подлинной, естественной жизни, она приобщает человека к мировой гармонии и даёт ему душевное успокоение.
Для И.С.Тургенева природа – наиболее высокая жизненная ценность.
У А.П.Чехова природа выполняет нравственно-оценочную функцию – она указывает человеку на подлинные ценности, среди которых немалое место занимает красота, которую разучились видеть.
14 слайд
Рекомендации по направлению «Человек и природа в отечественной и мировой литературе»
( XX век)
Природа у С.А.Есенина глубоко национальна, понятия природа и Родина им почти не разделяются.
Творчество М.М.Пришвина («Кладовая солнца»), К.Г.Паустовского – задушевное отношение к природе, доскональное знание природной жизни, в теме природы оба писателя поднимали философские проблемы.
В.П.Астафьев («Царь-рыба»). Природа как носитель древней мудрости. Хищническое отношение к природе – духовное обеднение людей, отход от вековечной правды.
В.В.Распутин («Прощание с Матёрой»). Уничтожение природы – это ступень нравственного падения человека и человечества.
15 слайд
Рекомендации по направлению «Чем люди живы?»
1 шаг
Прочитать и обсудить с выпускниками рассказ Л.Н.Толстого «Чем люди живы»?
2 шаг
Определить круг вопросов по следующим направлениям аксиологии:
Что есть истина? (Ценности познавательные)
Что есть добро? (Ценности нравственные)
Что есть красота? (Ценности эстетические)
3 шаг
Определить круг произведений
16 слайд
ПРИМЕЧАНИЕ
Наиболее подробная информация по содержанию каждого направления, а также по написанию итогового сочинения по литературе 2014-2015 года будет обсуждаться на семинарах СИПКРО после публикации критериев оценивания.
Удачи, дорогие коллеги!
В.А.Щепа
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 665 040 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Илюхина Светлана Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.