Инфоурок Русский язык Рабочие программыПланирование по литературе для 11 класса

Планирование по литературе для 11 класса

Скачать материал

 Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Венгеровская средняя общеобразовательная  школа №2.

 

 

 

«Согласовано»

Руководитель МО

 

Протокол № ___ от «__»

__________________20__г.

 

«Утверждаю»

Директор школ.

Приказ № ___ от «__»_______________20___г.

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Литература

11 класс

(базовый уровень)

 

 

 

 

                                    

                                                                                                                                   Нохрина Т. П.,  учитель высшей 

                                                                                                                                   квалификационной категории                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

 

 

 

 

2012-2013год.

 

Пояснительная     записка.

                                                                               

                            Настоящая программа по литературе составлена на основе 1. Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне((приказ от  5 марта 2004 №1089),    2. Обязательного минимума содержания образования, 3.Программы В. Я. Коровиной, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, 4. Учебника литературы под редакцией В.И. Коровина.

 

Данная программа разработана для работы с учащимися 11-х классов Венгеровской средней общеобразовательной  школы №2.

 Место предмета в базисном учебном плане. В  XI классе выделяется  102 часа  (из расчета 3  учебных часа в неделю. 34 учебных недели)

                      Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

 

 На уроках литературы ученики должны решить следующие задачи:

  - сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

   -осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

   - освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

   - овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;

  - воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

  - использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

 

Формы контроля, которые будут использованы на уроке.

•              текущие оценки,

•              итоговые оценки,

•              промежуточная аттестация;

•              контрольные срезовые работы;

•              подготовка и защита рефератов, сообщений, проектов по литературе,

•              тест;

•              проверочная работа с выборочным ответом;

•              комплексный анализ текста;

•              публичное выступление по общественно-важным проблемам;

•              контрольные работы по некоторым темам курса.

•              классное и домашнее сочинение по изученному произведению;

•              устное высказывание на заданную тему;

•              ответ на проблемный вопрос.

 

Домашнее задание может быть предложено в следующей форме: ответить на вопросы; доработать конспект лекции, анализ стих-я, выучить стихотворение наизусть, составить тезисный план статьи или биографии писателя, создать презентацию на определённую тему, составить кроссворд по определённой теме, написать отзыв, написать реферат, подготовить сообщение, доклад, проследить за судьбой героя. интерпретировать стихотворение, письменный анализ, составить хронологическую таблицу , написать сочинение или иную творческую работу и т. д.

 

 

 

Учебно-тематический план

п/п

Разделы программы

Общее

количество

часов

по

разделу

Количество часов на развитие речи

Количество часов на внеклассное чтение

1

Введение.

1

-

-

2

Литература начала века

32

1

2

3

Литература 20-х годов XX века

7

-

-

4

Литература 30-х годов XX века

27

4

-

5

Литература периода Великой Отечественной войны

2

-

-

6

Литература 50-90-х годов

23

1

4

7

Литература конца XX-начала XXI века

2

-

-

8

Из зарубежной литературы

5

-

5

9

Резервные

3

-

-

 

Всего

102

5

11

 

 

 

 

Предмет изучается на базовом уровне.

 

 

 Учебно-методического  комплекс.

 

Учебники

 

Учебные пособия

 

Методические пособия

«Русская литература ХХ века. 11 класс» (ч.1,2) Учебник для общеобразовательных учебных заведений (под ред. Журавлёва В.П., автор-составитель Коровина В.Я. –  М.: «Просвещение», 2008 г.)

 

«Русская литература ХХ века. 11 класс» Практикум (под ред. Журавлёва В.П. –   М.: «Просвещение», 2008 г.)

Литература в 11 классе: Методические советы. Под ред. Журавлева. В.П. –

М.: Просвещение, 2005 г.

Урок литературы: 11 классе: Книга для учителя. Под ред.

Журавлева В.П. –  

М.: Просвещение, 2005 г.

 

 

 

           Требования к уровню подготовки обучающихся.

 

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

Знать \ понимать:

  1. Образную природу словесного искусства.
  2. Содержание изученных литературных произведений.
  3. Основные факты жизни и творчества писателей – классиков XIX века.
  4. Основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений.
  5. Основные теоретико-литературные понятия.

Уметь:

  1. Воспроизводить содержание литературного произведения.
  2. Анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.
  3. Соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи.
  4. Определять род и жанр произведения.
  5. Сопоставлять литературные произведения.
  6. Выявлять авторскую позицию.
  7. Выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения.
  8. Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.
  9. Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Литература XX века

Введение

Русская литература ХХ в.в. контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них “вечных” проблем бытия.

 

Литература первой половины XX века

Обзор русской литературы первой половины XX века

Традиции и новаторство в литературе рубежа XIX-ХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.

Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. “Социалистический реализм”. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема “художник и власть”.

И. А. Бунин

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель».

Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание», цикл «Темные аллеи».

Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.

А. И. Куприн

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Гранатовый браслет».Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.

М. Горький

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Старуха Изергиль».

Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.   

Пьеса «На дне».

Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.

Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в.

Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений.

Символизм

Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).

В. Я. Брюсов

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны». Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.

К. Д. Бальмонт

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…». Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.

А. Белый

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине». Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.

Акмеизм

Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к “прекрасной ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.

Н. С. Гумилев

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Капитаны». Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.

Футуризм

Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.

Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).

И. Северянин

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»),  «Двусмысленная слава». Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.

Крестьянская поэзия

Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.

Н. А. Клюев.

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...». Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.

А. А. Блок

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы».

Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.

Поэма «Двенадцать».  

История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция  и способы ее выражения в поэме.

В. В. Маяковский

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся». Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой».

Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в  творчестве Маяковского.

С. А. Есенин

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская»,  «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…».

Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.

М. И. Цветаева

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…»,  «Идешь, на меня похожий…», «Куст».

Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.

О. Э. Мандельштам

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», «Невыразимая печаль», «Tristia». Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама. 

А. А. Ахматова

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…».

Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой.

Поэма «Реквием».

История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос “Реквиема”. Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.

