Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
МОДЕЛЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО ВЫПУСКНИКА ВУЗА
Родиков А.С., к.п.н., доцент кафедры ОиСП НВГУ
2 слайд
План
Понятие «конкурентоспособность выпускника» в профессиональном образовании России.
Факторы, оказывающие влияние на востребованность конкурентоспособных специалистов.
Теоретическая модель конкурентоспособного выпускника.
Деловая игра «Модель конкурентоспособного выпускника».
Направления деятельности по формированию конкурентоспособного выпускника в условиях НВГУ.
3 слайд
Понятие «конкурентоспособность выпускника»
в истории профессионального образования России
4 слайд
Майкл Юджи́н По́ртер
профессор кафедры делового администрирования Гарвардской бизнес-школы
автор понятия «конкурентоспособность» (1980 г.)
5 слайд
Российские учёные, занимавшиеся проблемой подготовки конкурентоспособного выпускника вуза
Андрианов Владимир Дмитриевич, первый
заместитель Председателя Правительства РФ
=================================
Фатхутдинов Раис Ахметович, профессор кафедры
«Теории и практики конкуренции» Московской
финансово-промышленной академии
П.П. Вощекин, М.И. Гельвановский, И.М. Лифиц, Ю.В. Зарубина, Л.Г. Миляева, Ю.В. Прушинский, Г.Н. Соколова, И.А. Спиридонов и др.
6 слайд
ГРУППЫ ТРАКТОВОК ПОНЯТИЯ «КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВЫПУСКНИКА»:
как значимый показатель рейтинга вуза;
как результат качества профессиональной деятельности сотрудников вуза, «конечный продукт деятельности вуза, поставляемый на рынок труда»;
как способность работника к индивидуальным достижениям в труде, представляющим вклад в достижение целей организации, предприятия;
качество профессиональной подготовки, соответствующее меняющимся потребностям работодателя в функциональном качестве труда.
7 слайд
Конкурентоспособный выпускник - субъект профессиональной деятельности, реализующий свой личностный потенциал в условиях насыщенного рынка труда и удовлетворяющий быстро изменяющиеся потребности работодателей и общества, готовый к конкурентным действиям
8 слайд
ФАКТОРЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА ВОСТРЕБОВАННОСТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Глобализация.
Информационная революция.
Общество знаний.
9 слайд
Происходит утрата привязки социальных процессов к физическому пространству и формируется «глобальный культурный поток». Это процесс, определяемый преобладанием культуры над экономикой и политикой.
Теоретик глобализации Роланд Робертсон утверждает, что главным в процессе глобализации является превращение мира в «единое социокультурное место»,, то есть мир сжимается, становится единым, лишенным существенных барьеров и происходит экспансия «общечеловеческих ценностей».
10 слайд
Глобализация
В результате глобализации мы все перестаём быть уникальными
"Российская газета" - Федеральный выпуск №4995 (171) от 11 сентября 2009 г.
Усиление конкуренции в условиях нарастающей глобализации вынуждает деловые круги все более активно вмешиваться в процесс образования и предъявлять выпускникам свои требования. В частности, главной задачей образования, по мнению представителей деловых кругов, должно стать обеспечение непрерывной подготовки «человеческого ресурса» к рентабельному использованию в постоянно меняющихся условиях.
11 слайд
Информационная революция
Второй вызов - ожидаемая новая волна технологических изменений, усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и снижающая влияние многих традиционных факторов роста
Определяющее влияние на конкурентноспособность специалиста оказывает сегодня информационная революция.
12 слайд
Сегодня можно говорить о становлении принципиально новой среды обитания – автоматизированной инфосферы. Доминирующей тенденцией дальнейшего развития современной цивилизации является переход от индустриального к информационному обществу, в котором объектами и результатами труда подавляющей части занятого населения станут информационные ресурсы и научные знания.
13 слайд
Общество знаний
Третий вызов - возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития.
Продуктом информационной революции стало так называемое «общество знаний».
Современный этап развития мировой экономики определяется знаниями в форме идей и технологий. Это формирует новые образовательные парадигмы и стандарты качества.
