Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Схемы орфограмм по русскому языку
Подготовила учитель начальных классов
МОУ ОГ № 21 г. Архангельска Зуева Т.В.
Из опыта работы
2 слайд
Немного теории
Актуальной проблемой школы является низкая орфографическая грамотность учащихся. Это вызвано рядом причин. Одной из них методисты и учителя-практики считают отсутствие целостного представления о системе русской орфографии. Попытки систематизировать орфографический материал , составить некую схему, опору предпринимались неоднократно. И такая система появилась и даёт свои плоды.
См. www.yamal.org/ook.
Но эта система должна быть не просто представлена ученику в готовом виде. Важно, чтобы ученик «сделал открытие» самостоятельно.
И здесь надо остановиться на таком термине как «когнитивность»
3 слайд
Когнитивность – способность к умственному восприятию и переработке информации.
С этим понятием связано ещё одно - «когнитивизм».
Вот какое определение даёт этому понятию большой толковый словарь: «Когнитивизм – теория, которая утверждает, что люди не просто машины, механически реагирующие на внешние или внутренние факторы, а именно то, что разуму человека доступно нечто большее, чем информация, поступающая извне».
В психологии когнитивизм - это теоретический подход к пониманию ума, который утверждает, что функционирование ума может быть понято при помощи количественных, позитивистских и научных методов. Эти функции могут быть названы моделями обработки информации.
Немного теории
4 слайд
Усвоить навык грамотного письма младшему школьнику весьма непросто… Правила забываются… Ошибки повторяются…
Значит, необходимо научить детей особым образом перерабатывать информацию.
Уже несколько лет подряд я со своими детьми «открываю» новую орфограмму, а результатом этого открытия является схема, опора. Иногда таких схем одновременно появляется несколько. И тогда мы вместе их анализируем , выбираем самую-самую… Ученик, будучи автором схемы, легко узнаёт орфограмму, воспроизводит материал, вспоминает правила проверки.
Подобная когнитивная (посредством составления схем) переработка материала способствует прочному усвоению знаний.
Немного теории
5 слайд
Гласные после шипящих
ж
ш
ч
щ
ч
щ
и
а
у
В сочетаниях ЖИ-ШИ
Только И всегда пиши.
Сочетанья ЧА и ЩА
Пишем только с буквой А.
Сочетанья ШУ и ЩУ
только с буквой У.
6 слайд
Безударные гласные
в корне
?
?
изменение
Если буква гласная вызвала сомнение –
Ты её немедленно ставь под ударение.
7 слайд
Парные и непроизносимые согласные
изменения
?
Звук согласный проверяй,
Следом гласный подставляй.
8 слайд
Гласные после Ц
Исключения:
цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыц
Ц И
Ы
9 слайд
Правописание Ъ
Ъ пишем после приставок, оканчивающихся на согласный, перед гласными корня Е, Ё, Ю,Я.
Ъ
е
ё
ю
я
10 слайд
Роль и правописание Ь
Разделительный мягкий знак
Ь
е
ё
ю
и
я
Показатель мягкости согласного
Ь
11 слайд
Правописание О и Ё после шипящих в корне слова
Исключения:
крыжовник, капюшон, чащоба, чопорный, обжора, чокаться, трещотка, шов …
Если в корне после шипящего под ударением слышится [О], то надо писать Ё.
[О] = Ё
12 слайд
Правописание Ь
глагол 2 лица имя сущ. 3 скл.
-ишь
-ешь
-ёшь
-чь
-жь
-шь
13 слайд
Правописание Ь в наречиях
наречие
Исключения:
уж, замуж, невтерпёж
ш (ч, ж) Ь
14 слайд
Суффиксы наречий
Исключения:
связно, доверчиво
из-
до-
с-
в-
на-
за
А
О
15 слайд
Правописание приставок
или
В приставках, оканчивающихся на -З перед гласными и звонкими согласными пишется З, перед глухими - С.
Приставки З- в русском языке нет.
…з
…с
з
16 слайд
Правописание И, Е
в суффиксах
имён существительных
Суффикс -ек- пишется в словах, при склонении которых, гласный Е выпадает.
Суффикс -ик- пишется в словах, которые при склонении сохраняют И.
ек(а)
ик(а)
17 слайд
Правописание О и Ё
в суффиксах некоторых частей речи
В суффиксах существительных, прилагательных и наречий под Исключение: ударением пишется ещё О, без ударения - Е.
ч, щ, ж, ц
О
Е
18 слайд
Правописание суффиксов глаголов прошедшего времени
глагол пр.вр начальная форма
?
Чтобы узнать, какую гласную следует писать в суффиксе глагола прошедшего времени, надо поставить глагол в начальную форму. Какая гласная пишется перед –ТЬ, та же гласная пишется и перед –Л, т.к. основы прошедшего времени и начальной формы совпадают.
л
ть
19 слайд
И в заключение…
Подобных схем много. Здесь представлена лишь часть.
В 1 классе я показываю детям, как можно «зашифровать» наш секрет. Мы вместе «договариваемся» об особых значках и символах. В дальнейшем дети сами делают схемы.
Эти схемы являются результатом работы моих учеников разных лет…А так как я – учитель начальных классов и «открывать новые знания» мне доводится каждые четыре года - схемы могут несколько видоизменяться, но суть остаётся. Я не исправляю то, что получилось у детей – ведь это – их труд
По такому же принципу мы создаём схемы и на уроках математики.
Ученики заносят их в ТЕТРАДЬ СЕКРЕТОВ и пользуются ими в дальнейшем.
Как строится работа по «Открытию» новой орфограммы показано на примере фрагмента урока русского языка.
20 слайд
Желаю творческих успехов!
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 653 501 материал в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Григорьева Карина Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.