Б. Л. Пастернак

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво…».

Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка.

Роман «Доктор Живаго» (обзор).

История создания и публикации романа. Цикл “Стихотворения Юрия Живаго” и его связь с общей проблематикой романа.

М. А. Булгаков

Жизнь и творчество.

Роман «Мастер и Маргарита».

История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.

А. П. Платонов

Жизнь и творчество.

Повесть «Котлован».

Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Высокий пафос и острая сатира в “Котловане”. Утопические идеи “общей жизни” как основа сюжета повести. “Непростые” простые герои Платонова.  Тема смерти в повести. Самобытность языка и стиля писателя.

М. А. Шолохов

Жизнь и творчество.

Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение).

История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. "Вечные" темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова.

 

Обзор русской литературы второй половины XX века

Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературах других народов России. Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании. «Лагерная» тема. «Деревенская» проза. Постановка острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе и литературах других народов России.

Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы).

А. Т. Твардовский

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…»,  «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем».

Исповедальный характер лирики Твардовского.  Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.

В. Т. Шаламов

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия».

История создания книги “Колымских рассказов”. Своеобразие раскрытия “лагерной” темы. Характер повествования.

А. И. Солженицын

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Один день Ивана Денисовича».

Своеобразие раскрытия “лагерной” темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

В. М. Шукшин

Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный».

Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.

В. В. Быков

Повесть «Сотников».

Нравственная проблематика произведения. Образы Сотникова и Рыбака, две “точки зрения” в повести. Образы Петра, Демчихи и девочки Баси. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении. Мастерство психологического анализа. 

В. Г. Распутин

Повесть «Прощание с Матерой».

Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести.

Н. М. Рубцов

Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние.

Своеобразие художественного мира Рубцова. Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за настоящее и будущее России. Есенинские традиции в лирике Рубцова.

И. А. Бродский

Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…»).

Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в “заселенном пространстве”.

Б. Ш. Окуджава

Стихотворения: «Полночный троллейбус», «Живописцы».

Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов. Арбат как художественная Вселенная, воплощение жизни обычных людей в поэзии Окуджавы. Обращение к романтической традиции. Жанровое своеобразие песен Окуджавы.

А. В. Вампилов

Пьеса «Утиная охота».

Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.

 

 

Обзор литературы последнего десятилетия

Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати.

 

Зарубежная XX века

Гуманистическая направленность произведений зарубежной литературы XX в. Проблемы самопознания, нравственного выбора. Основные направления в литературе первой половины ХХ в. Реализм и модернизм.

Б. Шоу

Жизнь и творчество (обзор).

Пьеса «Пигмалион».

Своеобразие конфликта в пьесе. Англия в изображении Шоу. Прием иронии. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей Чеховские традиции в творчестве Шоу.

Т.С. Элиот.

Слово о поэте «Любовная песнь»

Э. Хемингуэй

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Старик и море».

Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути. Образ рыбака Сантьяго. Роль художественной детали и реалистической символики в повести. Своеобразие стиля Хемингуэя. 

Э.М. Ремарк

« Три товарища». Трагедия и гуманизм повествования. Своеобразие художественного стиля писателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

1

2

3

4

5

 

                   6

7

8

 

 

Тема урока.

.

Тип урока.

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки  учащихся.

Виды контроля.

вид самостоятельной работы

Элементы дополнительного образования

 

 

Введение.  

 

 

 

 

 

 

 

1

 Судьба   России   в XX веке. Основные направле­ния,  темы  и  проблемы  рус­ской литературы XX века. Характеристика литературного процесса   начала   XX   века. Многообразие   литературных направлений,   стилей,   школ, групп. Направления философ­ской мысли начала столетия

1

Урок изучения нового материала

Лекция.

Традиции и новаторство в литературе рубежа XIX-XX вв. Конфликт человека и эпохи.  Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои, литература русской эмиграции. "Социалистический реализм".

 

Знать характерные особенности эпохи; основные этапы развития литературы. Уметь конспектировать лекцию учителя.

Составление плана лекции

Сравнение литературного процесса рубежа веков, его особенностей в Рос-сии и европейских странах*

 

Литература начала 20 века.

 

 

2

И. А. Бунин. Жизнь и твор­чество. Лирика И. А. Бунина. Ее философичность, лаконизм и изысканность. 

1

Лекция.

Урок формирования новых ЗУН

Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.

Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; сюжет, особенности композиции и систему образов

Анализ стихотворений, интерпретация поэтического текста

Стилистические особенности прозы Бунина (стилевые контрасты, использование диалектизмов, внимание к «нестертому» слову, сравенния на основе зрительных ассоциаций•)

 

3

И.  А.   Бунин.   «Господин   из Сан-Франциско». Обращение писателя к широчайшим соц.-философ. обобщениям. 

1

Практикум

“Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы.

Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; сюжет, особенности композиции и систему образов

Выборочный пересказ, языковой  анализ

Соотношение текста и подтекста при со-поставлении рассказа «Господин из Сан- Франциско» и стихотворения Бунина «Берег»

 

4

    Рассказ «Чистый понедельник». Исследование национального характера. «Вечные темы» в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, вера и память).

1

Урок усвоения новых знаний

Соотношение национального, социального и общечеловеческого в рассказах. Принципы создания характера.

Знать содержание рассказа;уметь раскрывать проблематику произведения, участвовать в беседе;

видеть новизну в изображении психологического состояния человека

Интерпретация эпизода художественного произведения в парах

 

 

5

Рассказы о любви «Темные аллеи», «Легкое дыхание». Символика бунинской прозы. Роль художественной детали. Своеобразие художественной манеры Бунина.

1

Урок закрепления и обобщения изученного

Чувство исторической памяти и неизбежная «печаль времени».

Знать содержание произведений;

уметь раскрывать языковые и образные особенности произведения;

уметь анализировать, обсуждать прочитанное

Ответить на проблемный вопрос: « Как Бунин изображает любовь героев?»

