Инфоурок Классному руководителю КонспектыКлассный час для 4-6 классов на экологическую тему

Классный час для 4-6 классов на экологическую тему

Скачать материал

 

 

 

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ
ПУТЕШЕСТВИЕ

 

 

 

Значение растений и животных
 в жизни человека

 

 

 

 

(Классный час для учащихся 5-6 классов)

 

                                              Классный час подготовлен                                         

                                              учителем русского языка и

                                                                        литературы

                                                                Гончаровой О.В.

 

 

 

 

 

с.. Верх-Урюм

 

 

Цель: формирование экологических знаний подростков; воспитание любви к природе, Родине; развитие наблюдательности, внимания.

Форма: заочная экскурсия.

 

Содержание.

 Слово учителя:

Сегодня мы отправляемся в заочное, но очень интересное и познавательное путешествие. В пути мы не только устанем, но и отдохнем, получим знания. Вам понадобится смекалка, находчивость, дружба. Как и в любом походе, вы должны действовать дружно, весело, и вам будет сопутствовать удача.

1 тур «Познавательный»

Прежде чем отправиться в путь, мы должны запастись знаниями.

 

На планете одновременно с нами обитают несколько миллионов видов растений и животных (от 5 до 30), из которых лишь 1,7 млн. имеют названия.

Нам кажется, что «мы» и «они» совсем разные. Но мы сосуществуем вместе, мы нужны друг другу. Однако, зачастую человек бездумно уничтожает живую природу, которая дает ему пищу, одежду, жилище. Леса он превращает в степи, степи распахивает и высаживает только те растения, которые нужны ему. Поэтому на Земле насчитываются тысячи исчезнувших видов.

Известно, что 400 лет назад на планете терялось по одному виду млекопитающих и птиц за 3 года, в наше время вымирает по одному виду каждые 8 месяцев.

- А что интересного вы знаете из жизни животных и растений?

(Сообщения учащихся)

1).  Среди различных природных очистителей воздуха лучшими считаются тополь и подсолнечник. Ученые доказали, что на тех дорогах и автомагистралях, вдоль которых были высажены ряды тополей и поля подсолнечника, воздух по своему составу был более чистым, чем в других условиях.

 

2)  Подойдите летом к пруду, и вы обратите внимание на то, что вода имеет зеленый цвет. «Вода цветет,- говорят в этом случае. На самом  деле это размножаются водоросли. Это пища для различных видов животных и продукт питания многих народов. Кроме того, водоросли обогащают воду кислородом  и очищают ее от бактерий.

 

3) При различных заболеваниях животные лечатся  только определенными растениями. Например, верблюды, олени, косули едят полынь, если у них заводятся глисты. При желудочных болях собаки и кошки прибегают к травам, предпочитая при этом осоку. Медведи при ревматизме едят корни папоротника, лисицы и собаки поправляют здоровье брусникой.

 

4)  Одним из важных правил у животных является « не убей своего». Например, волк при убийстве лося использует клыки, а при драке с волком он этого приема применить не может. Лев ударом лапы ломает позвоночник быка. Но при драке со львом не применит этот удар. Львы бьют друг друга когтями по ушам. Кот при драке с собакой норовит выдрать ей глаза. Но когда дерутся два кота, этого приема нет. Олень недруга при драке старается ударить рогами в бок, но в драке с сородичем  бьет его по рогам, заставляя его пятиться.

 

- Почему же нужно охранять живой мир, приносит ли он нам какую-нибудь пользу?

 

2 тур «Интеллектуальный».

Реши рассказ-задачу.

1)                                                                        « Деревья в жаркую погоду.»

      Уже несколько дней стояла жаркая погода. Лето было в самом разгаре. Листья на деревьях опустились, как будто просили пить. Но все деревья не польешь.

И вдруг одно из деревьев сбросило все листья, как осенью. Но осенью деревья сбрасывают листья постепенно, а здесь все сразу. Соседние деревья посмотрели на это дерево и зашептали:

- Все, не вынесло жару, погибло.

Но дерево было живое, ему даже стало легче дышать, и теперь жара ему была не страшна. Почему?

 

(Деревья сбрасывают листву в самую жару, чтобы избежать обезвоживания. Листьев не стало - испарение воды резко сократилось.)

 

2)                                                                        «Цветочные защитники»

Лето. Жара. Стоят цветы, ждут, когда насекомые прилетят, помогут пыльцу с цветка на цветок перенести.

А насекомых что-то не видно. Зато с земли ползут воришки- козявки, гусеницы.

Гусеницы едят листья, а козявки и летать не умеют и листья для них жесткие и невкусные. Но они хотят тоже сладкого нектара

Долго ползет насекомое, пока не доберется до цветка- и тут же будет наслаждаться нектаром. Пользы цветку никакой, он просто даром кормит букашку.

Цветы решили: надо от воришек защищаться. Чем же защищаются цветы?

(Стебель выделяет смолку, молочко или наоборот покрывается воском. Букашка прилипает или соскальзывает.)

3)                                                                        «Непонятные глаза»

Сидят на подоконнике муха и стрекоза. Обе смотрят в комнату.

Муха говорит стрекозе:

- Какое прекрасное варенье стоит на столе, полетим, полакомимся.

А стрекоза отвечает:

- Где ты увидела варенье, я вижу только комаров, которые летают около дальней стены.

Муха отвечает:

-Не вижу я никаких комаров, тем более около дальней стены. Я дальше варенья вообще ничего не вижу.

Тогда стрекоза отвечает:

-А я твоего варенья не вижу, хочешь, ешь его сама.

Почему стрекоза не видит варенье, а муха- комара?

 

(Стрекоза-хищник, она ловит насекомых на лету, ориентируясь при помощи глаз. Мухе ловить пищу не надо, она питается тем, что лежит рядом и неподвижно)

 

3 тур «Зеленая аптека»

1).Беседа:

-Что называется «зеленой аптекой»?

-Как объяснить значение слова травник?

-Зачем в наш век, когда есть лекарства, говорить о лечении травами.

2) Доклады учащихся о лекарственных травах (по альбому «Лекарственные травы»)

3) Викторина.

Отгадай лекарственное растение, скажи, как оно применяется.

·                                                        Ты растение не тронь- жжется больно как огонь.

(Крапива- останавливает кровь)

·                                                        Тонкий стебель у дорожки, на конце его –сережки; на земле лежат листки- маленькие лопушки.

(Подорожник -лечит  ранки, порезы, средство от желудочных болезней)

·                                                        Белые горошки на зеленой ножке.

(Ландыш- сердечные капли)

·                                                        Стоят кругом сестрички: желтые глазки- белые реснички)

Отваром ромашки полоскают горло при ангине.)

 

4 тур «Привал»

1. Вспомните песни, в которых встречаются названия различных лекарственных растений.

(«Подорожник-трава», «Ягода-малина», «Плакала береза» и др.)

2. Загадки о животных.

                         По весне к нам с юга мчится

Черная, как ворон, птица.

Для деревьев наших врач,

Насекомых ест всех…

                              (Грач)

 

Тлю с ветвей она съедает

И в саду нам помогает,

На листок уселась ловка.

Это…

               (Божья коровка)

 

Под землею он живет,

Червяков, жуков жует.

Перерыл весь огород!

Это зверь зовется …

                         (Крот)

 

На цветок , жужжа, садится,

Чтоб нектаром насладиться.

Он- мохнатенький, как ель,

На пчелу похожий…

                       (Шмель)

 

Небольшая пестрая птица

Не боится зимой простудиться.

Угощение наше ей снится,

Прилетает к нам часто…

                         (Синица)

 

Он соло пел среди ветвей,

Его назвали…

                           (Соловей)

На шесте- дворец,

Во дворе- певец,

А зовут его…

            (Скворец)

 

Кустом в лесу, в саду растет

И белым зонтиком цветет,

Созреет красной, как малина,

Но это горькая…

              (Калина)

 

3. Кроссворд «Кто есть кто?» (см. Приложение.)

Ответы: По горизонтали: 2.Буревестник  6. Анаконда. 8. Лирохвост.9. Пиранья. 11.Ротвеллер. 13.Китай. 14. Скрипач. 15. Павлин. 17. Варан. 19. Мидии 20. Обезьяна.. 21. Антилопа. 22. Единорог. 23. Линеус. 24. Ястреб.   По вертикали:1.Кобра 3. Леопард. 4.Сокол . 5.Экватор. 7. Горилла 10.Колибри. 12. Медведь.14. Скарабей. 15. Пау. 16. Гиппопотам. 18. Наутилус.19. Магнолия. 25 . Нил.

 

5 тур «Экологический»

 Придумайте правила по охране природного богатства.

 

 

Подведение итогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1.    Журнал «Начальная школа» №2-2000/ И.А.Удрас. КВН по природоведению. с.94.

2.    Журнал «Начальная школа» №2-2002/А.М. Страунинг. Решаем экологические рассказы-задачи. с.39.

3.    Журнал «Начальная школа» № 4-2002/Л.Н.Бондаренко. Загадки о природе. с.75.

4.    Журнал «Начальная школа» №4- 2002/Н.А.Каркачева. Кроссворд «Кто есть кто?».с.77.

5.    Журнал «Начальная школа» №7-2002/ Т.А. Климцова. Факультативный курс «Экология». с.86.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кроссворд

 

 

1

 

4

 

 

 

 

3

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

12

 

13

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

 

 

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

 

 

 

18

 

19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

 

25

 

 

 

 

 

22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23

 

 

 

 

 

 

24

 

 

 

 

 

 


 

По горизонтали:

2. Самая мелкая морская птица.

6.Самая крупная змея в мире.

8.Птица, у которой хвост в виде лиры.

9. Кто кусает пострашнее щуки?

11.Порода собак.

13. В какой стране самое большое население?

14. Самый крохотный краб.

15. У какой птицы самый красивый хвост?

17. Самая большая ящерица.

19.Как называются двухстворчатые ракушки?

20. Кто такая «львиная игрунка»?

21.Какое животное суши быстрее всех преодолевает большие расстояния?

22. У кого самые длинные зубы?

23. Самый длинный червь.

24. Хищная птица с коротким крючковатым клювом и длинными острыми когтями.

 

По вертикали:

  1. Животное- символ Индии.

3.Самое быстрое животное суши, преодолевающее короткие расстояния.

4. Кто быстрее всех летает?

5. Самая большая параллель Земли.

7. Самая большая человекообразная обезьянка.

10. Самая маленькая птица.

12. Крупное хищное животное с длинной шерстью и толстыми ногами.

13. Самый известный представитель группы навозных жуков.

15. Самая крупная птица.

16. Водяная лошадь.

18. Единственный сохранившийся до наших дней представитель головоногих моллюсков.

19. Дерево, у которого самые большие и красивые цветы.

20. Самая длинная река в мире.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Классный час для 4-6 классов на экологическую тему"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Промышленный дизайнер

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Классный час для обучающихся 4-6 классов на экологическую тему.

Состоит из 5 туров :

  • 1- познавательный,
  • 2-интеллектуальный,
  • 3-зеленая аптека,
  • 4- привал,
  • 5- экологически.

Познавательный тур требует предварительной подготовки- обучающиеся готовят самостоятельно или с помощью учителя небольшие интересные сообщения о жизни животных или растений. Во втором туре решают рассказ-задачи, в третьем туре ребята рассказывают о лекарственных травах, отгадывают загадки, в четвертом туре предлагается отдохнуть и исполнить песни, в названии которых встречаются растения, отгадать загадки, разгадать кроссворд. Пятый тур - творческий.

Предлагается разработать правила охраны окружающей среды. Интересный материал позволяет познакомить обучающихся с ролью животных и растений в жизни человека, а так же проверить их знания, накопленный жизненный опыт в области экологии.

Выдержка из текста:

"1 тур «Познавательный»

Прежде чем отправиться в путь, мы должны запастись знаниями.На планете одновременно с нами обитают несколько миллионов видов растений и животных (от 5 до 30), из которых лишь 1,7 млн. имеют названия.Нам кажется, что «мы» и «они» совсем разные. Но мы сосуществуем вместе, мы нужны друг другу. Однако, зачастую человек бездумно уничтожает живую природу, которая дает ему пищу, одежду, жилище. Леса он превращает в степи, степи распахивает и высаживает только те растения, которые нужны ему. Поэтому на Земле насчитываются тысячи исчезнувших видов.- А что интересного вы знаете из жизни животных и растений?(Сообщения учащихся)

1). Среди различных природных очистителей воздуха лучшими считаются тополь и подсолнечник. Ученые доказали, что на тех дорогах и автомагистралях, вдоль которых были высажены ряды тополей и поля подсолнечника, воздух по своему составу был более чистым, чем в других условиях.

2) Подойдите летом к пруду, и вы обратите внимание на то, что вода имеет зеленый цвет. «Вода цветет,- говорят в этом случае. На самом деле это размножаются водоросли. Это пища для различных видов животных и продукт питания многих народов. Кроме того, водоросли обогащают воду кислородом и очищают ее от бактерий.

3) При различных заболеваниях животные лечатся только определенными растениями. Например, верблюды, олени, косули едят полынь, если у них заводятся глисты. При желудочных болях собаки и кошки прибегают к травам, предпочитая при этом осоку. Медведи при ревматизме едят корни папоротника, лисицы и собаки поправляют здоровье брусникой.

4) Одним из важных правил у животных является « не убей своего». Например, волк при убийстве лося использует клыки, а при драке с волком он этого приема применить не может. Лев ударом лапы ломает позвоночник быка. Но при драке со львом не применит этот удар. Львы бьют друг друга когтями по ушам. Кот при драке с собакой норовит выдрать ей глаза. Но когда дерутся два кота, этого приема нет. Олень недруга при драке старается ударить рогами в бок, но в драке с сородичем бьет его по рогам, заставляя его пятиться. - Почему же нужно охранять живой мир, приносит ли он нам какую-нибудь пользу?

"2 тур «Интеллектуальный».Реши рассказ-задачу.

  1. « Деревья в жаркую погоду.»Уже несколько дней стояла жаркая погода. Лето было в самом разгаре. Листья на деревьях опустились, как будто просили пить.Но дерево было живое, ему даже стало легче дышать, и теперь жара ему была не страшна. Почему?(Деревья сбрасывают листву в самую жару, чтобы избежать обезвоживания. Листьев не стало - испарение воды резко сократилось.)
  2. «Цветочные защитники»Лето. Жара. Стоят цветы, ждут, когда насекомые прилетят, помогут пыльцу с цветка на цветок перенести.А насекомых что-то не видно. Зато с земли ползут воришки- козявки, гусеницы. 

"3 тур «Зеленая аптека»

1).Беседа:-Что называется «зеленой аптекой»?

-Как объяснить значение слова травник?

-Зачем в наш век, когда есть лекарства, говорить о лечении травами.

"4 тур «Привал»

1. Вспомните песни, в которых встречаются названия различных лекарственных растений.(«Подорожник-трава», «Ягода-малина», «Плакала береза» и др.)

"3. Кроссворд «Кто есть кто?» (см. Приложение.)

Ответы: По горизонтали: 2.Буревестник 6. Анаконда. 8. Лирохвост.9. Пиранья. 11.Ротвеллер. 13.Китай. 14. Скрипач. 15. Павлин. 17. Варан. 19. Мидии 20. Обезьяна.. 21. Антилопа. 22. Единорог. 23. Линеус. 24. Ястреб. По вертикали:1.Кобра 3. Леопард. 4.Сокол . 5.Экватор. 7. Горилла 10.Колибри. 12. Медведь.14. Скарабей. 15. Пау. 16. Гиппопотам. 18. Наутилус.19. Магнолия. 25 . Нил.5 тур «Экологический»Придумайте правила по охране природного богатства.Подведение итогов.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 391 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.11.2012 6100
    • DOCX 3.4 мбайт
    • Рейтинг: 1 из 5
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Гончарова Оксана Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Гончарова Оксана Владимировна
    Гончарова Оксана Владимировна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 16986
    • Всего материалов: 10

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Медиаграмотность как форма работы с современным родителем

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 22 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности реализации Федеральной рабочей программы воспитания в школе

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 91 человек из 33 регионов

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы профориентационной работы в деятельности педагога

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 88 человек из 34 регионов

Мини-курс

Дизайн интерьера: от спектра услуг до эффективного управления временем

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Басня как педагогическая технология

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

GR: аспекты коммуникации и взаимодействия с государственными органами

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе