Инфоурок Другое ПрезентацииПрезентация на тему Символика православной иконы

Презентация на тему Символика православной иконы

Скачать материал
Скачать материал "Презентация на тему Символика православной иконы"

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Электронный архивариус

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Символика православной иконы

    1 слайд

    Символика православной иконы

  • Ико́на (от ср.-греч. εἰκόνα «рисунок», «икона»; тж. др.-греч. εἰκών «образ»,...

    2 слайд

    Ико́на (от ср.-греч. εἰκόνα «рисунок», «икона»; тж. др.-греч. εἰκών «образ», «изображение»).
    Иконы нельзя отнести к произведениям живописи в обычном смысле слова. Это не картины. Картины в линиях и красках повествуют о людях и событиях реальной действительности.
    Для иконы характерна подчеркнутая условность изображения. Изображается не столько сам предмет, сколько идея предмета; все подчинено раскрытию внутреннего смысла.

  • Если картину называют окном в окружающий мир, то икону можно назвать окном в...

    3 слайд

    Если картину называют окном в окружающий мир, то икону можно назвать окном в мир невидимый.

  • В профильном изображении даются либо отрицательные персонажи, либо второс...

    4 слайд

    В профильном изображении даются либо отрицательные персонажи, либо второстепенные и не святые (например, женщины, омывающие Младенца, в иконе «Рождество Христово»).

  • ПерспективаПерспекти́ва (фр. perspective от лат.  perspicio — ясно вижу) —
Яв...

    5 слайд

    Перспектива
    Перспекти́ва (фр. perspective от лат.  perspicio — ясно вижу) —
    Явление кажущегося искажения пропорций и формы тел при их визуальном наблюдении. Например, два параллельных рельса кажутся сходящимися на горизонте в двух точках (спереди и сзади наблюдателя)
    Способ изображения объемных тел на плоскости, передающий их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве. В изобразительном искусстве возможно различное применение перспективы, которая используется как одно из художественных средств, усиливающих выразительность образов.

  • Исследователи иконы много писали об обратной перспективе, о том своеоб­р...

    6 слайд

    Исследователи иконы много писали об обратной перспективе, о том своеоб­разном построении иконного пространства, в котором нет единой точки горизонта, где все линии сходятся, а предметы не уменьшаются, но увеличиваются по мере удаления от нашего глаза. Название этого приема условно и возникло по аналогии с прямой перспективой, на основе которой строится реалистическая картина.

  • Обратная перспектива в иконе уводит наш мысленный взор из мира дольнего в ино...

    7 слайд

    Обратная перспектива в иконе уводит наш мысленный взор из мира дольнего в иной мир.
    Икона есть видимое невидимого.
    Икона - это окно в горний мир Духа

  • «Изображение» времени Еще один вопрос, который необходимо рассмотреть для "ад...

    8 слайд

    «Изображение» времени
    Еще один вопрос, который необходимо рассмотреть для "адаптации" в мире икон — как в эпоху Средневековья людьми воспринималось и понималось время.

    До сотворения мира не было и времени. Время, как сотворенный Богом носитель изменений, к самому Богу не применимо. О Боге нельзя сказать "был" или "есть", или "будет" порознь — Он вечен, вездесущ, всеобъемлющ и неизменен. Бог не стареет, не меняется.

    В византийских и русских иконах это отмечено тремя греческими буквами в крестчатом нимбе Христа. На древнерусский язык это переводится как "сущий", то есть тот, к кому сразу относится "всегда был", "всегда есть" и "всегда будет", что восходит к древнееврейскому сокровенному имени Бога — Яхве — Сущий.

  • В иконе совмещаются события, происходившие в разное время и в разных местах....

    9 слайд

    В иконе совмещаются события, происходившие в разное время и в разных местах.
    Взглянем на икону «Рождество Богородицы». Праведная Анна полулежит или сидит на высоком ложе. Перед ней - жены с дарами, повивальная бабка и служанки,, готовящие воду для омывания Богоотроковицу и рядом - служанки пеленающие Младенца. А чуть поодаль - в алькове - трогательная сцена ласкания Девы Марии (Иоаким и Анна сидят рядом, ласково придерживая Новорожденную). Здесь все события, связанные с Рождеством, собраны в од­ном пространстве, которое похоже на свиток, развора­чивающийся на наших глазах.

  • Изображение архитектуры

    10 слайд

    Изображение архитектуры

  • Одной из особенностей живописного языка иконы является, например, изобр...

    11 слайд

    Одной из особенностей живописного языка иконы является, например, изображение в иконе архитектуры: здание указывает на место, где происходит событие, но не заключает это событие в своих рамках; происходящее изображается не внутри здания, а перед ним.

  • Двери и окна часто пробиты не на месте, размер их не соответствует их наз...

    12 слайд

    Двери и окна часто пробиты не на месте, размер их не соответствует их назначению и т.д.

    Смысл этого явления в том, что архитектура - единственный элемент в иконе, при помощи которого можно ясно показать, что происходящее перед нашими глазами действие - вне законов земной логики, вне законов земного бытия.


  • Изображение света

    13 слайд

    Изображение света

  • Внешний источник света отсутствует. Свет исходит от ликов и фигур, из гл...

    14 слайд

    Внешний источник света отсутствует. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины их, как символ святости.

    Икона изображает мир Горний где все Свет и нет места тьме. Тела не отбрасывают тени, ибо источником Света являет Бог. Его нетварный Свет освещает все. Поэтому в традиционной иконе невозможен эффект светотени, возникающий вследствие внешнего источника света, при котором одна сторона становится освещенной, а противоположная — остается в тени.

  • Изображение лика

    15 слайд

    Изображение лика

  • Лик — это самое главное в иконе: он свидетельствует о личности святого....

    16 слайд

    Лик — это самое главное в иконе: он свидетельствует о личности святого. Особое значение имеют глаза. На древних иконах их писали как бы широко раскрытыми. Именно через глаза икона и выявляет важнейшее в трактовке лика, показывает святость изображенного, его светоносность. Акцент на глазах создает эффект, будто не вы смотрите на икону, а она — на вас.

  • К «личному» относится не только лик, но и руки. Отсюда большое значение в...

    17 слайд

    К «личному» относится не только лик, но и руки. Отсюда большое значение в иконе имеет жест благословляющий или молитвенный, воздетые к небу или прижатые к груди руки, поднесенная к уху рука слушающего Бога и т.д

  • Символика цветаЦвет в иконе символичен. Он предопределен и лишен произвола....

    18 слайд

    Символика цвета
    Цвет в иконе символичен. Он предопределен и лишен произвола.

    В иконах мы встречаем три основных цвета: красный, синий и зеленый.

  • Красный — это цвет земной, цвет крови и жертвы, но в то же время и цвет царск...

    19 слайд

    Красный — это цвет земной, цвет крови и жертвы, но в то же время и цвет царский. Синий цвет — это цвет небесный, божественный, он обозначает чистоту, непорочность, избранность.
    Зеленый — цвет Святого Духа, вечной жизни, вечного цве­тения (не случайно на Троицу церкви и дома на Руси украшают зеленью).

  • Красный - один из самых заметных цветов в иконе. Это цвет тепла, любви,...

    20 слайд

    Красный - один из самых заметных цветов в иконе. Это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии Именно поэтому красный цвет стал символом Воскресения - победы жизни над смертью.
    Но в то же время это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа.
    В красных одеждах изображали на иконах мучеников.
    Красным небесным огнем сияют крылья приближенных к престолу Бога архангелов-серафимов. Иногда писали красные фоны - как знак торжества вечной жизни.

  • Белый цвет - символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простот...

    21 слайд

    Белый цвет - символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты.
    На иконах и фресках святых и праведников обычно изображали в белом Праведники - люди, добрые и честные, живущие "по правде".
    Тем же белым цветом светились пелены младенцев, души умерших людей и ангелы. Но белым цветом изображали только праведные души.

  • .
    Черный цвет - цвет зла и смерти. В иконописи черным закрашивали пещеры...

    22 слайд

    .
    Черный цвет - цвет зла и смерти. В иконописи черным закрашивали пещеры - символы могилы - и зияющую адскую бездну.
    В некоторых сюжетах это мог быть цвет тайны. Например, на черном фоне, означавшем непостижимую глубину Вселенной, изображали Космос - старца в короне в иконе Сошествия Святого Духа.
    Черные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, - это символ отказа от прежних удовольствий и привычек, своего рода смерть при жизни.

  • Цвет, который никогда не использовался в иконописи - серый. Смешав в себе...

    23 слайд

    Цвет, который никогда не использовался в иконописи - серый. Смешав в себе черное и белое, зло и добро, он становился цветом неясности, пустоты, небытия. Такому цвету не было места в лучезарном мире иконы.

  • Золото являет созерцательному глазу и умствующему уму образ света, а потом...

    24 слайд

    Золото являет созерцательному глазу и умствующему уму образ света, а потому "означает" или символизирует свет.

  • Византийские иконописцы с помощью золота обострили вневременность, внепростра...

    25 слайд

    Византийские иконописцы с помощью золота обострили вневременность, внепространственность восприятия фона иконы и одновременно светоносность изображенного на ней. Эту световую глубь можно передать только золотом, потому что краски бессильны передать невидимое телесными очами.
    Именно золотом изображается на иконе то, что имеет прямое отношение к Силе Божией, к явлению Божией благодати.
    Это явление благодатного света икона передает золотым нимбом вокруг головы святого. Нимб - не аллегория, но символическое выражение конкретной реальности и является необходимым содержанием иконы.


  • Символика геометрических фигур     По античным и средневековым воззрениям, че...

    26 слайд

    Символика геометрических фигур
    По античным и средневековым воззрениям, четыре стихии есть четыре типа различной организации пространства. Эти различные типы пространства имеют символическую геометрическую выраженность, каждый свою.

    Из двух стихий земля и вообще "наше" пространство символизируется кубом, а огонь может выражаться шаром.

    На плоскости куб и шар могут быть представлены в проекции как четырехугольник и круг.

  • Символика предметов и животныхИзображение павлина - мотив изобилия, плодороди...

    27 слайд

    Символика предметов и животных
    Изображение павлина - мотив изобилия, плодородия, бессмертия (в иконографии западноевропейского христианства Павлин пьёт из евхаристической чаши, клюёт плоды виноградной лозы;
    Весьма широко распространены изображения Павлина у райского древа жизни, а также двух Павлинов по сторонам мирового древа.

  • Виноградная лозаВиноградная лоза - евангельский образ Христа, единого источни...

    28 слайд

    Виноградная лоза
    Виноградная лоза - евангельский образ Христа, единого источника жизни для человека.
    Символ лозы имеет также значение Церкви: ее члены - ветви; виноградные грозди, которые нередко клюют птицы.
    Виноградная лоза в Ветхом Завете - символ земли обетованной, в Новом – рая.
    К символике винограда относятся также изображения чаш и бочек, используемых при его уборке.

  • Символика агнца    С образом Доброго Пастыря в раннехристианском искусстве со...

    29 слайд

    Символика агнца
    С образом Доброго Пастыря в раннехристианском искусстве соседствует образ Агнца - ветхозаветного прообраза жертвы Христа (жертва Авеля; жертва Авраама, пасхальная жертва) и евангельского Агнца, "вземлющего грехи мира" (Ин 1:29). Агнец - Христос нередко изображается с принадлежностями пастуха, что буквально следует словам Откровения "Агнец <...> будет пасти их и водить их на живые источники вод" (Откр 7:17).

  • Символика рыбы    В Новом Завете символика рыбы связывается с проповедью; быв...

    30 слайд

    Символика рыбы
    В Новом Завете символика рыбы связывается с проповедью; бывших рыбаков, а после апостолов, Христос называет "ловцами человеков" (Мф 4:19; Мк 1:17), а Царствие Небесное уподобляет "неводу, закинутому в море и захватившего рыб всякого рода" (Мф 13:47).

  • Ангел – символ евангелиста Матфея    Евангелист Матфей, имевший также имя Лев...

    31 слайд

    Ангел – символ евангелиста Матфея
    Евангелист Матфей, имевший также имя Левия — автор первого Евангелия, один из Двенадцати Христовых апостолов. До призвания к апостольскому служению был мытарем, то есть сборщиком податей. Проповедовал Слово Божие в Палестине, принял мученическую смерть в Эфиопии.

  • Лев – символ евангелиста МаркаЕвангелист Марк — автор второго Евангелия, напи...

    32 слайд

    Лев – символ евангелиста Марка
    Евангелист Марк — автор второго Евангелия, написанного со слов и под руководством апостола Петра. Сам св. Марк был свидетелем только последних дней земной жизни Иисуса Христа, затем сопутствовал апостолам Петру и Павлу, был поставлен апостолом Петром первым епископом Александрийской церкви, погиб мученической смертью.

  • Телец – символ евангелиста Луки    Лука — автор третьего Евангелия, по роду з...

    33 слайд

    Телец – символ евангелиста Луки
    Лука — автор третьего Евангелия, по роду занятий врач и, как следует из предания, живописец, создавший первые изображения Богоматери. Он был одним из семидесяти учеников Христа, спутником апостола Павла в его проповедническом служении. Погиб мученической смертью

  • Орёл – символ евангелиста Иоанна     Иоанн Богослов — автор четвертого Еванге...

    34 слайд

    Орёл – символ евангелиста Иоанна
    Иоанн Богослов — автор четвертого Евангелия, возлюбленный ученик Христа, бывший с ним в самые важные минуты земной жизни. Обычно изображен среди скалистого ландшафта сидящим на низком табурете и диктующим юноше Прохору, который, записывая, сидит перед ним. С неба на Иоанна нисходит лучистое сияние — символ высшего благодатного озарения

  • Православный символ – образ, который в конкретной, определенной форме слова,...

    35 слайд

    Православный символ – образ, который в конкретной, определенной форме слова, явления или вещи дает понятие о вещах, трудно выразимых человеческим языком. Вера христианская возводит нас на небо, к Богу, и призывает к Богообщению, поэтому символы имеют такое большое значение в духовной жизни.
    С этими образами мы обязательно встречаемся и в храмах, где изображения Евангелистов и их символы помещены под куполом (в парусах), на иконах царских врат иконостаса и на миниатюрах в самом Евангелии.

  • Источники:
http://www.hamburg-hram.de/wordpress/letopis/o-simvolike-ikonyi/4...

    36 слайд


    Источники:
    http://www.hamburg-hram.de/wordpress/letopis/o-simvolike-ikonyi/401.html
    http://museum.dp.ua/ru/exhibitions/virtualexhib/pravoslavicon.html?start=4
    http://teologia.ru/www/biblioteka/esthetika/sredstva.htm
    http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C
    http://polevskoy.orthodoxy.ru/lib/ikon/sim/simvol.htm
    http://g-vik.narod.ru/2008/n40/08_40s8.htm


  • Работа выполнена учителем русского языка и литературы МОУ         СОШ №1...

    37 слайд

    Работа выполнена учителем русского языка и литературы МОУ СОШ №1 г.Лобня
    Бычковой Наталией Михайловной.
    2009 г.

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 021 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.05.2020 1101
    • PPTX 6 мбайт
    • 37 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Болдырева Виктория Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 76912
    • Всего материалов: 203

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 282 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 483 человека из 70 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 326 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 153 человека

Мини-курс

Психология и педагогика в работе с детьми: эмоциональные и зависимые расстройства

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 52 человека из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Мини-курс

Эффективное взаимодействие с детьми: стратегии общения и воспитания

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 661 человек из 74 регионов
  • Этот курс уже прошли 543 человека

Мини-курс

Психология аддиктивного поведения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 50 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 32 человека