Реализация эстетических принципов писателя в цикле, способы достижения своеобразия рассказов приобщений сюжетной схеме

 

6

А. И. Куприн. Жизнь и твор­чество. Повесть «Поединок»

1

Лекция. Беседа.

Проблема самопозна­ния личности в повести «По­единок» Автобиографический характер повести.

Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.

 

Сопоставление особенностей творческого мировоззрения И. А. Бунина и А. И. Куприна

 

7

Трагизм любви в повести «Олеся».

1

Лекция. Беседа

Роль эпиграфа, смысл финала, система художественных образов повести «Олеся».

Уметь комментировать, анализировать, делать выводы, находить детали в повести.

 

Мастерство Куприна- реалиста

 

8-9

Проблематика и поэтика рас­сказа   «Гранатовый   браслет».

поединок

2

Лекция. Беседа

Трагическая история любви и ее авторская оценка.

Знать содержание текста;

уметь раскрывать художественные особенности повести

Сопоставить по вопросам «Чистый понедельник» Бунина и «Гранатовый браслет». Что сближает эти произведения и чем они отличаются. Дом.сочинение

Музыкальная инструментовка текста: ритмика абзацев, эмо-ционально окрашенные предложения- повторы

 

10

М.   Горький. Жизнь и твор­чество. Ранние романтические рассказы. «Челкаш».

1

Комбинированный урок

Романтизм  ранних рассказов Горького. Соотношение романтического идеала и действительности  в философской концепции Горького.

Конспект лекции или статьи учебника

Составление тезисного плана

Динамика мировоззрения писателя в период с 1892 г. («Макар Чудра») по 1916г. («По Руси»)

 

11

«Старуха  Изергиль».   Пробле­матика и особенности компо­зиции рассказа.

1

Практикум.

Система художествен-ных образов. Своеобразие композиции как воплощение писательского замысла.

Композиция рассказа «Старуха Изергиль» Авторская позиция.

Уметь воспроизводить содержание пр-ния, анализировать и интерпретировать

Работа с изобразительно-выразительными средствами языка

 

 

12

На дне»   как  социально-фи­лософская драма. Новаторство Горького-драматурга.   Сцени­ческая судьба пьесы

1

Урок усвоения новых знаний

Философско-этическая проблематика пьесы, своеобразие жанра и конфликта. Система персонажей пьесы.

Знать содержание пьесы, анализировать, отвечать на вопросы.

Работа в группе отв. на вопр. 1) Как изображается место действия в пьесе? 2) Какие соц. слои общества представлены в пьесе 3) Каков конфликт?

Сопоставление очерков В. А. Гиляровского «Трущобные люди», «Москва и москвичи

 

13

Три правды в пьесе «На дне», ее социальная и нравственно-философская проблематика. Смысл названия пьесы

1

Повтор. обобщ. урок

Правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин).

Уметь высказывать собственную точку зрения на их позиции.

Составить план-анализа пьесы «На дне».

Проблема смысла жизни на страницах пьесы

 

14

Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького – драматурга.

1

Повтор. обобщ. урок

Авторская позиция и способы ее реализации. Роль Луки в драме «На дне».

Уметь выявить авторскую позицию по отношению к вопросам, представл. в пьесе.

Итоговый тест обобщающего характера по творчеству М. Горького

Сопоставление основных принципов драматургии М. Горького и Б. Брехта

 

15

Письменная работа по твор­честву М. Горького.

1

Р.Р.

Уровень начитанности.

Выработать навык письменно излагать мысли, умение использовать цитаты.

сочинение

 

 

16

Русский символизм и его ис­токи.

1

Урок усвоения новых знаний

«Старшие символисты» (В.Л. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб ) и младосимволисты (А.Белый, А.А. Блок.

Иметь представление о символизме ; знать основополож. русского символизма. Уметь анализир. стих-ия.

Составить план анализа стих-ия.

Своеобразие литературных течений «серебряного века», сопоставление их по отношению к реальности, взглядам на призвание поэта, исторический процесс, к культурным традициям, близким родам искусств

 

17

В. Я. Брюсов. Слово о по­эте. Брюсов как основополож­ник символизма. Проблема­тика и стиль произведений В.  Я.  Брюсова

1

Урок усвоения новых знаний

Интерпретация стих-ий. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.

Разобраться в особенностях поэтики Брюсова, знать творчество поэта.

Анализ (устный) стих-ия «Юному поэту».

Сопоставление поэзии В. Я. Брюсова и французских символистов

 

18

К.Д.Бальмонт. Слово о поэте. Проблематика и поэтика творчества.

1

. Урок   внеклассного чтения

«Поэзия как волшебство» в тв-ве К.Д. Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.

Проникнуться яркой индивидуальностью поэта, разобраться в его творчестве.

Анализ стих-ия «Я мечтою ловил уходящие тени…»

 

 

19

Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма.

1

Лекция.

Идея  поэта-ремесленника.

Иметь представление об акмеизме, об поэтах-акмеистах.

Законспектировать лекцию учителя.

Неоромантизм в борьбе с декадансом и дегероизацией в литературе.

 

20

Н. С. Гумилев. Слово о по­эте. Проблематика и поэтика лирики Н. С.  Гумилева

1

Лекция. Практикум.

Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Экзотическое,  фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.

Иметь представление о личности и поэзии И.Гумилева, закрепить понятие об акмеизме

Работа в группах. Интерпретация стих-ия «Волшебная скрипка».

Эстетическое совершенство поэзии Н. Гумилева, сопоставление звукописи и цветописи стихотворений Н. Гумилева и А. Рембо

 

21

Футуризм как литературное направление. Русские футури­сты.

1

Лекция. Беседа.

Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация «самовитого» слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтич. языках, неологизмы, эпатаж.

Иметь понятия о футуризме, знать поэтов-футуристов.

Работа в группах. Задания по творчеству.

Сопоставление русского и итальянского футуризма, анализ этики футуристов в декларациях «Пощечина общественному вкусу», «Садок судей»

 

22

«Эгофутуризм» Игоря Северянина. Жизнь и творчество поэта. Стихотворения « Интродукция», «Эпилог», «Двусмысленная слава», «Классические розы».

