Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Урок русского языка
в 5 классе
По теме: «Словосочетание»
2 слайд
Знать: понятие словосочетание, способы связи слов в словосочетании, роль словосочетаний в тексте.
Уметь: выделять словосочетания из предложения, находить в словосочетании главное и зависимое слово, строить словосочетания; использовать точные, выразительные словосочетания для достижения ясности, образности речи.
3 слайд
«Язык неистощим
в соединении слов»
А.С.Пушкин
4 слайд
Темница, царевна, там, в,
тужит, волк, а, служит,
бурый, ей, верно.
- Есть ли смысл в том, что записано? Что нужно сделать, чтобы между словами установился определенный смысл?
5 слайд
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит.
(из поэмы «Руслан и Людмила»)
- Что помогло вам построить предложение?
- Выделите словосочетания.
6 слайд
х
Тужит в темнице
х
Тужит там
х
Бурый волк
х
Служит ей
х
Служит верно
Вывод 1:слова в словосочетании связаны по смыслу.
7 слайд
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит.
-Измените главное слово.
О волке (Предложный падеж)
- Что стало с зависимым?
бур/ом/ (оно тоже изменилось)
Вывод 2: слова в словосочетании связаны
грамматически.
8 слайд
Как устанавливается смысл в предложении между словами, законы сочетания слов в предложении и самих предложений изучает раздел науки о языке – синтаксис (греч. – составление, построение)
Правила употребления знаков препинания изучает пунктуация.
9 слайд
Слова каких частей речи могут составлять словосочетание?
Все ли слова в словосочетании сочетаются?
Подумай!
10 слайд
Виды словосочетаний по строению.
11 слайд
Задание: выбери нужное
Глубокая (весна, осень, ночь, день)
Большое ( спасибо, пожалуйста)
Рыбный (суп, хвост)
Сушеные (грибы, фрукты, облака, белье)
Вы уверены?
12 слайд
- Прочитаем стихотворение Э.Мошковской.
Зачем автор выдумала сушеные облака?
13 слайд
Прочитайте стихотворение А.А. Фета.
О чем пишет поэт?
О каком времени года?
Какое словосочетание
вас удивило?
Какая грусть! Конец аллеи
Опять с утра исчез в тени,
Опять серебряные змеи
Через сугробы поползли.
14 слайд
Перед вами фрагмент из повести «Детство» А.М.Горького.
- Как Алеша относится к старухе?- Какие детали дают нам возможность понять это?
- Какие словосочетания наиболее ярко изображают старуху ?
«Не помню, как я очутился в комнате матери, у бабушки на коленях, перед нею стояли какие-то чужие люди, сухая зеленая старуха говорила, заглушая все голоса:
-Напоить его малиной, закутать с головой…
Она была вся зеленая, и платье, и шляпка, и лицо с бородавкой под глазом. Опустив нижнюю губу, верхнюю она подняла и смотрела на меня зелеными зубами. Прикрыв глаза рукою в черной кружевной перчатке без пальцев.»
15 слайд
Вывод: необычные словосочетания используются авторами как художественный прием.
Эпитет - образное определение предмета.
Метафора (греч. – перенос) – один предмет изображается с помощью другого, сходного с ним. Происходит перенос значения одного слова на другое по сходству обозначаемых ими предметов.
16 слайд
Задание: Найди эпитет и метафору.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
А.С.Пушкин
Унылая пора, очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье…
А.С.Пушкин
17 слайд
Сравни тексты. К какому стилю они относятся Назовите словосочетания, с помощью которых описана метель, выпишите и определите их роль в данных текстах.
Свистит косая метель – белая метла дороги метет. Дымятся трубы и крыши. Рушатся с сосен белые водопады. Скользит по застругам яростная поземка. Февраль летит на всех парусах.
Метель – перенос снега над земной поверхностью ветром достаточной силы. Иногда снег переносится вместе с пылью. Выделяют общую метель…..и верховую метель.
(Л.З.Прох.Словарь ветров.)
18 слайд
Проверь себя!
По горизонтали:
4. Связь слов, устанавливаемая по вопросам.
5. Сочетание слов.
6;7. Способы грамматической связи.
По вертикали:
Вид связи слов, которая выражается с помощью окончания, предлога и окончания.
2;3. Части словосочетания.
19 слайд
Литература:
Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 5 классе. -
Москва:«Просвещение», 2003
Р.И.Альбеткова. Русская словесность. Москва: Дрофа, 2001
Т.П.Лозинская. Лингвистический анализ на уроках русского языка. 5-6 класс. - Москва: «Московский Лицей», Брянск: «Курсив», 1997.
Выполнила Бондаренко Е.И., учитель русского языка и литературы МОУ Дедовичской средней общеобразовательной школы №2
2006г.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 662 540 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Рак Ольга Андреевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
10 ч.
Мини-курс
10 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.