Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Восприятие
2 слайд
Восприятие
План:
Понятие о восприятии
Восприятие и ощущение
Свойства восприятия
Индивидуальные различия в восприятии
Виды восприятия
Исследование восприятия
Факторы восприятия
Результат восприятия
3 слайд
Восприятие – целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств
4 слайд
Понятие
Субъективный образ предмета, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов («перцептивный образ», «образ восприятия»);
Процесс формирования перцептивного образа («перцепция», «перцептивный процесс»);
Система действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств.
5 слайд
Восприятие
Результат деятельности системы анализаторов;
Предполагает выделение из воздействующих признаков существенных и одновременное отвлечение от несущественных;
Предполагает объединение существенных признаков и сопоставление воспринятого с прошлым опытом;
Включает активный двигательный компонент (ощупывание предметов, движения глаз и т.п.) и деятельность мозга по синтезу целостного образа.
6 слайд
Свойства восприятия
Предметность - объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а как образы, составляющие конкретные предметы.
Структурность - предмет воспринимается сознанием уже в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры.
Апперцептивность - на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека.
Константность - постоянство восприятия одного и того же дистального объекта при изменении проксимального стимула.
Избирательность - преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.
Осмысленность - предмет сознательно воспринимается, мысленно называется (связывается с определённой категорией), относится к определённому классу.
Осмысление состоит из 3 этапов:
1. Селекция — выделение из потока информации объекта восприятия
2.Организация — объект идентифицируется по комплексу признаков
3. Категоризация и приписывание объекту свойств объектов этого класса
7 слайд
Процесс восприятия связан с:
Оживлением следов прежнего опыта
Сравнением актуальных воздействий со сложившимися представлениями
Выделением существенных признаков
Созданием гипотез о предполагаемом значении информации
Синтезом воспринимаемых признаков в целые комплексы и отнесением к определенной категории воспринимаемого предмета
8 слайд
Таким образом,
Воспринимающая деятельность субъекта близка к процессам наглядного мышления
В процесс восприятия входит речь
9 слайд
Особенности восприятия (по А.Р. Лурия)
Активный опосредованный характер
Предметный и обобщенный характер
Постоянство и правильность (ортоскопичность)
Подвижность и управляемость
10 слайд
Теории восприятия
Теория гештальта (образа). Н/с воспринимает не отдельные стимулы, а их комплексы (форма, цвет, движение предмета воспринимаются как единое целое)
Бихевиоризм. Существуют только элементарные (одномодальные) сенсорные функции, способность к синтезу - свойство головного мозга.
11 слайд
Современная психология
Восприятие изначально носит комплексный характер, но «целостность образа» - продукт синтезирующей деятельности коры головного мозга
12 слайд
Восприятие и ощущение
13 слайд
Целостность восприятия
Результат - целостный образ предмета.
Объект воспринимается как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы.
Данная зрительная способность не является врожденной. Восприятие формируется в процессе практики.
14 слайд
Факторы, определяющие целостность восприятия (М.Вертхаймер)
Фактор сходства
Фактор близости в пространстве или во времени;
Фактор замкнутости;
Фактор общей судьбы (множество элементов движется с одинаковой скоростью и по одной траектории).
15 слайд
16 слайд
17 слайд
Методы изучения восприятия
Исследование восприятия имеет значение для:
Оценки общего психического развития
Установления психических особенностей в профессиональной деятельности
Диагностики патологических состояний мозга
18 слайд
Факторы восприятия
Внешние:
Размер
Интенсивность (в физическом или эмоциональном плане)
Контрастность (противоречие с окружением)
Движение
Повторяемость
Новизна и узнаваемость
Внутренние:
Установка восприятия — ожидание увидеть то, что должно быть увидено по прошлому опыту. Потребности и мотивация — человек видит то, в чём нуждается или что считает важным.
Опыт — человек воспринимает тот аспект стимула, которому научен прошлым опытом. Я-концепция — восприятие мира группируется вокруг восприятия себя. Личностные особенности — оптимисты видят мир и события в позитивном свете, пессимисты, напротив, — в неблагоприятном.
Три механизма селективности восприятия:[3] Принцип резонанса — соответствующее потребностям и ценностям личности воспринимается быстрее, чем несоответствующее. Принцип защиты — противостоящее ожиданиям человека воспринимается хуже. Принцип настороженности — угрожающее психике человека распознаётся быстрее прочего.
19 слайд
Результат восприятия
Результатом процесса восприятия становится построенный образ.
Образ — субъективное видение реального мира, воспринимаемого при помощи органов чувств.
Получив образ, человек (или другой субъект) производит определение ситуации, то есть оценивает её, после чего принимает решение о своём поведении.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 626 334 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Савенкова Арина Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
2 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.