Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Образ твой, над Русью вознесенный…
2 слайд
О тайнах иконописи
Икона – «образ».
Иконопись – дело святое.
Строгие каноны, с одной
стороны ограничивали
иконописца, а с другой -
заставляли
сосредоточиться на
«ДУХОВНОСТИ».
3 слайд
МАТЕРИАЛЫ
Доски – липовые, на
севере – лиственница, ель,
в Пскове – сосна.
Побел.
Грунт – левкас.
Паволока.
Темпера, олифа, льняное масло.
Листовое золото.
4 слайд
Словарь
Паволока –
кусок ткани, наклеенный на поверхность.
Побел – хорошо размешанная жидкость из клея и мела.
Левкас – грунт из порошкообразного мела или алебастра, размешанного на животном или рыбьем клее.
Темпера – пигмент, полученный из растирания камней, металлов, остатков органического происхождения, связующим элементом служит желтковая эмульсия.
5 слайд
Изготовление иконы
- Из отдельных досок сбивался щит, с обратной стороны укрепленный шипами от покоробления.
- Доска просушивалась, в ней выдалбливалось углубление (ковчежец), окруженное полями.
- Доску царапали, проклеивали, наклеивали паволоку, снова проклеивали.
- После высыхания побела, в течение трех-четырех дней доска левкасилась 6-7 раз, шлифовалась мокрой пемзой.
6 слайд
Написание иконы
- Сначала делали предварительный рисунок углем, черной краской; контуры нередко процарапывали ( чтобы в дальнейшем облегчить наложение золота и краски).
- Краски накладывали в определенной последовательности: сначала фон, затем горы, здания, затем одежды, только потом лицо.
- Лица писали путем наложения мазками светлых тонов, границу между слоями затушевывали охрой – это называлось «писать плавями». Выпуклые части лица подчеркивали белилами («движки» или «оживки»).
- В конце работы приклеивали золото или серебро, сверху икону покрывали олифой или льняным маслом для звучности цвета.
7 слайд
Словарь
Лессировка – один из приемов живописной техники, состоящий в нанесении очень тонких слоев прозрачных красок.
Санкирь – темный тон основы, с которой начиналось исполнение открытых частей тела.
Ассист – штрихи, исполненные листовым золотом по высохшему красочному слою, символ духовного света.
Охрение ликов - прием высветления деталей лица и открытых частей тела многократными прописками по санкирю, по ровному основному тону.
Стаффаж – второстепенные изображения задних планов.
Личное письмо – изображение лиц и других открытых частей тела.
8 слайд
КРАСКИ, символика цвета
Золото – сияние Бога,
означает самого Бога.
Пурпур – цвет царя,
владыки, одежды
Богородицы.
Красный –тепло, любовь,
жизнь, цвет крови и мученичества.
Архангелы – серафимы,
фон – вечная жизнь.
Белый – божественность, чистота, святость.
Святых и праведников
изображают в белом.
ПРАВЕДНИКИ –
«живущие по правде».
Пелены младенцев, души
умерших, ангелы – белые.
Но белые – только
праведные души.
9 слайд
Символика цвета
Синий – небо, вечный
мир, цвет Богородицы,
соединившей в себе
земное и небесное.
Зеленый – природа,
жизнь, надежда, сцены
Рождества.
Коричневый - земля, прах,
все временное, тленное,
напоминание о человеке,
подвластном смерти.
Черный - зло, смерть,
пещеры, могилы, бездна,
тайна, монахи (отказ от
удовольствий, привычек,
смерть при жизни).
НЕТ СЕРОГО цвета.
Не смешивали черное и
белое, зло и добро.
Это цвет неясности, пустоты,
небытие.
Такому цвету нет места
на иконе.
10 слайд
Иконография
Задача иконописи – воплощение Бога в телесном образе. Среди икон особую роль играет образ Христа, с правой рукой, поднятой в жесте благословления, и с Евангелием в левой руке.
Для передачи божественности сложился особый, строго определенный тип изображений. При этом созданы художественные образы, никогда не повторяющие друг друга.
11 слайд
12 слайд
13 слайд
14 слайд
15 слайд
16 слайд
17 слайд
18 слайд
19 слайд
20 слайд
21 слайд
22 слайд
23 слайд
24 слайд
«Когда я жил в Москве, там проживал преславный мудрец, философ… и среди иконописцев отменный живописец…
Он , казалось, руками пишет роспись, а сам
беспрестанно ходит, беседует с приходящими и умом обдумывает высокое
и мудрое, чувственными же очами разумными
РАЗУМНУЮ ВИДИТ ДОБРОТУ».
художник и писатель Епифаний Премудрый
14 век
25 слайд
Презентация подготовлена для урока МХК
учителем ИЗО и МХК
Путиловой
Еленой Леонидовной
моу сош № 25
г. Нижний Тагил
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 626 891 материал в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Кузнецова Наталья Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
5 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.