Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека. Общая характеристика паукообразных.
Подготовили творческая группа учителей биологии
Бавыкина О. Н, МОУ СОШ №57
Баклыкова А. Н., МОУ СОШ №87
Чусова И. Г., МОУ СОШ № 78
Утицких Н. А., МОУ СОШ №56
2 слайд
Задание №1
Тест
Задание №2
Найдите во внешнем строении паука-крестовика черты приспособленности к наземному образу жизни.
3 слайд
Задание №3
Во внутреннем строении паука выделите особенности, отличающие его от рака. Почему паука и рака относят к одному типу?
4 слайд
Задание №4
Определите систематическое положение паука-крестовика.
Проблема: какие животные, кроме пауков, относятся к паукообразным?
Царство
Тип
Класс
Отряд
Род
Вид
Многоклеточные
Членистоногие
Паукообразные
Пауки
Пауки
Паук-крестовик
?
?
5 слайд
Тема урока
Многообразие паукообразных и их значение в природе и жиз-ни человека. Общая характеристика паукообразных.
6 слайд
Паукообразные
Древнейшие обитатели су-ши встречаются от пустынь до Антарктиды. Насчитывают 60 тысяч видов паукообраз-ных. Класс включает 9 отрядов. Наиболее многочисленными и рас-пространенными являются пауки, скорпионы и клещи.
Паук-птицеед
Пылевой клещ
Черный скорпион
Латинское название пауко-образных происходит от гре-ческого слова «арахн» или «паук». Существует миф об ткачихе Арахне, которую Афина превратила в паука.
7 слайд
Задания для учащихся по первому вопросу урока
1. Используя материалы презентации, заполните таблицу
Сравнительная характеристика пауков, скорпионов и клещей
Таблица 1
2. Выпишите названия заинтересовавших вас групп пау-ков, скорпионов, клещей. Чем они вас заинтересовали?
8 слайд
Пауки
Этот отряд насчиты-вает около 35 тысяч видов. Представители отряда обитают от пус-тынь и тропических лесов до островов Антарктиды. Выживают на высоко-горьях (до 7 км), в пеще-рах. Могут несколько недель обходиться без пищи.
Хищники. Для охоты используют яд, который вводят с помощью че-люстей (конечности). Яд не только парализует жертву, но и является пищеварительным соком, поэтому питаются пауки только жидкой пищей.
Длина тела может достигать 28 см (гигантский птицеед). Оно покрыто чувствительными волосками, кото-рых больше всего на ногощупаль-цах (конечности), и состоит из голо-вогруди и нерасчлененного брюш-ка, содержащего паутинные боро-давки (конечности).
А всё-таки они симпатичные!
Паук-скакунчик
9 слайд
Тело покрыто во-лосками, которые захватывают по-рцию воздуха. Воздух серебрит-ся под водой – это и определяет название паука.
Обладая легочным дыханием, паук приспособился к жизни в воде
Паук -серебрянка
Отгадайте, о каком животном идёт речь?
Все мои друзья – на суше.
Ну, а я живу в пруду.
Когда надо, дом воздушный
Под водою заведу
10 слайд
Жизнь пауков связана с паутиной.
Кокон строят все пауки. Ве-роятно, паутина появилась для защи-ты клад-ки.
Молодым паучатам паутина служит парусом при рас-селении.
Самец на-ходит сам-ку по за-паху её паутины.
Пауки па-утиной выстила-ют норки, плетут подвод-ные и над-водные убежища.
Паутиной захватыва-ют жерт-ву (паути-на-лассо, ядовитая паутина, ловчая сеть) и опутывают жертву
Вершина эволюции
пауков – появление способности плести ловчие сети.
!
11 слайд
Интересное про паутину
- От одного паука можно получить до нескольких сот мет-ров паутины. Однако производство шёлка из паутины упирается в проблему разведе-ния пауков в неволе.
Паутина в 6 раз прочнее натурального шёлка и в 4 раза - нейлона. В ней соеди-няются белки 2 разных типов – твёрдые и эластичные.
В 18веке во Франции из паутины были изгото-влены перчатки и чулки, переданные затем в Академию наук. В Китае из неё изготавливали прочную, лёгкую и красивую ткань под названием «Ткани восточного моря».
- Полинезийцы использовали паутину в качестве ниток для шитья и плетения рыбных снастей.
Вы устали?
Физкультминутка
12 слайд
Клещи
Удивительные по свое-му облику животные. Размеры колеблются от 0,01 мм до 1мм. Тело слитное. Нет глаз. Оби-тают во всех средах. Используют разнообраз-ные источники пищи, поэтому имеют ротовые аппараты разных типов. Иксодовые клещи спо-собны голодать до 7 лет. Самая многочисленная группа паукообразных (48000 видов).
Растительноядные клещи
Почти как инопланетяне!
13 слайд
Клещи-сапрофиты
Чесоточ-ные клещи паразитируют в коже.
Водяные хищ-ные клеши обитают в пресных водоёмах и морях.
Паутинный клещ
Хищный клещ-краснотелка
Маленькие да удаленькие
14 слайд
Иксодовые клещи – переносчики опасных заболеваний
Таёжный клещ питается кровью. При его укусе существует опасность заражения энцефали-том, чумой. Он сосет кровь около суток, уве-личивая объём своего тела примерно в 200 раз.
Клещ подстерегает жертву на низкорослых растениях, выставляя вперёд лапки с термочувствительными органами.
У клеща зазубрен-ный хобо-ток, а вы-деляемая слюна за-стывает в ранке, поэ-тому выта-щить при-сосавшигося клеща трудно
15 слайд
Скорпионы
Отряд насчитываем при-мерно 1300 видов. Раз-меры тела достигают 20 см. Обитатели субтропи-ков, тропиков, пустынь. Ногощупальца видоизме-нены в клешни. Брюшко расчлененное, заканчива-ющиеся когтевидным ядовитым жалом. Опасны для человека. Ночные хищники. Многие жи-вородящи. Используются как домашние животные.
Грозные животные
Чёрный скорпион
Жёлтый скорпион
16 слайд
Скорпионы обитают на территории России!
Скорпион
пёстрый
Скорпион мингрельский
Скорпион итальянский
Обитает в Западном Закавказье.
В длину достигает до 40мм.
Красновато-бурый или тёмно-кори-чневый. Обитает на побережье Кавказа. Длиной до 55мм.
Обитает в Закавказье, Нижнем Поволжье, по всей Средней Азии. Длиной до 60 мм.
17 слайд
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Звенья в цепях питания.
Уничтожают вредителей с/х растений.
Улучшают структуру почвы.
Ядовитые животные.
Снижают урожай с/х растений.
Уничтожают запасы продовольствия.
Вызывают заболевания человека.
Являются переносчиками возбудителей заболеваний человека.
Значение паукообразных
Сформулируйте значение паукообразных, используя подсказки спрятанные в цифрах.
Задание для учащихся по 2 вопросу урока
18 слайд
Общая характеристика паукообразных
Обитают …
Дыхание …
Тело состоит из …
Ходильных ног …
Усики …
Глаза …
Основные отряды: …
Насчитывается …
Задание для учащихся по 3 вопросу урока
Кратко охарактеризуйте класс паукообразных, продолжив данные предложения.
на суше.
трахейно-лёгочное.
головогруди и брюшка или слитное.
4 пары.
отсутствуют.
простые.
пауки, скорпионы, клещи.
60 тысяч видов.
19 слайд
К какому отряду паукообразных относятся эти животные? Под какими цифрами представлены чесоточный, таежный, паутинный, водяной клещи?
1
1
2
3
4
5
6
7
8
Вспомните изученное
20 слайд
3
1
2
4
8
7
6
5
К какому отряду паукообразных относятся эти животные? Под какими цифрами представлены паук-птицеед, паук-бокоход, рыбоядный паук, каракурт?
21 слайд
Двое учащихся рассматривали коллекцию и обратили внимание на скорпиона. Один утверждал, что это представитель ракообразных, а другой – что скорпионы относятся к паукам. Кто из них прав?
рак
скорпион
Родственники они или нет?
22 слайд
Решите головоломку
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 664 131 материал в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Шакин Павел Викторович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
2 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.