Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Традиции и «уроки» древних цивилизаций.
Орнамент
Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие.
А.С.Пушкин
2 слайд
Учебные цели и задачи:
Рассмотреть историю возникновения первобытного искусства, углубить знания об искусстве как о духовном опыте поколений, о способе познания мира и проявления сил человека.
Учебные вопросы:
Традиции первобытной культуры.
Орнамент сквозь века. История возникновения искусства.
Роль художественной культуры в развитии личности.
Влияние древних цивилизаций на современность.
3 слайд
Память прошлого присутствует во всем, что нас окружает: в нас самих, в наших играх, в орудиях труда.
Даже с памятью о первобытности мы встречаемся на каждом шагу. Считаем мы десятками, потому что наши далекие предки использовали пальцы для счета; говорим на языках, корни которых уходят в седую древность каменного века.
Украшаем одежду, посуду , жилище древними магическими знаками, со временем ставшими просто узорами.
Проходили века и тысячелетия…
Человек учился, орудия труда становились сложнее, поэтому он меньше зависел от животных. На стенах пещер появились изображения людей. Если на плоскости люди – в движении, то статуэтки изображают их в состоянии покоя, иногда задумчивости и сосредоточенности.
4 слайд
«МЫСЛИТЕЛЬ»
Скульптор Роден
Ваятель каменного века
5 слайд
Бывает, что традиция, идущая из первобытного общества, прерывается, затухает, уходит на второй план. Так случилось и с первобытным искусством.
Люди забывают, как видели мир их предки, и лишь заново познакомившись с искусством древности, они проникаются его ценностью и заимствуют забытые черты.
Видоизменившиеся традиции первобытной культуры могут приспосабливаться к новой жизни. Такие явления называют ПЕРЕЖИТКАМИ.
Примером пережитков является орнамент.
6 слайд
Орнамент существует на созданной человеком вещи, стене, сосудах, тканях. Почему возникла сама вещь, для чего нанесли узор? Ясное дело, для чего: горшок – кашу варить, плуг – пахать, прялка – чтобы…
7 слайд
Человек выделился из природы, когда стал творить.
Человек осознал «верх и низ», т.е. небо и землю.
Земля – квадрат.
Вода – волнистая линия.
Свастика – движение солнца.
Ее излом – направление движения, стороны света и времена года.
Спираль – развитие и движение.
Древний человек изображал все это, находя аналоги в окружающем мире.
8 слайд
Например, в Древнем Египте орнамент и вещь находились в единстве с письменностью.
Для египтян орнамент – идея бесконечности бытия.
Орнамент как произведение искусства существует в пространстве и во времени. Нужно быть очень внимательным к каждому мотиву, ритму, и тогда он поведает нам длиннющую, уходящую в глубь веков, историю.
9 слайд
Основы композиции. Орнамент
В греческом меандре выражается идея движения через образ набегающей волны.
Элементы-символы разных стран:
Египет – лотос
Греция – листья аканта
Япония – хризантема
Индия, Персия - огурец
10 слайд
Виды орнамента
ПРЕДМЕТНЫЙ – пышные орнаментальные узоры
АСТРАЛЬНЫЙ – изображение звезд, солнца, комет, планет, галактик
КАЛЛИГРАФИЧЕСКИЙ – с включением элементов письма
ПЕЙЗАЖНЫЙ – в японских и китайских ширмах, перегородках
ЗООМОРФНЫЙ – фигуры, изображение человека
11 слайд
В жилище первым делом украшали окна, ворота. Калитки. В одежде – рукава, подол и ворот.
Древние люди верили, что злые силы проникают через отверстия и поэтому старались защитить их магическими знаками, среди которых важную роль играли символы солнца.
12 слайд
Влияние орнамента испытала на себе и живопись 20 века. Композиции из геометрических фигур, пятен, линий создавали художники Малевич и Кандинский.
13 слайд
Задание:
Орнамент доступен не только для восприятия, но и для творчества.
Давайте, попробуем заняться этим увлекательным делом – составлением орнамента. Например: зарождение цветочного орнамента (рисуем стилизованный цветок лотоса).
14 слайд
15 слайд
Желаю удачи в работе!
16 слайд
Презентация подготовлена для урока МХК
учителем ИЗО и МХК
Путиловой Еленой Леонидовной
моу сош № 25
г.Нижний Тагил
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 664 409 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Исаева Виктория Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.