Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Внимание
2 слайд
Основные вопросы :
Определение внимания. Свойства внимания.
Функции внимания. Связь внимания с другими познавательными процессами.
Виды внимания.
Психологические теории внимания.
Использование знаний об индивидуальных особенностях внимания в практике работы клинического психолога.
3 слайд
Внимание – это
2 точки зрения:
процесс регуляции интеллектуальной активности, помогающий функционировать другим познавательным способностям.
независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности.
4 слайд
Свойства внимания
Устойчивость;
Сосредоточенность;
Переключаемость;
Распределение;
Объем.
5 слайд
Устойчивость внимания
Способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимания.
Максимальная устойчивость внимания взрослого человека без переключений составляет не более 2-3 минут. В случаях колебания внимания – устойчивость достигает нескольких часов.
6 слайд
Устойчивость внимания
Например, часы, которые, не двигая, держать возле уха, то будут слышны, то не будут слышны.
Зависит от:
Индивидуальных физиологических особенностей (свойства нервной системы);
Психического состояния (возбуждение – торможение);
Мотивация.
7 слайд
Сосредоточенность внимания
Проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других.
Синоним – концентрация.
Сопровождается сужением объема внимания, а попадающее в поле зрения представляется подробно, отчетливо, ярко.
8 слайд
Переключаемость внимания
Перевод с одного объекта на другой, с одного на другой вид деятельности.
Проявляется в скорости, с которой человек может переводить свое внимание. Такой перевод может быть как произвольным, так и непроизвольным.
Переключаемость способствует временному отдыху организма, сохранению и восстановлению работоспособности нервной системы и организма в целом.
9 слайд
Переключаемость внимания
С переключаемостью внимания связаны 2 разнонаправленных процесса:
включение – характеризуется тем, как человек переключает внимание на нечто и полностью сосредотачивается на нем;
отвлечение – процесс, обратный включению.
10 слайд
Устойчивость, сосредоточенность и переключаемость внимания
Связаны со специальными свойствами нервной системы человека: лабильностью, возбудимостью, торможением, которые определяют качество внимания, особенно непроизвольного.
11 слайд
Особенности распределения внимания:
Прерванные действия очень хорошо запоминаются, поэтому человек может к ним легко вернуться.
Зависит от психоэмоционального и физиологического состояния (при утомлении область распределения внимания сужается).
12 слайд
Объем внимания
Характеристика, которая определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания.
Численная характеристика среднего объема внимания взрослого человека 5-7 единиц информации.
13 слайд
Функции внимания
Активизации психологических и физиологических процессов, нужных в данный момент.
Торможение ненужных в данный момент физиологических и психологических процессов.
Отбор информации, поступающей в организм, в соответствии с актуальными потребностями.
Избирательность и длительная сосредоточенность психической активности на объекте или виде деятельности.
14 слайд
Связь внимания с другими познавательными процессами
1. Определяет:
точность и детализацию восприятия;
избирательность памяти;
направленность и продуктивность мыслительной деятельности.
2. Особое значение имеет внимание в системе межличностных отношений, способствуя лучшему взаимопониманию.
15 слайд
16 слайд
Виды внимания
Природное внимание – дано человеку в виде его способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие элементы информационной новизны. Основной механизм – ориентировочный рефлекс, связанный с активностью ретикулярной формации и нейронов-детекторов новизны.
17 слайд
Виды внимания
Социально обусловленное (культурное) внимание – складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, избирательным сознательным реагированием на объекты.
18 слайд
Виды внимания
Непосредственное внимание – ничем не управляется кроме объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным потребностям и интересам человека.
Опосредованное внимание – регулируется с помощью специальных средств (жестов, слов, предметов, указательных знаков).
19 слайд
Виды внимания
Непроизвольное внимание – возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений человека в силу особенностей объекта (его новизны, силы воздействия, соответствия актуальной потребности). Осуществляется без участия воли.
20 слайд
Виды внимания
Произвольное внимание – направляется и поддерживается сознательно поставленной целью (поэтому связано с речью), а в условиях затрудненной деятельности (необходимость усвоения материала за ограниченное время, действие отвлекающих раздражителей) предполагает волевую регуляцию и использование специальных приемов сосредоточения, поддержания, распределения и переключения внимания.
21 слайд
Виды внимания
Послепроизвольное внимание – возникает на основе произвольного и заключается в сосредоточении на объекте в силу его ценности (значимости, интереса) для личности. При этом сохраняется сознательная целенаправленность внимания и снимается психическое напряжение.
22 слайд
Виды внимания
В зависимости от местонахождения объекта внимания выделяют:
Внешнее (чувственное, сенсорно-перцептивное) – является необходимым условием познания и преобразования человеком окружающего мира. Связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств.
Внутреннее (интеллектуальное) – является необходимым условием самопознания и самовоспитания; связано с сосредоточенностью и направленностью мысли.
23 слайд
Теории внимания
Теория Т. Рибо
Тэодюль Рибо (1839-1916), выдающийся французский психолог, в 1885 г. основал в Париже общество физиологической психологии.
24 слайд
Теории внимания
Теория Т. Рибо
Внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими.
Состояние внимания также сопровождается определенными изменениями физического и физиологического состояния организма (комплекс сосудистых, двигательных, дыхательных произвольных и непроизвольных реакций).
25 слайд
Теории внимания
Теория Т. Рибо
Интеллектуальное внимание влечет за собой усиление кровообращения в занятых мышлением органах тела.
Движение физиологически поддерживает и усиливает данное состояние сознания. Ему соответствует чувство мышечного напряжения, а отвлечение внимания связано с мышечным переутомлением в соответствующих моторных частях реципирующих систем.
26 слайд
Теории внимания
Теория Т. Рибо
Двигательный эффект внимания состоит в том, что некоторые ощущения, мысли, воспоминания получают особую интенсивность и ясность по сравнению с другими, т.к. вся двигательная активность оказывается сосредоточенной на них. В умении управлять движениями заключается секрет произвольного внимания.
Произвольно восстанавливая движения, связанные с чем-то, мы обращаем на это наше внимание.
27 слайд
Теории внимания
Теория Д.Н.Узнадзе
Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886-1950) – выдающийся грузинский психолог, основатель теории установки
28 слайд
Теории внимания
Теория Д.Н.Узнадзе
Установка – это готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту.
Состояние преднастройки возникает в организме под влиянием опыта и определяет его реакции на последующие воздействия.
29 слайд
Теории внимания
Теория Д.Н.Узнадзе
Установка напрямую связана с вниманием.
Механизм установки обеспечивает внимание на объекте в условиях импульсивного поведения.
С понятием установки связано понятие объективации – выделения под влиянием установки определенного образа или впечатления, полученного при восприятии окружающей действительности. Этот образ – объект внимания.
30 слайд
Теории внимания
Теория П.Я.Гальперина
Петр Яковлевич Гальперин (1902-1988), автор концепции поэтапного формирования умственных действий
31 слайд
Теории внимания
Теория П.Я.Гальперина
Внимание – это психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, имеющегося в данный момент времени в психике человека.
По своей функции внимание представляет контроль за этим содержанием.
Деятельность контроля (внимания) не имеет отдельного, особенного результата. НО! Не всякий контроль = внимание, т.к. контроль только оценивает действие, а внимание способствует его улучшению.
32 слайд
Теории внимания
Теория П.Я.Гальперина
Произвольное внимание – планомерно осуществляемое внимание, форма контроля, выполняемого по образцу, плану.
Чтобы сформировать новый прием произвольного внимания , наряду с основной деятельностью следует предложить человеку задание проверить ее ход и результаты, разработать и реализовать соответствующий план.
33 слайд
Теории внимания
Теория П.Я.Гальперина
Все известные акты внимания, выполняющие функцию контроля как произвольного, так и непроизвольного, являются результатом формирования новых умственных действий.
34 слайд
Развитие внимания
Внимание имеет низшие и высшие формы:
Низшие – непроизвольное, непосредственное внимание;
Высшие – произвольное, опосредованное внимание.
Переход от низших форм к высшим заключается в овладении культурными знаками (стимулами-средствами), посредством которых направляется внимание.
35 слайд
Развитие внимания
Первые месяцы – появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.
К 1-му году – возникновение ориентировочно-исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.
36 слайд
Развитие внимания
2-й год – обнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого, направление взора на названный взрослым предмет.
2-3 года – развитие первоначальной формы произвольного внимания.
4-5 лет – появление способности направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого.
37 слайд
Развитие внимания
5-6 лет – возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкций.
Младший школьный возраст – развитие и совершенствование волевого (произвольного) внимания.
38 слайд
Факторы и условия, влияющие на развитие эффективного внимания
Наличие осознанной цели.
Умение контролировать и оценивать действия.
Умение предвосхищать возможные результаты.
Умение быстро и точно ориентироваться в окружающем мире.
39 слайд
Факторы и условия, ограничивающие развитие эффективного внимания
Незнание эталонов выполнения действия, что приводит к сужению объема внимания, ухудшению переключения и распределения.
Утомление.
Монотония (однообразие).
Стресс.
Сильные эмоции.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 662 891 материал в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Найденова Олеся Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.