Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Тема: Строение и химический состав клетки
На дом: § 1
Пименов А.В. 2006
Глава I.
Организм человека и его строение
Задачи:
Изучить строение клетки и ее химический состав
2 слайд
Выполнение домашнего задания начинайте с чтения параграфа. При этом пользуйтесь рисунками, на которые имеются ссылки.
Закончив чтение параграфа, найдите в тексте ответы на вопросы в конце параграфа и объясните термины и понятия, напечатанные в его конце. Они отмечены значком ■.
Затем, перескажите каждую статью параграфа и проверьте, усвоили ли вы содержание рисунков.
На странице 217 даны количественные показатели организма человека, чтобы вы могли следить за развитием собственного организма. В конце книги приведены задания к лабораторному практикуму. Лабораторные работы проводятся в классе на соответствующих уроках. Завершает книгу указатель терминов.
Как пользоваться учебником
3 слайд
На следующем уроке четыре человека будут отвечать письменно на вопросы карточек, за 10 минут нужно дать развернутый ответ на поставленный вопрос.
Один ученик будет работать с карточкой у доски, в ней обычно 10 вопросов, нужно записать номера вопросов и против них – краткие ответы.
10-11 учащихся будут работать с тестовыми заданиями на компьютерах, два – три человека будут отвечать устно.
Изучение нового материала проводится с помощью презентаций, в тетрадях записывается тема, домашнее задание, основные понятия и определения, которые диктует учитель.
Подпишите ваши тетради:
Как мы будем работать на уроках
Биология, человек.
Тетрадь ученика (цы) 9-1(2,3,4) класса
Физико-технического лицея №1
Иванова Михаила
4 слайд
Вы уже знаете, что в процессе эволюции животного мира, который длился на протяжении сотен миллионов лет, сформировалось наиболее совершенное создание природы — человек.
Познавая законы окружающего мира, человек стал изучать и свой собственный организм.
Возникли науки, среди которых важнейшее место занимают анатомия, физиология и психология человека.
Анатомия — наука, изучающая строение организма, его органов, тканей, клеток.
Физиология — наука, изучающая функции целостного организма, отдельных клеток, органов и их систем.
Психология — наука об общих закономерностях психических процессов и индивидуально-личностных свойствах конкретного человека.
Анатомия, физиология, психология, гигиена
5 слайд
Эти науки тесно связаны между собой. Поэтому в школе основы этих наук изучают вместе.
Каждому человеку нужно знать строение и функции своего организма. Это необходимо для сознательного соблюдения гигиенических правил.
Гигиена изучает условия для сохранения здоровья человека, правильной организации его быта, труда и отдыха. Знание и применение правил личной гигиены крайне важно для сохранения здоровья, закаливания организма, его нормального физического развития. На знании анатомии и физиологии человека, а также других наук строится современная медицина.
Анатомия, физиология, психология, гигиена
6 слайд
Тема: Строение и химический состав клетки. На дом: § 1
1. Анатомия, физиология, психология, гигиена?
Работа с тетрадью:
7 слайд
Вы уже знаете, что тела растений и животных построены из клеток. Организм человека тоже состоит из клеток. Благодаря клеточному строению организма возможны его рост, размножение, восстановление органов и тканей и другие формы деятельности.
Форма и размеры клеток зависят от выполняемой органом функции.
Основным прибором для изучения строения клетки является микроскоп. Световой микроскоп позволяет рассматривать клетку при увеличении примерно до трех тысяч раз; электронный микроскоп, в котором вместо света используется поток электронов, — в сотни тысяч раз. Изучением строения и функций клеток занимается цитология (от греч. «цитос» — клетка).
Строение клетки
8 слайд
Цитоплазма — вязкое полужидкое вещество. Цитоплазма содержит ряд мельчайших структур клетки — органоидов, которые выполняют различные функции. Рассмотрим самые важные из органоидов: митохондрии, сеть канальцев, рибосомы, клеточный центр, ядро.
Строение клетки
Каждая клетка состоит из цитоплазмы и ядра, а снаружи она покрыта мембраной, плазмалеммой, разграничивающей одну клетку от соседних. Пространство между мембранами соседних клеток заполнено жидким межклеточным веществом. Главная функция мембраны состоит в том, что через нее движутся различные вещества из клетки в клетку и таким образом осуществляется обмен веществ между клетками и межклеточным веществом.
9 слайд
10 слайд
Сеть канальцев (ЭПС) пронизывает всю цитоплазму. По этим канальцам происходит передвижение веществ и устанавливается связь между органоидами.
Рибосомы — плотные тельца, содержащие белок и рибонуклеиновую кислоту. Эти органоиды отвечают за синтез белков.
Строение клетки
Митохондрии — короткие утолщенные тельца с внутренними перегородками. В них образуется вещество, богатое энергией, необходимой для процессов, происходящих в клетке АТФ. Замечено, что чем активнее работает клетка, тем больше в ней митохондрий.
11 слайд
12 слайд
В ядре есть особое вещество — хроматин, из которого перед делением клетки образуются нитевидные тельца — хромосомы. Для клеток характерно постоянное количество хромосом определенной формы. В клетках тела человека содержится по 46 хромосом, а в половых клетках по 23. В хромосомах находятся молекулы ДНК, молекулы «памяти», хранители генетической информации.
Строение клетки
Клеточный центр образован тельцами, которые участвуют в делении клетки. Они расположены возле ядра.
Ядро — это тельце, которое является обязательной составной частью клетки. Здесь находится генетическая информация, отсюда регулируется жизнедеятельность клетки.
13 слайд
14 слайд
Тема: Строение и химический состав клетки. На дом: § 1
Анатомия, физиология, психология, гигиена?
Строение клетки
Клетка: мембрана и цитоплазма с органоидами
Мембрана – регулирует поступление и вывод веществ из клетки;
Цитоплазма – среда клетки с органоидами;
Митохондрии – образование АТФ, органоиды дыхания;
ЭПС – система «коридоров», синтез органических веществ;
Рибосомы – синтез белка;
Клеточный центр – образование цитоскелета, расхождение хромосом;
Ядро – хранение и передача наследственной информации;
Ядрышко – синтез рибосом;
Работа с тетрадью:
15 слайд
Она растворяет вещества, участвующие в химических реакциях: переносит питательные вещества, выводит из клетки отработанные и вредные соединения.
Минеральные соли — хлорид натрия, хлорид калия и др. — играют важную роль в распределении воды между клетками и межклеточным веществом.
Химический состав клетки
Клетки организма человека состоят из разнообразных химических соединений неорганической и органической природы. К неорганическим веществам клетки относятся вода и соли. Вода составляет до 80% массы клетки.
16 слайд
Отдельные химические элементы, такие, как кислород, водород, азот, сера, железо, магний, цинк, иод, фосфор, участвуют в создании жизненно важных органических соединений. Органические соединения образуют до 20—30% массы каждой клетки.
Среди органических соединений наибольшее значение имеют углеводы, жиры, белки и нуклеиновые кислоты.
Углеводы состоят из углерода, водорода и кислорода. К углеводам относятся глюкоза, животный крахмал — гликоген. Многие углеводы хорошо растворимы в воде и являются основными источниками энергии для осуществления всех жизненных процессов. При распаде 1 г углеводов освобождается 17,6 кДж энергии.
Химический состав клетки
17 слайд
Жиры образованы теми же химическими элементами, что и углеводы. Жиры нерастворимы в воде. Они входят в состав клеточных мембран. Жиры также служат запасным источником энергии в организме. При полном расщеплении 1 г жира освобождается 38,9 кДж энергии.
Белки являются основными веществами клетки. Белки — самые сложные из встречающихся в природе органических веществ, хотя и состоят из относительно небольшого числа химических элементов — углерода, водорода, кислорода, азота, серы. Молекула белка имеет большие размеры и представляет собой цепь, состоящую из десятков и сотен более простых соединений — 20 видов аминокислот.
Химический состав клетки
18 слайд
Белки служат главным строительным материалом. Они участвуют в формировании мембран клетки, ядра, цитоплазмы, органоидов.
Многие белки выполняют роль ускорителей течения химических реакций — ферментов. Биохимические процессы могут происходить в клетке только в присутствии особых ферментов, которые ускоряют химические превращения веществ в сотни миллионов раз.
Белки имеют разнообразное строение. Только в одной клетке насчитывается до 1000 разных белков. При распаде белков в организме освобождается примерно такое же количество энергии, как и при расщеплении углеводов – 17,6 кДж на 1 г.
Химический состав клетки
19 слайд
Нуклеиновые кислоты образуются в клеточном ядре. С этим связано их название (от лат. «нуклеус» — ядро). Они состоят из углерода, кислорода, водорода и азота и фосфора. Нуклеиновые кислоты бывают двух типов — дезоксирибонуклеиновые (ДНК) и рибонуклеиновые (РНК). ДНК находятся в основном в хромосомах клеток. ДНК определяет состав белков клетки и передачу наследственных признаков и свойств от родителей к потомству. Функции РНК связаны с образованием характерных для этой клетки белков.
Химический состав клетки
20 слайд
Тема: Строение и химический состав клетки. На дом: § 1
Анатомия, физиология, психология, гигиена?
Строение клетки
Клетка: мембрана и цитоплазма с органоидами
Мембрана – регулирует поступление и вывод веществ из клетки;
Цитоплазма – среда клетки с органоидами;
Митохондрии – образование АТФ, органоиды дыхания;
ЭПС – система «коридоров», синтез органических веществ;
Рибосомы – синтез белка;
Клеточный центр – образование цитоскелета, расхождение хромосом;
Ядро – хранение и передача наследственной информации;
Ядрышко – синтез рибосом;
Химический состав клетки
Неорганика: вода и соли;
Органика: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты – ДНК, РНК
Работа с тетрадью:
21 слайд
Тест 1. Световой микроскоп дает увеличение в:
200-300 раз.
2000-3000 раз.
20 000-30 000 раз.
200 000-300 000 раз.
Тест 2. Электронный микроскоп дает увеличение в:
200-300 раз.
2000-3000 раз.
20 000-30 000 раз.
200 000-300 000 раз.
Тест 3. За клеточное дыхание и образование АТФ отвечают:
Митохондрии.5. Ядро.
Рибосомы.6. Лизосомы.
Сеть канальцев (эндоплазматическая сеть).7. Хроматин.
Клеточный центр.8. Хромосомы.
Повторение:
22 слайд
Тест 4. За хранение наследственной информации отвечают:
Митохондрии.5. Ядро.
Рибосомы.6. Лизосомы.
Сеть канальцев (эндоплазматическая сеть).7. Цитоплазма.
Клеточный центр.
Тест 5. За синтез клеточных белков отвечают:
Митохондрии.5. Ядро.
Рибосомы.6. Лизосомы.
Сеть канальцев (эндоплазматическая сеть).7. Цитоплазма.
Клеточный центр.8. Хромосомы.
Тест 6. За расхождение хромосом при делении клетки отвечают:
Митохондрии.5. Ядро.
Рибосомы.6. Лизосомы.
Сеть канальцев (эндоплазматическая сеть).7. Цитоплазма.
Клеточный центр.8. Хромосомы.
Повторение:
23 слайд
Тест 7. Основной источник энергии для клетки:
Белки.
Жиры.
Углеводы.
Нуклеиновые кислоты.
Тест 8. Запасной источник энергии для клетки:
Белки.
Жиры.
Углеводы.
Нуклеиновые кислоты.
Тест 9. Нуклеиновые кислоты образуются:
Рибосомами.
Клеточным центром.
В цитоплазме клетки.
В ядре.
Тест 10. Ферменты – это:
Белки.
Жиры.
Углеводы.
Нуклеиновые кислоты.
Повторение:
24 слайд
**Тест 11. Непосредственно связаны с биосинтезом белков:
Рибосомы.
ДНК.
РНК.
Клеточный центр.
**Тест 12. Верные суждения:
Ферменты – это белки.
Углеводы состоят из 20 видов аминокислот.
Ферменты ускоряют химические реакции в миллионы раз.
Нуклеиновые кислоты – самые сложные молекулы в клетке.
**Тест 13. В состав белков входят 5 элементов:
Углерод.5. Водород.
Калий.6. Натрий.
Кислород.7. Азот.
Железо.8. Сера.
Повторение:
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 626 891 материал в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Толпекина Мария Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Мини-курс
5 ч.
Мини-курс
8 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.