Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Организация исследовательской деятельности с использованием инструментов ТРИЗ-педагогики
2 слайд
Цель работы: определение педагогических условий использования инструментов ТРИЗ-педагогики как средства организации исследовательской деятельности старших школьников в образовательном процессе
Задачи исследования:
Дать характеристику исследовательской деятельности старших школьников в образовательном процессе
Определить особенности использования инструментов ТРИЗ-педагогики в образовательном процессе старших школьников
Обосновать эффективность использования инструментария ТРИЗ в учебно-исследовательской деятельности обучающихся
Экспериментально проверить эффективность выделенных условий организации исследовательской деятельности старших школьников
3 слайд
Принципы ТРИЗ-педагогики:
Принцип свободного выбора
Принцип открытости
Принцип деятельности
Принцип обратной связи
Принцип идеальности (высокого КПД)
4 слайд
ТРИЗ включает в себя:
механизмы преобразования проблемы, позволяющие планомерно строить образ решения («сужение поля поиска без потери качества»)
обширный информационный фонд (концентрированный опыт и знания необходимые для решения проблемы)
механизмы снятия психологической инерции препятствующей нахождению оригинальных решений
5 слайд
Методы и приемы ТРИЗ
Системный анализ
Принцип маленьких человечков
«Да – нетка»
Принцип посредника
«Хорощо-плохо»
АРИЗ
Принцип «матрешка»
Принцип универсальности
Вепольный анализ
Принцип сделай наоборот и другие
6 слайд
Задача: В одной химической лаборатории обнаружили странное явление: некая химическая реакция проходила только в том случае, если ее проводил один из сотрудников. Реакция шла в закрытой колбе. Дело осложнялось еще и тем, что если в лаборатории находился кто-нибудь еще, кроме него, реакция тоже не получалась. Требуется объяснить это явление
Шаг 1. Записать условие задачи. Система для проведения химической реакции включает вещество в закрытой колбе, химика и других специалистов. Необходимо обеспечить, чтобы реакция проходила когда химик один, и не происходила в присутствии других людей
Шаг 2. Перечислить имеющиеся ресурсы. Ресурсы: химические вещества, способные в принципе оказывать каталитическое действие; поля: механическое, тепловое, электрическое
Шаг 3. Поиск известных решений. С помощью чего можно активизировать или подавить химическую реакцию? Это можно сделать с помощью веществ-катализаторов (ингибиторов) и полей
7 слайд
Шаг 4. Поиск необходимых эффектов. В нашем случае химические эффекты с использованием катализаторов (ингибиторов) не годятся, так как реакция проходила в закрытой колбе. Возможно это связано с воздействием полей: механических, акустических..
Шаг 5. Поиск новых решений. Исходная вепольная модель: В1 – вещество; В2 – химик. Получается неполный веполь, который нужно достроить по стандарту , т. е. ввести недостающее поле П. Это поле должно быть получено из ресурсов и связано с конкретным человеком – химиком. После анализа выпадают все поля, кроме звукового
8 слайд
Шаг 6. Формулировка гипотез
Гипотеза 1 – наличие посторонних людей создает звуки, нарушающие ход реакции
Гипотеза 2 – отсутствие других людей позволяет химику создавать звуки, активирующие реакцию
Решение: Первая гипотеза не подтверждается, поскольку только у «нашего» химика реакция протекает, а следовательно именно он издает звуки. Химик любил петь, обладал мощным басом, но стеснялся своих коллег, поэтому пел, только тогда, когда оставался один в лаборатории
9 слайд
от задачи переходим к модели задачи
используем инструмент ТРИЗ – вепольный анализ
Задача
Модель задачи
Х
Задача
Модель задачи
10 слайд
элемент Х – это некоторая ситуация
развитие
креативности
Именно переход от ситуации к задаче должен помочь развивать креативность
Ситуация
Задача
Модель задачи
11 слайд
Диаграмма 1
12 слайд
Диаграмма 2
13 слайд
Диаграмма 3-4
14 слайд
Диаграмма 5-6
15 слайд
Диаграмма 7
16 слайд
К достоинствам
ТРИЗ-педагогики можно отнести:
повышение вероятности решения творческих задач учащимися благодаря использованию системы алгоритмов, методов и приемов
гуманистический характер обучения, направленность на решение актуальных и полезных для окружающих проблем
снятие психологического барьера боязни перед проблемами, восприятие их не как непреодолимых препятствий, а как очередной задачи, которую надо решить
17 слайд
18 слайд
19 слайд
20 слайд
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 654 263 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Соловьева Светлана Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.