Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Мужчина и его любовь
в рассказе А.П. Чехова
«Дама с собачкой»
Урок литературы
в 10 классе
2 слайд
Ясинская
Светлана
Георгиевна
МОУ «СОШ № 22»
Череповец
3 слайд
Содержание
Подготовка к уроку.
Эпиграф к уроку.
Цель урока.
Повторение.
Проверка домашнего задания.
Композиционный анализ текста.
Смысл рассказа.
Рефлексия.
Домашнее задание.
4 слайд
Подготовка к уроку
Домашнее задание для всего класса. Чтение рассказа “Дама с собачкой”, составить план рассказа.
Индивидуальные задания. Три ученика готовят выразительное чтение фрагментов I, III глав, сравнение “Каменного гостя” Пушкина с рассказом Чехова (Дон Гуан и Дмитрий Гуров).
5 слайд
Эпиграф
“Художник серых людей и серых будней. Строй жизни, сотканный из этих нелепостей, не рвется.” (В.Ключевский)
Вы согласны с этим высказыванием о А.Чехове? Почему?
6 слайд
Цель урока
“Дама с собачкой” - это рассказ о курортном романе или о настоящей любви?
Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на этот вопрос, используя композиционный анализ текста.
7 слайд
Повторение
Что такое композиция?
Назовите композиционные приемы.
Что такое повтор?
Что такое усиление?
Какова роль противопоставления?
Какова роль монтажа?
Что такое языковая композиция?
Что включает в себя композиционный анализ?
8 слайд
Композиция
Структуру художественного текста можно описать, если вычленить различные точки зрения, то есть авторские позиции, с которых ведётся повествование (повествователь, рассказчик, персонаж).
Б.Успенский
9 слайд
Композиция
Композиция – это состав и определённое расположение частей, элементов и образов произведения в некоторой значимой временной последовательности.
А.Есин
10 слайд
Композиционные приёмы
1.Повтор
2.Усиление
3.Противопо
ставление
4.Монтаж
А.Есин
11 слайд
Языковая композиция
Языковая композиция – сопоставление, противопоставление, чередование словесных рядов в художественном тексте.
В.Виноградов
12 слайд
Композиционный анализ прозаического текста
1.План текста (микротемы), сюжетная схема.
2.Опорные точки композиции.
3.Повторы и противопоставления.
4.Композиционные приёмы, их роль.
5.Сильные позиции текста.
6.Языковая композиция. Ключевые слова, словесные ряды.
7.Вид и тип композиции.
8.Роль эпизода в тексте.
9.Система образов персонажей.
10.Смена точек зрения в структуре текста.
11.Временная организация текста.
13 слайд
Проверка домашнего задания
Чтение и обсуждение планов рассказа «Дама с собачкой».
О чем идет речь в каждой главе? Краткий пересказ сюжета.
14 слайд
План рассказа
1 глава. Встреча Дмитрия Гурова и Анны Сергеевны в Ялте.
2 глава. Любовь (?) и расставание.
3 глава. Встреча героев в городе С.
4 глава. Любовь и “самое сложное и трудное только еще начинается”.
15 слайд
Композиционный анализ текста
Чем интересна композиция рассказа?
16 слайд
Тематические повторы
Тематические повторы: в 1 и 3 главах, во 2 и 4 главах повторяются события. Сопоставим эти главы.
Что же в них изменяется?
17 слайд
Глава 1
Ученик выразительно читает фрагмент со слов “И вот однажды, под вечер, он обедал в саду…” до слов “ Она засмеялась”.
Зачем Гуров знакомится с женщиной? Какой образ жизни ведет герой?
18 слайд
Индивидуальное задание
Дон Гуан Пушкина и Дмитрий Гуров Чехова. Сравнительная характеристика.
19 слайд
Глава 3
Ученик выразительно читает фрагмент “Но прошло больше месяца…”
Что случилось с героем?
20 слайд
Лингвистический анализ
Лингвистический анализ эпизода со слов “Приехал он в С. утром…”
Зачем автору три раза нужен эпитет “серый”?
Почему у всадника отбита голова? Почему швейцар неправильно выговаривает фамилию Дидерица?
21 слайд
Глава 3
Ученик выразительно читает фрагмент со слов “В первом антракте муж ушел курить…”.
Что изменилось к 3 главе?
Сделайте вывод.
22 слайд
Вывод
“Итак, с Гуровым в городе С. происходит подлинное перерождение… Возникновение подлинной, внутренней близости двух личностей все преображает. В Ялте, как мы помним, пока Анна Сергеевна плакала, Гуров ел арбуз, демонстрируя свое неуязвимое безразличие к страданию другого. В Москве же, в “Славянском базаре”, он в аналогичной ситуации заказывает себе чай. Тематически адекватный жест приобретает прямо противоположный смысл. Чаепитие – действие сугубо домашнее, повседневно-бытовое, покойное. Подлинной близостью две личности создают вокруг себя атмосферу домашней интимности (на героине, например, “его любимое серое платье”).
В.Тюпа
23 слайд
Финал рассказа
Чтение финала рассказа.
Почему “…самое сложное и трудное только еще начинается”?
Прочитайте первое и последнее предложения.
Сопоставьте их.
Какова роль каждого?
24 слайд
Смысл рассказа
Почему рассказ называется “Дама с собачкой” (ведь речь идет о любви Гурова)?
Это рассказ о курортном романе или о настоящей любви?
Мы пришли к идее чеховского рассказа с помощью композиционного анализа. Какие приемы композиции использовал автор и зачем?
25 слайд
Символ
Дама с собачкой стала символом того душевного перелома, который произошел с Гуровым. Внутреннее перерождение, возрождение человека под влиянием любви к женщине.
26 слайд
Настоящая любовь
“История, рассказанная в “Даме с собачкой”, - это не просто история тайной любви и супружеской неверности. Главное событие рассказа - перемена, которая под влиянием этой любви происходит. На протяжении всего рассказа господствует точка зрения Гурова, его глазами смотрит читатель, в нем, прежде всего, происходит перемена”.
В.Катаев
27 слайд
Композиционные приёмы
Повтор и противопоставление
28 слайд
Рефлексия
Напишите миниатюру “Серые люди и серые будни” в “Даме с собачкой”.
29 слайд
Домашнее задание
1. Для всего класса. Чтение рассказа “Ионыч”. Составить план, найти композиционные приемы.
2. Индивидуальные задания. В чем смысл названия рассказа “Ионыч”. Анализ первого и последнего предложений в каждой главе. Сравнительная характеристика Гурова и Старцева.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 663 793 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Клейменова Алеся Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
10 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.