Темпы инноваций за последнее время ускорились, увеличились мощность и быстродействие компьютеров.
Сегодня только те, кто владеет информацией и технологиями ее использования и переработки, могут резко улучшит свои экономические показатели.
14 слайд
Сегодня способность общества формировать, распространять и применять знания имеет решающее значение. «Образование через всю жизнь», становится нормой жизни.
Обновление информации происходит столь стремительно, что некоторые зарубежные вузы вынуждены вводить «срок годности» на свои дипломы (5-7 лет).
15 слайд
Деловая игра
«Модель конкурентоспособного выпускника»
16 слайд
ГРУППА 1
ОБУЧАЮЩИЕСЯ
ГРУППА 2
ПЕДАГОГИ
ГРУППА 3
РАБОТО-ДАТЕЛИ
17 слайд
Деловая игра
«Модель конкурентоспособного выпускника»
1-й ЭТАП
Вам необходимо в соответствии с заданной ролью подумать и назвать 5 качеств, характеризующих конкурентоспособного выпускника вуза. Обязательно необходимо обосновать свой выбор. Вы можете начать свой ответ с тех фраз, которые находится у вас на листе.
В ходе обсуждения, вы можете воспользоваться списком качеств личности, характеризующих конкурентоспособного выпускника.
Запишите выбранные вами качества личности выпускника на листках бумаги и подготовьте выступление (2-3 минуты).
18 слайд
Модель конкурентоспособного выпускника
Л.М. Митина определяет конкурентоспособность как интегральное свойство, совокупность личностных качеств, позволяющих специалисту быть более успешным на рынке труда по сравнению с другими, обладающими аналогичной подготовкой
Митина Лариса Максимовна - доктор психологических наук, профессор - - автор более 120 научных работ по психологии развития личности .
19 слайд
Б. Д. Парыгин определяет конкурентоспособность как «комплексное свойство, имеющее свои ресурсы (психофизическое здоровье, возраст, внешность, способности, талант, уровень интеллекта, запас энергии) и нравственные аспекты (иерархия ценностей, система верований, наличие запретов и личных ограничений)» [Практикум по социально-психологическому тренингу / под ред. Б. Д. Парыгина. СПб., 2000. С. 51-52].
Основные ее составляющие - профессионализм, психологическая готовность к участию в конкуренции и социальные особенности.
Борис Дмитриевич Парыгин - основоположник научной социальной психологии, советский и российский философ и психолог. Доктор философских наук, профессор.
20 слайд
Конкурентоспособная личность, это не только высокое качество результатов ее деятельности, но и ее способность выстоять и победить в конкурентной борьбе.
В. И. Андреевым выделяет десять стержневых и приоритетных качеств конкурентоспособной личности :
четкость целей и ценностных ориентации,
трудолюбие,
творческое отношений к делу,
способность к риску,
независимость,
способность быть лидером,
стремление к непрерывному саморазвитию,
стрессоустойчивость,
стремление к непрерывному профессиональному росту,
к высокому качеству конечного продукта своего труда».
Андреев Валентин Иванович – профессор Института психологии и образования
21 слайд
Конкурентоспособный специалист — это специалист, способный достигать поставленные цели в разных, быстро меняющихся ситуациях за счет владения методами решения большого класса профессиональных задач и наличия определенных личностных качеств.
22 слайд
Базовые компоненты идеальной модели конкурентоспособной личности:
мотивационно-потребностные,
деловые,
организационно-волевые,
общекультурные,
нравственные качества,
интеллект,
психологические,
коммуникативная структура самосознания.
23 слайд
ФЗ РФ от 2912.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в РФ"
Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов
24 слайд
Результаты анкетирования студентов НВГУ
Что значит быть
конкурентоспособным выпускником?
Владеть ЗУН по профессии (специальности).
Быть востребованным на рынке труда.
Быть адаптированным в обществе.
Быть инициативным, готовым к участию в модернизации экономики.
Обладать позитивными чертами характера.
Найти достойное место в жизни.
25 слайд
Качества, определяющие конкурентоспособность специалиста
современная образованность;
высокая нравственность, предприимчивость;
способность самостоятельно принимать решения в ситуации выбора;
готовность к сотрудничеству;
мобильность, динамизм, конструктивность;
готовность к межкультурному взаимодействию;
гибкость и профессиональная мобильность;
умение презентовать себя;
владение методами решения большого класса профессиональных задач;
способность справляться с различными профессиональными проблемами;
уверенность в себе;
ответственность, ориентация на успех, готовность постоянно обогащать свой опыт и др.
26 слайд
Базовые элементы модели конкурентоспособного специалиста
Элемент 1 - структура культуры специалиста.
Элемент 2 - требования к структуре личности специалиста.
Элемент 3 - требования к умениям, навыкам и способам деятельности.
27 слайд
Структура культуры специалиста
Владение культурой речи и коммуникативными навыками определяет уровень его духовного, общекультурного и интеллектуального развития.
Готовность к изменяющимся условиям, умение адаптироваться и реализовывать свой потенциал.
Знание иностранных языков, особенностей невербальной коммуникации и символики других народов.
16 % студентов считают, что межкультурная коммуникативно-профессиональная компетентность обеспечивает рост проф. карьеры, но 84 % опрошенных выражают неудовлетворенность своим уровнем.
28 слайд
Требования к структуре личности будущего специалиста
Ответственность за самого себя и стремление к самостоятельности. Необходим анализ собственных интересов, ценностей, представлений, с одной стороны, и построение жизненной перспективы - с другой.
Наличие жизненных планов и их соотношения с возрастной нормой.
29 слайд
Требования к умениям, навыкам и способам деятельности
Общительность, склонность к взаимодействию с людьми, широта взглядов, богатое воображение, склонность к теоретическим рассуждениям и экспериментированию, готовность к новому и необычному (17,2 % студентов).
Проявление в поступках логичности, точности и объективности, ориентация на активный и творческий образ жизни, уверенность в своих способностях, хладнокровие и трезвый расчет (5.1 %).
Высокий уровень социальной и профессиональной мобильности (18,9%).
Исследования показывают, что общительность связано с высоким уровнем материальных притязаний, но и одновременно с низкой ценностью образования и содержания труда. Таких студентов 81.1 %.
30 слайд
ВЫВОДЫ
Теоретической модели конкурентоспособного специалиста не соответствует большинство выпускников вуза.
Их профессиональный выбор является необоснованным и опирается на показатели престижности профессии.
Социокультурной теоретической модели конкурентоспособного специалиста соответствует не более 17.0 % студентов
31 слайд
Конкурентоспособность личности специалиста
Это способность специалиста выдерживать конкуренцию на рынке труда.
Конкурентоспособный специалист - это работник-профессионал, способный на рынке труда предложить себя как товар и спросить за это достойную цену, обеспечивающую благополучие ему и его семье. Конкурентоспособный специалист - это тот, в ком сегодня есть потребность в обществе (востребованность).
32 слайд
Список литературы
Гундарь О. Н. Лидерство в образовании // Качество образования как социальная проблема: мат. рег. науч. конференции (21 марта 2002). Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. С. 33-36.
Зенина Д. Цель или средства? // Высш. образование в России. 2002. № 2. С. 87-92.
Образовательная политика на современном этапе: из доклада Государственному Совету РФ // Высш. образование в России. 2002. № 1. С. 20-30.
Пузиков В. Инвестиционный потенциал образования // Высш. образование в России. 2001. № 2. С. 10-17.
Скок Г. Б. К проблеме качества образования // Качество образования: концепции, проблемы оценки, управления. Ч. 1. Тез. Всерос. науч.-метод. конф. Новосибирск, 1998. C. 20-28.
33 слайд
Деловая игра
«Модель конкурентоспособного выпускника»
2-Й ЭТАП
ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС
Что необходимо изменить в образовательном процессе, чтобы подготовить конкурентоспособных выпускников НВГУ?
34 слайд
Спасибо за активную работу!
Предолжения просим присылать
по адресу
rodikov-as@yandex.ru
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 663 793 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Тяжлова Татьяна Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.