1

Урок усвоения новых знаний

Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.

Знать поэзию И.Северянина понимать значение его творчества, уметь интерпретировать стихотворения

Индивид. работа. Найти в стих-ях Северянина неологизмы и проконтролировать их.

Особенности стихотворчества И. Северянина

 

23

А. А. Блок. Жизнь и творче­ство. Блок и символизм. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о Прекрасной Даме.»

1

Лекция. Беседа.

Тема «двоемирия» в ранней лирике. Лирический герой и «страшный мир». Образ прекрасной дамы.

Знать атмосферу, в которой вырос Блок; понять, как факты личной биографии отражены в поэзии Блока, почувствовать особенности поэтики первой книги – «Стихов о Прекрасной Даме».

Прочитать стих-ие девушка пела в церковном хоре…» и составить вопросы для его анализа.

Сопоставить общие эстетические принципы, идейное содержание, реализацию в творчестве А. А. Блока и А. Белого

 

24

Тема страшного мира в ли­рике А. Блока. «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, апте­ка...», «В ресторане», «Фабри­ка»

1

Практикум.

Интерпретация стих-ия «Незнакомка», сопоставит. Анализ стих-ий о поэтики Блока.

Уметь передавать динамику чувств героя и автора в выразительном чтении.

Практикум по лирике А.А. Блока. Индив. р Проанализ. худож. ср-ва выразительн., фонетичие приемы; синтаксич. фигуры в стих.

Традиции средневековой поэзии и поэзии Возрождения (Петрарка, Данте) в ранней лирике Блока

 

25

Тема Родины в лирике А. Бло­ка. «Россия», «Река раскину­лась».

1

Практикум.

Соотношение идеала и действительности в лирике Блока.

Совершенств. навыки интерпретации стих-ий, уметь чувствовать настроение и тональность блоковской лирики.

Групп. Работа. Составить словарь основных символов, к которым часто прибегает Блок.

Сопоставление реализации темы Родины в творчестве М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, И. А. Бунина, А. А. Блока

 

26-27

Поэма «Двенадцать» и слож­ность ее художественного мира.

 

Строфика, интонация, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа многозначность финала поэмы.

1

 

 

 

 

1

Беседа.

Авторская поэзия и способы ее выражения в поэме. Философская проблематика поэмы.

Понимать неоднозначность трактовки финала; символику поэмы.

Итоговый тест по тв-ву А. Блока индив.

Различные трактовки образа Христа в поэме; библейские мотивы в поэме «Двенадцать»

 

28

Художественные и идейно-нравственные аспекты но­вокрестьянской поэзии. Н. А. Клюев. Жизнь и твор­чество (обзор).

1

Урок   внеклассного чтения.

Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии

Уметь соотносить худ. л-ру с фактами общ. жизни и культуры.

Конспект лекции учителя

 

 

29

С. А. Есенин. Жизнь и твор­чество. Ранняя лирика. «Гой ты, Русь моя родная!..», «Письмо матери».

1

Урок усвоения новых знаний

Традиции А.С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Лиричность и исповедальность поэзии Есенина.

Знать творчество поэта, уметь понимать духовный мир и особенности его ранней лирики.

Индив.р. задания исследов. хар-ра. Сопост. Стих. «Не жалею….» с пушкин-м стих-ем «Брожу ли я вдоль улиц шумных …».

Имажинизм. «Ключи Марии». Эстетическая программа поэта

 

30

Тема России в лирике С. А. Есенина. «Я покинул ро­димый дом...», «Русь Совет­ская», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Возвращение на родину» и др.

1

Практикум.

Образ Родины и своеобразие его воплощения в лирике.

Уметь анализировать поэтич-ое произведение, видеть отражение особой связи природы и человека в лирике.

Индив.р. Найти в стих-ии поэта народно-песенные  образы и раскрыть их символич. смысл.

 

 

31-32

Любовная тема в лирике С. А. Есенина. «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...» и др.

2

Практикум.

Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Собаке Качалова», «Не бродить, не мять в кустах багряных..» «Письмо к женщине», 

Уметь анализировать поэтич-ое произведение, видеть отражение особой связи природы и человека в лирике.

Чтение наизусть

 

 

33

Тема быстротечности чело­веческого бытия в лирике С. А. Есенина. Трагизм вос­приятия гибели русской де­ревни. «Не жалею, не зову, не…

1

Повтор. -обобщ. урок

Метафоричность и образность поэтического языка.

Уметь  самостоят. интерпрет. стих-ия, логически выстраивать мысль.

Индив. р. чтение и комментирование стих-ий.

 

 

Литература 20-х годов 20 века.

 

 

 

 

 

 

34

Литературный процесс 20-х го­дов.

1

Лекция.

Тема революции и гражданской войны в поэзии и прозе 20-х годов. Поиски  поэтич. Языка новой эпохи

Знать осн. закономерности истор.-литер. процесса.

Тезисный план статьи учебника

 

 

35

Обзор русской литературы 20-х годов. Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-х годов

1

Семинар.

Тема революции и гражданской войны в тв-ве Серафимовича, Бабеля,Фадеева

Знать осн. закономерности истор.-литер. процесса,сведения об отд. периодах его развития,черты литер. направлений и течений.

Защита рефератов

 

 

36

Русская эмигрантская сатира.

1

Беседа.

Русская эмигрантская сатира, её направленность в тв-ве Аверченко и Тэффи

Уметь аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному

 

 

 

37

В. В. Маяковский. Жизнь и творчество.

 

Художественный мир ранней лирики поэта.

1

 

 

 

1

Лекция. Беседа.

Поэтическое новаторство В.В. Маяковского. Образ лирического героя, сила личности и трогательная незащищенность.

Иметь представление о раннем творчестве В.Маяковского, о его новатрском характере. Уметь выделять выраз. Ср-ва языка в поэтич. Тексте.

Групп. Работа. Интерпрет. Стих-ия «Нате!».

Анализ позитивной программы футуристов, реализация ее принципов (использование экспрессивной лексики, неологизмов,

 

38

Своеобразие любовной лири­ки 

В. В. Маяковского.

1

Повтор.- Обобщ. урок

Жажда «немыслимой любви», сплавличного социального в лирике.

Раскрыть своеобразие интимной лирики поэта, уметь создавать устные высказывания.

Интерпр. стих. «Лиличка!» групп.р.

 

 

39

Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики). Стих-ие «Разговор с фининспектором о поэзии».

1

Повтор. -обобщ. урок

Послеоктябрьское творчество Маяковского: традиции и новаторство.

 

Уметь анализировать поэтич-ие произведенияя, вести исследов. Работу

Индив. Р. Анализ стих. «Разговор…» по вопросам 1) С чем сравнив. Маяковский поэзию? 2) В чем видит ее назначение и др.?

Сопоставление лирических героев поэзии В. Маяковского и А. Блока

 

Литература 30-х годов 20 века

 

40

Литература 30-х годов. Обзор.

1

Лекция.

 

Уметь составлять план и тезисы. Знать  осн. закономерности ист.- лит. процесса, сведения об отд. периодах его развития.

 

 

 

41

Жизнь и творчество М.А.Булгакова. Роман «Мастер и Маргарита». История создания и публикации романа.

1

Урок усвоения новых знаний

Вечное и временное в тематике и проблематике.

Знать биографию писателя, историю создания и публикации романа «М. и М.». Уметь выступ. с устным сообщением.

Индив.р. Анализ выбранной главы

Полифонизм и синтетичность романа

 

42

Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики.

1

Повтор.- обобщ. урок

Система художественных образов. «Нечистая сила» в романе «М. и М.». Проблема милосердия, справедливости.

Знать жанровое своеобразие романа, особенности композиции и проблематики романа. Опрелять роль худож. детали.

Найти в романе художеств. приемы в изображении Москвы 30 г.

Сопоставление авторской интерпретации с библейским сюжетом, проблема прототипов

 

43

Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в романе. Человеческое и божественное в облике Иисуса.

1

Повтор.- обобщ. урок

«Роман в романе»: осмысление библейской темы. Интерпретация эпизодов.

Уметь делать обобщение на основе сравнительной хар-ки героев.

Групп. работа- интерпретация эпизодов. Оценка слов критики. Обосновать точку зрения.

 

 

44

Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе.

1

Повтор.- обобщ. урок

Ключевые сцены романа и их символика. Множественность интерпретаций

Уметь сопоставлять героев; составлять развернутую характеристику.

Групп. работа. Сопоставить романную биографию Иисуса и историю библейского Иисуса.

Система внутренних соответствий в рамках романа, понятие «роман-мистерия»

 

45

Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл оригинальной главы романа.

1

Повто-. обобщ. урок

Судьба художника в романе «М. и М.». Образы Мастера и Маргариты. Тема любви в романе.

Уметь составлять хар-ку персонажей; понять замысел писателя.

Индив.р. Итоговый тест по роману «М. и М.»

Соучастие в судьбе близкого как принцип создания образа все-объемлющей любви

 

46-47

Сочинение по творчеству М.А. Булгакова

2

Урок развития речи

Обобщение и проверка знаний по творчеству писателя

Иметь навыки работы над сочинением; уметь самостоятельно исследовать проблему, отбирать материал, логически его выстраивать

Самостоятельная работа

 

 

48

Жизнь и творчество А.П. Платонова. Повесть «Котлован». Высокий пафос и острая сатира в «Котловане». Утопические  идеи «общей жизни» как основа сюжета повести

1

Урок усвоения новых знаний

Композиция и система художественных образов. Своеобразие языка

Знать биографию писателя, содержание повести, ее проблематику.

 

Исследовать судьбу героев

Характеристика авторского стиля, языка Платонова, осмысление истоков и принципов языковой манеры (нарушение лексической сочетаемости, авторские плеоназмы

 

49

«Непростые» простые герои Платонова. Тема смерти в повести. Самобытность языка и стиля писателя.

 

1

Повтор. -обобщ. урок

Особенности сюжета, самобытность стиля писателя

Уметь анализировать самобытность языка и стиля писателя; создавать устные высказывания.

 

Проанализировать самобытность языка в парах.

 

Характеристика авторского стиля, языка Платонова, осмысление истоков и принципов языковой манеры (нарушение лексической сочетаемости, авторские плеоназмы

 

50

А.   А.    Ахматова.   Жизнь   и творчество.   Художественное своеобразие   и   поэтическое мастерство любовной лирики А. А. Ахматовой.

1

Урок усвоения новых знаний

Разговорные интонации и музыкальность стиха. Неразрывность связи поэтич. образов Ахматовой. с рус. культурой

Знать о  жизни и тв. А.А. Ахматовой; особенности ее стиха.

Групп.р. Составить план анализа стих-ий А.А.Ахматовой.

Понятие лирической «новеллы»; сопоставление стихотворения «Песня последней встречи» и 9-й главы романа Тургенева «Рудин» (последняя встреча Натальи Ла- сунской и Рудина).

 

51

Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний интерпретация стихотворения: «Сжала руки под темной вуалью», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был….».

1

Повтор.- обобщ. урок

Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой.

Уметь выделять ИВС языка в поэтич. тексте и определять их роль.

Индивид.р. чтение стих-ий и их анализ. Найти в стихах ИВС языка.

 

 

52-53

. Поэма А. А. Ахматовой «Рек­вием». Единство трагедии на­рода и поэта. Тема суда вре­мени и исторической памяти

2

Практикум.

Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема». Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.

Знать содержание поэмы, центральные образы, проблематику; уметь передавать информацию адекватно поставленной цели.

Индив.р. отв. на вопросы: - какие мотивы произведения представляются вам основн.? – В чем гражданское мужество поэта?

Полиметричность поэмы как средство художественной  выра-зительности; евангельские мотивы

 

54

Жизнь и творчество О.Э. Мандельштама. Историзм поэтического мышления поэта, ассоциативная манера его письма. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер «Тучи паруса…».

