Инфоурок Литература КонспектыУрок литературы в 5 классе на «Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб»»

Урок литературы в 5 классе на «Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб»»

Скачать материал

Тема«Добро  и  зло  в  сказке  К.  Г.  Паустовского  «Тёплый  хлеб».

Тип урока – комбинированный.

Форма урока – «линия самореализации».

Образовательная цель: создать предпосылки для совершенствования анализа художественного произведения.

Задачи:

&развивать умение выделять главное и существенное методом «вслед за автором»;

&закрепить умение выстраивать цепь событий методом «пристального взгляда»;

&продолжить знакомство с жанром «повесть-сказка» методом сопоставления.

Развивающая цель: создать условия для развития памяти и устной речи учащихся а также обогащения их словарного запаса.

Задачи:

&продолжить работу над развитием умений высказывать свою точку зрения и уметь обосновывать её;

&развивать умения связывать имеющиеся знания со знаниями предметов из других областей;

&развивать у учащихся умение антиципации.

Воспитательная цель: способствовать воспитанию доброты, чуткости, ответственности за свои поступки через восприятие художественного произведения.

Задачи:

&способствовать формированию «ценностей, которым нет цены» через погружение в текст художественного произведения;

&установить психологический и эмоциональный контакт с детьми путём создания комфортного микроклимата во избежание излишней тревожности учащихся.

Оборудование: Презентация  к произведению К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб», раздаточный дидактический материал, буклет «Спешите делать добрые дела», мультимедиа проектор, компьютер.

Ход урока.

 

Сегодняшний урок я хочу начать со стихотворения М. Багдановой:

Есть ценности, которым нет цены:
Клочок бумаги с пушкинским рисунком,
Учебник первый в первой школьной сумке
И письма не вернувшихся с войны.

Есть ценности – самих себя ценней.
Вот хлеб. Бросать его негоже.

Что хлеба может быть дороже?
Что по сравненью с ним – дары царей?

karavai-super1

Каждый  день  перед  нами  на  столе  лежит  хлеб.  Мы привыкли  к  нему.  Хлеб  нам необходим,  как  воздух.

 

 

Каким  бывает  хлеб?  Подберите  к  главному  слову  зависимые  -  составьте  словосочетания  с  типом  связи  согласованием.

(Белый  хлеб,  вкусный  хлеб,  мягкий  хлеб,  горячий  хлеб,  тёплый  хлеб).

 

 

  Какое  из  словосочетаний  является  названием произведения  К.  Г.  Паустовского,  которое  вы  прочитали  дома?

  Определите  жанр  этого    произведения.

 

 

  Вспомните,  что  всегда  противопоставляется  в  любой  сказке? 

  Подумайте,  могут  ли  эти  два  понятия  стать  темой  нашего  сегодняшнего  урока?

 

Основываясь на содержании сказки К. Г. Паустовского, я предлагаю вам ответить на основополагающий вопрос:  «Что такое хорошо и что такое плохо?»

 

 

  С  чего  начинается  зло  в  сказке «Тёплый  хлеб»?

  Кто такой Филька? На что в характере мальчика обращает внимание писатель?

  Перескажите  эпизод,  как  Филька  обидел  коня.

  Какой  ещё  проступок  совершил  Филька?

Он  бросил  хлеб  на  землю.  Удар  хлеба  о  землю  есть  оскорбление  того,  что  выращено  этой  землёй.

  Нынешнее  поколение  людей,  покупая  хлеб  в  магазине,  выбирает  его  по  вкусу,  калорийности,  цвету.  Эта  еда  доступна  ныне  всякому.  Мы  не  знаем,  что  такое  голод;  это  понятие  для  живущих  сегодня  -  понятие  историческое.  Но  те,  кто  пережил  войну  и  блокаду,  знают,  что  пища  имеет  ещё  одно  измерение  -  измерение  жизнью  и  смертью.

  За  900  дней  в  блокадном  Ленинграде  голод  перенесли  2  миллиона  жителей,  из  них  в  живых  осталось  970  тысяч.

Состав  блокадного  хлеба:  лузга  семечек,  ржаные  отруби,  гидроцеллюлоза,  мучная  пыль,  кора  сосны.  Хлеб  получали  по  карточкам:  рабочие  по  250  граммов,  служащие,  дети  и  иждивенцы -  по  125  граммов.

