Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
ЛЕКСИКА. ПРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА
РУССКИЙ ЯЗЫК, 5-й КЛАСС, Ч. 1
Урок №19 © ООО «Баласс», 2012
2 слайд
Раковина Трепанация
1) 1)
2)
3)
4)
Определите лексические значения слов:
раковина трепанация
Проверьте себя.
Сделайте вывод: какие слова называются многозначными, а какие – однозначными.
Сравните своё определение с текстом в учебнике и составьте схему «Однозначные и многозначные слова».
Найдите нужную для себя информацию,
выполнив задания к упр. 82.
Вспоминаем то, что знаем
однозначные многозначные
ЛЗ ЛЗ ЛЗ ЛЗ ……
3 слайд
Большая болотная птица с длинными ногами и длинной шеей.
Сравните значения слова журавль.
Какое из значений будет основным (прямым), а какое – вторичным (переносным)?
Как вы думаете, почему?
Определяем проблему урока
Длинный шест у колодца для подъёма воды.
Сформулируйте проблему урока.
Проверьте свои предположения
Как определить прямое и переносное значения?
Чем они отличаются?
4 слайд
Решаем проблему,
открываем новые знания
Что общего есть у разных значений слова журавль?
Выберите нужный признак:
Сравните результаты.
В чём сходство значений слова раковина?
(См. упр. 82.)
ощущение
действие
форма
цвет
Найдите слова в упр. 84, 85, которые также имеют связь между значениями. В чём заключается эта связь?
внешний вид
5 слайд
Сделайте вывод об особенностях прямого и переносного значений слова.
каша (блюдо)
Какие значения этих слов будут первичными, т.е. прямыми?
В какие значения можно внести компонент «как бы», «похоже», т.е. произвести перенос названия на другой предмет?
булькать (о воде)
Проверьте свои предположения по учебнику
(1-й текст в рамке).
Обобщим наблюдения
СХОДСТВО
внешний вид
журавль (птица)
раковина (морская)
раковина (ушная)
журавль (колодец)
каша (неразбериха)
булькать (о голосе)
ощущение
действие
форма
6 слайд
Прочитайте 2-й текст в рамке (п. 7) и заполните ячейки примерами.
общеязыковая
Работа в парах.
авторская
Сделайте вывод: чем отличается общеязыковая метафора от авторской.
Используя полученные знания, ответьте на вопрос урока.
метафора
Как определить прямое и переносное значение?
Чем они отличаются?
Прямое значение – первичное, основное значение слова.
Переносное значение (метафора) возникает у слова,
если между предметами (явлениями) есть сходство.
Ответьте на вопрос после текстов в рамках.
идёт, летит, убежало
(о неживом)
очки полушарий
(географическая карта)
7 слайд
Проверьте себя
1. У любого слова может быть прямое и переносное значение.
2. Метафора – это переносное значение слова.
3. Переносное значение возникает у слова на основе сходства между
предметами (явлениями).
4. Раковина (морская), журавль (птица) – это метафора
(общеязыковая).
5. Убежало (о молоке), кольцо (дыма), золотая (об осени) – это
прямые значения слова.
6. Прямое значение в толковом словаре представлено первым.
1. У любого слова может быть прямое и переносное значение.
2. Метафора – это переносное значение слова.
3. Переносное значение возникает у слова на основе сходства между
предметами (явлениями).
4. Раковина (морская), журавль (птица) – это метафора
(общеязыковая).
5. Убежало (о молоке), кольцо (дыма), золотая (об осени) – это
прямые значения слова.
6. Прямое значение в толковом словаре представлено первым.
Рефлексия
Выберите правильные утверждения (запишите номера в тетрадях).
2, 3, 6
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 656 307 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Репкина Людмила Евгеньевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
8 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.