1

Урок усвоения новых знаний

Особенности манеры поэтического письма.

Знать основные этапы жизненного и творческого пути поэта; особенности стиля.

Групп.р. отв. на проблем. Вопрос «Как начинают жить стихи…?».

Сопоставление особенностей творческого мировоззрения О. Э. Мандельштама и А. Ахматовой.

 

55

Представление о поэте как хранителе культуры. Интерпретация стихотворений: «За гремучую доблесть грядущих веков», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…».

1

Повтор. -Обобщ. урок

Истоки художественных образов произведений.

Владеть навыками анализа стихотворения.

Индив.р. Отв. на вопр. «Чем отлич. Поэзия О.М. от поэзии М.Цветаевой?.

Преломление античности как способ создания ощущения преемственности культур

 

56

Жизнь и творчество М.И.Цветаевой.

1

Урок усвоения новых знаний

Конфликт быта и бытия времени и вечности.

Знать биографию М.Цветаевой

Индивид.р.

Сопоставление лирических героинь поэзии М. Цветаевой и А. Ахматовой

 

57

Основные темы творчества поэта. Интерпретация стих-ий «Моим стихам, написанным так рано …», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке….»).

1

Урок усвоения новых знаний

Темы творчества поэта.

 Уметь выделять ИВС языка в поэтич. тексте и определять их роль.

Выделить ИВС языка в стих-ии «Имя твое – птица в руке».

 

 

58

Поэзия как напряженный монолог-исповедь интерпретация стих-ий: «Кто создан из камня, кто создан из глины», «Тоска по Родине! Давно….».

1

Повтор. -обобщ. урок

Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой образ лирич. героини.

Знать особенности лирической героини стих-ий; основные темы и мотивы цветаевской лирики.

Групп.работа. Найти в стих-ях традиционные для фольклора образы.

 

 

59

М. А.Шолохов: судьба и твор­чество. «Донские рассказы».

1

Беседа.

 Лекция.

Факты биографии писателя. Содержание «Донских рассказов»

Знать важнейшие биографические сведения о писателе. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы; составлять план собственного высказывания.

творческий практикум

Художественная концепция Гражданской войны в «Донских рассказах» как трагедия «расчеловечения»

 

60

История создания романа-эпопеи «Тихий Дон». Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе.

1

Повтор. -обобщ. урок

Своеобразие жанра. Мастерство писателя в изображении образов

Иметь представление об авторской позиции. Знать систему образов героев. Уметь интерпретировать эпизод

 

Сопоставление с художественными особенностями романа- эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир». История казачества

 

61

Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов.

1

Повтор.- обобщ. урок

Мастерство писателя в изображении быта и нравов донского казачества

Иметь представление о семье Мелеховых. Уметь проводить информационно-смысловой анализ

Проблемные задания

 

 

62

Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной традиции

1

Повтор.- обобщ. урок

Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Время природное и время историческое в романе

Иметь представление об авторской позиции в изображении белого и красного движения

Проблемные задания

Сопоставление литературного отражения событий Гражданской войны и исторической основы (борьба с Калединым, организация Донской советской республики, казнь Ф. Подтелкова)

 

63

Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. «Вечные» темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса.

1

Повтор. -обобщ. урок

Отношение автора к своему герою. Трагизм судьбы Григория Мелехова

Уметь анализировать ключевые эпизоды, прослеживая судьбу Г. Мелехова

проблемные вопросы

Сопоставление образов Григория Мелехова и Ивана Флягина

 

64

Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова.

1

Повтор. -обобщ. Урок

Любовь и долг; личность и масса- «вечные» темы в романе

Уметь анализировать эпизоды, вести диалог, дискуссию

Стр. 218 проблемные вопросы; составить словарь по роману.

Сопоставление образов Аксиньи и Натальи в рамках продолжения традиции про-тивопоставления «любви-страсти» и «любви семейной» в классической

 

65-66

Классное сочинение по тв-ву М. Шолохова.

 

2

Р.Р.

 

Уметь писать сочинения различ. жанров на литер. тему.

Сочинение.

 

 

 

Литература периода ВОв

 

67-68

Литература периода ВОв: поэзия. проза, драматургия.

2

Лекция. Беседа.

 

Знать основные этапы жизни и творчества писателей- фронтовиков

Уметь соотносить  произведение с конкретно-исторической ситуацией

Конспект лекции

Сравнение литературного процесса, его особенностей в России и европейских странах. Национальные особенности Сопоставление идейных позиций авторов произведений о Вели-кой Отечественной войне

 

69

Новое   осмысление   военной темы в литературе 50-90-х го-дов.

1

Р.Р.

ВОВ и ее художественное осмысление в русской литературе и литературе других народов.

Уметь воспроизводить содержание литер. пр-ния, соотносить худ. л-ру с фактами общ. жизни и культуры.

Защита рефератов

 

 

70

В. П. Некрасов «В окопах Сталин­града». Изображе­ние трагических будней войны

1

Комби­ниро­ванный урок

 

Уметь: анализировать произведения, используя сведения по истории и теории литературы

 

Отзыв на прочитанное

Сопоставление художественного мира М. Шолохова и

В. Некрасова в изображении будней войны

 

Литература 50-90-х годов

 

71

Обзор русской литературы второй половины хх века. Новое понимание художественной истории.

1

Урок усвоения новых знаний

Общая характеристика литературного процесса второй половины XX в.; ввести понятия «деревенская» проза, «городская» проза, «лагерная» тема; показать роль литературы в духовном обновлении общества

Иметь представление об основных направлениях в литературе второй половины хх века. Знать основные темы и проблемы. Уметь создавать устные высказывания

Аналитическая беседа.

 

 

 

72

Поэзия 60-х годов

1

Урок усвоения новых знаний

 

 

Анализ поэтич. текстов

Характеристика авторского стиля поэтов

 

73-74

А. Т. Твардовский. Жизнь и творчество. Философская лирика. Тема памяти в лирике поэта.

2

Практикум.

Эволюцию лирики Твардовского, осо-бенности лирического героя, гражданское мужество поэта; определить жанровые особенности и идейное содержание его лирики

Знать важнейшие биографические сведения о писателе. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы; составлять план собственного высказывания.

Интерпретировать стихотворение « О сущем».

Реализация темы памяти в творчестве А. Т. Твардовского. Историзм и публицистичность

 

75-76

Б.  Л.   Пастернак.   Жизнь  и творчество. Философский ха­рактер  лирики   Б.   Пастерна­ка.

2

Лекция. Практикум.

Художественное своеобразие и философский характер лирики Б.Пастернака.

Знать важнейшие биографические сведения о писателе. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы; составлять план собственного высказывания

Опрос по материалам лекции

Сопоставление лирических героев поэзии Б. Пастернака («Стихи Юрия Живаго») и В. Маяковского, С. Есенина, А. Блока

 

77-78

Б.   Л.    Пастернак.    Роман «Доктор  Живаго».   Его   проб­лематика   и   художественное своеобразие.

2

Уроки вн./чтения.

Размышления об интеллигенции и революции, решение данной темы в романе «Доктор Живаго».

Уметь воспроизводить содержание литер. пр-ния, соотносить худ. л-ру с фактами общ. жизни и культуры.

Решение проблемных заданий по группам

Сопоставление лирического героя поэзии Б. Пастернака и героя романа «Доктор Живаго»

 

79

Личность и художественный мир А. И. Солженицына. «Один день Ивана Денисовича». Изображение общественного устройства в рассказе

1

Урок объяснения нового материала

Прототип лит. героя. Житие как литературный и повествовательный  жанр

. Знать важнейшие биографические сведения о писателе. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы; составлять план собственного высказывания

Анализ эпизода.

Составление рассказа

Временная и пространственная организация  повество-вания

 

80

А. И. Солженицын.. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы «Архипелаг Гулаг»

11

Урок объясне­ния но­вого ма­териала

Личность, мировоззре­ние и своеобразие твор­чества писателя, идей­ный замысел, художест­венный мир «Архипелага Гулаг»

. Знать важнейшие биографические сведения о писателе. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы; составлять план собственного высказывания

Сравнить рассказы Солженицына и Шаламова

Временная и пространственная организация повествования

 

81

В. Т. Шаламов. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика «Колымских расска­зов.

1

Урок вн./чтения

Новелла. Психологизм в худ. лит. Традиции и новаторство в худ. лит.

Знать важнейшие биографические сведения о писателе. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы; составлять план собственного высказывания

Творческие выступления

 

 

82

Н. М. Рубцов. Слово о по­эте. Основные темы и мотивы лирики поэта и ее художе­ственное своеобразие.

1

Лекция. Практикум.

Основные темы и мотивы лирики поэта и ее художественное своеобразие

Знать важнейшие биографические сведения о писателе. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы; составлять план собственного высказывания

Наизусть

 

 

83-84

«Деревенская» проза в совре­менной литературе.

В. П. Ас­тафьев. « Царь-рыба»

2

Лекция. Беседа.

Взаимоотношения человека и природы в повествовании в рассказах «Царь-рыба»

Уметь соотносить худ. пр-ния  с фактами общ. жизни и культуры, раскрывать роль л-ры в духовном и культурном развитии общества.

Проблемные задания

Работа с учебником

Реалистическая доминанта творчества В. П. Астафьева, понятие «жестокий реализм»

 

85-86

В. Г. Распутин. Нравствен­ные проблемы произведений «Последний срок», «Прощание с Матерой».

2

Беседа.

Нравственные прблемы произведений и решение их автором

Знать важнейшие биографические сведения о писателе. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы; составлять план собственного высказывания

Составить тестовые вопросы по повести «Прощание с Матёрой»

Связь творчества В. Г. Распутина с традициями русской литературы

 

87

И. А. Бродский. Слово о поэте.

1

Беседа. Практикум.

Проблемно-тематический диапазон лирики поэта.

Знать важнейшие биографические сведения о писателе. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы; составлять план собственного высказывания

Коллективный анализ стихотворения «Сонет»

 

 

88

Б. Ш. Окуджава. Слово о поэте. Военные мотивы в ли­рике поэта.

1

Практикум.

Военные мотивы в лирике поэта. Искренность и глубина поэтических интонаций.

Знать важнейшие биографические сведения о писателе. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы; составлять план собственного высказывания

Реферат

 

 

89

« Городская» проза в современной литературе. Ю. Трифонов «Обмен».

1

Урок вн./чтения

Обзорное знакомство с «городской» прозой (одно произведение по выбору учителя и учащихся).

Знать важнейшие биографические сведения о писателе. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы; составлять план собственного высказывания

Самостоятельные выступления учащихся

 

 

90

Темы и проблемы совре­менной драматургии . А.В.Вампилов «Утиная охота»

 

1

Урок вн./чтения

Идейное звучание произведения, художественное мастерство писателя, традиции и новаторство драматургии А. В. Вампиловя

Уметь воспроизводить содержание литер. пр-ния, соотносить худ. л-ру с фактами общ. жизни и культуры.

Найти конфликт

Определить проблемы по группам

Чеховские традиции в драматургии Вампилова

 

 

 

 

91

В М. Шукшин Жизнь и творчество(обзор).Рассказы «Верую!», « Алеша Бесконвойный».

1

Урок усвоения новых знаний

Изображение народного характера и народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина

Знать о жизни и творчестве В.М. Шукшина, содержание рассказов. Уметь находить особенности повествователь-ной манеры

Работа с текстом. Анализ прозаического произведения

 

 

92

Основные направления и тен­денции развития современной литературы.

1

Лекция.

Основные направления и тенденции развития современной литературы, литература Русского зарубежья последних лет, возвращенная литература

Знать осн. закономерности литер. процесса, сведения об отд. периодах его развития

Тезисный план

 

 

 

Из зарубежной литературы

 

 

 

 

93

Д. Б. Шоу. «Дом, где разби­ваются сердца». Духовно-нравственные пробле­мы одной из пьес.