  Найдите  ключевые  слова  и  выражения,  помогающие    понять,  как  реагирует природа  на  зло,  совершённое  Филькой.

  Вслушайтесь в эти слова и словосочетания: что вы слышите?

  Как называется такой приём в литературе? (Звукопись:  повторяются  звуки  З  и  С,  имитирующие  свист  ветра,  бури).

 

  Какие  изобразительные  средства помимо звукописи   использует  К. Г.  Паустовский,  чтобы  показать,  что  малое  зло  порождает  зло  большое?

  Что вы чувствуете, читая описание этого ледяного безмолвия?

 

 

«Ревела, обезумев, метель… А к ночи небо зазеленело как лёд, звёзды примёрзли к небесному своду и колючий мороз прошёл по деревне. Никто его не видел, но каждый слышал скрип его валенок по твёрдому снегу, слышал, как мороз, озоруя, стискивал толстые брёвна в стенах и они трещали и лопались».

 

 

Пользуясь лингвистической теорией содержательности звуков Александра Павловича Журавлёва, нужно было представить фрагмент сказки в цвете.

Примерный ответ учащейся: «Просчитав гласные, я сверила их количество по цветовой шкале Журавлёва. У меня получилось

«Белых» гласных – 37

«Зелёных» -30

«Синих» - 25

«Красных» – 14

«Сиреневых» -8

«Чёрных» - 7

То есть цвет полностью соответствует содержанию. Холод, который мы ощущаем, читая фрагмент сказки, виден в рисунке. Красный цвет, цвет надежды на искупление вины, присутствует, но червоточина, то есть зло, пронизывает его насквозь».

На  основе  ключевых  слов  прозаического  фрагмента нужно было составить    стихотворный  текст,  в  котором  показать  реакцию  природы на зло, совершённое Филькой, и  выразить  своё  отношение  к  поступку  мальчика.

Хамидова Виканаписала следующие строки:

Зазеленело  небо,  словно  лёд.

Вздул  ветер  снег.  И  зверь,  и  пешеход

Стоят.  Весь  мир  вконец  замёрз.

Вступил  в  свои  права  седой  мороз.

Эх,  Филька,  так  недолго  до  беды…

Об  этом, видно,  не  подумал  ты?

Поступок  твой  достоин  осужденья.

Проси  скорее  у  коня  прощенье!

  Что  заставило  Фильку  осознать  свой  поступок?

  Вспомните,  какую  историю  рассказала  Фильке  бабка и как она объясняла, к чему приводит злоба людская.

  Посмотрите на рисунок. Можем  ли  мы  утверждать,  что  Филькино  сердце  охладело?

  У кого из сказочных героев сердце заледенело?

 

  Как  начинается  путь  Фильки  к  добру?                Расскажите,  как  Филька  решил  искупить  свою  вину?

 

 

  Как  природа  реагирует  на  изменения,  произошедшие  в  Филькином  сердце?

  Ключевые  слова  с  каким  общим  значением  помогают  нам  это  понять?

(Ключевые  слова  со  значением  «тёплый»). 

  Соберите  все  «тёплые»  слова сказки.

 

«…ветки ив уже оттаяли и весело, гулко зашумела за рекой мокрая берёзовая роща. В воздухе запахло весной…Ветер дул с юга. С каждым часом становилось всё теплее. С крыш падали и со звоном разбивались сосульки».

И снова, пользуясь лингвистической теорией содержательности звуков Александра Павловича Журавлёва, нужно было представить фрагмент сказки в цвете.

Предполагаемый ответ учащейся: «Я проделала аналогичную работу и со вторым отрывком и была удивлена: краски изменились. Место холодных цветов заняли тёплые тона:

«Красных» - 31

«Жёлтых» -26

«Зелёных» -20

«Синих» -15

«Сиреневых» -10

«Чёрных» -1

Чернота всё-таки присутствует: Филька ещё не попросил прощение у раненого коня. Мы снова наблюдаем совпадение смысла и цвета».

«Нет хуже, когда у человека душа сухая. Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы»,- писал К. Г. Паустовский. Что имел в виду писатель, говоря о сухой душе?

Можно считать, что у Фильки «сухая душа»?

Какова  композиция  сказки и какое изобразительное средство лежит в её основе?

