Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Взаимодействие генов
2 слайд
Цель: выяснить закономерности наследования признаков при взаимодействии аллельных и неаллельных генов.
3 слайд
Проблема 1. Каковы причины и результаты взаимодействия аллельных генов?
Взаимодействие генов – совместное действие нескольких генов, приводящее к появлению признака, отсутствующего у родителей, или усиливающее проявление уже имеющегося признака.
Вступать во взаимодействие могут как аллельные, так и неаллельные гены.
4 слайд
Взаимодействие генов
Аллельных
Полное доминирование
Неполное доминирование
Множественный аллелизм
Кодоминирование
Сверхдоминирование
Неаллельных
Комплементарность
Эпистаз
Полимерия
Плейотропия
5 слайд
Полное доминирование
Наследование признаков окраски и формы семян у гороха
6 слайд
Неполное доминирование
Наследование окраски цветка у ночной красавицы
7 слайд
Множественный аллелизм
8 слайд
Кодоминирование
Кодоминирование – явление независимого проявления двух доминантных аллелей в фенотипе гетерозиготы, т.е. отсутствие доминантно-рецессивных отношений между аллелями.
Например, при наследовании групп крови у человека.
Ген I имеет три аллеля: IА и IВ кодирует два разных фермента, i0 – не кодирует никакого. При этом аллель i0 рецессивен по отношению к IA и IB , а между двумя последними нет доминантно-рецессивных отношений
9 слайд
Варианты взаимодействия трех аллельных генов
Генотипы различных групп крови у человека
Фенотипы групп крови у человека
10 слайд
Вывод:
11 слайд
Задачи
1. У матери I группа крови, у отца IV. Могут ли дети унаследовать группу крови одного из родителей?
2. Родители имеют II и III группы крови, а их дочь – I группу. Определите генотипы крови родителей и ребенка. Возможно ли переливание крови родителей их ребенку?
3. В родильном доме перепутали двух мальчиков. У одного ребенка I группа крови, а у другого – II группа. Анализ показал, что одна супружеская пара имеет I и II группы, а другая – II и IV. Определите, какой супружеской паре принадлежит тот или иной ребенок.
12 слайд
Дополнительные задачи
1. Определите возможные генотипы и фенотипы детей, если мать имеет вторую группу крови, не страдает нарушением цветного зрения, но является гетерозиготой по обоим признакам, а у отца третья группа крови и нормальное зрение (гомозигота по обоим признакам). Дальтонизм – рецессивный признак, сцепленный с Х-хромосомой.
2. Определите возможные генотипы и фенотипы детей, если мать имеет четвертую группу крови и гетерозиготна по гену альбинизма, у отца – первая группа крови, он гетерозиготен по гену альбинизма. Альбинизм – рецессивный аутосомный признак.
13 слайд
Проблема 2: Каковы результаты взаимодействия неаллельных генов?
Комплементарность.
Комплементарность – взаимодействие неаллельных генов, при котором они дополняют действие друг друга, и признак формируется при одновременном действии обоих генов.
Например, у душистого горошка ген А обуславливает синтез пропигмента – предшественника пигмента, а ген В определяет синтез фермента, который переводит пропигмент в пигмент, поэтому окрашенные цветки могут быть только при наличии обоих генов.
Задача: Каковы фенотипы родителей и потомства при скрещивании растений душистого горошка с генотипами ААвв и ааВВ?
14 слайд
Эпистаз.
Эпистаз – взаимодействие неаллельных генов, при котором один из генов полностью подавляет действие другого гена.
Ген, подавляющий действие другого гена, называется геном-супрессором (ингибитором, эпистатичным геном).
Подавляемый ген называется гипостатичным.
Эпистаз может быть как доминантным, так и рецессивным.
15 слайд
Доминантный эпистаз.
Например, у тыквы доминантный ген Y вызывает появление желтой окраски плодов, а его рецессивная аллель y – зеленой. Кроме того, имеется доминантный ген W, подавляющий проявление любой окраски, в то время как его рецессив w не мешает окраске проявляться, поэтому растения, имеющие в своем генотипе хотя бы один доминантный ген W, будут образовывать белые плоды независимо от аллели Y – y.
Задача: определить фенотипы тыкв с генотипами
Y Y W W - Y Y W w - Y Y w w –
Y y W W - Y y W w - Y y w w –
y y W W - y y W w - y y w w -
16 слайд
Рецессивный эпистаз.
Например, у домовых мышей рыжевато-серая окраска шерсти (агути) определяется доминантным геном А, его рецессивная аллель а в гомозиготном состоянии определяет черную окраску. Доминантный ген другой пары С определяет развитие пигмента, а гомозиготы по его рецессивному аллелю с являются альбиносами (отсутствие пигмента в шерсти и радужной оболочке глаз).
Задача: определить фенотипы мышей с генотипами
ААСС -ААСс -ААсс -
АаСС -АаСс -Аасс -
ааСС -ааСс -аасс -
Если А – ген рыжевато-серой окраски (агути)
а – ген черной окраски
С – ген наличия пигмента
с – ген отсутствия пигмента
17 слайд
Полимерия.
Полимерия – взаимодействие неаллельных генов, при котором на проявление одного признака влияет одновременно несколько генов (при этом, чем больше в генотипе доминантных генов, тем более выражен признак).
Например, у человека количество меланина в коже определяется тремя неаллельными генами А1А2А3. Наибольшее количество меланина характерно для генотипа А1А1А2А2А3А3, что обуславливает темно-коричневый цвет кожи представителей негроидной расы. Для европеоидов характерен генотип а1а1а2а2а3а3. Промежуточные варианты будут определять различную интенсивность пигментации. При этом чем больше доминантов в генотипе, тем темнее кожа.
18 слайд
Плейотропия.
Плейотропия – явление одновременного влияния одного гена на несколько признаков.
Существование этого явления не противоречит классической концепции «один ген – один белок – один признак», т.к. в результате считывания информации с гена образуется некий белок, который может участвовать в различных процессах, происходящих в организме, оказывая таким образом множественное действие.
Например, у овса окраска чешуи и длина ости контролируется одним геном.
У человека ген, определяющий рыжую окраску волос, одновременно обуславливает более светлую окраску кожи и появление веснушек.
19 слайд
Синдром Марфана: длительный рост
конечностей, «Паучьи пальцы», деформация
лица, дефект хрусталика глаза, порок сердца,
прогрессирующая глухота и т.п.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 661 291 материал в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Фокина Наталья Борисовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Мини-курс
2 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.