1

. Урок вн./чтения.

Идейное звучание произведения, художественное мастерство писателя, традиции и новаторство драматургии

Знать важнейшие биографические сведения о писателе. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы; составлять план собственного высказывания

Анализ эпизодов

Сопоставление художественного мира, эстетических и идейных принципов и их реализации в творчестве

 

94

Б.Шоу.» Пигмалион» Проблема духовного потенциала личности и его реализации.

1

Урок вн./чтения.

Своеобразие конфликта в пьесе. Англия в изображении Шоу. Прием иронии. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей Чеховские традиции в творчестве Шоу

Уметь соотносить худ. пр-ния  с фактами общ. жизни и культуры, раскрывать роль л-ры в духовном и культурном развитии общества.

 

Сопоставление художественного мира, эстетических и идейных принципов и их реализации в творчестве

 

95

Т. С. Элиот. Слово о поэте. «Любовная песнь Дж. Альф­реда Пруфрока».

1

Практикум.

Тревога и растерянность человека на рубеже новой эры. Ирония автора.

Знать важнейшие биографические сведения о писателе. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы; составлять план собственного высказывания

 

Сопоставление художественного мира, эстетических и идейных принципов и их реализации в творчестве

 

96

Э.М. Хемингуэй. Слово о писателе и его романах « И восходит солнце», «Прощай, оружие ».

1

Урок    вн./чтения

Жизнь и творчество (обзор).

«Старик и море» Проблематика повести. Образ рыбака Сантьяго.

Роль художественной детали и реалистической символики в повести. Своеобразие стиля Хемингуэя.

Знать важнейшие биографические сведения о писателе. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы; составлять план собственного высказывания. Уметь выразит. читать.

 

 

 

97

Э. М. Ремарк. «Три товари­ща.

1

Урок    вн./чтения.

Трагическая концепция жизни в романе. Стремление героев найти свое место в жизни.

Знать важнейшие биографические сведения о писателе. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы; составлять план собственного высказывания

 

 

 

99

               Проблемы и уроки литературы  20 века.

      

 

1

Семинар.

Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати.

Знать осн. закономерности литер. процесса, сведения об отд. периодах его развития

Конспект лекции

Сравнение динамики развития литературного процесса в начале и второй половине XX в.

 

99.

Контрольная работа

1

Урок контроля.

 

 

Тестирование.

 

 

100-102

Резервные уроки.

3

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерии и нормы знаний, навыков. ( см. приложение)

 

 

Материально-техническое обеспечение.

Художественная литература по темам

Сборник программ элективных курсов по литературе.
Таблицы по курсу литературы

Словари и справочники по литературе

Электронные учебные издания. Таблицы по литературе. 

Михаил Шолохов. Жизнь и творчество

Портреты писателей (37 шт., ф А3)

Альбомы иллюстраций   Уроки литературы (5,6,9,10,11кл.)

DVD-фильмы

Видеофильмы

Экранно-звуковые пособия

Компьтерная техника

 

КИМы (накопление в течение года)

 

Список литературы.

 

 

  1. Русские писатели. Биобиблиографический словарь. В 2 частях. П.А.Николаева. Москва, «Просвещение», 1990
  2. Литература. Сборник тренировочных тестов. Под ред. Е.А.Самойловой. Москва, Экзамен, 2007
  3. Литература. Раздаточный материал. Под ред. Б.С.Ивановой. С-Петербург, «Тригон», 2006
  4. Литературное творчество учащихся в школе. Под ред. Н.Р.Бершадской, В.З.Халимова. Москва, «Просвещение», 1986
  5. Обучение сочинениям на свободную тему. Ю.С.Пичугов. Москва, «Просвещение», 1986
  6. Развивайте дар слова. Т.А.ладыженская, Т.С.Зепалова. Москва, «Просвещение», 1986
  7. Русская литература. Справочные материалы. Л.А.Смирнова. Москва, «Просвещение», 1989
  8. Приобщение к искусству слова. Г.И.Беленький. Москва, «Просвещение», 1990
  9. Конспекты уроков литературы. 5 – 11 классы. Пособие для учителя. И.А.Карпов, Н.Н.Старыгин. Москва, «Владос», 2004
  10. Конспекты уроков литературы. Русская литература 19 в. Москва, «Владос», 2000

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Планирование по литературе для 11 класса"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Спортивный психолог

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Настоящая программа по литературе составлена на основе

  1. Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне((приказ от 5 марта 2004 №1089),
  2. Обязательного минимума содержания образования,
  3. Программы В. Я. Коровиной, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации,
  4. Учебника литературы под редакцией В.И. Коровина.

Данная программа разработана для работы с учащимися 11-х классов Венгеровской средней общеобразовательной школы №2. Место предмета в базисном учебном плане. В XI классе выделяется 102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю. 34 учебных недели)

Выдержка из текста:

Домашнее задание может быть предложено в следующей форме: ответить на вопросы; доработать конспект лекции, анализ стих-я, выучить стихотворение наизусть, составить тезисный план статьи или биографии писателя, создать презентацию на определённую тему, составить кроссворд по определённой теме, написать отзыв, написать реферат, подготовить сообщение, доклад, проследить за судьбой героя. интерпретировать стихотворение, письменный анализ, составить хронологическую таблицу , написать сочинение или иную творческую работу и т. д.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 056 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 30.10.2012 3564
    • DOCX 93.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Тамара Петровна Нохрина. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Тамара Петровна Нохрина
    Тамара Петровна Нохрина
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 5039
    • Всего материалов: 2

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

72/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 314 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 87 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 253 человека

Курс повышения квалификации

Речевое развитие школьников на уроках родного (русского) языка в условиях реализации обновленного ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 214 человек

Мини-курс

Эффективная самопрезентация

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 52 человека из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 32 человека

Мини-курс

Стратегии и инструменты для эффективного продвижения бизнеса в интернете

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов

Мини-курс

Эффективное создание и продвижение школьной газеты

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе