Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Описание внешности человека.
ЦЕЛИ: 1. Расширить знания учащихся об описании как типе речи.
2. Формировать умение различать деловое и художественное описания
внешности.
3. Формировать умение отбирать языковой материал для описания
внешности.
4. Определить роль описания внешности персонажей в литературном
произведении.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, доска, учебник, лит. произведения, схемы,
иллюстрации.
2 слайд
ХОД УРОКА.
1. Актуализация знаний.
1. Беседа с учащимися и работа по схемам:
- Какие виды описаний вы знаете?
Д (что?) - Н (какой?)
Д (где?) - Н (что?)
Д (часто отсутствует)- Н (каково?)
Д (кто?) - Н (каково?)
- Какая схема иллюстрирует тип речи описание внешности человека?
3 слайд
2. Упражнение № 419 – устно.
3. Беседа.
- В каких, по вашему мнению, ситуациях бывает необходимо
описать внешность человека, указать отличительные
черты?
-Тексты каких стилей мы создаём в этих ситуациях?
4. Упражнение №420 – устно.
4 слайд
5. Редактирование текста – упражнение №421.
Недостаточные сведения: «маленький» – уточнить рост;
«озорные» глаза – определить цвет, форму, размер;
«брюки и новый свитер» – уточнить цвет, материал;
лишнее – «он ест мороженое».
Добавить – имя, возраст.
ЗАДАНИЕ. Запишите отредактированный текст.
ОБРАЗЕЦ. Потерялся Смирнов Ваня, 3-х лет. Рост около 70 см. У него
светлые кудрявые волосы, большие карие глаза с длинными
пушистыми ресницами. На нём белые носки, джинсовый комбинезон
чёрного цвета и новый свитер в чёрно-белую клетку. Когда говорит, то
немного картавит букву «эр».
Проверка. Чтение 1-2 работ учащихся.
5 слайд
2. Применение знаний.
1. Слово учителя.
Очень часто на уроках литературы при изучении художественных
произведений мы встречаем описания внешности персонажей.
- Как называется такой приём в литературоведении?
- Что такое портрет?
ПОРТРЕТ – это изображение внешности героя в художественном
произведении.
- Как вы думаете, какова роль описания внешности в
художественном произведении?
.
6 слайд
2. «Узнай литературного героя» и ответь на проблемный вопрос (выше).
а) «Из числа всей её челяди самым замечательным лицом
был дворник …, мужчина двенадцати вершков роста,
сложенный богатырём и глухонемой от рождения…
Одарённый необычайной силой, он работал за четверых…
Славный он был мужик… нрава строгого и серьёзного,
любил во всём порядок…»
(И.С. Тургенев «Муму», Герасим.)
7 слайд
б) «… вдруг наткнулся на чью-то мокрую фигуру… Сильная
рука приподняла меня с полу… «Он» был мокрый и
сердитый, страшнее ещё оттого, что я глядел на него
снизу…, дико вращал зрачками… Я впился глазами в лицо
странного человека; глаза пана Т… пристально смотрели
в мои».
(В.Г. Короленко «В дурном обществе»,
пан Тыбурций).
8 слайд
в) «Всего замечательнее было его лицо – одно из тех лиц, которые запечатлеваются в памяти на всю жизнь с первого взгляда: большой четырёхугольный лоб был изборождён суровыми, почти гневными морщинами; глаза, глубоко сидевшие в орбитах, с повисшими над ними складками верхних век, смотрели тяжело, утомлённо и недовольно; узкие бритые губы были энергично и крепко сжаты, указывая на жизненную волю в характере незнакомца, а нижняя челюсть, сильно выдвинувшаяся вперёд и твёрдо обрисованная, придавала физиономии отпечаток властности и упорства. Общее впечатление довершала длинная грива густых, небрежно заброшенных назад волос, делавшая эту характерную, гордую голову похожей на
львиную…»
(А.И. Куприн «Тапёр», А.Г. Рубинштейн.)
9 слайд
г) «…был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный.
«Мужичок-в-мешочке», как и Настя, был в золотых веснушках, а носик его,
чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх».
(М.М. Пришвин «Кладовая солнца»,
Митраша.)
ОТВЕТ на проблемный вопрос: помогает в характеристике героя, автор стремится
раскрыть внутренний мир героя, подчёркивает те стороны, которые
представляются наиболее важными.
10 слайд
3. «Узнай одноклассника».
а) Русые волосы до плеч, собирает их в аккуратный хвост.
Глаза серо-голубые, брови светлые. Нос немного
курносый. Губы полноватые. Она стройная, высокого
роста. Обычно одета в чёрные брюки и светлый свитер.
б) Мой одноклассник очень спокойный, сдержанный
человек. Его трудно вывести из себя. Никогда не откажет
в помощи. Очень много читает и знает. Отличительной
чертой его внешности являются очки, за которыми
прячутся умные серо-голубые глаза. Волосы тёмно-
русые, часто на макушке торчат хохолком. Улыбается
очень редко, уголками губ.
- К каким стилям речи можно отнести эти тексты?
11 слайд
4.Упражнение №428. Отбор языкового материала.
5. Рефлексия.
- Каких стилей может быть описание внешности человека?
- Какова роль портрета в художественном произведении?
6. На дом: упр. №424, п.35.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 653 557 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Василькина Валентина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.