Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Художественно-философское осмысление сущности войны
в романе Л.Н.Толстого
«Война и мир».
Урок литературы
10 класс
2 слайд
Цели урока
Раскрыть композиционную роль философских глав,
разъяснить основные положения историко-философских взглядов Толстого о войне.
3 слайд
Эпиграф
…между ними лежала …страшная черта неизвестности и страха, как бы черта, отделяющая живых от мертвых.
Том I, часть II, глава XIX.
4 слайд
Эпиграф
«Миром – всем вместе, без различия сословий, без вражды, а соединенные братской любовью – будем молиться»,- думала Наташа. Том III, часть II, глава XVIII.
5 слайд
Эпиграф
Только скажи он слово, мы все пойдем… Мы не немцы какие-нибудь.
Граф Ростов, глава XX.
6 слайд
1863–1869
работа над романом
1868–1869
первое издание
1886
пятое прижизненное издание(последнее)
История создания романа
7 слайд
Изменения
в мировоззрении писателя
Сближение Л.Толстого
с народной, мужицкой правдой
Переход на позиции патриархального крестьянства
Воплощение своего представления о народе в романе
1863
1867
1869
8 слайд
Размышления Л.Толстого
о народе
воплощение представления о народе
сцены народной жизни
образ Платона Каратаева
изменение взглядов отдельных героев
9 слайд
Отражение изменения взглядов Л.Толстого в романе
Изменения
в мировоззрении
Изменения
в структуре романа
Появление публицистических глав в начале или конце романа
10 слайд
Композиционная роль публицистических рассуждений автора в романе
«мысль народная»
Повесть о декабристе
«мысль народная»
Семейная хроника
«мысль народная»
Историческая хроника
11 слайд
Работа с текстом (т.III, ч.I, гл.1)
Главное историческое событие романа – Отечественная война 1812 года
12 слайд
Философия истории по Л.Толстому
Что есть война, по мнению Л.Толстого?
«12 июня силы Западной Европы перешли границы России, и началась война, то есть свершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие. Миллионы людей совершали друг против друга такое бесчисленное количество злодеяний, обманов, мен, грабежей, пожаров и убийств, которого в целые века соберёт летопись всех судеб мира и на которые, в этот пepиод времени, люди, совершившие их, не смотрели как на преступление».
13 слайд
«Что произвело это необычайное событие? Какие были причины его?»
14 слайд
Причины Отечественной войны 1812 года
Мнение Наполеона
Интриги Англии
Мнение принца Ольденбургского
Мнение купцов
Мнение военных
Мнение легитимистов
Мнение дипломатов
Задание: продолжите перечисление причин войны 1812 года, указанных Л.Толстым в гл. 1 части 1 третьего тома
15 слайд
Исторические личности
Петр Фридрих Людвиг Ольденбургский
Наполеон I Бонапа́рт
Александр I
16 слайд
Мнение Л.Толстого
о влиянии личности на ход истории
Происхождение исторического события
Поступки отдельно взятых людей
Желание или нежелание массы людей
17 слайд
Главный вывод Л.Толстого
Историю делают не отдельные личности
Историю делает народ
18 слайд
Что необходимо, чтобы свершилось историческое событие, по мнению Л.Толстого?
Должны совпасть интересы отдельно взятых людей, составляющих народную массу, как совпадает движение роя пчёл, когда из движения отдельных величин рождается общее движение.
19 слайд
Почему совпадают малые величины отдельных человеческих желаний?
«Ничто не причина. Все это только совпадение тех условий, при которых совершается всякой жизненное, органическое, стихийное событие», «человек неизбежно исполняет предписанные ему законы».
20 слайд
Каково отношение Л.Толстого
к фатализму?
«…событие должно свершиться только потому, что оно должно свершиться»
«Фатализм в истории неизбежен для объяснения для объяснения неразумных явлений…»
21 слайд
Какую роль играет личность
в истории, по мнению Л.Толстого?
«царь есть раб истории»
личность не играет ведущей роли в истории
личность вынуждена покориться перед судьбой
историческая личность только покорно следует за событиями, которые свершают народные массы
Как вы относитесь к данному мнению Л.Толстого?
22 слайд
Кто, по мнению Л.Толстого, может победить в войне?
Побеждает тот полководец, тот народ, чьи цели едины и объединены высоким идеалом служения Отечеству.
Не может победить французская армия, так как она подчиняется обожанию гения Бонапарта.
23 слайд
Переход французской армии через реку Неман. 22 июня 1812 г.
(т.III, ч. I, гл.2)
24 слайд
Переправа через реку Неман
Почему должны были «миллионы людей , отрекшись от своих человеческих чувств и своего разума, идти на Восток с Запада и убивать себе подобных?»
25 слайд
«На всех лицах этих людей было одно общее выражение радости о начале давно ожидаемого похода и восторга и преданности к человеку в сером сюртуке, стоявшему на горе».
26 слайд
Работа с текстом (т.III, ч. III, гл.1)
Размышления Л.Толстого о движении масс в истории
27 слайд
Какой вывод делает Л.Толстой, рассуждая о движении масс в истории?
«Для изучения законов истории мы должны изменить совершенно предмет наблюдения, оставить в покое царей, министров и генералов, а изучать однородные, бесконечно малые элементы, которые руководят массами».
28 слайд
Причины движения масс в войне 1812 г.
(По Л.Толстому)
Французы
Корыстное единство захватчиков
Обожание императора, покорившего мир
Русские
Ненависть к захватчикам
Любовь и привязанность к родной земле и людям, живущим на ней
29 слайд
Отечественная Война 1812 года в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого
Отечественная война 1812 года для России была справедливой, национально- освободительной.
На борьбу с захватчиками выступил весь народ, тесно сплотившийся вокруг своей армии.
30 слайд
Изображение Отечественной войны 1812 года в романе «Война и мир»
переход французской армии через р. Неман,
отступление русских в глубь страны,
сдача Смоленска,
назначение Кутузова главнокомандующим,
Бородинское сражение,
совет в Филях,
оставление Москвы,
фланговый марш Кутузова,
Тарутинское сражение,
партизанская война
победоносное завершение войны.
31 слайд
Домашнее задание
Анализ сцен оставления русскими своих земель (по группам):
Смоленск (т.3 ч. 2 гл. 1-4).
Богучарово (т.3 ч. 2 гл. 8-14).
Москва (т.3 ч. 3 гл. 5, 19-21).
2. Светское общество и война (т.3 ч.2 гл. 6) (индивид. задание).
32 слайд
Использованные ресурсы
Золотарева И.В., Т.И.Михайлова Поурочные разработки по русской литературе 19 века. 10 класс. 2-е полугодие. – М.: «ВАКО», 2003. – с. 245 - 247
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 656 920 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Созинова Тамара Леонидовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.