  Вы правильно определили жанр произведения – сказка. Только ли сказочные события положены в основу произведения?

1 группа  перечислит сказочное в произведении К. Г. Паустовского, а 2 группа – реальное.

  С какой целью К. Г. Паустовский смешивает реальные и сказочные события?

  В чём смысл названия сказки «Тёплый хлеб»?

«Хлеб – всему голова»,- говорят в народе.

Какие пословицы о хлебе вы знаете?

 

 

Обратимся к основному вопросу, который задал нам писатель: что такое хорошо и что такое плохо? Как бы вы на него ответили?

Вы правы, ребята. Любимый герой сказок и рассказов К. Г. Паустовского – человек отзывчивый, чуткий. Совершить зло легко, осознать содеянное, раскаяться, искупить свою вину доступно не каждому. Писатель своей сказкой утверждает: сердце не должно охладевать. Спешите делать добрые дела, люди!

Закончить сегодняшний разговор я хочу стихотворением Л. Татьяничевой.

Достаётся  недёшево

Счастье  трудных  дорог.

Что  ты  сделал  хорошего?

Чем  ты  людям  помог?

Этой  мерой  измерятся

Все  земные  труды.

Может,  вырастил  деревце

На  земле  Кулунды?

Может,  строишь  ракету?

Гидростанцию?

Дом?

Согреваешь  планету

Добрым  мирным  теплом?

Иль  под  снежной  порошею

Жизнь  спасаешь  кому?

Делать людям хорошее-

Хорошеть самому.

Домашнее задание.

*Для всех:

Заполнить таблицу (всем учащимся раздаются карточки с подготовленной таблицей).

*Выборочно:

1.     Нарисовать обложку книги К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб».

2.     Представьте, что это народная сказка. Допишите её конец.

Рефлексия.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок литературы в 5 классе на «Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб»»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Консультант по трудоустройству

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Предлагаемый план-конспект урока литературы в 5 классе построен основе развивающего обучения. При составлении урока я руководствовалась главным принципом развивающего обучения: «Урок проводится не ради урока, а ради ученика». На изучение творчества К. Г. Паустовского согласно программе отводится 2 учебных часа: на первом уроке учащиеся знакомятся с Паустовским писателем и человеком, читают и анализируют его рассказ «Заячьи лапы», а на втором – со сказкой «Тёплый хлеб». С темой ответственности человека за свои поступки, которую поднимает писатель, пятиклассники уже встречались в сказках А. С. Пушкина, А. Погорельского, Н. В Гоголя, а также в рассказах Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева; затем её продолжит В. П. Астафьев в «Васюткином озере», С. Я Маршак в «Двенадцати месяцах». Организационный момент урока начинается с метода «коммуникативной атаки», смысл которого состоит в том, чтобы в начальный период взаимодействия увлечь, мобилизовать учеников, заставить их включиться в работу. Один из основополагающих методов на уроке литературы – это работа с книгой. Он даёт возможность ученику обработать учебную информацию, что способствует активизации внимания и мышления. Для развития познавательного мотива использованы методы подводящего и побуждающего диалогов на протяжении всех этапов урока. В целом урок представлен в виде логически замкнутой целостной системы, в которой отдельные элементы увязаны и структуированы (так называемая композиция кольца) с учётом познавательной деятельности учащихся. Содержание учебного материала и виды работ, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока. Материал урока способствует формированию «ценностей, которым нет цены» через погружение в текст художественного произведения; перешагнув за рамки школьной программы, развивает креативное, логическое и критическое мышление, формирует умение задавать вопросы и отвечать на них.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 898 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 23.10.2012 7247
    • DOCX 2.9 мбайт
    • 13 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Денисюк Ирина Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Денисюк Ирина Михайловна
    Денисюк Ирина Михайловна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 190321
    • Всего материалов: 38

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык")

Учитель русского языка

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 209 человек из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 455 человек

Курс повышения квалификации

Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку как обеспечение принципов и требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 92 человека

Мини-курс

Творческие возможности в мире фотографии и медиа

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 414 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 45 человек

Мини-курс

Здоровьесбережение и физическое развитие школьников

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы налогообложения и формирования налогооблагаемых показателей

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
Прямой эфир Загрузка...

Прямо сейчас в эфире

Инфофорум: «Всё, что волнует педагогов»