Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Социальное взаимодействие.
Контакт
Действие
Взаимодействие
Павлова Анеля Васильевна
учитель истории МОУ СОШ № 12
г. Вышнего Волочка Тверской обл.
2 слайд
Социальный контакт –
особый тип мимолетных кратковременных связей.
предполагаемый пространственный контакт, когда поведение человека изменяется в силу предположения о присутствии индивидов в каком-либо месте.
(начальник отдела кадров, зная о наличии потенциальной рабочей силы, дает объявление о приеме на работу)
визуальный пространственный контакт, или контакт"молчаливого присутствия", когда поведение индивида изменяется под влиянием визуального наблюдения других людей.
3 слайд
Контакты заинтересованности.
Их сущность состоит в выборе социального объекта, обладающего определенными ценностями или чертами, соответствующими потребностям данного индивида (происходит соединение потребности личности с каким-либо объектом окружающей среды).
4 слайд
Контакт заинтересованности может прерваться или продолжиться в зависимости от:
1) силы и важности для личности актуализированного мотива и, соответственно, силы интереса;
2) степени взаимности интересов;
3) степей осознания своего интереса;
4) окружающей обстановки.
5 слайд
Контакты обмена.
кратковременные соприкосновения, в ходе которых индивиды обмениваются какими-либо ценностями(материальными предметами, информацией, образцами поведения и т.д.).
6 слайд
Социальное действие и взаимодействие.
Взаимодействие - это процесс воздействия людей и групп друг на друга, в котором каждое действие обусловлено как предыдущим действием, так и ожидаемым результатом со стороны другого.
характерными признаками социального действия (деятельности) являются осмысление и ориентация на интересы других, их возможности, варианты и последствия разногласий.
Некоторые социологи отождествляют понятия действие и взаимодействие.
7 слайд
По М.Веберу действие становится социальным, когда оно:
является осмысленным, т. е. направлено на достижение ясно осознаваемых самим индивидом целей;
сознательно мотивировано, а в качестве мотива выступает некое смысловое единство, представляющееся действующему лицу или наблюдателю достойной причиной для определенного действия;
социально осмысленно и социально ориентировано на взаимодействие с другими людьми.
8 слайд
Типология социальных действий по М.Веберу:
человек действует по принципу «хороши те средства, которые помогают достичь цели»- целерациональный тип действия.
человек пытается определить, насколько хороши те средства, которые имеются в его распоряжении, не могут ли они принести вред другим людям - ценностно-рациональный тип действий.
человек руководствуется принципом «все так делают» - действие будет традиционным.
человек может совершать действие и выбирать средства под напором чувств – аффективное.
9 слайд
Согласно концепции Т. Парсонса , реальное социальное действие включает в себя 4 элемента:
субъект — актор, который не обязательно является индивидом, а может быть и группой, и общностью, и организацией и т. п.;
ситуационное окружение, включающее в себя объекты, предметы и процессы, с которыми актор вступает в те или иные отношения. Актор — это человек, всегда находящийся в определенном ситуационном окружении, его действия представляют собой ответ на совокупность сигналов, которые он получает из окружающей среды, включающей как естественные объекты (климат, географическую среду, биологическую структуру человека), так и социальные объекты;
совокупность сигналов и символов, посредством которых актор вступает в определенные отношения с различными элементами ситуационного окружения и приписывает им некий смысл;
система правил, норм и ценностей, которые ориентируют действия актора, придавая им целенаправленность.
10 слайд
Социальная деятельность подразделяется:
материально-преобразовательная (ее результатами выступают разнообразные продукты труда: хлеб, одежда, станки, здания, сооружения и т. п.);
познавательная (ее результаты воплощаются в научных концепциях, теориях, открытиях, в научной картине мира и т. д.);
ценностно-ориентационная (ее результаты выражаются в существующей в обществе системе нравственных, политических и иных ценностей, в понятиях долга, совести, чести, ответственности, в исторических традициях, обычаях, идеалах и др.);
коммуникативная, выражающаяся в общении человека с другими людьми, в их взаимоотношениях, в диалоге культур, мировоззрении, политических движениях и т. п.;
художественная, воплощающаяся в создании и функционировании художественных ценностей (мира художественных образов, стилей, форм и т. д.);
спортивная, реализующаяся в спортивных достижениях, в физическом развитии и совершенствовании личности
11 слайд
Любое социальное взаимодействие обладает четырьмя признаками:
оно предметно, т. е. всегда имеет цель или причину, которые являются внешними по отношению к взаимодействующим группам или людям;
оно внешне выражено, а потому доступно для наблюдения; этот признак обусловлен тем, что взаимодействие всегда предполагает обмен символами, знаками, которые расшифровываются противоположной стороной;
оно ситуативно, т. е. обычно привязано к какой-то конкретной ситуации, к условиям протекания (например, встреча друзей или сдача экзамена);
оно выражает субъективные намерения участников.
