Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Словообразование прилагательных с помощью сложения основ
Цель: знакомство с одним из способов образования сложных прилагательных
Задачи:
Сопоставить сложные способы образования существительных и прилагательных;
Повторение правила правописания соединительных гласных в сложных словах.
2 слайд
Языковая разминка
- Запишите слова:
Хлеборезка, диван-кровать, пароход, самолет, водовоз, землекоп, рыболов, земледелие, радиофизик, киноактер, теледокументалист, фотограф.
- Каким способом образованы данные имена существительные?
3 слайд
Прилагательные могут быть образованы следующими способами:
1. Путем сложение основ:
Русско-немецкий словарь, вагоноремонтный завод;
2. Путем сложения слов с соединительной гласной (о, е):
древнерусский, западноевропейский;
3. Образование от подчинительных словосочетаний:
Народное хозяйство – народнохозяйственный, литьё чугуна – чугунолитейный;
4. Образование от сочинительных словосочетаний(между словами можно вставить союз и):
Шахматно-шашечный турнир (шахматный и шашечный), желто-зелёные листья (жёлтые и зелёные)
4 слайд
Правописание сложных имен прилагательных
Если прилагательное образовано от подчинительного словосочетания, то оно пишется СЛИТНО: железнодорожный путь (железная дорога), средневековый замок (средний век)
2. Если сложное прилагательное образовано от сочинительного словосочетания, то оно пишется ЧЕРЕЗ ДЕФИС: плодово-ягодный джем, шахматно-шашечный турнир.
3.Также через дефис пишутся:
сложные прилагательные, обозначающие сочетания цветов или оттенки цвета: тёмно-зелёный, жёлто-коричневый;
сложные прилагательные, обозначающие стороны света: юго-западный район, северо-восточный ветер;
сложные прилагательные, образованные от существительных, имеющих дефис: алма-атинский поезд (Алма-Ата).
5 слайд
Аналитическое задание
Сравните данные слова, имеющие одинаковое или близкое значение, но отличающиеся структурными особенностями (наличием-отсутствием суффикса в первой части):
Выводы:
Есть суффикс в первой части – пишем через дефис;
Нет суффикса в первой части – пишем слитно
6 слайд
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
Упражнение 360
Распределительный диктант
(Светло)голубой, (багрово)красный, (темно)коричневый, (водо)проводный, (сельско)хозяйственный, (серебристо)белый, (иссиня)зеленый, (тепло)возный, (верто)летный, (ледо)кольный.
7 слайд
ПРОВЕРКА
8 слайд
Итоги урока
Что нового узнали?
Что было легким, а что сложным?
Расскажите о правописании сложных существительных
9 слайд
Домашнее задание
1) § 107,
2) упражнение 359
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 626 925 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Слепова Екатерина Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
10 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.