Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Роль теоцентризма в философии Средних веков
Выполнили: студентки II курса
факультета таможенного дела
Фонова Татьяна и
Шатикова Ирина
2 слайд
Средние века - это период нераздельного господства феодализма, крепостнического строя.
Средние века - это в то же время период нераздельного господства христианской религии на Европейском континенте. Вот эти две особенности и два фактора - феодализм и христианство - обусловили собой содержание, состояние и социальное место философии периода Средневековья
Христианство было качественным скачком вперед; стало принципиально новым этапом в истории развития религии. Вместо веры во многих богов (политеизм) христианство предложило веру в одного Бога (монотеизм)
3 слайд
Религиозное мировоззрение становится теоцентрично.
Каков же философский смысл теоцентризма ?
Теоцентризм – это историческая форма выражения субъекта, его особого места в мироздании. В условиях, когда человек еще связан теснейшими узами со всеми природными реалиями и родовыми отношениями, но уже начинает осознавать свою специфичность, единственным приемлемым принципом оказывается принцип абсолютной личности, принцип Бога.
4 слайд
Разумеется, принцип субъекта не мог проводиться в средневековье иначе как в соответствии с содержанием жизненных реалий: даже в ученых трактатах Бог появляется как господин, феодальный сеньор, царь.
Августин считал, что "творец зовется творцом по отношению к своим тварям подобно тому, как господин зовется господином по отношению к своим слугам". Многократно воспроизводилась мысль, что ангелы, монахи, миряне - вассалы Бога.
5 слайд
Вместе с тем Бог-Сын ближе мирянам, чем его могущественный отец.
Христос выступает как Богочеловек, как человек, учитель, наставник, удивительно тонко понимающий смиренную душу необразованного крестьянина. Человеческая природа Христа - это подлинная основа средневекового гуманизма.
6 слайд
Фома Аквинский рассматривал Бога как первопричину и конечную цель сущего, как «чистую форму», «чистую актуальность».
Одна из главнейших тенденций философии Аквината– стремление «увязать» бытие Бога и бытие мира вещей. Признавая, что Бог во всей своей полноте недоступен ограниченному человеческому разуму, Фома Аквинский считает, что разум может и должен познавать «Бога в аспекте своей божественности». Эта возможность обусловлена различением существования и сущности. Бог, понимаемый не как личность, а как абсолютное бытие, может быть предметом рационального осмысления, его бытие может быть доказуемо, исходя из бытия вещей. Фома Аквинский выдвинул пять доказательств бытия Бога, каждое из которых основано на этом принципе. Христианская теология своим учением о трансцендентном Боге создает своеобразную религиозную картину мира, в которой и находит свое воплощение
теоцентризм .
7 слайд
Эсхатология
Эсхатоло́гия (от греч. ἔσχατον — «конечный», «последний» + λόγος — «слово», «знание») — система религиозных взглядов и представлений о конце света, искуплении и загробной жизни, о судьбе Вселенной или её переходе в качественно новое состояние. Также отрасль богословия, их изучающая в рамках той или иной религиозной доктрины. В религии различается индивидуальная эсхатология, то есть учение о загробной жизни единичной человеческой души, и всемирная эсхатология, то есть учение о целях космоса и истории и их конце.
8 слайд
Философия эсхатологии свойственна многим религиям и верованиям, начиная с древних времен. Особое развитие со времен Античности эсхатология получила в иудаизме и христианстве («Страшный суд»), затем в исламе.
Классические примеры религиозной литературы о конце света — Откровение Иоанна Богослова, Откровение Петра, «Прорицание вёльвы» из Старшей Эдды.
9 слайд
Провиденциализм
Провиденциализм (от лат. providentia — провидение) историко-философский метод, рассмотрение исторических событий с точки зрения непосредственно проявляющегося в них Провидения, высшего Промысла, осуществления заранее предусмотренного Божественного плана спасения человека.
Провиденциалистское понимание исторического процесса как пути к эсхатологическому царству Божию легло в основу всей средневековой христианской церковной историографии.
10 слайд
В исторических сочинениях византийских хронистов Иоанна Малалы, Иоанна Зонары и др. история рассматривалась как обнаружение Бога в мире, как «деяния Божии через людей».
На Западе выдающимися представителями средневекового провиденциализма были Орозий (книга «Adversus paganos historiarum libri septem») и Оттон Фрейзингенский («Хроника, или История о двух царствах»).
В XVII в. нововременную версию западного провиденциализма сформулировал французский мыслитель Ж. Боссюэ. В XVIII—XIX вв. нововременной провиденциализм был философской основой многих идеалистических концепций (Ж. М. де Местр, Ф. фон Шлегель, Л. фон Ранке и его школа, философия истории неотомизма, в какой-то степени Г. В. Гегель).
11 слайд
Теодицея
Теодице́я (новолат. theodicea — богооправдание от греч. θεός, «бог, божество» + греч. δίκη, «право, справедливость») — совокупность религиозно-философских доктрин, призванных оправдать благое управление Вселенной божеством, несмотря на наличие зла в мире. Термин введён Лейбницем в 1710 г.
Подобные доктрины с самого своего возникновения были тесно переплетены с телеологическими учениями различных философских школ, начиная с античных материалистов и стоиков, заканчивая эсхатологическими учениями христианства, иудаизма и ислама. Теодицея оказала определённое влияние на этические воззрения философских и религиозных школ и течений.
12 слайд
В православной традиции проблема теодицеи тесно связана с антропо- и этнодицеей (В. С. Соловьев, П. А. Флоренский), что детерминировано введением в проблематику богословия задач обоснования православия как истинной веры посредством выделения его особого исторического призвания и мессианского предназначения.
Существует большое разнообразие версий теодицеи, однако центральной темой теодицеи является тема обоснования защиты идеи предопределения.
13 слайд
Откровение
Открове́ние — проявление Высшего
Существа в нашем мире, с целью сообщить нам
более или менее полную истину о себе и о том,
чего оно от нас требует. В откровении совмещаются:
факт богоявления (теофании), посредством которого открывается нам Божество
религиозно-нравственное содержание этого факта, т. е. то, что в нём открывается
Присутствием первого элемента откровение отличается от чисто человеческих учений и систем, а присутствием второго — от тех иррациональных проявлений предполагаемых божественных или демонических сил, какими полна история всех религий. Различение откровения личного от всенародного не может быть выдержано, так как вообще откровение получается отдельными лицами, но не для них исключительно, а для более или менее широкого распространения.
14 слайд
С христианской точки зрения различаются три главные степени откровения:
подготовительное откровение, памятником которого
является Ветхий Завет, центральное, содержащееся
в Новом Завете, и окончательное, которое должно
совпасть с исходом мирового процесса.
Новый Завет оканчивается пророческой книгой, которая под именем книга Откровения (Апокалипсис) содержит символические картины будущего. В средние века нетерпеливое ожидание конца мира породило ложное учение о наступлении третьего окончательного откровения, относящегося к Новому Завету так же, как тот относится к Ветхому. Это лжеучение, первоначально связанное с именем южно-итальянского аббата Иоахима Флорского (XII век), продержалось, в разных видоизменениях, до начала новых времён.
15 слайд
В Книге Урантии, в которой утверждается, что она является пятым эпохальным откровением человечеству, говорится, что откровение призвано классифицировать и очищать сменяющие друг друга эволюционные религии. Но для того, чтобы возвысить эволюционные религии и поднять их на новый уровень, такие божественные откровения должны излагать учения, не слишком далекие от образа мысли и реакций соответствующей эпохи. Поэтому откровение не может не соотноситься с эволюцией.
16 слайд
Проблема гармонии
веры и разума
Одним из наиболее
выдающихся представителей
зрелой схоластики был монах
доминиканcкого ордена Фома Аквинский(1225/26 - 1274), ученик знаменитого средневекового теолога, философа и естествоиснытатели Альберта Великого (1193-1280). Как и его учитель, Фома пытался обосновать основные принципы христианской теологии, опираясь на учение Аристотеля.
17 слайд
Учение Фомы пользовалось большим влиянием в средние века, римская церковь официально признала его. Это учение возрождается и в XX веке под названием неотомизма - одного из наиболее значительных течений католической философии на Западе.
Номиналистическая критика томизма: приоритет воли над разумом
Средневековая философия вобрала в себя две различные традиции: христианское откровение и античную философию. В учении Фомы возобладала последняя. Напротив, критики томизма апеллируют к библейской традиции, в рамках которой воля (прежде всего божественная воля - всемогущество бога) стоит выше разума и определяет его.
Расцвет номинализма приходится на XIII и особенно XIV века; его главные представители - Уильям Оккам (1285- 1349), Иоганн Буридан (конец XIII-XIV век), Николай из Отрекура (XIV век) и др.
18 слайд
В номинализме определяющее значение получает идеи божественного всемогущества, а творение рассматривается как акт божественной воли. В целом номинализм в значительной мере определил направление и характер развития как философии, так и экспериментально-математического естествознания XVI-XVII веков.
Именно с номинализмом было
связано также и развитие материализма
в эпоху Возрождения и в новое время.
19 слайд
СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 661 517 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Старченко Светлана Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Мини-курс
3 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.