Инфоурок Другое ПрезентацииПрезентация на тему Трудные случаи в орфографии

Презентация на тему Трудные случаи в орфографии

Скачать материал
Скачать материал "Презентация на тему Трудные случаи в орфографии"

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Животновод

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Трудные случаив орфографиилекцию ведет
Жданова Людмила ЯковлевнаРусский язык...

    1 слайд

    Трудные случаи
    в орфографии
    лекцию ведет
    Жданова Людмила Яковлевна
    Русский язык для абитуриентов

  • Проверяемые безударные гласныев корнях слов Понимание морфемной структуры сл...

    2 слайд

    Проверяемые безударные гласные
    в корнях слов
    Понимание морфемной структуры слова ведет к сознательному усвоению правил правописания (орфографии).

    Ведущим принципом русского правописания является морфологический, который устанавливает единообразное написание морфем вне зависимости от произношения.

    Например, корневая морфема -вод- пишется одинаково во всех однокоренных словах, хотя произносится по-разному: во́ды, вода́, водяно́й, води́чка, подво́дный: корневая морфема -зем-/-земл-/-земел- во всех словах пишется с гласной е независимо от произношения: земля́, зе́мли, земе́льный, земли́стый, о́земь и т.д.

  • Проверяемые безударные гласныев корнях слов Морфологический принцип определя...

    3 слайд

    Проверяемые безударные гласные
    в корнях слов
    Морфологический принцип определяет основное правило русской орфографии – правописание корневых безударных гласных, проверяемых ударением.
    Если морфемы пишутся одинаково, то в безударном положении, где гласный произносится неясно, он будет обозначен той же буквой, что и под ударением (ср.: копче́ности – ко́поть, вдалеке́ – да́ль, затаи́ть – та́йна).
    Значит, чтобы написать правильно слово с безударным гласным, нужно так изменить слово или подобрать такое родственное слово, где бы проверяемый гласный корня находился под ударением.

  • Проверяемые безударные гласныев корнях слов Следует запомнить, что корневой...

    4 слайд

    Проверяемые безударные гласные
    в корнях слов
    Следует запомнить, что корневой безударный гласный в глаголах совершенного вида нельзя проверять при помощи глаголов несовершенного вида с суффиксами -ыва-/-ива-. Например: опозда́ть проверяем словом по́здно, а не словом опа́здывать; вы́бросить проверяем словом сбро́с или бро́сить, а не словом выбра́сывать.
    Упражнение 1. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Подберите проверочные слова.
    Упражнение 2. Перепишите; вставьте пропущенные буквы и подберите проверочные слова.

  • Непроверяемые безударные гласныев корнях слов Правописание гласных во многих...

    5 слайд

    Непроверяемые безударные гласные
    в корнях слов
    Правописание гласных во многих словах нельзя проверить ударением; например: соба́ка, ваго́н, арома́т, аплоди́ровать. Непроверяемые написания слов называются т р а д и ц и о н н ы м и. Слова с традиционными написаниями нужно запоминать. В случае затруднения следует обращаться к орфографическому словарю.
    Упражнение 3. Перепишите; вставьте пропущенные гласные и подчеркните их.
    Упражнение 4. Перепишите, вставляя пропущенные гласные. В случае затруднения справляйтесь в орфографическом словаре.
    Упражнение 5. Перепишите и запомните пары слов.

  • Чередующиеся гласные в корнях слов Задача 1. Даны слова: миролюбивый, замерет...

    6 слайд

    Чередующиеся гласные в корнях слов
    Задача 1. Даны слова: миролюбивый, замереть, замирать, примирились, примерять (платье), примирять (поссорившихся). Какие известны способы проверки гласных в корнях слов? Как проверить правописание гласных в корнях данных слов?
    Упражнение 6. Перепишите; вставьте пропущенные буквы и выделите корни. Сделайте морфемный анализ выделенных слов.

  • Корни, в которых правописание гласной зависит от ударения

1. гар-/гор-
    к...

    7 слайд

    Корни, в которых правописание гласной зависит от ударения

    1. гар-/гор-
    клан-/клон-
    твар-/твор-

    И с к л ю ч е н и я: пригарь, утварь.

