Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Страна «победившего социализма» (30 – е гг.)
Образовательная система «Школа 2100» Данилов Д.Д.,
Клоков В.А., Кузнецов А.В., др. История России.
XX - начало XXI века. - Учебник для 9-го класса основной школы
37
2 слайд
Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы
Работа с источниками после текста параграфа
1 . Кем являются авторы источников?
2. Чем отличается первый документ от второго и третьего?
3. Что объединяет первый и второй источники? Какая в них дается оценка произошедших в СССР изменений?
4. Какое мнение выражают простые люди?
5. Почему материалы, содержащиеся в третьем
источнике, являлись секретными для того времени?
6. Какое возникает противоречие при сопоставлении первого и второго источников с третьим?
7. Какой возникает вопрос?
Построен ли в СССР социализм - справедливое общество?
3 слайд
Задание 1. Выделите ключевые слова (родовой и видовые признаки) в определении понятия «социализм»
Актуализация знаний
(Общество будущего (родовой признак), равенство, справедливость, счастливая жизнь всех людей (видовые признаки).
Задание 2. Выделите ключевые слова (видовые признаки) в определениях понятий «индустриализация», «коллективизация»
Индустриализация:
Замена ручного труда машинным. Смена мануфактур фабриками.
Создание крупной машинной промышленности.
Коллективизация:
Объединение частных хозяйств в коллективные. Общая собственность на основные средства производства в колхозах. Коллективная организация труда и распределение полученного дохода в колхозах.
4 слайд
Актуализация знаний
Задание: Составьте таблицу
«Первая пятилетка»
5 слайд
Составление плана решения проблемы
Изменения, произошедшие в советской экономике в годы второй и третьей пятилеток?
Характерные черты командной модели экономики, сложившейся в СССР.
Что принес крестьянству колхозный строй?
Сделаем вывод: насколько советское общество 30-х годов соответствовало идеалу социализма?
Выясним:
6 слайд
Работа с иллюстрированной графической схемой на с. 163
Какие отрасли народного хозяйства развивались более успешно в 1930-е годы? Свой вывод аргументируйте.
Чем характеризовалось развитие сельского хозяйства в 1930-е годы?
Открытие нового знания
7 слайд
Работа с иллюстрированной графической схемой на с. 164, 144.
Что общего и что различного было в советской экономике периода НЭПа и 30-х годов?
Какие сектора были одинаковыми и для 20-х годов и для 30-х годов? Чем они были представлены? К какой экономической системе их можно отнести? Какой сектор, имевшийся в экономике 1920-х годов, исчез в 30-е годы?
Открытие нового знания
8 слайд
Какие два сектора (две формы собственности) становятся полностью господствующими в экономике 30-х годов? Как они называются в Конституции 1936 г. (Текст учебника, с. 166, 2-й абзац.)
Какая главная черта экономики 1930-х годов содержится в заголовке схемы на с. 164?
Какой еще термин в названии экономической системы употребляется в тексте учебника,
с. 165, 1-й абзац?
Какой главный механизм действия этой экономической системы? Найдите в тексте учебника на с. 163 его название.
Открытие нового знания
9 слайд
По схеме на с. 164 раскройте действие этого механизма в отношении госпредприятий, совхозов.
По этой же схеме раскройте действие командной системы в отношении колхозов.
Государство - наркоматы — предприятия, совхозы. МТС: назначение директоров, план (объем продукции, размер зарплаты, предоставление сырья и т.д.). Регулирование цен госчиновниками.
Наркомат земледелия - колхозы: госзаготовки сельхозпродукции. Райкомы партии: фактическое назначение председателей, команды, приказы председателям (что сеять, сколько, когда и т.д.)
Открытие нового знания
10 слайд
Работа со словарем.
Задание: выделить ключевые слова в определении понятия «командная экономика»: родовой и видовые признаки.
Родовой признак: хозяйственная система.
Видовые признаки: госпланирование и распределение, государственная и коллективная собственность, управление предприятиями, колхозами чиновниками государственных ведомств с помощью команд.
Открытие нового знания
11 слайд
Открытие нового знания
Работа по группам.
1-я группа. На основе текста «Фасады индустриального города» и иллюстративного материала на с. 166-169 выполнить задания:
Составить план по теме: «Что было характерно для советского города и жизни советских горожан в 1930-е годы».
Пункты плана, в которых отражены те порядки, которые представляются вам справедливыми, отметьте знаком «+», а те пункты плана, в которых отражены несправедливые, на ваш взгляд, порядки, знаком «-».
2-я группа. На основе текста учебника, иллюстративного материала на с. 170-172
1. Составить план: «Что было характерно для колхозного села и жизни крестьян в 1930-е годы» и ответить на вопрос: «Колхозный строй - это гибель крестьянства или прорыв в будущее?»
12 слайд
Открытие нового знания
1-я группа
+ Отмена карточной системы снабжения.
+ Отсутствие безработицы.
+ Низкая квартплата.
+ Путевки в санатории и курорты.
+ Бесплатное всеобщее образование.
+ Бесплатное лечение.
+ Строительство общежитий и жилья для рабочих и служащих.
- Большинство горожан ютилось в бараках и коммунальных квартирах.
+ Изменение облика городов. + Разнообразный досуг.
- Привилегии чиновников.
- Дефицит товаров, огромные очереди.
+ Движение стахановцев - передовиков производства, льготы им.
- Повышение норм выработки для всех рабочих.
- Суровые меры против рабочих за прогул, выпуск некачествен
ной продукции.
- Широкое использование труда узников ГУЛАГа на лесозаготовках, строительстве каналов и т.д.
13 слайд
Открытие нового знания
2-я группа
Полная зависимость колхозов от государства.
Частичная механизация сельскохозяйственных работ.
Обучение молодых колхозников профессии механизаторов.
Культурное просвещение села (фильмы, школы и т.д.).
Новшества в быту.
Главный и подчас единственный источник доходов колхозников -приусадебное хозяйство.
Оплата по трудодням — отсутствие заинтересованности у колхозников для работы в колхозах.
Производство сельхозпродукции в колхозах не росло, а даже
сокращалось.
Основной поставщик мяса, масла, картофеля - приусадебные
хозяйства.
Закон «Об охране социалистической собственности» («закон о
трех колосках»).
Лишение крестьян паспортов - прикрепление к колхозам.
14 слайд
Открытие нового знания
Задание: внести записи в таблицу - графа: «Социально-экономическое развитие 1930-х годов»
15 слайд
Применение нового знания
Какие из выдвинутых гипотез оказываются верными?
Подтверждается ли выдвинутая нами версия, что настоящего социализма в СССР не было построено?
Чтобы сделать вывод, нужно еще раз вспомнить, что такое социалистическое общество.
4. Соответствовало ли советское общество 30-х
годов этим представлениям о социализме?
5. Почему авторы учебника в заголовке
параграфа берут слова «победившего
социализма» в кавычки?
16 слайд
Домашнее задание
1. Прочитать дома в § 16.
2. Ответить на вопросы перед параграфом.
17 слайд
Антонов В.М., Данилов Д.Д., Давыдова С.М. Российская и Всеобщая история. 9 класс : Методические рекомендации для учителя. — М. : Баласс, 2010. — 320 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
Использованные ресурсы
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 661 596 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Красильникова Екатерина Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Мини-курс
3 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.