Муниципальное
общеобразовательное бюджетное учреждение
Основная
общеобразовательная школа с. Николаевка
Рассмотрено
на заседании ЗМО Согласовано Утверждаю
Руководитель
ЗМО Зам. дир. по УВР
Директор школы
________
Бикбулатова Н.В. _______ Аразбай Т.В. ______
Шванникова Н.В.
Протокол
№
___ «__» _________ 20__г. Приказ № ___
«__»
_________ 20__г.
«__» _________
20__г.
Рабочая программа учителя
Кузьмичевой Любови Владимировны
по родному (русскому) языку и
литературе
2 класс
на 2012-2013 учебный год
Срок реализации программы 1год
1 ступень обучения
Программа разработана на основе авторской программы
курса «Речь» 1-4 классы
Т.Н. Соколова, Росткнига 2010г.
Пояснительная
записка
Программа составлена на
основе следующих нормативных документов:
- П.
6 ст 9, п. 5 ст 14, п. 2.7. ст 32 Закона РФ «Об образовании».
- Приказа
министерства здравоохранения и социального развития от 26. 08. 2010 года.
- Раздела
19. 1 Стандарты общего образования.
- Федерального
компонента государственного образовательного стандарта. Утвержденного
приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089.
- Базисного
учебного плана общеобразовательных учреждений РФ, утвержденного приказом
Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 года.
- Примерной
программы общего образования.
- Федерального
перечня учебников, утвержденных приказом от 27. 12. 2011 года № 2885
Министерства образования и науки РФ, рекомендованных (допущенных) к
использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях,
реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную
аккредитацию на 2012 – 2013год.
- Требований
к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным
наполнением учебных предметов федерального компонента государственного
образовательного стандарта.
Место предмета в учебном плане.
Согласно
базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение
родного языка выделяется 102 часа, из них 34 ч на внеклассное чтение во 2
классе.
Цель занятий,
проводимых по данной программе, - способствовать более прочному и сознательному
усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей,
совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень
языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному
языку.
Срок
реализации программы -1 год.
Занятия выстроены следующим образом:
1)
Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению
заданий основной части.
2)
Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого
характера.
3)
Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и т.д.).
Сведения о примерной программе
(авторской.)
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента
государственного стандарта начального общего образования с учетом регионального
компонента в соответствии с учебным планом школы. Рабочая программа содержит
предметные темы образовательного стандарта на базовом уровне; дает
распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения
разделов родного языка с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логии
учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. Рабочая программа
содействует сохранению единого образовательного пространства. Предоставляет
широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного
курса.
Сведения об УМК.
- Школа развития речи: Курс «Речь»: Рабочие тетради
для 2 кл. В 2ч. Т.Н.Соколова М.: Росткнига, 2010г.
- Мастерская речевого творчества: Играем, мечтаем,
рассказываем :Рабочая тетрадь для 2 кл. Синицын
В.А. М.: Росткнига2010г.
- Школа развития речи: Курс «Речь»: Методическое
пособие. Т.Н.Соколова .М.: Росткнига, 2010г.
Формы
контроля
– входные, промежуточные, итоговые.
Технологии и средства обучения.
- Технология личностно –
ориентированного обучения;
- Здоровьесберегающие технологии;
- Информационно- коммуникационные
технологии;
- Аудиовизуальная технология;
- Метод проблемного обучения;
- Метод самоконтроля;
- Групповой метод;
- Метод создания ситуации успеха;
Фронтальная работа с классом
Количество
часов в неделю - 3 ч
Количество
часов в год - 102 ч (из них 34 ч на внеклассное чтение)
Контрольных
работ – 2
Изложений
– 3
Сочинений
-
Содержание программы.
Речь.
Техника и выразительность речи. Устная и письменная речь. Выразительная
речь.
Умение
регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно
разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения,
расставить паузы, выделить логически ударные слова и сочетания слов, продумать
мелодику речи.
Слово.
Повторение изученного в 1 классе. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы.
Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение.
Вежливые слова. Знакомство со словарями: толковым, орфографическим.
Умение
определить лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе
словообразовательного анализа. Умение выделить слова в переносном значении в
тексте, сравнить прямое и переносное значения, определить основу переноса
значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение)
по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным
значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного
характера.
Совершенствование
умений, определённых программой 1 класса.
Предложение
и словосочетание.
Предложение.
Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи
между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и
сложносочиненное
предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части
предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно
правильно читать (произносить) предложения разных типов.
Текст.
Текст.
Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.
Умение
редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики, Восстанавливать
деформированный текст. Тема и основная мысль текста. Умение определять основную
мысль текста. План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных
видов.
Связь между
предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в
тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.
Умение
писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и
опорным словам, по наблюдениям. Сочинение загадок.
Культура
общения.
Волшебные
слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать
вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.
Планируемые
результаты освоения программы по родному языку к концу 2 класса
1)
сформированность
первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2)
понимание
обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и
основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как
государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
3)
сформированность
позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям
общей культуры и гражданской позиции человека;
4)
владение
первоначальными представлениями о нормах русского родного литературного языка
(орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать
адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
5)
владение
учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для
решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
УМК
Календарно-тематическое
планирование
дата
|
№ урока
|
Тема урока
|
Вид контроля
|
Примечание
|
|
|
1 четверть - 25
ч
|
|
|
|
1
|
Слово. Значение слова.
|
|
|
|
2
|
Лексическое богатство русского языка.
|
|
|
|
3
|
Вн. чт. Моя любимая книжка.
|
|
|
|
4
|
Обучение написанию текстов описательного характера.
|
|
|
|
5
|
Отражение в русском слове русской национальной
культуры. Слова из фольклора.
|
|
|
|
6
|
Вн. чт. Ежели вы вежливы.
|
|
|
|
7
|
Омонимы.
|
|
|
|
8
|
Омофоны. Омоформы
|
|
|
|
9
|
Вн. чт.
Произведения об осени.
|
|
|
|
10
|
Синонимы.
|
|
|
|
11
|
Антонимы.
|
|
|
|
12
|
Вн. чт. Творчество С. Михалкова
|
|
|
|
13
|
Обучение изложению текста с элементами сочинения.
|
|
|
|
14
|
Фразеологизмы
|
|
|
|
15
|
. Вн.чт. Афоризмы. Афоризмы из басен
И.Крылова.
|
|
|
|
16
|
Русская фразеология – «зеркало» русской национальной
культуры.
|
|
|
|
17
|
Развитие умения использовать в речи фразеологизмы и
афоризмы.
|
|
|
|
18
|
Вн. чт. Русские народные сказки
|
тематический
|
|
|
19
|
Контрольная работа по теме: «Слово» (тест)
|
|
|
|
20
|
РНО. Слово. Пословицы.
|
|
|
|
21
|
Вн. чт. Детские песенки.
|
|
|
|
22
|
Отличительные признаки пословиц и поговорок.
|
|
|
|
23
|
Сочинение загадок.
|
|
|
|
24
|
Словари русского языка.
|
|
|
|
25
|
Вн. чт.
Пословицы о правде, о труде и лени.
|
|
|
|
|
2 четверть - 24
ч
|
|
|
|
26
|
Изобразительные средства языка.
|
|
|
|
27
|
Сравнение.
|
|
|
|
28
|
Вн. чт. Сравнения в стихах русских
поэтов об осени.
|
|
|
|
29
|
Развитие умения использовать сравнения в речи.
Сочинение-описание.
|
текущий
|
|
|
30
|
РНО. Изобразительные средства языка. Олицетворение.
|
|
|
|
31
|
Вн. чт. Олицетворения в стихах А.С.
Пушкина.
|
|
|
|
32
|
Текст. Тема текста. Заглавие.
|
|
|
|
33
|
Опорные слова в тексте.
|
|
|
|
34
|
Вн. чт. Колыбельные песни
|
|
|
|
35
|
Развитие умения составлять текст по опорным словам
|
|
|
|
36
|
Развитие умения составлять план текста.
|
|
|
|
37
|
Вн. чт Рассказы о животных К
.Паустовского.
|
|
|
|
38
|
Виды плана.
|
|
|
|
39
|
Изложение с опорой на картинный план.
|
|
|
|
40
|
Вн. чт. Сказки детских писателей
|
|
|
|
41
|
РНО.
Пересказ по составленному цитатному плану.
|
|
|
|
42
|
Сочинение-сказка по вопросам. «Почему у слона
большие уши».
|
|
|
|
43
|
Вн. чт. Сказки народов мира
|
|
|
|
44
|
Контрольная работа по теме Текст. План
текста.
|
тематический
|
|
|
45
|
РНО. Связь между предложениями в тексте.
|
|
|
|
46
|
Вн.чт. Час поэзии. Стихи русских поэтов о
зиме
|
|
|
|
47
|
Смешанная связь предложений в тексте. Связь между
частями текста.
|
|
|
|
48
|
Развитие умения устанавливать связь предложений в
деформированном тексте.
|
|
|
|
49
|
Вн. чт. Стихи детских поэтов.
|
|
|
|
|
3 четверть -
30 ч
|
|
|
|
50
|
Художественное
редактирование текста.
|
|
|
|
51
|
Типы текста. Описание.
|
|
|
|
52
|
Вн. чт. Сказки Г.Х. Андерсена
|
|
|
|
53
|
Текст – сравнительное описание.
|
|
|
|
54
|
Сочинение-описание «Мой четвероногий друг»
|
|
|
|
55
|
Вн.чт. – сказки Пушкина
|
|
|
|
56
|
РНО. Текст - повествование.
|
|
|
|
57
|
Художественные образы в тексте-повествовании.
|
|
|
|
58
|
Вн. чт. Рассказы Л.Н. Толстого о детях.
|
|
|
|
59
|
Изложение текста- повествования по вопросам
|
|
|
|
60
|
РНО. Ключевые ряды слов.
|
|
|
|
61
|
Вн.чт. Рассказы Н.Носова
|
|
|
|
62
|
Текст-рассуждение. Рассуждение и его признаки
|
|
|
|
63
|
Текст-рассуждение. Рассуждение и его признаки
|
|
|
|
64
|
Вн. чт. Рассказы о животных В. Бианки
|
|
|
|
65
|
Рассуждение с элементами повествования.
|
|
|
|
66
|
Сочинение-рассуждение «Книги - наши друзья».
|
|
|
|
67
|
Вн.чт. Час поэзии. Стихи русских поэтов о
весне.
|
|
|
|
68
|
РНО Повествовательный текст-рассуждение.
|
|
|
|
69
|
Культура речи - компонент культуры в целом.
|
|
|
|
70
|
Вн. чт. Творчество С Маршака
|
|
|
|
71
|
Нормы культурной речи.
|
|
|
|
72
|
Сочинение на тему «Мой выходной день».
|
|
|
|
73
|
Вн.чт. Авторские сказки
|
|
|
|
74
|
. РНО.Культура речи как культура восприятия и
понимания речи.
|
|
|
|
75
|
Содержание речи. Информация. Основные правила
структурирования информации.
|
|
|
|
76
|
Вн. чт. Произведения о дружбе.
|
|
|
|
77
|
Коммуникативные качества речи.
|
|
|
|
78
|
Основные этикетные жанры.
|
|
|
|
79
|
Вн.чт. Творчество В.Осеевой.
|
|
|
|
|
4 четверть - 24
ч
|
|
|
|
80
|
Культура невербального общения.
|
|
|
|
81
|
Обучение составлению отзывов о художественном
произведении.
|
|
|
|
82
|
Развитие умения составлять отзыв.
|
|
|
|
83
|
Вн. чт. Произведения о честности.
|
|
|
|
84
|
Сочинение – отзыв по рассказу В. Осеевой.
|
|
|
|
85
|
РНО. Редактирование сочинения – отзыва с учетом
литературных норм языка.
|
|
|
|
86
|
Вн.чт. К.Чуковский «От двух до пяти»
|
|
|
|
87
|
В.И. Даль . Сборник «Пословицы русского народа»
|
|
|
|
88
|
В.И. Даль «Журавль и птица» - лингвистический анализ
текста.
|
|
|
|
89
|
Вн. чт. Произведения А. Гайдара.
|
|
|
|
90
|
Сочинение – рассуждение «Почему я люблю каникулы».
|
|
|
|
91
|
РНО. Редактирование сочинения. Анализ и исправление
речевых ошибок.
|
|
|
|
92
|
Вн.чт. Рассказы Алексина о детях
|
|
|
|
93
|
Разговорная речь
Слова-«паразиты» в нашей речи
|
|
|
|
94
|
Напиши мне СМС…
|
|
|
|
95
|
Вн. чт. Прибаутки.
|
|
|
|
96
|
Письмо другу.
|
|
|
|
97
|
Письмо другу…
Редактирование письма
|
|
|
|
98
|
Вн.чт. Стихи о природе
|
|
|
|
99
|
Научусь писать стихи
|
|
|
|
100
|
Научусь писать стихи
|
|
|
|
101
|
Вн. чт. Мои любимые сказки
|
|
|
|
102
|
«Бестолковый» словарь
|
|
|
Список используемой литературы:
- Школа развития речи: Курс
«Речь»: Рабочие тетради для 2 кл. В 2ч. Т.Н.Соколова М.: Росткнига, 2010г.
- Мастерская речевого
творчества: Играем, мечтаем, рассказываем :Рабочая тетрадь для 2 кл.
Синицын
В.А. М.:
Росткнига2010г.
- Школа развития речи: Курс «Речь»:
Методическое пособие. Т.Н.Соколова .М.: Росткнига, 2010г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.