12 слайд
Американский социолог русского происхождения П. Сорокин выделил два обязательных условия социального взаимодействия:
участники взаимодействия должны обладать психикой и органами чувств, т. е. средствами, позволяющими узнать, что чувствует другой человек, через его действия, мимику, жесты, интонации голоса и т. д.;
участники взаимодействия должны одинаковым образом выражать свои чувства и мысли, т. е. использовать одни и те же символы самовыражения.
13 слайд
В зависимости от того, каким образом осуществляется контакт между взаимодействующими людьми или группами, выделяют четыре основных вида социального взаимодействия:
физическое;
вербальное, или словесное;
невербальное (мимика, жесты);
мысленное, которое выражается только во внутренней речи.
Три первых относятся к внешним действиям, четвертое — к внутренним действиям. Всем им присущи следующие свойства: осмысленность, мотивированность, ориентированность на другого человека
14 слайд
типология социального взаимодействия по сферам:
экономическая (индивиды выступают как собственники и наемные работники);
политическая (индивиды противоборствуют или сотрудничают в качестве представителей политических партий, общественных движений, а также в качестве субъектов государственной власти);
профессиональная (индивиды участвуют как представители разных профессий);
демографическая (включая контакты между представителями различных полов, возрастов, национальностей и рас);
семейно-родственная;
территориально-поселенческая (происходят столкновение, сотрудничество, конкуренция между местными и пришлыми, постоянно и временно проживающими и т. п.);
религиозная (подразумевает контакты между представителями разных религий, а также верующими и атеистами).
15 слайд
Можно выделить три основные формы взаимодействия:
кооперация — сотрудничество индивидов для решения общей задачи;
конкуренция — индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями (благами);
конфликт — скрытое или открытое столкновение конкурирующих сторон.
16 слайд
П. Сорокин рассматривал взаимодействие как обмен, и на этом основании выделял три типа социального взаимодействия:
обмен идеями (любыми представлениями, сведениями, убеждениями, мнениями и т. д.);
обмен волевыми импульсами, при которых люди согласуют свои действия для достижения общих целей;
обмен чувствами, когда люди объединяются или разделяются на основании своего эмоциального отношения к чему-либо (любви, ненависти, презрения, осуждения и т. д.).
17 слайд
Каждый из нас ежедневно сталкивается со многими людьми в транспорте, на стадионе, на работе. Не задумываясь, мы проходим мимо них, но постоянно помним о их существовании. Это выражается изменении нашего поведения в присутствии других. Переходя улицу, человек оглядывается по сторонам, пытаясь увидеть людей в автомобилях. Он знает о их существовании и хочет определить их местоположение. Девушка, только что веселившаяся у себя дома, выходя на улицу, придает себе серьезный вид потому, что она знает о присутствии на улице других людей.
18 слайд
Ежедневно человек имеет множество контактов обмена: покупает билеты на транспорт, обменивается репликами с пассажирами в метро или автобусе, спрашивает, как найти какое-либо учреждение.В большинстве случаев при осуществлении контактов обмена он совершенно не обращает внимания на индивидов, с которыми вступает в контакт. Его интересует всего лишь предмет обмена.
Наиболее известный пример развития и совершения контактов обмена приводит Я. Щепаньский. Этот пример связан с покупкой газеты.
Первоначально у индивида возникает, на основании вполне определенной потребности, пространственное видение газетного киоска, затем появляется вполне конкретный интерес, связанный с продажей газеты и с продавцом, после чего совершается обмен газеты на деньги. Контакты развиваются на базе одного основания - потребности в приобретении газет!) го< Именно этот предмет является центральным в появлении интереса и последующем контакте обмена.Повторяющиеся контакты обмена могут привести к возникновению более сложных видов социальных взаимосвязей, обращенных не на предмет обмена, а на человека.Например, могут возникнуть дружеские отношения с продавцом.
19 слайд
http://www.grandars.ru/college/sociologiya/socialnoe-vzaimodeystvie.html
http://www.photosight.ru/photos/980710/
http://www.segodnya.ua/useful/money/14048548.html
http://www.kapital-rus.ru/index.php/articles/file/3756/Pravila_clearing_new.doc/P370/
http://hyperseo.ru/?paged=9
http://popnano.ru/news/index.php?limitstart=830
http://63.ru/factsline/2008/?p=105
http://novshestvoxx1.narod.ru/biblio.html
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 656 746 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Кузнецова Анастасия Семеновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
3 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.