Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Тема урока:
Начало формирования
многонационального государства
Муниципальное образовательное учреждение «Общеобразовательная средняя (полная)
школа № 2 г. Белоярский»
©Автор ресурса – Райзинк Е.В., учитель истории МОСШ № 2
Prezentacii.com
2 слайд
Контроль знаний
Отметьте утверждения, которые относятся к результатам опричнины:
А) разорение и опустение земель;
Б)полное истребление землевладельцев-бояр;
Г) усиление раздробленности страны;
Д) массовое бегство крестьян на окраины;
Е)опричнина дала царю безграничную власть.
3 слайд
2. Определите последовательность событий:
А) избрание Михаила Романова на царство
Б) вступление Лжедмитрия I на престол
В) «Семибоярщина»
Г) образование второго ополчения
Д) освобождение Москвы от поляков
4 слайд
3.По мнению историка В.О.Ключевского, в годы Смутного времени россияне сделали три важных открытия:
Народ обнаружил, что ни государь, ни государство не могут без него обойтись, тогда как он сам, во всяком случае, некоторое время, вполне способен существовать и без них;
Оказалось, что государство – отнюдь не царская вотчина, населенная случайными и бесправными людьми; скорее, сами цари могут оказаться случайными и бессильными фигурами;
Выяснилось, что холопы обладают политической волей, которая при определенных обстоятельствах сама может стать источником власти Божьего помазанника.
Вопрос: Какие события Смутного времени могли спровоцировать такие представления?
5 слайд
4. Историк В.О. Ключевский писал о Лжедмитрии I, что «на престоле московских государей он был небывалым явлением…» Что в нём было «небывалого»? Выскажите своё отношение к этой личности Смутного времени.
6 слайд
5. За ним царить стал …….,
Отцу живой контраст;
Был разумом не бодор,
Трезвонить лишь горазд.
7 слайд
6. ……. же, царский шурин,
Не в шутку был умён,
Брюнет, лицом недурен,
И сел на царский трон.
При нём пошло всё гладко,
Не стало прежних зол,
Чуть-чуть было порядка
В земле он не завёл.
К несчастью, самозванец,
Откуда ни возьмись,
Такой задал нам танец,
Что умер царь …….
8 слайд
7.…И, на Бориса место
Взобравшись, сей нахал
От радости с невестой
Ногами заболтал…
9 слайд
8. …Взошёл на трон ……,
Но вскоре всей землёй
Его мы попросили,
Чтоб он сошёл долой.
10 слайд
9. Вернулися поляки,
Казаков привели;
Пошёл сумбур и драки:
Поляки и казаки,
Казаки и поляки
Нас паки бьют и паки;
Мы ж без царя как раки
Горюем на мели.
11 слайд
10.Прямые были страсти —
Порядка ж ни на грош.
Известно, что без власти
Далёко не уйдёшь.
Чтоб трон поправить царский
И вновь царя избрать,
Тут … и ….
Скорей собрали рать.
И выгнала их сила
Поляков снова вон….
12 слайд
11. Земля же .…
Взвела на русский трон…
13 слайд
14 слайд
Что это?
15 слайд
Цели урока:
Выявить основные направления внешней политики Московского государства в 15 – 17 веках
Проследить расширение территории Московского государства на запад и Восток, отметив особенности этого процесса
Сделать выводы о путях формирования многонационального государства и условия вхождения народов в его состав.
16 слайд
Даты:
1552 – завоевание Казанского
ханства
1556 – подчинение Астраханского
царства
1581 – начало похода Ермака в
Сибирь
1632-1634 – Смоленская война
1654 – Переяславская рада
1667 – Андрусовское перемирие между Россией и речью Посполитой
17 слайд
Задачи и направления внешней политики Московского государства в 16-17 вв.
18 слайд
Таблица «Расширение территории России в 16 – 17 вв.»
19 слайд
Согласны ли вы с тезисом о том, что Московское государство формировалось не как национальное государство, а как империя – по составу населения, в которое включились нерусские народы? Приведите аргументы , подтверждающие это утверждение.
20 слайд
Домашнее задание :
§ 22, ответить на вопросы к параграфу
В тетрадь – задание 2
Работа с картой № 10
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 664 943 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Прошкина Екатерина Константиновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.