Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста
2 слайд
АКТУАЛЬНОСТЬ
Обусловлена негативной тенденцией увеличения числа дошкольников, имеющих те или иные нарушения осанки и деформацию стоп.
Плоскостопие чаще встречается среди ослабленных детей с пониженным физическим развитием и слабым мышечно-связочным аппаратом.
В период дошкольного возраста стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование не завершено, поэтому любые неблагоприятные воздействия могут приводить к возникновению функциональных отклонений.
3 слайд
ПРИЧИНЫ ПЛОСКОСТОПИЯ
Нагрузка при ходьбе, беге, прыжках для сводов стоп ослабленных детей оказывается чрезмерной.
Связки и мышцы стоп перенапрягаются, растягиваются, теряют пружинистые свойства. Своды стопы (продольный и поперечный) расплющиваются, опускаются, и возникает плоскостопие: продольное, поперечное и поперечно-продольное.
Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма.
4 слайд
ПОСЛЕДСТВИЯ
Изменение формы стопы влияет на ее функцию, изменяет положение таза, позвоночника.
Отрицательно влияет на функции позвоночника, а следовательно на осанку и общее состояние ребенка.
Недостаточное развитие мышц и связок стопы неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, а в более старшем возрасте может стать серьезным препятствием к занятиям многими видами спорта.
5 слайд
Профилактика и коррекция функциональной недостаточности стоп на основе комплексного использования средств физического воспитания.
6 слайд
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
Характер использования:
гигиена обуви и правильный ее подбор в соответствии с назначением;
Гигиеническое обмывание ног прохладной водой перед сном, после хождения босиком.
7 слайд
ПРИРОДНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ
Характер использования:
хождение босиком по естественным грунтовым дорожкам (траве, песку, гальке и др.), оборудованным на групповых участках в теплое время года, по искусственным грунтовым дорожкам (ящики с промытой речной галькой) в холодное время года;
закаливающие процедуры для стоп (солевая дорожка, обтирание стоп, контрастное обливание ног, «рижский» метод, интенсивное закаливание стоп) в соответствии с индивидуальными особенностями детей и отсутствием противопоказаний, при наличии врачебного контроля.
8 слайд
ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Характер использования:
специальные комплексы упражнений, направленные на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стопы;
особенностью является использование образных названий упражнений («Котята», «Утята», «Веселый зоосад» и др.) и упражнения с предметами (обручем, мячом, скакалкой;
один комплекс в течение двух недель разучивается и выполняется на занятиях по физической культуре, а в последующие две недели включается в утреннюю гимнастику;
следующие четыре недели применяется другой комплекс;
далее в течение еще двух недель в процессе гимнастики после дневного сна повторяется предыдущий комплекс.
9 слайд
На первом этапе дети выполняют упражнения без предметов.
На втором этапе детям предлагаются упражнения с предметами.
На третьем этапе сравнительно усложняются двигательные действия ребенка, используются различные приспособления универсального типа, усложняется также способ перемещения ребенка на этих снарядах.
10 слайд
НОРМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СТОПЫ
Обеспечивается правильным физическим воспитанием.
Включением в содержание занятий по физической культуре, начиная с ясельного возраста, специальных упражнений для формирования и укрепления свода стопы.
В течение занятия дети не должны много стоять, т.к. детская стопа не приспособлена к статическим нагрузкам, быстро утомляется м легко подвергается деформациям.
11 слайд
ФОРМИРОВАНИЕ РАЦИОНАЛЬНОЙ ПОХОДКИ
Формируя навык ходьбы у детей, обучить их правильной постановке шагающей ноги на опору
( т.е. на пятку с последующим перекатом на всю ступню, а не плашмя, всей стопой), не допуская шарканья и шлепанья стоп, не разводя носки.
Шире применять различные виды ходьбы (на пятках, наружном крае стопы, носках и пр.), включая ходьбу по наклонной доске (угол наклона 10 градусов и более), а также по массажным коврикам, ребристым доскам, рейкам и палочкам, положенным на пол так, чтобы на них приходилась середина стопы, упражнения с захватыванием предметов пальцами ног; массаж стоп.
12 слайд
Использовать специально подобранные упражнения, часть которых должна выполняться из исходных положений сидя и лежа, при разгрузке стоп.
Применять упражнения с образными названиями, а также специально подобранные подвижные игры, танцевальные шаги и элементы.
Опыт народной педагогики – песенки, потешки, прибаутки, например, при подготовке ребенка к освоению навыков прямостояния и ходьбы с целью укрепления мышц стопы принято было легонько пошлепывать его по подошвам ножек, приговаривая:
Токо-токи-тошки, Кую,кую
ножки.Токи-токи-тошки,
Маленькие ножки –Ножки
ходунушки, Бегунушки,попрыгунушки.
13 слайд
Нежелательно:
длительный медленный бег, спрыгивание;
ограничения в отдельных видах ходьбы и прыжков (по рекомендации врача),
ходьба на внутреннй стороне стоп.
14 слайд
ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Прыжки.
Важно как можно раньше научить ребенка мягко приземляться, что предохраняет от развития плоскостопия и предупреждает появления травм при выполнении прыжков на жестком грунте, при спрыгивании с естественных препятствий.
Следует тщательно отбирать содержание прыжковых упражнений, доступных для ребенка, шире использовать подводящие упражнения для формирования навыка правильного приземления – ритмичные приседания и выпрямления, преходящие в подпрыгивания.
Ограничивать дозировку в прыжках на одной ноге, а упражнения в прыжках со скакалкой чередовать с небольшими интервалами отдыха.
Обеспечить место приземления. Малыши – спрыгивать на песок, взрыхленную землю, для старших – прыжковую яму, в спортзале – гимнастические маты.
15 слайд
Упражнения в лазании:
по гимнастической стенке,
веревочной лестнице, канату
способствуют укреплению мышц стопы и голени, в связи с чем их следует чаще применять в процессе занятий.
Профилактике и коррекции плоскостопия способствуют плавание и езда на велосипеде.
16 слайд
СОЗДАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ИГРОВОЙ СРЕДЫ
Наличие оборудования и инвентаря, способствующего укреплению мышц стопы и голени:
ребристые и наклонные доски, скошенные поверхности, гимнастическая стенка, веревочные лестницы, обручи, мячи, скакалки, массажные коврики, гимнастические палки, гимнастические маты, велосипеды;
оборудовать естественные грунтовые дорожки (из песка, гальки, мелкой щебенки и т.п.).
17 слайд
ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Задача:
формирование необходимых знаний, умений и навыков по использованию средств физического воспитания в целях профилактики различных заболеваний и функциональных отклонений.
18 слайд
С целью создания положительного эмоционального фона рекомендуется: применять музыкальное сопровождение, разнообразные наглядные пособия ( картинки, игрушки), а также соответствующие загадки, стихотворения и песенки.
Наибольший эффект достигается тогда, когда упражнения выполняются босиком.
С детьми, у которых выявлена функциональная недостаточность стоп или плоскостопие, должна проводиться индивидуальная работа, включая занятия ЛФК.
19 слайд
ЛИТЕРАТУРА
Кудрявцев В.Т. Развивающая педагогика оздоровления, М. -2000.
Дошкольное воспитание / Развивать координационные способности/, /детское плоскостопие и косолапость/. № 7,1991.
Воротилкина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. М., 2004.
Лосева В.С. Плоскостопие у детей 6-7 лет. М., 2004.
20 слайд
Подготовлено:
Жербанова Людмила Ивановна
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 625 839 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Грошева Татьяна Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.