Инфоурок Русский язык КонспектыУрок литературы в 7 классе по рассказу Шукшина «Микроскоп»

Урок литературы в 7 классе по рассказу Шукшина «Микроскоп»

Скачать материал

В.М.Шукшин

Столкновение мечты с жестокой реальностью

в рассказе В.Шукшина «Микроскоп»

 

Петрова Наталия Николаевна,

учитель Каменниковской сош

Рыбинского района

Класс: 7

Урок: традиционный с использованием приёмов технологии РКМЧП.

Тип урока: изучение нового материала          

Цель: на примере рассказа Шукшина показать, что в жизни часто сталкиваются мечта и реальность; и как бы не хотелось осуществить задуманное, нужно считаться с окружающими, думать о других; но и поддаваться, впадать в отчаяние, если мечта не сбывается, нельзя, надо искать выход из ситуации.

Учебник: Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.Л.Ерохина. Литература: 7 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: в 2 ч.Ч 2. – М.: Вентана-Граф, 2010.

Оборудование: портрет, презентация, книги с рассказами Шукшина.

Аннотация к уроку: на уроке отрабатывается умение находить нужную информацию в тексте о писателе, анализировать рассказ с помощью приёма технологии РКМЧП, воспитывается уважение к человеку, его мечтам; развивается умение рефлексировать, отрабатывается умение работать в группах и индивидуально, высказывать своё мнение и аргументировать его. 

Ход урока:

1.      Знакомство с В.М.Шукшиным

- Шукшин – известный человек, живший и создававший свои произведения в XX веке. Он – ровесник ваших дедушек. Совсем недавно телеведущим Леонидом Якубовичем был создан документальный фильм «Последние 24 часа жизни Шукшина». После съёмок киноленты Якубович с горечью рассказал о том, что студенты, снимавшиеся в массовке, спросили: «А кто он, этот Шукшин?». А что Вы могли бы ответить студентам на месте Якубовича? Что Вы знаете о нём?

- Несколько фактов из биографии (одновременно в тетрадях – краткая запись-схема): родился он в селе Сростки Алтайского края;  в 17 лет покидает свою деревню и работает во многих местах: на заводе, на стройках, был слесарем, служил во флоте и даже был учителем русского языка и литературы и директором в школе; позже, будучи взрослым, поступает во ВГИК (Всесоюзный государственный институт кинематографии) на режиссёрский факультет; Шукшин был действительно талантливым: писатель и сценарист, кинорежиссёр и актёр. Он словно чувствовал, что судьба  отпустит ему  катастрофически мало времени, он торопился. Его активная творческая жизнь продолжалась всего 15 лет. Но за этот короткий срок сделать он успел много: написал 2 романа, несколько повестей и большое количество рассказов, снимался в фильмах и сам был режиссёром и сценаристом.

- А теперь предлагаю познакомиться с высказываниями самого Шукшина и людей, хорошо знавших его. Прочтите внимательно, подчеркните ключевые слова, характеризующие Василия Макаровича как человека, писателя, актёра. Одновременно в тетрадях – краткая запись-схема.

·          «Трудно понять, но как где скажут Алтай, так вздрогнешь, сердце лизнёт до боли мгновенное чувство…» /В.Шукшин/

·         «Надо вообще много работать. Только тогда можно на что-то надеяться. Когда я работаю – я спокоен, когда нет – испытываю страх и беспокойство. Думаю: « Ну, парень, так и жизнь просвистишь» /В.Шукшин/

·         «Шукшин не мог пройти мимо, не взяв на себя чужую боль, сострадание слабому … это главное в нём» /актёр Леонид Куравлёв/

·         «Не пропустил он момент, когда народу захотелось сокровенного. И он рассказал о простом, негероическом, близком каждому так же просто, негромким голосом, очень доверительно. Отсюда взлёт и тот широкий отклик, какой нашло творчество Шукшина в сердцах многих тысяч людей…» /М.А.Шолохов/

 

писатель, актёр, кинорежиссёр, сценарист

 
 

 

 

 

 

 

 

 


любящий родину, целеустремлённый,

трудолюбивый строгий по отношению к себе,

с активной жизненной позицией,

близкий, понятный, чуткий

 
  

 

  

 

 

 

 

- Каким он был как писатель и режиссёр, узнаем из статьи учебника на стр.150 второй и четвёртый абзацы, стр.151 первый абзац: герой Шукшина и тематика его рассказов.

 

2.      Обсуждение прочитанного дома рассказа «Микроскоп»

- Вы прочли дома рассказ – вспомните свои эмоции. Что по-другому раскрывается сейчас после более подробной информации о писателе?

- Как решили, почему рассказ назван «Микроскоп»? Какой вид заголовка?

   - Проанализируем более подробно:

·      Какое событие лежит в основе рассказа? А что такое мечта? реальность? Почему часто не совпадает мечта с реальной действительностью?

·         Как разворачивается действие рассказа? Определите кульминацию. Как заканчивается рассказ? Ожидали ли вы это?

·   Кто герои? Дайте характеристику главного героя, его жены, вспомните факты из рассказа, подтверждающие ваше мнение, процитируйте. Каково ваше отношение к каждому?

·      Давайте проведём анализ поступка Андрея Ерина, организуя ролевую игру и используя метод «Шести Шляп мышления». Класс делится на шесть групп: «Красная Шляпа», «Желтая Шляпа, «Черная Шляпа», «Зеленая Шляпа», «Белая Шляпа», «Синяя Шляпа». Даётся время на обсуждение в группах, затем выслушиваем представителей от групп. Учитель делает общий вывод.

·             Проанализируем финал рассказа. Каков он: оптимистичный или пессимистичный? Какие проблемы открываются нам, читателям? Как вы думаете, что будет потом? Изменится ли что-нибудь в жизни этой семьи?

- Итак, обобщим:

·         Какова тема и проблематика рассказа Шукшина?

·         О чём заставляют нас задуматься поступки, высказывания героев, их образ жизни?

·         Вернёмся к вопросу А на стр.159: какие ещё произведения вспомним, герой в которых был одержим мечтой и готов был на много ради её осуществления?

·         Может кто-нибудь расскажет о своей мечте и скажет, что нужно, чтобы её осуществить?

  

Д/з: 1) Напишите письмо Андрею: подбодрите его, посоветуйте что-нибудь или поругайте, аргументировав свои мысли, или 2) Напишите о своей мечте, порассуждайте, что нужно для её осуществления, кто или что могло бы помочь в этом.

 

 

Метод «Шесть Шляп мышления»

«Красная Шляпа» - эмоции, интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?

«Желтая Шляпа» - преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?

«Черная Шляпа» - осторожность, суждение, оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?

«Зеленая Шляпа! – творчество, различные идеи, предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?

«Белая Шляпа» - информация, вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?

«Синяя Шляпа» - организация мышления, мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?)

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок литературы в 7 классе по рассказу Шукшина «Микроскоп»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Интернет-маркетолог

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок: традиционный с использованием приёмов технологии РКМЧП. Тип урока: изучение нового материала Цель: на примере рассказа Шукшина показать, что в жизни часто сталкиваются мечта и реальность; и как бы не хотелось осуществить задуманное, нужно считаться с окружающими, думать о других; но и поддаваться, впадать в отчаяние, если мечта не сбывается, нельзя, надо искать выход из ситуации. Учебник: Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.Л.Ерохина. Литература: 7 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: в 2 ч.Ч 2. – М.: Вентана-Граф, 2010. Оборудование: портрет, презентация, книги с рассказами Шукшина. На уроке отрабатывается умение находить нужную информацию в тексте о писателе, анализировать рассказ с помощью приёма технологии РКМЧП, воспитывается уважение к человеку, его мечтам; развивается умение рефлексировать, отрабатывается умение работать в группах и индивидуально, высказывать своё мнение и аргументировать его.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 221 материал в базе

Скачать материал

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 22.10.2012 7870
    • DOCX 46 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Петрова Наталия Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Петрова Наталия Николаевна
    Петрова Наталия Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 30303
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка и культуры речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 61 человек из 34 регионов

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Проектирование и проведение современного урока русского языка с учетом реализации ФГОС основного и среднего общего образования нового поколения

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 321 человек из 64 регионов

Мини-курс

Психологические вызовы современного подростка: риски и профилактика

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 41 региона

Мини-курс

Развитие детей: сенсорика, самостоятельность и моторика

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методология и организация образовательного процесса по информатике

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе