Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Женские образы в романе
М.А.Шолохова
«Тихий Дон»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Садовская средняя общеобразовательная школа филиал с.Лозовое
Амурская область, Тамбовский район, с.Лозовое
Составила
учитель русского языка и литературы
Ефимова Н.В.
Литература 11 класс
2 слайд
Цели урока:
Продолжить знакомство с романом М.А.Шолохова «Тихий Дон»;
развивать навыки выразительного чтения; 3.уметь самостоятельно давать характеристику героям и их поступкам, выявляя в них обшее и идивидуальное .
3 слайд
Какая из этих характеристик Григория ближе к вашим представлениям о Григории?
Обоснуйте свой ответ.
«Что же еще человеку надо?»;
«Хороший казак, /…/ а вот непутевый»;
«Какой-то чудаковатый»;
«С одной стороны, борец за старое, а с другой стороны, какое-то подобие большевика»;
«Несчастный человек».
Повторение
4 слайд
История семьи Мелеховых
Дед Прокофий
(был на каторге за убийство)
Пантелей (отец)
+ Ильинична (мать)
+ Бабка – турчанка
(забили до смерти)
ДЕТИ
Петр
(погиб)
Дочь
Григорий
Танюша
(умерла)
Мишутка
Полюшка
(умерла от болезни)
Дуняша
ДЕТИ
+ Дарья
(утопилась)
+
Мишка Кошевой
+ Аксинья
(застрелили)
+ Наталья
(умерла)
Что явилось причиной трагической судьбы семьи Мелеховых?
5 слайд
Украшен – то наш тихий Дон молодыми вдовами,
Цветен наш батюшка тихий Дон сиротами,
Наполнена волна в тихом Дону отцовскими, материнскими слезами
Роль эпиграфа в романе
«Тихий Дон»
Старинная казачья песня
6 слайд
Почему такие женщины, как смелая и гордая Аксинья, крот-кая и трудолюбивая Наталья, мудрая и величественная Ильинична так трагически закан-чивают свой жизненный путь?
Правдиво ли автор «Тихого Дона» раскрыл внутренний мир своих неповторимых героинь? Каковы их переживания, поступки?
Как рассматривает Шолохов проблему «женщина и война»?
Какой из женских характеров вам особенно запомнился, понравился, почему?
Проблемные вопросы урока
Памятник М.А.Шолохову
на набережной реки Дон в городе Ростове-на-Дону
7 слайд
Михаил Александрович Шолохов, создавая роман-эпопею “Тихий Дон” в переломные годы революции и гражданской войны, большое место уделяет женщине-казачке, ее нелегкому труду в поле и дома, ее горю, ее щедрому сердцу.
Женские образы в романе
8 слайд
Ильинична возвышается Шолоховым до высоты народной героини, всю жизнь свято соблюдавшей заповеди православной морали, заповеди доброты и любви к ближнему.
Ильинична
Ее судьба стала отражением страшного времени, несмотря на высокие душевные качества и нравственные ценности, которыми жила одна из любимых героинь М.А.Шолохова
9 слайд
Дуняша
В ее устои входило осознание того, что женщина – это прежде всего труженица, ласточка, вьющая гнездо
10 слайд
В свои последние дни Дарья все чаще задумывалась о прожитой жизни. Она осознала, что прошла по жизни скверной дорогой и поэтому строга к себе.
Однако, уже поздно, прошлого не вернешь, а жить дальше эта женщина не могла и не хотела
Дарья
11 слайд
Величие этой героини Шолохова не только в том, что она верная, любящая жена, прекрас-ная мать, но и в том, что она искренняя и чистая, правдивая перед своей душой и перед людьми
Наталья
12 слайд
Жизнь Аксиньи напоминает реку, которая то спокойно течет, то будто взбунтуется и поворачивает вспять
Аксинья
13 слайд
Главная черта характера Аксиньи и главная его красота — гордость и открытость: полюбив Григория, она не лжет ни самой себе, ни другим
14 слайд
По портрету определи героиню
«…Некогда красивая, теперь сплошь опутанная паутиной морщин, дородная».
Ильинична
15 слайд
По портрету определи героиню
«…Крутые черные дуги бровей»; «Гладкая кобыла… у ней только что на уме – игрища да улица».
Дарья
16 слайд
По портрету определи героиню
«…В длинных, чуть косых разрезах глаз искрились черные, в синеве белков, застенчивые и озорные миндалины»; «отцова слабость»
Дуняша
17 слайд
По портрету определи героиню
«…Смелые серые глаза… от худобы казавшиеся чрезмерно большими, светились парным блеском»; «На упругой щеке дрожала от смущения и сдержанной улыбки неглубокая розовеющая ямка»; «…Плотный сбитень тела, высокие красивые ноги, бесхит-ростный, чуть смущенный, правдивый взгляд».
Наталья
18 слайд
По портрету определи героиню
«…Тяжёлый узел волос, точеная шея с курчавыми пушистыми завитками волос»; «бесстыдно-жадные, пухловатые губы»; «статная фигура, крутая спина и налитые плечи»; «тепло похорошевшие глаза свети-лись сумасшедшим счастьем, вызывающе смеялись».
Аксинья
19 слайд
Сравнительная характеристика Натальи и Аксиньи
Любят Григория
Прощают ему измены
Гибнут во имя любви
Большая зажиточная семья
Чистая «внутренняя красота».
Вся в стихии дома, семьи, она самоотверженная и ласковая мать.
Дети
Нет родни
«Порочная», «вызывающая» красота
Собачьей бесилой, дурнопьяном придорожным цветет поздняя бабья любовь».
Нет детей
Вывод: Каждая из героинь готова бороться за свою любовь и свое счастье, но в силу своего характера, делают это по-своему: темпераментная, импульсивная Аксинья «ведет наступление», а Наталья готова на унижение, если есть хотя бы маленький шанс отстоять свою любовь.
20 слайд
Почему Григорий любит таких разных на первый взгляд женщин?
21 слайд
Вывод
Через образы Аксиньи и Натальи не только ярче и многограннее проявляется неоднозначная и беспокойная личность Григория Мелехова, но и раскрывается духовная красота, стойкость, высокие моральные качества донских казачек, их способность к бескорыстной и самоотверженной любви, что делает эти образы незабываемыми для читателя.
22 слайд
Образы простых женщин-казачек в романе «Тихий Дон» нарисованы М. Шолоховым с потрясающим мастерством. Их судьба не может не волно-вать читателя: заражаешься их юмором, смеешься над их колоритными шутками, радуешься их счастью, грустишь вместе с ними, плачешь, когда так нелепо и бессмысленно обрывается их жизнь, в которой, к сожалению, было больше трудностей, горестей, потерь, чем радости и счастья
Заключение
23 слайд
24 слайд
Литература
Роман-эпопея Михаила Шолохова «Ти́хий Дон».
Поурочное планирование «Литература в 11 классе».
Журнал «Русский язык и литература в средних учебных заведениях».
Язык цветов – http://myfhology.info/planta/speak-flowers.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B2,_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 656 271 материал в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Хасанова Гульнур Алтафовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Мини-курс
10 ч.
Мини-курс
3 ч.
Мини-курс
8 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.