    2. зар-/зор- – в безударном положении пишется а

    И с к л ю ч е н и я: зоревать, ворянка.
    Корни с чередованием
    гласных о/а, е/и.
    в безударном положении
    пишется о

  • Корни с чередованиемгласных о/а, е/и.Корни, в которых правописание гласной з...

    8 слайд

    Корни с чередованием
    гласных о/а, е/и.
    Корни, в которых правописание гласной зависит от следующего за корнем суффикса или от
    характера согласной (согласных) корня

    1. бер-/бир
    дер-/дир
    мер-/мир-
    пер-/пир-
    тер-/тир-
    блест-/блист-
    жег-/жиг-
    стел-/стил-
    чет-/чит-
    И с к л ю ч е н и я: сочетать, сочетание.

    2. лаг(а)-/лож-
    кас(а)-/косн
    И с к л ю ч е н и е: полог.

    3. раст-(ращ-)/рос-(росл-): правописание гласных зависит от характера согласных корня
    И с к л ю ч е н и я: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, подростковый (от подросток),
    но: отрасль.

    4. скач-/скоч-
    И с к л ю ч е н и я: скачок, скачу.
    в корнях пишется и,
    если за корнем следует суффикс -а-
    в корнях пишется а, если за корнем следует суффикс -а-.
    Различным будет и характер согласных корня

  • Корни с чередованиемгласных о/а, е/и.Корни, в которых правописание гласной з...

    9 слайд

    Корни с чередованием
    гласных о/а, е/и.
    Корни, в которых правописание гласной зависит от смысла

    1. мак-/мок-(моч-):
    слова с корнем мак- имеют значение «опускать, погружать в жидкость»: обмакнуть кисть в краску, макать хлеб в молоко;
    слова с корнем мок-(моч-) имеют значение «пропускать или не пропускать жидкость», «становится влажным, мокрым»: промокают (сапоги), вымокнуть (под дождем), непромокаемый (плащ);
    слова промокать (написанное), промокательная (бумага), промокашка пишутся с корнем
    мок-.

    2. равн-/ровн-:
    корень равн- связан со значением «равный, одинаковый, сходный» (по величине, качеству, достоинству): равные величины, равномерное движение, равные условия, сравнять счет в игре;
    корень ровн- связан со значением «ровный, гладкий, прямой»: ровная поверхность, заровнять яму.

    И с к л ю ч е н и я: равнина, но: ровесник, уровень, поровну.
    Слово равнение (во всех значениях) пишется с корнем равн-.



    плав-/плов-/плыв-: во всех словах пишется корень плав- (плавники, жук-плавунец, плавучий).
    И с к л ю ч е н и я: пловец, пловчиха, плывуны и производные от них.

  • Гласные о – ё  после шипящих Алгоритм 1. Правописание О – Ё после шипящих

    10 слайд

    Гласные о – ё после шипящих
    Алгоритм 1. Правописание О – Ё после шипящих

  • Гласные о – ё после шипящих Ч а с т ь  с л о в а   (м о р ф е м а) – корень...

    11 слайд

    Гласные о – ё после шипящих
    Ч а с т ь с л о в а (м о р ф е м а) – корень

    1. В корне пишется ё, если в родственных словах или в другой форме того же слова пишется е (щётка – щетина, шёпот – шептать, дешёвый – дешевле); в остальных случаях пишется о: шорох, шов, шок

    2. жог- – жёг-: в именах существительных пишется о, в глаголах – ё: ожог руки – ожёг руку, поджог сарая – поджёг сарай

  • Гласные о – ё после шипящих Ч а с т ь  с л о в а   (м о р ф е м а) – суффикс...

    12 слайд

    Гласные о – ё после шипящих
    Ч а с т ь с л о в а (м о р ф е м а) – суффикс или окончание
    В глаголах и отглагольных образованиях (отглагольные прилагательные, причастия, отглагольные существительные) всегда пишется ё
    1. В окончаниях глаголов – ё: печёшь, жжёшь
    2. В суффиксах:
    а) глаголов – ё: выкорчёвывать, размежёвывать;
    б) отглагольных прилагательных – ё: мощёный, кручёный, золоченный (от мостить, крутить, золотить);
    в) причастий – ё: сгущённый, заряжённый (от сгустить, зарядить);
    г) отглагольных существительных – ё: корчёвка, ночёвка (от корчевать, ночевать), копчёности (от копчёный – коптить), сгущёнка (от сгущённый – сгустить)

  • Гласные о – ё после шипящих Ч а с т ь  с л о в а   (м о р ф е м а) – суффикс...

    13 слайд

    Гласные о – ё после шипящих
    Ч а с т ь с л о в а (м о р ф е м а) – суффикс или окончание
    В именах существительных и отыменных образованиях (отыменные прилагательные) под ударением пишется о, в безударном положении - е
    1. В окончаниях существительных и прилагательных – о: ключо́м, ножо́м, чужо́го, большо́го, но: ду́шем, пла́чем, хоро́шего
    2. В суффиксах:
    а) существительных –ок, -онк, -онок–о: пушо́́к, речо́нка, волчо́нок (от пух, река, волк);
    б) отыменных прилагательных –о: кумачо́вый, холщо́вый (от кумач, холст), но: плю́шевый

  • Гласные о – ё после шипящих Следует запомнить:
На конце наречий пишется о: св...

    14 слайд

    Гласные о – ё после шипящих
    Следует запомнить:
    На конце наречий пишется о: свежо, горячо (и с к л ю ч е н и е: ещё).
    В именах существительных и прилагательных пишется о, если оно является беглым: смешон – смешной, княжон – княжна.
    Пишется ё в суффиксе существительных ёр: стажёр, ретушёр.
    Пишется ё в словах причём, нипочём.
    Запомните правописание слов трущоба, чащоба, трещотка.

  • Гласные о – ё после шипящих Задача 2. Даны слова: речонка – сгущёнка, трещотк...

    15 слайд

    Гласные о – ё после шипящих
    Задача 2. Даны слова: речонка – сгущёнка, трещотка – щётка, шёпот – шорох, смешон – поражён, ковшовый – дешёвый.
    Задача 3. Даны слова: деньж..нки – саж..нки, душ..нка – пш..нка, княж..н – изображ..н, рубаш..нка – туш..нка, собач..нка – печ..нка, луч..м – печ..м, нож..вка – размеж..вка, плеч..м – нипоч..м, обж..ры – стаж..ры. Как вы будете рассуждать, какие примените правила, чтобы верно вставить пропущенные гласные о – ё?
    Упражнение 7. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, объясните написание.

  • Гласные после ц Упражнение 8. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

    16 слайд

    Гласные после ц
    Упражнение 8. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

  • Правописание согласных в корне Непроизносимые согласные

	Всем известно, как...

    17 слайд

    Правописание согласных в корне
    Непроизносимые согласные

    Всем известно, как прелестно
    Букву т писать уместно,
    Но опасно и ужасно
    Букву т писать напрасно.

    Да и не только букву т. Чтобы убедиться, что в слове есть непроизносимая согласная, нужно подобрать такое родственное слово, где бы эта согласная зазвучала; например: известно – известие, прелестно – прелесть, уместно – место, но: опасно – опасен, ужасно – ужасен, напрасно – напрасен.
    Упражнение 9. Перепишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы; рядом пишите проверочные слова.

  • Правописание согласных в корне Удвоенные согласные

Удвоенные согласные в кор...

    18 слайд

    Правописание согласных в корне
    Удвоенные согласные

    Удвоенные согласные в корнях слов пишутся, как правило, в заимствованных словах. Написание таких слов следует запоминать, а в случае затруднений справляться в орфографическом словаре.
    Упражнение 10. Перепишите и запомните правописание слов
    Упражнение 11. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. В случае затруднений справляйтесь в орфографическом словаре. С выделенными словосочетаниями составьте предложения.

  • Правописание согласных в корнеЗапомните, что жж пишется в таких исконно русск...

    19 слайд

    Правописание согласных в корне
    Запомните, что жж пишется в таких исконно русских словах, как вожжи, дрожжи, жужжать, можжевельник и в производных от них словах, например: можжевеловый, дрожжевой, жужжащий и т.п.; в некоторых формах глагола жечь, где г чередуется с ж: жжешь, жжет, жженый (ср.: жгут, жгу).
    Во всех остальных случаях пишется зж, хотя слышится долгий звук [ж]: дребезжащий (вдребезги), визжащий (визг), брюзжащий (брюзга), брызжущий (брызги) и т.п.

  • Правописание приставокСогласные в приставках

    20 слайд

    Правописание приставок
    Согласные в приставках

  • Правописание приставокГласные в приставках  Упражнение 12. Перепишите, встав...

    21 слайд

    Правописание приставок
    Гласные в приставках
    Упражнение 12. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите приставки.
    Упражнение 13. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите морфемы, в которых пропущены буквы.

  • Правописание на стыке приставки и корня Сочетания согласных букв 

На стыке п...

    22 слайд

    Правописание на стыке приставки и корня
    Сочетания согласных букв

    На стыке приставки и корня нередко происходит удвоение согласных; при этом одна согласная относится к корню, а другая – к приставке; например: под-дать, рас-сыпать, раз-задорить, рас-стелить.
    В словах изжить, разжечь, возжечь, безжизненный и др. слышится долгий звук [ж], но пишется зж (з приставочное и ж корневое).
    В словах расщепленный, расщедриться, расщелина, расчет, рассчитывать и т.п. слышится звук [ш].
    Чтобы не ошибиться в правописании, нужно определить, от какого корня образовано слово и при помощи какой приставки; например: расщепленный от рас-щепить, щепа, щепка.

  • Правописание на стыке приставки и корня Запомните, что перед корнем –чёт- пиш...

    23 слайд

    Правописание на стыке приставки и корня
    Запомните, что перед корнем –чёт- пишется с, а перед корнем –чит- – сс (расчет – рассчитывать).

    И с к л ю ч е н и е: бессчетный (без счета).
    Упражнение 14. Перепишите, вставляя буквы с или сс. Выделите приставки и корни.

  • Правописание на стыке приставки и корня Буквы ы и и после приставок. Разделит...

    24 слайд

    Правописание на стыке приставки и корня
    Буквы ы и и после приставок. Разделительные ь и ъ
    Упражнение 15. Перепишите, вставляя пропущенные буквы: выделите приставки.
    Упражнение 16. Перепишите, вставляя пропущенные буквы; объясните написание.

  • Правописание на стыке приставки и корня Приставки пре- и при- 

Приставки пре...

    25 слайд

    Правописание на стыке приставки и корня
    Приставки пре- и при-

    Приставки пре- и при- различаются по значению.
    Приставка при- обозначает:
    1) присоединение, приближение, прибавление: пришить, пристегнуть, приплыть, придвинуть, приклеить, пристроить, приумножить (т.е. прибавить);
    2) неполноту действия или доведение действия до конца: приоткрыть, приподняться, присмиреть, приукрасить, присесть, притворить, пристрелить, прикончить, придумать;
    3) пространственную близость: пригородный, придорожный, приморский, приусадебный, пришкольный, прибрежный.

  • Правописание на стыке приставки и корня Приставки пре- и при- 

Приставка пре...

    26 слайд

    Правописание на стыке приставки и корня
    Приставки пре- и при-

    Приставка пре- обозначает:
    1) высшую степень качества, действия: преогромный, премилый, презабавный, преуспеть, преувеличить;
    2) то же, что и приставка пере-: преградить (перегородить), прервать (перервать).
    Однако правописание не всех слов с приставками пре- и при- можно объяснить с помощью приведенных выше значений. В некоторых словах значение приставок затемнено; например: преследовать, причудливый, пристойный, прискорбие. В других – приставка срослась с корнем; например: препятствие, презирать, прибор, приятель, привет, прилежный. Поэтому написание многих слов приходится запоминать.

  • Правописание на стыке приставки и корня Приставки пре- и при- 
Ниже приведены...

    27 слайд

    Правописание на стыке приставки и корня
    Приставки пре- и при-
    Ниже приведены наиболее трудные в отношении правописания слова с приставками пре- и при-, а также слова иноязычного происхождения:

  • Правописание на стыке приставки и корня Приставки пре- и при- 

Различие в на...

    28 слайд

    Правописание на стыке приставки и корня
    Приставки пре- и при-

    Различие в написании следующих слов связано с различием в их значении:

  • Правописание на стыке приставки и корня Запомните, что преувеличить пишется т...

    29 слайд

    Правописание на стыке приставки и корня
    Запомните, что преувеличить пишется только с приставкой пре-.
    Запомните написание слов с приставками пре- и при- в словосочетаниях: преклонный («приближающийся к старости») возраст, неприступная (от приступ) крепость, камень преткновения («помеха, затруднение»), непреложный закон («не подлежащий изменения, нерушимый»), непреходящее значение («безвременное, долговечное»), превратности судьбы («злоключения, перемена, поворот в событиях»).
    Упражнение 17. Вставьте пропущенные буквы; выделите приставки. Сгруппируйте слова в соответствии с основными значениями приставок пре- и при-.
    Упражнение 18. Перепишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы.

  • Общие правила правописания сложных слов Большинство сложных слов образуется с...

    30 слайд

    Общие правила правописания сложных слов
    Большинство сложных слов образуется с помощью соединительных гласных о и е.

    Соединительная гласная о пишется после основ на твердый согласный: книголюб, водопад, лесоруб, водолаз, винодел, волномер, ледокол, а соединительная гласная е – после основ на мягкий согласный и после основ на шипящий и ц: сталевар, оленевод, огнемет, землекоп, птицелов, кашевар, пешеход.

    Среди сложных слов, образованных без соединительных гласных, следует выделить слова, первой частью которых являются количественные числительные в родительном падеже: семилетка, сорокаградусный, трехэтажный, десятидневный.

    И с к л ю ч е н и е составляют числительные сто и девяносто, которые не изменяют своей формы в составе сложных слов: девяностолетие, стокилометровый.;
    существительное сороконожка пишется с соединительной гласной о;
    числительное тысяча в составе сложных слов пишется с соединительной гласной е: тысячелетие, тысячекилометровый.

  • Общие правила правописания сложных слов Сложные слова, образованные с помощью...

    31 слайд

    Общие правила правописания сложных слов
    Сложные слова, образованные с помощью соединительных гласных, а также сложные слова, первой частью которых являются числительные, пишутся слитно.

    Сложные слова, в которых первой частью является числительное полу-, всегда пишутся слитно: полумрак, полуфинальный, полунасыщенный, полуостров.

    Числительное пол- в сложных словах пишется слитно, если вторая часть слова начинается с согласной буквы, кроме л: полметра, полстакана, полпорции, полседьмого, полсвета, и пишется через дефис, если вторая часть сложного слова начинается с буквы л, с гласной или с прописной буквы: пол-листа, пол-ложки, пол-арбуза, пол-апельсина, пол-Европы.

  • Общие правила правописания сложных слов Представим это правило в виде таблицы...

    32 слайд

    Общие правила правописания сложных слов
    Представим это правило в виде таблицы:
    П р и м е ч а н и е:
    При написании аббревиатур следует помнить, что между буквами, составляющими ее, точки не ставятся; например: РФ, втуз, вуз;
    в конце первой части сложносокращенных слов пишется всегда одна согласная, даже если в полном слове пишется две; например: колхоз (от коллективное хозяйство), стенгазета (от стенная газета).

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 056 материалов в базе

Скачать материал

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 23.08.2020 1569
    • PPTX 387 кбайт
    • 106 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Аллаярова Гульсина Ульфатовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Аллаярова Гульсина Ульфатовна
    Аллаярова Гульсина Ульфатовна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 91624
    • Всего материалов: 221

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 120 человек из 43 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 847 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 152 человека

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 475 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 324 человека

Мини-курс

Эффективная работа с Wildberries: от создания личного кабинета до выбора продукта

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 19 регионов

Мини-курс

Цифровые валюты и правовое регулирование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные технологии в образовании (робототехника)

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе