Инфоурок Музыка Другие методич. материалыДоклад «Музыкальное воспитание и образование в эпоху Античности»

Доклад «Музыкальное воспитание и образование в эпоху Античности»

Скачать материал

                                                                                                                                                              Раздел Музыкальное образование

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ

                   В  ЭПОХУ АНТИЧНОСТИ

                                                                                                  Озирная М.В.

 

 

                                                         ПЛАН

 

I. Музыкальная культура и образование в Древней Греции

    1. Музыкальная культура

    2. Музыкальное образование. Учение об этосе.

II. Теория музыкального воспитания Платона

III. Теория музыкального воспитания Аристотеля

IV. Музыкальная культура и образование в Древнем Риме

Заключение

Список литературы

 

                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                             

   I.  Музыкальная культура и образование в Древней Греции

 

                                    I.1.  Музыкальная культура

Музыкальная культура Древней Греции образует первый исторический этап в развитии музыкальной культуры Европы. Она является высшим выражением культуры Древнего мира. Музыкальная культура античной Греции, обладает собственным неповторимым обликом, своими бесспорными достижениями.

 

     В отличие от других видов искусства музыка античного мира не оставила в истории равноценного им творческого наследия.  На протяжении  восемь веков - от V века до н. э. по III век н. э. - рассеяны всего одиннадцать образцов (частью во фрагментах) древнегреческой музыки, которые сохранились в нотации того времени. Но расшифровка их практически невозможна, так как утерян слуховой опыт, а знаковая система значительно отличается от современной нотации.

 

В то же время - сколь это ни парадоксально - ни об одном искусстве так много не писали и не рассуждали, как о музыке, о ее воспитательном назначении, о ее теоретических основах. С одной стороны, музыка занимала очень большое место в жизни древних греков и являлась средством воспитания гармоничного человека; с другой же - суждения о ней исходили из дидактического или научно-систематического понимания, где музыка рассматривалась как точная наука.

 

     Важнейшим свойством музыкальной культуры Древней Греции является сенкретизм – единство музыки с другими видами искусства: поэзией, танцем и театральным действием (трагедией).

     Античное музыкальное мышление имеет длительную исто­рию развития. В памятниках античной литературы отражены космологические и маги­ческие представления о музыке: о ее связи со временем года, с первоэлементами, с жизнью животных, растений. Эти сферы мироощущения человека, отразившиеся в античной мифологии, в дальнейшем были переработаны и развиты в учении об этосе.

 

   Мифологизм мышления древних греков воплотился в леген­дах о происхождении, значении и воздействии музыки на чело­века, где  она осознается как магическая сила. История начала древнегреческой музыки, возводившейся к богам, переплетена с легендами о великих мифических музыкантах - Орфее, Олимпе, Марсии. Эти мифы прославляют  чудодейственную и магическую силу музыки. А в «Одиссее» Гомера действуют  уже певцы - аэды (профессиональный сочинитель эпических песен, который пел в сопровождении кифары или форминги -щипковый инструмент типа лиры).

 

          Древнегреческая мелика (песнь) исполнялась в сопровождении струнного инструмента кифары или форминги. Различали сольную песнь  и хоровую лирику.                                                                                                                                                

          Основными формами хоровой лирики были:

·        пеаны - «песнь-гимн» для общенародного торжества в честь бога Апполона (прозвище  Мусагет – предводитель 9 греческих муз);

·        эпиникии  - песнь в честь победителя  спортивных соревнованиях (высшего подъема хоровая лирика достигла в эпинихиях Пиндара);

·        дифирамбы  - гимн, входивший в состав культа бога Диониса; 

·        гипорхемы - песни в сопровождении танцев, изображающие мимическую сценку из мифа.

 

           Ведущими музыкальными инструментами Древней Греции были струнные - лира и кифара. Греческая лира - это деревянная фигурная рама, на которой вертикально натянуты струны (не больше четырёх, которые воспроизводят тетрахорд).  Кифара во многом схожа с лирой, но  число струн может доходить до восемнадцати. Звучание кифары пробуждало возвышенные чувства, а самым искусным исполнителем на ней считался бог Аполлон.

 

 

          Широко распространены были и духовые инструменты. О происхождении флейты рассказывает древнегреческий миф. Изобрела этот инструмент богиня Афина. Однако, увидев, как безобразно раздуваются щёки при игре, Афина бросила флейту и наложила проклятие на каждого, кто прикоснётся к ней. Флейту подобрал сатир Марсий и выучился играть. Он  достиг необычайного мастерства и вызвал на состязание самого Аполлона. Бог, игравший на кифаре, победил, а  Марсия  казнили. Так кифара и флейта - оказались противопоставлены друг другу. Причём кифара олицетворяла божественное вдохновение, а флейта - земное начало, в котором сочетаются: мастерство, вызывающее восхищение, и страсть, таящая в себе неведомые опасности.   

  

          Среди ударных использовались бубен, кимвалы (металлические тарелки), систр и специальный инструмент для танцев, похожий на испанские кастаньеты. В изображениях эти  инструменты часто держали нимфы - спутницы бога виноградарства Диониса.

 

          Звучал в Древней Греции и еще один духовой инструмент - авлос Его можно считать прототипом современного гобоя, кларнета и др. Как правило, музыкант играл сразу на двух авлосах, получая тем самым возможность исполнять двухголосную музыку. Считалось, что яркое, даже резковатое звучание инструмента разжигает темперамент и чувственность.

 

          Пользовалась популярностью у греков и многоствольная флейта, состоящая из нескольких трубок разной длины. Этот инструмент известен многим народам, в частности с древнейших времён китайцам. В Греции такую флейту называли «флейта Пана», или «сиринга». Согласно мифу, создал её Пан - божество стад, лесов и полей. Он влюбился в лесную нимфу Сирингу, но внушил красавице только ужас. Чтобы спастись, она бросилась к реке, и речные нимфы превратили её в тростник. В тоске по Сиринге Пан срезал тростник и сделал из него флейту. Новый инструмент он назвал именем своей возлюбленной - сиринга.                                                 

                                                                                                                                                                                                                                            

          Но в IV веке до н.э.  начинает развиваться сольная игра на этих инструментах. Развивается профессионализм, растет виртуозность, вводятся новые приемы игры, усложняются музыкальные инструменты. И тем не менее, музыка без поэтического слова, вне пластики или театрального действия, не завоевала в Древней Греции общественного признания.                        

                                                                                                                                                                                                                                                                                

          Музыка играла важную роль в жизни древних греков. Она звучала во время свадеб, застолий, войн, похорон,  религиозных праздников, а так же  театральных представлений.

 

           Так, историческая песня зародилась в повседневном труде (песни ткачей, лекарей и т.д.) Ритм, темп работы поддерживала хоровая песня. Она способствовала согласованности действий людей, поэтому ее текст состоял из чередующихся ритмичных восклицаний и выкриков. Точные тексты, а тем более мелодии,  не сохранились, так как передавались изустно,  но аналогичные текстам источники можно найти в поэтическом творчестве IV - II вв. до н.э.

 

    В древности инструментальное сопровождение использо­валось только в культовых церемониях, но со временем, из мистерий (обряды тайных религиозных культов, к которым допускались посвященные), посвященных Дионисию, возник такой синтез му­зыкально-поэтических жанров, как театральные представле­ния: комедия, трагедия. Поэтому музыка античности выполняла важную драматургическую функцию в древнегреческой трагедии, где все тексты произносились актерами распевно и чередовались с сольным или хоровым пением в сопровождении авлоса и кифары. Авторы этих представлений сочетали в одном лице драматурга, поэта и композитора-мелодиста. Особенно славился Аристофан своим умением искусно подбирать хоровые партии к комедиям.    

 

    Развитие вокального и танцевального искусства также связано с Великими Дионисиями, посвящавшимися богу веселья. Праз­днества начинались пением дифирамбов, жертвоприношениями, сопровождаемыми пением хора. На праздниках происхо­дили соревнования хоров, поэтические состязания, учас­тники которых аккомпанировали себе на арфе, кифаре. Для постановки приглашались музыканты-профессионалы.  Разучивание вокальных партий осуществлял хородидаскал - педагог и поста­новщик одновременно.

                                                                                        

                                                                                                                                                    

                 II.2. Музыкальное образование. Учение об этосе.

 

     На протяжении многих веков в Древней Греции разрабатывались вопросы музыкальной теории и эстетики. И постепенно новые этические воз­зрения заменили господствовавшие до этого космологические и магические представления о воздействии музыки.  Так новое музыкально-теоретическое воззрение отразилось в учениях об этосе, акустике и ладах.       

    Учение об этосе – это учение о связи музыки с темпераментом, характером и способностями человека, а также  влиянии музыки на эмоциональную природу и процесс воспитания личности.

 

          Это учение легло в основу всей педагогической теории греков классической эпохи. Синонимом понятия «образован­ный человек» стало «мусический» - получивший знания во всех видах искусства.                                                                                                                                                     

          Музыка античной Греции не знала многоголосия в совре­менном его понимании. Многообразие музыкального мира основывалось на развитой системе мелодических ладов.                                                                                                                                             

          В основе музыкальной системы греков лежит тетрахорд (от греч. «тетра...» - часть слова, означающая «четыре», и «хорде» – «струна») - четыре последовательных звука, нисходящие от первого к последнему. При соединении двух тетрахордов образуется звукоряд в пределах октавы, который, в зависимости от повышения или понижения одного из звуков, приобретает различную эмоциональную окраску.

 

      На такой основе возникли лады: дорийский, фригийский, лидийский и др. Лады у греков, вместе с мелодией и ритмом, считались носителями определённого характера (этоса) и настроения.  А так как, считалось, что важнейшее свойство музыки – это воздействие ее на психику человека, его внутренний мир, следовательно, чтобы вызвать у слушателя нужный отклик, использовали тот или иной лад, мелодический рисунок и ритм.

 

  Так дорийский лад греки считали  мужественным и строгим, создающим равновесие в душе человека, фригийский – ладом возбуждения, страсти и вакханалии, а лидийский – напротив - жалобным, скорбным и интимным.Совершенными считались лады, спо­собствовавшие развитию мужественности. Учение о ладах подытожил Клавдий Птоломей.

 

    Исходя из различного интервального состава тетрахордов, принято различать три наклонения: диатоническое, хромати­ческое и энгармоническое. Использование хроматических и энгармонических наклонений наряду с диатоническим отлича­ет древнегреческую музыку от позднейшей европейской с ее господством диатоники. Богатство возможностей мелодичес­кого интонирования выражалось в многообразных смешениях наклонений, во введении интонационных окрасок,  не фикси­ровавшихся как особые наклонения.

 

    Итак,  тетрахордность пришла на смену трихордным фор­мам со структурой полтона и тон.  Впоследствии происходила хроматизация диатонического тетрахорда. Ладовые образования бо­лее высокого порядка возникали как объединения тетрахордов. Использовались два принципа объединения: слитное, с совпа­дением смежных звуков в тетрахордах) и раздельное, когда смежные звуки разделены целым тоном. Полный вид древнег­реческой ладовой системы представлял собой "совершенную систему».             

                                                                                                                                     

    Идентичность октавы отражает тетрахордовый принцип внут­реннего строения системы. Существовал особый вариант «совер­шенной системы»- тет­рахорд (соединенный) d - с - b - а, расширяющего объем системы. При перенесении совершенной системы на другие ступени получались так называемые транспозиционные гаммы, с по­мощью которых можно было в пределах диапазона инструмента (лиры, кифары) получать различные ладовые звукоряды (тональ­ности). При перестановке каждая тональность отдалена от другой на полтона. Всего образуется 15 тональностей: по пять низких,  средних и высоких.

          Разнообразное этическое воздействие музыки на человека эллины видели не только в ладах, но и в ритмике. В Древнегреческой музыке действовали ритмические формулы, позаимствованные из поэзии, - стопы – чередование кратких («хронос протос») и долгих долей (в 2,3,4,5 раз длинней коротких). Стопный ритм обеспечивает ощущение времени. Такую ритмики называют квантитативной (счётной, количественной). Для музыкального письма использовали буквы греческого и финикийского алфавита.                

                                                                                                                                     

           ПЕРВАЯ ОСОБЕННОСТЬ АНТИЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – это связь  музыки с жизнью человека. Музыка снимает боль, формирует нрав и характер в соответствии с идеалами эпохи. Поэтому именно музыка призна­валась наиболее пригодной для воспитания, забота о котором должна быть делом государства.                                                                                                                                                     

    Проблема общего образования, теснейшим образом была связан­ная с музыкальным образованием и последовательно разрабатывалась филосо­фами  древнегреческого государства. Свидетельство тому - шко­лы Сократа, Платона, Аристиппа и других, которые были скорее философскими форумами или «духовными академиями», где ученики и учителя блистали мудростью и красноречием. Ориентацию на развитие нрав­ственных начал следует отнести к сильным сторонам образова­ния в тот период.

 

     Заслугой античного просвещения стало вовлечение в науки и искусства значительного числа граждан и детей.  Едва ли не главной миссией педагогики считалось воспитание, поскольку от пра­вильного воспитания зависело будущее страны. Сократ, Платон, Аристотель обос­новывали законы образования и воспитания. Платон требовал от учителей «больше заботиться о благон­равии детей, чем о грамоте». Школа эллинов создала свои традиции, некоторые  сохранились и до настоящего времени. Учителя пользовались твор­ческой свободой. Жестких, строго регламентированных программ обу­чения не было. В некоторых городах педагоги находились даже на государственной службе. Важным считался результат, а не форма. Достигнутые успехи в воспитании и образовании оценивало общество. Примером в качестве наказания за «опасное воспитание» стала судьба Сократа которого заставили принять яд. В сфере образования греки предпочитали позицию Демокрита, а не Сократа. Сократ полагал, что невозможно быть мудрым во всем, «кто что знает, в том он и мудр». Демокрит же считал: «Мудрому человеку вся земля открыта».

