Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
25 мая 2010 г.
Диалог-2010
1
ПУНКТУАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И ЕЁ РОЛЬ В СИНТЕЗЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ ПО ТЕКСТУ
Лобанов Б.М.
(lobanov@newman.bas-net.by),
Объединенный институт проблем информатики НАН Беларуси, Минск, Беларусь
2 слайд
25 мая 2010 г.
Диалог-2010
2
АННОТАЦИЯ
В работе приводятся статистические сведения о частоте употребления различных знаков препинания, а также сведения о частоте употребления простых и сложных предложений в художественных произведениях различного жанра.
Полученные статистические данные позволили выявить
наиболее частотные знаки препинания и особенности их употребления,
определить частотный и количественный состав простых и сложных предложений,
формулировать особенности использования информации о знаках препинания для просодического оформления синтезированной речи по тексту.
3 слайд
25 мая 2010 г.
Диалог-2010
3
Введение -1
К настоящему времени системы синтеза речи достигли определённого совершенства и уже используются в ряде практических приложений, в том числе, при создании аудиокниг.
Однако комфортность восприятия синтезированной речи в реальных условиях, в особенности в этом конкретном её применении, остаётся ещё далекой от удовлетворительной.
Мировая тенденция развития речевых технологий указывает на актуальность создания систем синтеза выразительной речи (expressive text-to-speech).
Исследования в области создания систем синтеза выразительной речи проводятся для ряда европейских языков: английского [1], немецкого [2], а также для синтеза речи на японском языке [3].
Некоторые аспекты создания системы синтеза выразительной речи на русском языке были рассмотрены ранее в наших докладах [4].
4 слайд
25 мая 2010 г.
Диалог-2010
4
Введение -2
Понятие «выразительность речи» в лингвистике и педагогике сформировалось как междисциплинарное понятие одной из функций устной речи человека [5].
Одним из главных компонентов звуковой реализации выразительности устной речи является просодика: мелодика, ритмика и динамика речи. Эти элементы взаимодействуют, поддерживают друг друга и все вместе обуславливают её выразительность.
Пунктуационная структура текста отображается знаками препинания, которые выполняют функции
выделения смысловых отрезков текста (абзацев, предложений и его частей, словосочетаний, слов, частей фонетического слова),
указания на грамматические и логические отношения между словами,
указания на коммуникативный тип предложения, его эмоциональную окраску, законченность, а также некоторые иные функции.
Знаки препинания, синтаксически оформляют текст, а при синтезе речи по тексту помогают осуществить её просодическое оформление (интонация, смысловые паузы, логические ударения).
5 слайд
25 мая 2010 г.
Диалог-2010
5
Введение -3
В данной работе мы коснёмся лишь одного из многих аспектов проблемы синтеза выразительной речи, а именно:
выяснению, как воспользоваться информацией, заложенной в знаках препинания книжных текстов, для их выразительного «чтения» синтезатором речи?
С этой целью мы проанализируем пунктуационную структуру 2-х произведений художественной прозы:
Л. Толстой “Анна Каренина”
А.Толстой“ Пётр Первый”,
а также полное собрание стихотворных произведений Пушкина
и пьесу Гоголя «Ревизор».
На примере этих произведений мы рассмотрим далее статистические характеристики и роль различных знаков препинания в выражении тех или иных интонационных свойств синтезируемой речи.
6 слайд
25 мая 2010 г.
Диалог-2010
6
Общая структура синтезатора выразительной речи
7 слайд
25 мая 2010 г.
Диалог-2010
7
1. Статистика употребления знаков препинания в исследуемых текстах
8 слайд
25 мая 2010 г.
Диалог-2010
8
Среднее количество слов (А) и знаков препинания (Б) внутри предложений для текстов (1 – 4)
А)
Б)
(1) “Анна Каренина”
(2) “ Пётр Первый”,
(3) Стихи Пушкина
(4) Пьеса Гоголя «Ревизор».
9 слайд
25 мая 2010 г.
Диалог-2010
9
Относительное количество (в %) повествовательных (ряд 1), восклицательных и вопросительных (ряд 2) предложений в текстах 1 – 4
(1) “Анна Каренина”
(2) “ Пётр Первый”,
(3) Стихи Пушкина
(4) Пьеса Гоголя «Ревизор».
10 слайд
25 мая 2010 г.
Диалог-2010
10
2. Статистика употребления простых и сложных предложений
11 слайд
25 мая 2010 г.
Диалог-2010
11
Процентное содержание сложных (ряд 1) и простых (ряд 2) предложений в текстах 1 – 4
А) Повествовательные Б) Восклицательные В) Вопросительные
(1) “Анна Каренина”
(2) “ Пётр Первый”,
(3) Стихи Пушкина
(4) Пьеса Гоголя «Ревизор».
12 слайд
25 мая 2010 г.
Диалог-2010
12
Среднее и максимальное количество слов в простых предложениях
13 слайд
25 мая 2010 г.
Диалог-2010
13
Среднее (А) и максимальное (Б) количество слов в простых повествовательных (ряд 1), восклицательных (ряд 2) и вопросительных (ряд 3) предложениях для 4-х текстов
А)
Б)
(1) “Анна Каренина”
(2) “ Пётр Первый”,
(3) Стихи Пушкина
(4) Пьеса Гоголя «Ревизор».
14 слайд
25 мая 2010 г.
Диалог-2010
14
Примеры простых и сложных предложений максимальной длинны из романа “Анна Каренина”
15 слайд
25 мая 2010 г.
Диалог-2010
15
Примеры простых и сложных предложений максимальной длинны из стихотворений Пушкина
16 слайд
25 мая 2010 г.
Диалог-2010
16
3. Статистика употребления знаков препинания внутри и на концах предложений
17 слайд
25 мая 2010 г.
Диалог-2010
17
Процентные соотношения предложений с различными знаками препинания в конце предложения
18 слайд
25 мая 2010 г.
Диалог-2010
18
4. Использование информации о знаках препинания при синтезе выразительной речи по тексту
В порядке уменьшения относительной длительности межсинтагменной паузы знаки препинания можно условно разбить на следующие группы:
(2 – 5 сек) – суперабзац, отделяющий отдельные части произведения (параграф, глава и др.) – [ ||| ].
(1 – 2 сек) – абзацы, соответствующие разделам повествовательной – [ || ] и диалоговой речи [ || –].
(0,5 – 1 сек) – повествовательные – [ . ], [ . – ], [ …], […. – ], восклицательные – [ !], [ ! …], [ !!!] и вопросительные предложения – [ ? ], [? – ], [?!].
(0,2 – 0,5 сек) – вводные предложения – [ ( ) ], [ – / – ], а также части предложения, отделяемые знаками – [ ; ], [ : ], [ – ].
(0 – 0,2 сек) - части предложения, отделяемые запятыми.
Примером нулевой длительности паузы является запятая перед вводным словом: « И, наконец, он сказал».
19 слайд
25 мая 2010 г.
Диалог-2010
19
Знаки препинания на концах предложений:
[ |||], [ ||], [ . ], [ . – ], [ ) ], […], […–]
– определяют тот или иной подтип интонации завершенности,
знаки:
[ !!! ], [ ! ], [ ! – ], [ !.. ]
– тот или иной подтип восклицательной интонации,
а знаки:
[?!], [?], [? – ] – вопросительной.
Знаки препинания внутри предложений:
[ ; ], [ : ], [( ], [ , ], [ – ], [, – ]
– определяют тот или иной подтип интонации незавершенности.
Особенно разнообразную роль в реализации интонации незавершенности играют знаки [ , ] и [ – ].
20 слайд
25 мая 2010 г.
Диалог-2010
20
Заключение
Информация о знаках препинания в тексте является безусловно полезной, но явно недостаточной для синтеза выразительной русской речи.
Дальнейшее улучшение выразительности синтезированной речи может быть достигнуто за счёт качественного членения на просодические синтагмы и расстановки акцентов внутри синтагм.
Очевидным путём улучшения качества членения на просодические синтагмы и расстановки акцентов внутри синтагм является использование механизмов глубокого синтаксического анализа предложений, что и явится предметом наших дальнейших исследований.
21 слайд
25 мая 2010 г.
Диалог-2010
21
СКАЗКИ Пушкина и Ершова
О царе Салтане
О золотой рыбке
О золотом петушке
О мёртвой царевне
О попе и балде
О Коньке-Горбунке
22 слайд
25 мая 2010 г.
Диалог-2010
22
Запятая может играть различную функциональную роль в предложении:
отделение однородных членов предложения;
отделение предикативных частей бессоюзного сложного или сложносочиненного предложения;
отделение главного и придаточного предложений;
при выделении обособленных членов предложения (причастий, деепричастий).
В зависимости от этой роли реализуется тот или иной подтип интонации незавершенности.
Тире в предложении также употребляется в разнообразной функциональной роли:
отделение подлежащего и сказуемого в эллиптических предложениях;
отделение однородных членов предложения перед обобщающим словом;
для выражения неожиданности, резкой противоположности между членами предложения;
для выделения вводных и вставных предложений;
для выделения слов автора при прямой речи.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 663 054 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Муртазин Ренат Рафаильевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.