В.М.Шукшин
Столкновение
мечты с жестокой реальностью
в
рассказе В.Шукшина «Микроскоп»
Петрова
Наталия Николаевна,
учитель
Каменниковской сош
Рыбинского
района
Класс:
7
Урок:
традиционный с использованием приёмов технологии РКМЧП.
Тип урока: изучение нового материала
Цель: на примере рассказа Шукшина показать, что в жизни часто сталкиваются
мечта и реальность; и как бы не хотелось осуществить задуманное, нужно
считаться с окружающими, думать о других; но и поддаваться, впадать в отчаяние,
если мечта не сбывается, нельзя, надо искать выход из ситуации.
Учебник: Г.В.Москвин,
Н.Н.Пуряева, Е.Л.Ерохина. Литература: 7 класс: Учебник-хрестоматия для
общеобразовательных учреждений: в 2 ч.Ч 2. – М.: Вентана-Граф, 2010.
Оборудование:
портрет, презентация, книги с рассказами Шукшина.
Аннотация к уроку:
на уроке отрабатывается умение находить нужную информацию в тексте о писателе,
анализировать рассказ с помощью приёма технологии РКМЧП, воспитывается уважение
к человеку, его мечтам; развивается умение рефлексировать, отрабатывается
умение работать в группах и индивидуально, высказывать своё мнение и
аргументировать его.
Ход урока:
1.
Знакомство с В.М.Шукшиным
-
Шукшин – известный человек, живший и создававший свои произведения в XX веке. Он – ровесник ваших дедушек. Совсем недавно телеведущим Леонидом
Якубовичем был создан документальный фильм «Последние 24 часа жизни Шукшина».
После съёмок киноленты Якубович с горечью рассказал о том, что студенты, снимавшиеся
в массовке, спросили: «А кто он, этот Шукшин?». А что Вы могли бы ответить
студентам на месте Якубовича? Что Вы знаете о нём?
-
Несколько фактов из биографии (одновременно в тетрадях – краткая запись-схема):
родился он в селе Сростки Алтайского края; в 17 лет покидает свою деревню и
работает во многих местах: на заводе, на стройках, был слесарем, служил во
флоте и даже был учителем русского языка и литературы и директором в школе;
позже, будучи взрослым, поступает во ВГИК (Всесоюзный государственный институт
кинематографии) на режиссёрский факультет; Шукшин был действительно
талантливым: писатель и сценарист, кинорежиссёр и актёр. Он словно чувствовал,
что судьба отпустит ему катастрофически мало времени, он торопился. Его
активная творческая жизнь продолжалась всего 15 лет. Но за этот короткий срок
сделать он успел много: написал 2 романа, несколько повестей и большое
количество рассказов, снимался в фильмах и сам был режиссёром и сценаристом.
-
А теперь предлагаю познакомиться с высказываниями самого Шукшина и людей,
хорошо знавших его. Прочтите внимательно, подчеркните ключевые слова,
характеризующие Василия Макаровича как человека, писателя, актёра. Одновременно
в тетрадях – краткая запись-схема.
·
«Трудно понять, но как где скажут Алтай, так
вздрогнешь, сердце лизнёт до боли мгновенное чувство…» /В.Шукшин/
·
«Надо вообще много работать. Только тогда можно на
что-то надеяться. Когда я работаю – я спокоен, когда нет – испытываю страх и
беспокойство. Думаю: « Ну, парень, так и жизнь просвистишь» /В.Шукшин/
·
«Шукшин не мог пройти мимо, не взяв на себя чужую
боль, сострадание слабому … это главное в нём» /актёр Леонид Куравлёв/
·
«Не пропустил он момент, когда народу захотелось
сокровенного. И он рассказал о простом, негероическом, близком каждому так же
просто, негромким голосом, очень доверительно. Отсюда взлёт и тот широкий
отклик, какой нашло творчество Шукшина в сердцах многих тысяч людей…» /М.А.Шолохов/
|
|
|
|
|
писатель,
актёр, кинорежиссёр, сценарист
|
|
|
|
|
|
любящий
родину, целеустремлённый,
трудолюбивый
строгий по отношению к себе,
с
активной жизненной позицией,
близкий,
понятный, чуткий
|
|
- Каким он был как
писатель и режиссёр, узнаем из статьи учебника на стр.150 второй и четвёртый
абзацы, стр.151 первый абзац: герой Шукшина и тематика его рассказов.
2.
Обсуждение прочитанного дома рассказа
«Микроскоп»
-
Вы прочли дома рассказ – вспомните свои эмоции. Что по-другому раскрывается
сейчас после более подробной информации о писателе?
-
Как решили, почему рассказ назван «Микроскоп»? Какой вид заголовка?
- Проанализируем
более подробно:
·
Какое событие лежит в основе рассказа? А что такое
мечта? реальность? Почему часто не совпадает мечта с реальной
действительностью?
·
Как разворачивается действие рассказа? Определите
кульминацию. Как заканчивается рассказ? Ожидали ли вы это?
·
Кто герои? Дайте характеристику главного героя,
его жены, вспомните факты из рассказа, подтверждающие ваше мнение,
процитируйте. Каково ваше отношение к каждому?
·
Давайте проведём анализ поступка Андрея Ерина, организуя
ролевую игру и используя метод «Шести Шляп мышления». Класс делится на шесть групп: «Красная Шляпа», «Желтая
Шляпа, «Черная Шляпа», «Зеленая Шляпа», «Белая Шляпа», «Синяя Шляпа».
Даётся время на обсуждение в группах, затем выслушиваем представителей от
групп. Учитель делает общий вывод.
·
Проанализируем финал рассказа. Каков он:
оптимистичный или пессимистичный? Какие проблемы открываются нам, читателям?
Как вы думаете, что будет потом? Изменится ли что-нибудь в жизни этой семьи?
-
Итак, обобщим:
·
Какова тема и проблематика рассказа Шукшина?
·
О чём заставляют нас задуматься поступки,
высказывания героев, их образ жизни?
·
Вернёмся к вопросу А на стр.159: какие ещё
произведения вспомним, герой в которых был одержим мечтой и готов был на много
ради её осуществления?
·
Может кто-нибудь расскажет о своей мечте и скажет,
что нужно, чтобы её осуществить?
Д/з: 1) Напишите письмо Андрею: подбодрите
его, посоветуйте что-нибудь или поругайте, аргументировав свои мысли, или 2)
Напишите о своей мечте, порассуждайте, что нужно для её осуществления, кто или
что могло бы помочь в этом.
Метод «Шесть Шляп мышления»
«Красная Шляпа» - эмоции,
интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам.
Какие у меня по этому поводу возникают чувства?
«Желтая Шляпа» - преимущества.
Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему
это сработает?
«Черная Шляпа» - осторожность,
суждение, оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь
неправильно?
«Зеленая Шляпа! – творчество,
различные идеи, предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий?
Каковы альтернативы?
«Белая Шляпа» - информация,
вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?
«Синяя Шляпа» - организация
мышления, мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.