 

    Древние  открыли возможность постижения калокагатии - совершенной и идеальной жизни. Воспитание калокагатии – (гармонии внешнего и внутрен­него) - обусловливает красоту личности, формируемой путем соразмерного умственного, музыкального и физического раз­вития.  Это учение становилось целью и смыслом жизни.

 

          ВТОРАЯ ОСОБЕННОСТЬ АНТИЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – это орга­ническая взаимосвязь нравственных норм и педагогики. Сократ видел смысл обучения  в том, чтобы "сделать граждан как можно лучше".  Еврипид, автор трагедий, то же был убежден, что "правильному образу жизни нужно учить". У других философов и педагогов "учебные программы" пронизаны мыслями о долге, нравственности, обязанностях человека и гражданина. Филосо­фы были учителями, а учителя философами. Безусловно, античная педагоги­ка - педагогика нравственности.

 

         ТРЕТЬЯ ОСОБЕННОСТЬ –  это гармония духа и тела. В Греции важнейшим и обязательным средством воспитания была гимнастика - различные упражнения, бег, плавание, борьба и т.п. Педагогическая задача формулировалась Платоном следующим образом: тело не только должно быть обучено, оно должно слушаться «благородной души».                                 

                                                                                                                                                                                                                                                       

   Новые воспитательные задачи решали странствующие учите­ля, называвшие себя софистами, т.е. мудрецами и учителями мудрости. Именно им принадлежит заслуга в разработке факто­ров эффективности учебного процесса, а также идея раскрепо­щения личности. Так, софист Протагор (ок. 480-410 гг. до н.э.) полагал, что мерой всех вещей должен быть человек, а не какое-либо высшее существо; именно развитие всех природных задат­ков обеспечивает самоопределение (автономию) личности. Софисты стремились 1) расширит границы традиционного муз-го, литер-го и физ-го образования; 2) развить диалектику, учившую искусству спора и 3) развить риторику для возможность преуспеть в красноречии. Софисты были не только носителями и распространителями нового содержания общего образования, но и инициаторами исследо­вания педагогических проблем.     

                                                                                                                                         

    Сила античного образования состоит в всепроникающем, могучем воздействии.   Знаменитые слова афинского оратора и учитель риторики  Исократа  (436-338 гг. до н.э.) – «Благодаря эллинской культуре имя «эллин» означает уже не происхождение, а духовный склад; эллинами теперь называют уже не людей, связанных кровным родством, а приобщившихся к нашему просвещению».

 

      В те времена певцы и музыканты не имели профессионального образования; их искусство основывалось на импровизации. Музыкальные школы появились во времена Аристоксена. Создание первой музыкальной школы, основателем которой стал поэт Архилох, относится примерно к 650 г. до н. э.  Мальчики и девочки обучались отдельно: первые - с семи лет под опекой отца или наставника, вторые под руководством матери.

Считалось, что каждому надо иметь трех учителей: грамматика, кифариста и педотриба.                                                                                                                                  

                  II. Теория музыкального воспитания Платона

 

     Платон (428-348 гг. до н.э.) – древнегреческий философ, который развивал теорию об этосе. В своих  работах «Государство», «Законы» и др. он уделял особое внимание проблеме музыкального воспитания и образования. Основой системы государственного воспитания он считал музыку и гимнастику как средства всесторонне­го, гармоничного формирования личности, и занятия ею являлись обяза­тельными для всех.

 

              Музыка рассматривается как морально-жизненная трени­ровка человека, организованного и владеющего собой. В отли­чие от прочих искусств именно музыка особенно близка душевным переживаниям человека и наиболее полно способна их передать. Музыкальное изящество - это источник высокого, чистого и совершенно иррационального наслаждения. Тем самым, он отмечал воспитательное воздействие музыки на душу человека. Выше для Платона было только искусство познания самого себя - философия. 

 

     Платон утверждал о необходимости соеди­нения музыки и слова и отрицал чисто инструмен­тальную музыку, которая, по его мнению, не способствует развитию разума, а пригодна лишь для скорой, без запинки ходьбы и для изображения звериного крика                                                                                                                                                                         

      В своей работе «Государство» Платон классифицирует лады с учетом их воздействия на нравы и пользы для воспитания. Так, миксолидийский, лидийский и родственные им лады он  характеризует как «жалобные», «размягчающие душу» и под­лежащие изъятию из практики музицирования. Ионийский и лидийский лады,  называет «расслабляющими» и подходя­щими больше всего для застолья, пробуждающими чувство не­уравновешенности в людях. Свободнорожденному, же полезно слушать музыку во фригийском ладу, настраиваю­щем на обдуманные действия. Но такая трактовка этого лада расходится с античной традицией, приписывающей ему неистовый, буйный, страстный, экстатический характер.

 

          Философское осмысление понятия «лад» у Платона - это не только соотношение звуков, различных по высоте, это воплоще­ние гармонии, на которой основана Вселенная. «Лад», согласие должны присутствовать  и в жизни  человека,  стремящегося  к совершенству  духа, у которого слова созвучны с делами. Гармония в душе человека порождает гармонию поступков, гармонию в обществе и благополучие в государстве, ибо «гар­мония - это созвучие, а созвучие - это своего рода согласие... А согласие во «все...»  вносит именно музыкальное искусство, которое устанавливает ... любовь и единодушие».                                                                                                       

                 

     Серьезное отношение к образованию в Древней Греции также отражено в работах Платона, выдвинувшего постулат о том, что дети свободны от обязательств по отношению к родителям, если те не дали им возможность получить знания.

                                                                                                                                                                                

                   III. Теория музыкального воспитания Аристотеля

 

     Аристотель (384-322 гг. до н.э.), который был учеником Платона, считал, что одно из главных назначений музыки - познавательное и нравственно-воспитательное.

     В своей работе «Политика» он уделил большое внимание проблемам музыкального развития. Он считал, что эстетическое образование не должно быть самоцелью. Оно должно формировать цельного, гармоничного человека, прекрас­ного душой и телом.

 

     Вслед за Платоном Аристотель повторял, что «забота об этом воспита­нии должна быть заботою государственною». Аристотель четко определял цели музыкального воспитания. Музыка в жизни человека не является просто забавой и удовольствием: она дает отдых, являясь «лекарством от грусти».

 

    Музыкальное развитие также есть эстетическое воспитание,  так как музыка  способна воздействовать на психику человека. Музыкальное искусство должно служить становлению нравственности; оно способно изменить и очистить душу от разного рода аффектов. Музыка может восстано­вить в душе «строгость», «умеренность», «пристойность» чувств, она освобождает от власти всевозможных негативных эмоций.                                             

                                                                                       

          Музыка, по системе Аристотеля, должна быть включена в обучение с детских лет. Но музыка благотворно будет влиять на подрастающее поколение, если оно будет не только пассивно слушать музыку, но и освоит игру на каком-либо инструменте. Но для музыкально­го воспитания должны быть исключены флейта, кифара.

    Аристотель поддерживал  мысли Платона о нераздельности песни, танца, аккомпанемента и о нравственно-воспитательном значении ладов и ритмов. Предназначение музыкального искусства он  видит в воспитании сво­боднорожденных и заполнении их досуга.

 

   Аристотель отличает добродетели этические (т.е. положи­тельные нравственные качества характера - мужество, щедрость, великодушие, справедливость, дружбу) от дианоэтических. Не отрицая красоты и величия этических добродетелей, дианоэтические добродетели (созерцательная способность разума, мудрость, способ­ность к искусствам и наукам) Аристотель ставит гораздо выше. Дианоэтические добродетели не являются врожденными способностями, они развиваются главным образом благодаря обучению, опыту и времени. Идеал Аристотеля - совершеннейшее познание истины.                                                                                                                                                   

     IV. Музыкальная культура и образование в Древнем Риме

 

    Образцы греческого искусства, которые были характерны для эпохи эллинизма, были не только восприняты в Риме, но получили здесь интенсивное развитие. Как и в Греции, в Риме связь поэзии и музыки была очень велика.

            В Римской империи увлечение музыкой было всеобщим. Сохранились сведения об удивительно интенсивной и даже пышной музыкальной жизни Рима эпохи расцвета. В Италии, как и в Греции, ни один праздник  не обходился без музыки, пения и танцев.

 

     И все же они  не были  так тесно связаны между собой, как это имело место в Греции. Поэтому возникает  музыка культовая, сценическая, аккомпанирующая и даже «концертная». Большое значение приобрела и военная музыка. В военных легионах существовали большие духовые оркестры. Широ­кое распространение получило и бытовое музицирование: до нас дошли тексты лирических песен, баллад.

 

     Но римляне не обладали такой музыкальностью, как греки, поэтому в их музыке заметны чужеземные влияния, проявившиеся в музыкальных жанрах и в инструментах.

           В Риме было всегда немало музыкантов-профессионалов и учителей музыки, но все они приезжали из Греции, или из греческих городов с юга Италии. В Риме вообще со временем становится обычным сосуществование музыкантов, представляющих разные художественные культуры: здесь и греческие кифареды, и сирийские виртуозки, и вавилонские виртуозы, и александрийские певцы, и андалузские танцовщицы.                                                                                                                                          

           Учителям пения ставились памятники. Виртуозы певцы и кифареды пользовались огромной славой,  всеобщим признанием и богатством. А знатные патриции содержали целые хоры и оркестры у себя в домах.

 

     Распространяя свою власть все шире в Европе и за ее пределами, Рим вовлекал в художественную жизнь самые различные музыкальные силы.  Из музыкантов, собранных отовсюду, составлялись большие и громкозвучные ансамбли, колоссальные хоры - для концертов, празднеств, пиров и пантомим. Кадры профессионалов непрерывно росли, пополняемые пленными иноземцами. Император Домициан учредил даже капитолийские состязания на Марсовом поле, на которое стекались певцы и инструменталисты со всего мира. 

                                                                                                                                                  

     Однако, сопровождение чисто римских обрядов, аккомпанирование актерам в театре, поручалось рим­лянам. Музыканты пользовались привилегиями за участие в больших городских торжествах, особенно военные - симфониаки, и те, кто участвовал в религиозных церемониях. Скабиллярии («трещоточники»), которые на сцене задавали такт и руководили хором и танцами, чествовались наряду с выдающимися актерами. Известные музыканты и певцы стояли на одной ступени с представителями аристокра­тии.                                                                                                  

                                     

      В общих школах дети начинали учиться с семи лет.  Девочки и мальчики обучались совместно. Состоятельная часть из них училась дома. Школы были частные, содержали их греки-вольноотпущенники.                                                                                                                                               

    Программа обучения  включала  чтение, письмо и арифметику.  Но в I в. н.э. Квинтилиан  выступил против домашнего обучения, где отсутствовал соревнователь­ный характер в учебе. Он ратовал за изменение методов обучения: «что нужно учить - развлекая, играя, в соответствии с детским возрастом». Он говорил, что нельзя строить полноценный воспитательный процесс без знания музыки, с помощью которой можно освоить стихотвор­ные размеры и ритмы. Школьное образования он видел как синтез  наук и искусств.

 

     Для родившихся в Риме детей рабов, в частности греков, была создана школа «Педагогигум», в которой занимались по той же программе, что и дети свободных граждан. Но учеба начиналась в ней с двенадцати лет и заканчивалась в восемнадцать лет.

 

          Музыкальное образование большинство римлян получало с детс­ких лет.  Представи­тели богатых семей обучались игрой на струнных инструментах, музыке под руководством домашних учи­телей, менее состоятельных - в школах, руководи­мых известными музыкантами и певцами. Профессия учителя музыки пользовалась уважением и почётом. В середине III в. до н.э. уже была известна школа Карвилия, где обучали музыке. Пению и игре на кифаре обучают детей в знатных семействах.

           Как правило, все музыканты одновременно и выступали публично, и учили других.  Аристократы обучались музыке, под руководством выдаю­щихся педагогов. Например, император Нерон ввел так называемое греческое состязание, где сам выступал как поэт, певец и кифаред, причем он требовал, чтобы ему присуждали главные призы.                                        

                                                                                                       

    В Древнем Риме были известны секреты укрепления голоса, которые передавались от педагогов к ученикам. Ради сохранения голоса певцы соблюдали диету и недельный пост. «Постановка» голоса осуществлялась посредством выполнения ряда упражне­ний, укреплявших дыхательные мышцы. Так, Нерон (император в 54-68 годы) лежал на спине со свинцовым листом на груди.

 

     Музыкальные инструменты Древнего Рима были заимствованы у других народов, в особенности у греков. Из ударных – это был  кимвал, на котором играли и мужчины и женщины. В I в. н.э. из Египта пришел систр - трещотка, состоявшая из скобы, на которую были нанизаны металлические пластинки. Скабилярии (трещоточники) пользовались в театрах ножными кас­таньетами, введенными в подошву обуви.

 

     Из струнных инструментов чаще всего упоминаются лира, кифара и арфа (самбука) треугольной формы.  Среди  духовых инструментов первое место занимала тибия (разновидность греческого авлоса). А флейта звучала даже на народных собраниях, сопровождая речь оратора. Сирийские танцовщицы привезли с собой новую разновид­ность этого инструмента - сирийскую флейточку. Использовались и различные дудки, свирели и многоствольнрой греческой сирингой (флейта Пана). После завоевания Египта у римской аристократии вошли в моду водяные органы  - гидравлосы, которыми украшались роскошные виллы и дворцы                      

                                                                                                                                                                                                                                                                 

        Римляне использовали все древнегреческие инструменты, однако изобрели и собственные - металлические духовые, придававшие особую торжественность триумфальным шествиям и парадным церемониям. Это туба (прямая труба), букцина (инструмент в форме рога) и литуус (труба с цилиндрическим стволом и изогнутым раструбом). Так бой гладиаторов шел под звуки трубы, рогов и гидравлического органа.

 

    Музыканты, игравшие на том или ином инструменте, объединялись в коллегии. Так, играющие на флейте, либо лире или кифаре образовали единый союз симфониаков.  Свое объединение имели скабилярии (трещоточники), руководившие оркестром  и пантомимой. Была также коллегия сирийских флейтисток-танцовщиц.

 

     Древний Рим по-своему продолжал то, что уже было достигнуто в Греции, но когда музыкальная жизнь империи приобрела специфические для нее формы, то  стали  видны уже явные различия с греческой культурой. 

 

           Упадок римской культуры длился несколько столетий. Чем воинственнее становилось римское государство, тем низменнее делались вкусы его граждан, и для позднего периода Рима,  стала характерна совсем иная музыкальная культура. Уходит в небытие преклонение перед классическим искусством.

 

           В далекое прошлое отходит этос - в понимании Платона и Аристотеля.  Многие мыслители той эпохи стали свысока смотреть на музыкальные убеждения греческих классиков. Они утверждали, что музыка не способна выражать ни мысли, ни настроения и поэтому она не может не только воспитать человека, но и чему-либо его научить. Она способна отвлечь на время от скорби и забот, как например, вино и сон.

 

           Меняется весь общественный уклад в Римской империи - в сравнении с афинской демократией, а это, разумеется, самым непосредственным образом сказывается и на характере больших государственных празднеств в Риме. На первое место выходят грандиозные, эффектные, но часто грубые зрелища, вплоть до кровавых игр гладиаторов. Начинается увлечение громкозвучными ансамблями, состоящими по преимуществу из духовых и шумовых инструментов. Народ более не участвовал сам в празднествах, его лишь потешали ими, отвлекая от возмущений и ропота.

 

     Музыки было много, слишком много, и в то же время ее не было. Не было в том возвышенном смысле, который придавала ей античная классика. Римская культура периода упадка знала, говоря современным языком, только легкую музыку.

 

           Что касается театральных представлений, то со временем и они  имели уже не столько этико-воспитательное значение, сколько зрелищно-развлекательное.  Изменился и характер музыки в  римском театре. Пышность и профессиональная выучка сопровождения уже преобладают в исполнении стихов. Пример тому - эклоги Вергилия и поэмы Овидия, которые пелись с танцами в театре. Широкое распространение получили пантомима, исполнявшаяся под  инструментальную музыку (ансамбль) и сольное пение в сопровождении тибии.  И хор в греческом понимании исчез из драмы. Хоровые эпизоды исполнялись иногда.                                            

                                                                                                         

     Со временем происходило еще немало изменений в сфере театрального музыкального искусства: совершенствовались инструменты, менялся характер игры. Флейтиста-аккомпаниатора заменил оркестр, включавший в себя: струнные, духовые, ударные инструменты.   У больших актеров были свои постоянные аккомпани­аторы.                                                                                                                                           

      А  ко времени Нерона в театре стали увлекаться виртуозностью певцов и танцовщиков, которые в сущности, вытесняли драматических актеров со сцены.  К середине I в. н.э. стали увеличиваться и размеры хора «что поющих в театре больше, чем зрителей».

           Организация клаки, высокие гонорары исполнителям, нездоровое их соперничество - все это было крайне далеко от общественного пафоса греческого трагического театра, от почетной обязанности в организации хора, от прославленных побед Эсхила и Софокла на состязаниях.                             

                                                                                                                 

                                          Заключение

 

            Влияние и значение античности на последующее развитие музыкального образования трудно переоценить: впервые были выработаны основные понятия музыкальной теории, намечены первые принципы оценки музыки; появилось учение пифагорей­цев о музыкальных пропорциях, труды Платона и Аристотеля о музыкальном этосе.

 

    Общеантичная концепция об огромной со­циальной и воспитательной роли музыки, учение о музыкальном образовании, сохранили свое значение в дальнейшей традиции европейской музыкальной культуры и эстетики. Одним из важ­нейших завоеваний античной музыкальной теории, как уже отмечалось, было учение об этосе. Это учение объясняло сущ­ность и природу музыки, ее влияние на чувство и поведение человека.

 

     Так К. Закс, немецкий исследователь и музыковед, характеризуя раз­витие античного учения об этосе, пишет: «Господствовавшие ранее представления о сверхчувственном, магическом воздействии музыки, о связи созвучий и соотно­шений тонов с космологическими явлениями, с временами года и часами дня, с произрастанием растений и погодой, с мужским и женским началом, с рождением, исцелением от болезней, смертью и переселением душ и, попутно, представ­ления о воздействии музыки на силы и деятельность природы - подверглись критической переоценке и заменены были новыми воззрениями - о влиянии этическом». В учение об этосе теперь на первом месте оказались  связь музыки с темпераментом и способностями человека, а также влияние ее на настроение и характер, который она ослабляет или укрепляет»      

 

            Важное, значение для последующих времен, имела музыка Древней Греции. Она  звучала и в театральных представлениях, где декламация сменялась пением хора, и на народных празднествах, и в повседневной жизни. Греческие поэты не декламировали свои стихи, а пели их, аккомпанируя себе на лире (впоследствии лира стала своего рода эмблемой музыки и вообще искусства) и кифаре  Пляски сопровождались игрой на авлосе — духовом инструменте. Существовала у древних греков и самостоятельная инструментальная музыка. Но из самой музыки Древней Греции до нашего времени дошло лишь несколько отрывков песен и гимнов. Ведь мелодии эти обычно передавались устно от одного певца к другому (лишь немногие записывались).        

                                                                                                                                                                                                                                                                         

          Античные мифы, предания, трагедии в течение многих столетий были источником вдохновения для музыкантов. Сюжеты первых опер, созданных в Италии на рубеже XVI и XVII вв., были основаны на греческих мифах, и с тех пор композиторы бесчисленное множество раз возвращались к поэтичным преданиям древнегреческого народа.                                                 

                                                                                               

          Что касается Древнего Рима, то  истории существует два периода: классический (расцвет государства) и период упадка Римской империи.

          В  классический период музыкальная жизнь отличалась пестротой и разнообразием. В столицу империи стекались музыканты из Греции, Сирии, Египта и других стран. Как и в Греции, поэзия и музыка в Риме были тесно связаны. Оды Горация, эклоги Вергилия, поэмы Овидия пелись в сопровождении струнных щипковых инструментов — кифар, лир, тригонов (треугольная арфа). Широко использовалась музыка и в драме: певцы исполняли кантики — музыкальные номера речитативного характера.

 

    В Риме звучали флейта и тибия (разновидность авлоса –наподобие гобоя),  кифара, и огромная лира, арфа и вавилонская волынка,  орган и труба, систр и всевозможные ударные.

           Для Римской империи периода классицизма было характерным всеобщее увлечение музыкой (вплоть до консулов и императоров). В знатных семьях пению и игре на кифаре обучали детей. Профессия учителя музыки и танца была почетна и популярна. Большим успехом пользовались публичные концерты греческой классической музыки и выступления виртуозов, многие из которых были любимцами императоров, например певец Тигеллий при дворе Августа, актер-певец Апеллес — любимец Калигулы, кифареды Менкрат — при Нероне и Месомед Критский при Адриане. Некоторым музыкантам даже ставили памятники, как кифареду Анаксенору, служившему при дворе Цезаря.

 

     К сожалению, в период упадка Римской империи преклонение перед классическим искусством уходит в небытие. Отходит в прошлое и учение об этосе. Музыка теперь должна была только развлекать народ. Она  стала скорее просто забавным ремеслом. Грандиозные римские зрелища -  цирковые состязания, выступления гладиаторов и огромные концерты были рассчитаны на сильнейший и  слишком внешний зрительный или слуховой эффект.

     Но при все, при этом,  Римская империя  передала эстетическое наследие античности новой культуре средневековья.

 

                                                                                                                                          

 Список литературы

 

1. Античная культура: Литература, театр, искусство, философия, наука: Словарь-справочник/ Под ред.. В.Н. Ярхо. – М.: Высш. шк. 1995.

2. Древний Рим. История. Быт. Культура. Из книг современных ученых. Сост. Л.С. Ильинская  – М.: Московский Лицей, 1997.

3. Курт, З Музыкально-теоретическое воззрение и инструменты древних греков // Муз-ая культура Древнего мира. – М. 2001.

4. Ливанова, Т. История западноевропейской музыки до 1789 года (Средние века): Учебник в 2-х тт. Т. 1. -  М., 1983.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Доклад «Музыкальное воспитание и образование в эпоху Античности»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 6 месяцев

Руководитель реабилитационного подразделения

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данной работа посвящена вопросам музыкального воспитания и образования в эпоху Анттичности. Описаются музыкальные инструменты на которых играли в Древней Греции и в Древнем Риме. Описываются музыкальные жанры, характерные для времен Античности.Расматривается учение об этосе - связь музыки с темпераментом, характером и способностями человека, а также влияние музыки на эмоциональную природу и процесс воспитания личности. Затрагиваются концепции теорий музыкального воспитания Платона и Аристотеля.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 711 материалов в базе

Скачать материал

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 23.10.2012 18670
    • DOCX 188 кбайт
    • 59 скачиваний
    • Рейтинг: 1 из 5
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Озирная Марина Вадимовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Озирная Марина Вадимовна
    Озирная Марина Вадимовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 17081
    • Всего материалов: 3

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Музыка")

Учитель музыки

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 40 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности педагога дополнительного образования при обучении игре на фортепиано

Преподаватель игры на фортепиано

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 54 человека из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 297 человек

Курс повышения квалификации

Методика преподавания музыки в общеобразовательной организации

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 133 человека из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 249 человек

Мини-курс

Психоаналитический подход: изучение определенных аспектов психологии личности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы работы в After Effects

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Музыкальная журналистика: создание и продвижение контента

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе