Ханты – Мансийский автономный округ - Югра
Муниципальное образование Октябрьский район
МКОУ « Унъюганская средняя общеобразовательная школа №1»
628128, пос. Унъюган, ул. Тюменская,65, РКЦ пгт. Октябрьское, БИК
047164000, Р\с 40206810900000140032
ИНН 8614002269, Тел\факс (код 34672) (272) 48-122.
Адрес в Интернете: unyugan.school-1@
mail.ru
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Край,
в котором я живу»
Автор
программы – ШороховаЛюбовь Анатольевна,
учитель
географии
Направление
– научно-познавательное
Программа
рассчитана на учащихся 6-х классов
(35
часов, 1 час в неделю)
Срок
реализации 2014 – 2015 уч. год.
Составитель:
Шорохова
Любовь
Анатольевна,
учитель
географии
Унъюган
2014
Актуальность
Актуальность программы курса обусловлена тем, что
знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской
деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских
проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать
актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный,
деятельностный подходы.
Значение внеурочной работы заключается не только в расширении кругозора
учащихся, но и в становлении личностных качеств как самостоятельность,
целеустремленность, умение организовать свою деятельность.
Характерные
особенности внеурочной деятельности «Край, в котором я живу» - направленность
на развитие детей.
Пояснительная
записка
Рабочая
программа по внеурочной деятельности «Край, в котором я живу» содержит
в своей основе наблюдения за объектами живой и неживой природы родного
края, разработана в соответствии с основными положениями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования на
основе Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности
гражданина России, планируемых результатов основного общего образования,
требований основной образовательной программы общеобразовательной организации.
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта
особенность заложена в них от природы. Ещё И.М. Сеченов писал о прирождённом и
«крайне драгоценном» свойстве нервно-психической организации ребёнка –
безотчётном стремлении понимать окружающую жизнь. И.П. Павлов это свойство
назвал рефлексом «что такое?», под влиянием которого обнаруживает качества
предметов, природных объектов, устанавливает для себя связи между ними.
Наблюдения, особенно в природе, заставляют ребят
пытаться самостоятельно объяснять их. Иногда дети догадываются об этом сами,
подбирая не всегда правильные определения.
Прекрасна и
разнообразна природа нашей Родины. На ее просторах одновременно можно наблюдать
не только различные периоды какого-либо сезона, но и разные сезоны года. Весна
и лето, осень и зима неизменно дают знать о себе специфическим комплексом
сезонных явлений, которые следуют друг за другом в определенной
последовательности и через определенные промежутки времени. К сезонным явлениям
относятся и весенний прилет птиц, и отлет их осенью, кладка яиц и вывод
птенцов, появление и исчезновение насекомых, развертывание листьев у деревьев и
кустарников.
Почему именно природе отводится особая роль в
формировании личности ребёнка?
Да потому, что природа окружает ребёнка с первых дней
его жизни. Ребёнок знакомится с природой ещё до того, как произнесёт свои
первые слова и сделает самостоятельные шаги. У детей рано проявляется
стремление к активному познанию природы, которая притягательна для него
благодаря своему красочному, постоянно изменяющемуся миру. Это даёт ребёнку
массу ярких впечатлений, вызывает радостные эмоции, заставляет исследовать ещё
не познанное и незнакомое.
Современный этап гуманизации образования ставит акцент
на развитие экологической культуры детей школьного возраста.
Для современного общества усвоение школьниками суммы
разнообразных знаний по различным предметам представляется недостаточным. Те
ребята, которые успешно освоили базовый курс школьной программы, научились
применять свои знания в знакомой ситуации, но не умеют самостоятельно
приобретать знания, умело применять их на практике для решения возникающих
проблем, генерировать новые идеи, творчески мыслить, не могут рассчитывать на
успех в обществе XXI века. Пришла пора смены приоритетов в образовании - с
усвоения готовых знаний в ходе учебных занятий на самостоятельную познавательную
деятельность каждого ученика с учетом его способностей и возможностей.
Самостоятельная познавательная деятельность проявляется в потребности и умении
приобретать новые знания из различных источников, путем обобщения раскрывать
сущность новых понятий, овладевать способами познавательной деятельности,
совершенствовать их и творчески применять в различных ситуациях для решения
любых проблем. Наряду с учебными занятиями важную роль в формировании
самостоятельной познавательной деятельности учащихся играет внеурочная работа:
занятия на пришкольном участке, постановка опытов и экспериментов,
фенологические наблюдения, и экскурсии. Таким образом, будущие педагоги должны
сами обладать познавательной самостоятельностью и должны знать, как
сформировать данное качество у учащихся.
Программа «Край, в котором я
живу» дает возможность с помощью наблюдений и опоры на личный опыт детей
расширить представления учащихся о природе родного края, ее особенностях и
взаимосвязи всего живого. Знакомство с целостной картиной сезонных изменений в
природе, формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие
линии развития личности ученика.
Каждое занятие носит познавательный, развивающий и
исследовательский характер и сопровождается практической работой. Занятия
строятся с учетом психолого-педагогических особенностей учащихся.
На основании требований Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования в содержании рабочей
программы по внеурочной деятельности предполагается реализовать актуальные в
настоящее время компетентностный, личностно – ориентированный и системно –
деятельностный подход.
Рабочая программа предназначена для обучающихся,
интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на
формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а
также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям,
критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.
Цель программы: Развитие у
школьников познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и
коммуникативных способностей, стимулирование учебного
интеллектуально-творческого потенциала обучающихся через развитие и
совершенствование у них исследовательских способностей и навыков.
Задачи:
1.
Формировать знания о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
2.
Приобретать
знания об окружающем мире; овладевать умениями наблюдать, анализировать,
обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать
творческие задачи;
3.
Осваивать
коммуникативную, рефлексивную, ценностно – ориентационную, смыслопоисковую
компетенции и компетенции личностного саморазвития.
4.
Формировать экологически ценностные ориентации в деятельности детей.
5.
Прививать
интерес к исследовательской деятельности, познакомить учащихся со структурой
исследовательской деятельности, со способами поиска информации;
6.
Вовлекать
родителей в учебно-воспитательный процесс.
Система занятий ориентирована не на передачу «готовых
знаний», а на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию,
обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и
использования информации.
Развитие личностных качеств и способностей школьников
опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности:
учебно-познавательной, практической, социальной.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Край, в
котором я живу» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является
формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений школьников.
Занятия курса разделены на теоретические и
практические. Причём исследовательская деятельность может носить как
групповой, так и индивидуальный характер.
Исследовательская деятельность школьников при освоении
программы имеет отличительные особенности:
·
наблюдения
имеют долгосрочный характер и могут быть рассчитаны не на один год обучения;
·
наблюдения
осуществляются как в школе, так и дома;
·
исследовательская
деятельность носит как индивидуальный, так и групповой характер, что
будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение,
распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
·
любая
исследовательская деятельность, в том числе и фенологические наблюдения предполагают работу с различными источниками
информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности,
связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
·
в
содержание исследовательской деятельности
заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что
обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
·
реализует
задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к
различным видам деятельности.
Основные принципы программы
·
Принцип
системности
Реализация
задач через связь внеурочной деятельности с учебным
процессом.
·
Принцип
гуманизации
Уважение
к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей
детей.
·
Принцип
опоры
Учёт
интересов и
потребностей учащихся; опора на них.
·
Принципсовместной
деятельности детей и взрослых
Привлечение
родителей и детей на
всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении,
проведении.
·
Принцип обратной связи
Каждое занятие должно
заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что
получилось и что не получилось, изучить их
мнение, определить их настроение и
перспективу.
·
Принцип успешности
И
взрослому, и ребенку необходимо быть
значимым и успешным. Степень успешности определяет
самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру.
Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих
делах он будет еще более активен и успешен.
Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и
неформальной, она должна отмечать реальный успех и
реальное достижение.
·
Принцип
стимулирования
Включает
в себя приёмы поощрения и
вознаграждения.
В
основе практической работы лежат наблюдения за объектами живой и неживой
природы, фиксирование данных, составление графиков, таблиц, диаграмм,
выполнение различных заданий по выполнению учебно-исследовательских работ.
Содержание
программы «Фенологические наблюдения за
объектами живой и неживой природы» связано со многими учебными предметами, в
частности математика, литература, география, информатика.
На
курс «Край, в котором я живу» отводится по 1 часу в неделю, 35 часов в год.
В данной рабочей
программе представлена система занятий внеурочной деятельности по развитию
познавательных способностей учащихся 5 класса, направленных на формирование
универсальных учебных действий.
География в школе — это учебная дисциплина, уникальность
которой заключается в том, что она представляет одновременно и естественные
(физическая география), и общественные (социальная и экономическая география)
ветви знания. Более того, картографическая составляющая школьной географии
сближает её с группой информационно-технических наук. География давно уже
перестала быть «землеописательной» и «поисково-открывающей» наукой. Несмотря на
это до сих пор и в современном обществе, и в школьной географии она нередко
трактуется как справочно-энциклопедическая область знания. Такой взгляд в корне
противоречит существу современной географической науки. Её главной целью в
настоящее время является изучение пространственно-временных связей в природных
и антропогенных географических системах от локального до глобального уровня.
Играя роль своеобразного мостика между естественными и общественными науками, достижения
географической мысли активно используются в решении разнообразных
естественно-научных, экологических и социально-экономических проблем современности.
В соответствии с современной концепцией учебного предмета география — это
интегральный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у
учащихся системное представление о Земле как о планете людей. Именно география
как мировоззренческий междисциплинарный предмет должна помочь учащимся осознать
своё место в мире и понять тесную взаимосвязь с окружающей природной и
социальной средой. Программа внеурочной деятельности базируется на содержании
учебной программы по начальному курсу географии.
Программа направлена на развитие личной ответственности школьника за всё
происходящее в окружающем мире, должна помочь детям адекватно реагировать на
происходящие вокруг изменения и осознанно заниматься практической деятельностью
с позиций современной географической науки. В конечном итоге, программа призвана
помочь решить задачу гармонизации современного мира. Главной воспитательной
целью программы «Край, в котором я живу» следует считать воспитание гражданина,
осознающего своё место в Отечестве и в мире Земли.
В
течение 35 занятий учащиеся на практике освоят географические понятия и
закономерности: научаться ориентироваться и проводить измерения на местности,
составлять простые карты и схемы, наглядные пособия, исследовать закономерности,
происходящие в атмосфере, познавать «тайны» географических названий, создавать
географическую медиатеку, научаться вести наблюдения используя лабораторное
оборудование, обрабатывать полученные наблюдения графическимспособом и с
помощью компьютерного оборудования разнообразными программами.
Вид программы.
Программа разработана на
основе примерных программ внеурочной деятельности среднего основного общего
образования в соответствии с требованиями Федерального образовательного
стандарта среднего общего образования. Программа направлена на достижение
следующих задач и цели:
Цель.
Создание условий для раскрытия творческого потенциала ребёнка,
через использование современных педагогических технологий средствами
интерактивного оборудования.
Задачи.
·
Развивать образное и логическое мышление, воображение.
·
Формировать предметные умения и навыки, необходимые для успешного
решения учебных и практических задач, продолжения образования.
·
Формировать культуру личности ребёнка во
всех проявлениях.
·
Создать благоприятные условия для коммуникаций «ученик - учитель»,
«ученик - ученик».
·
Обеспечить ситуацию успеха для каждого
ребёнка.
·
Осваивать основы географических и экологических знаний,
формирование первоначальных представлений о физической географии как науке о
природе Земли.
·
Вовлекать учащихся в творческие занятия, в ходе которых они
научатся играть и составлять игры, понимать и осваивать новое, быть открытыми
и способными выражать собственные мысли,
уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и
осознавать возможности.
·
Воспитывать интерес к географии; стремление использовать
полученные знания в повседневной жизни; трудолюбие, творческого отношения к
учению и труду.
·
Воспитывать нравственные и эстетические чувства, эмоционально -
ценностное позитивное отношение к себе и окружающему миру.
Методическое
обеспечение программы.
Формы
проведения занятий.
Практическая работа,
экскурсии, круглые столы, игровые формы, электронные презентации,
заочные путешествия, викторины, конкурсы, инсценировки, практическая
работа на местности, творческие и исследовательские проекты.
Методы
и приемы:
Овладение основами
исследовательской и проектной деятельности, умение видеть проблему,
умение классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения, умение работать
с разными источниками географической информации, находить
географическую информацию в различных источниках (интернет,
научно-популярной литературе, словарях, справочниках), умение вести обработку
материала средствами компьютерного оборудования.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со
многими интересными вопросами географии на данном этапе
обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное
представление о проблеме данной науки. Решение творческих заданий, связанных с
логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности,
будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному
развитию.
Не
менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно
работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать
навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание
программы соответствует познавательным возможностям младших подростков и
предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований,
развивая учебную мотивацию. Содержание занятий вводят ребят в мир занимательной
географии, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета географии. Творческие
работы, игровая деятельность и другие технологии, используемые в
системе работы, основаны на любознательности детей, которая поддерживается и
направляется учителем. Данная практика поможет обучающимся успешно овладеть не
только обще учебными умениями и навыками, но и освоить более сложный уровень знаний по предмету, достойно
выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Нормативно правовая основа программы:
·
Закон «Об образовании» Российской Федерации.
·
Федеральный государственный образовательный стандарт общего
образования второго поколения.
·
Федеральный государственный стандарт (основного) общего
образования «Национальная доктрина образования в Российской Федерации на
2006-2025 гг.».
·
Программа духовно-нравственного развития и воспитания личности.
·
Базисный учебный образовательный план
учреждений Российской Федерации, реализующих основные
образовательные программы (основного) общего образования.
·
Фундаментальное ядро содержания общего образования.
·
Требования к результатам освоения образовательной программы
основного общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
общего образования второго поколения.
·
Программа развития и формирования универсальных
учебных действий (под ред. А. Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.:
Просвещение, 2011).
Диагностичность
Диагностичность
реализации программы обеспечивается:
1. Системой
тестовых диагностик, отслеживаением динамики развития обучающихся по мере
реализации программы.
2. Процентом
вовлеченности обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность,
результатами участия обучающихся в ученических конференциях разного уровня.
3. Динамикой
участия в предметных олимпиадах, интеллектуальных конкурсах.
4. Фиксированием
всех результатов в портфолио обучающихся.
Использование
технологий
Среди
технологий, методов и приёмов развития УУД во внеурочной деятельности в
основной школе особое место отводится учебным ситуациям, которые могут быть
построены на предметном, межпредметном и надпредметном содержании.
Основные
виды учебных ситуаций:
·
ситуация-проблема
— прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения;
·
ситуация-иллюстрация
— прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный
материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает
умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её
решения);
·
ситуация-оценка
— прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует
оценить, и предложить своё адекватное решение;
·
ситуация-тренинг
— прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по
описанию ситуации, так и по её решению).
Наряду
с учебными ситуациями для развития УУД в основной школе
используются
следующие типы задач:
1. На
развитие личностных универсальных учебных действий:
·
на
личностное самоопределение;
·
на
развитие Я-концепции;
·
на
смыслообразование;
·
на
мотивацию;
·
на
нравственно-этическое оценивание.
2. На
развитие коммуникативных универсальных учебных действий:
·
на
учёт позиции партнёра;
·
на
организацию и осуществление сотрудничества;
·
на
передачу информации и отображению предметного содержания;
·
тренинги
коммуникативных навыков;
·
ролевые
игры;
·
групповые
игры.
3. На
развитие познавательных универсальных учебных действий:
·
задачи
и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;
·
задачи
и проекты на сериацию, сравнение, оценивание;
·
задачи
и проекты на проведение эмпирического исследования;
·
задачи
и проекты на проведение теоретического исследования;
·
задачи
на смысловое чтение.
4. На
развитие регулятивных универсальных учебных действий:
·
на
планирование;
·
на
рефлексию;
·
на
ориентировку в ситуации;
·
на
прогнозирование;
·
на
целеполагание;
·
на
оценивание;
·
на
принятие решения;
·
на
самоконтроль;
·
на
коррекцию.
При проведении занятий внеурочной
деятельности будут использоваться технологии:
технология проблемно-диалогового обучения,
групповые технологии, ИКТ-технологии, технология системно-деятельностного
обучения, интерактивные формы обучения.
Одним
из основных путей повышения мотивации и развития УУД в основной школе является
включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность,
предусматривающую постановку практически значимых целей и задач
учебно-исследовательской и проектной деятельности, анализ актуальности
исследования; выбор средств и методов, совместное планирование деятельности
учителем и обучающимися, проведение проектных работ или исследования;
оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями
исследования; представление результатов в соответствующем использованию виде;
целенаправленное обучение обучающихся групповым методам работы (прежде всего, в
малых группах); формирование у учеников способности видеть перспективу своего
учебного продвижения.
Реализация программы.
• Реализация программы
будет способствовать:
Ø
овладению обучающимися в соответствии с
возрастными возможностями разными видами деятельности
(учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной);
Ø
формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему
миру, этических и нравственных норм,
эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой
деятельности;
Ø
формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих
степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных
навыков самообразования, контроля и самооценки.
Принципы реализации программы:
·
учёт возрастных особенностей;
·
сочетание индивидуальных и коллективных форм
работы;
·
связь теории с практикой;
·
доступность и наглядность;
·
включение в активную жизненную позицию.
Предполагаемые
результаты реализации программы.
1.
Результаты первого уровня- приобретение школьником социальных знаний, понимания
социальной реальности и повседневной жизни:
>приобретение
школьниками знаний о принятых в обществе нормах поведения и общения;
>об основах
здорового образа жизни; о разнообразных по форме и содержанию играх;
>о правилах
конструктивной групповой работы;
> об основах
организации коллективной творческой деятельности;
>о
способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки
информации;
>о правилах проведения исследования и
моделирования.
2. Результаты второго уровня - формирование позитивного отношения школьника к
базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом:
>развитие
ценностных отношений школьника к родному Отечеству, малой Родине, родной
природе и культуре, труду, знаниям, своему
собственному здоровью и внутреннему миру.
3. Результаты третьего
уровня - приобретение школьником опыта самостоятельного социального
действия:
Обучающийся может приобрести опыт:
Ø
исследовательской деятельности;
Ø
опыт публичного выступления;
Ø
опыт самоорганизации и организации совместной деятельности с
другими детьми.
Реализация данной программы предполагает:
• формирование ведущих
интегративных качеств личности;
• непрерывную
педагогическую диагностику, переходящую в самодиагностику,
самопознание;
• практическую
деятельность;
• оптимальное
сочетание индивидуального воспитания, самовоспитания и воспитания в коллективе;
• педагогизацию воспитательной среды в социуме,
неразрывную связь с воспитательными
факторами среды: родителями, внешкольными воспитательными учреждениями.
Возраст
детей, участвующих в реализации данной
образовательной программы: 5-еклассы - младшие подростки.
Сроки реализации программы.
Реализация программы
рассчитана на 1 год обучения - 5 класс - 35 часов.
В содержании программы
выделены две ступени развития, две содержательные линии (модуля): 5
класс:
■ 1 модуль (17
часов) - «План и карта».
■ 2
модуль (18 часов) - ««Воздушная
оболочка Земли – атмосфера».
Каждый модуль включает
теоретические занятия в игровой и занимательной форме и практические занятия.
Содержание
программного материала.
1 модуль - «План и карта».
Задачи.
1. Воспитывать в детях:
>целеустремленность,
самостоятельность, инициативность;
>культуру общения и
уважение мнения товарищей;
>культуру
работы в группах (парах), чувство товарищества;
>навыки
коммуникабельностьи (умение слушать учителя и товарищей,
отстаивать свою точку
зрения);
>желание применять
знания в практической работе, аккуратность при ее выполнении и обращении с инструментами.
2. Формировать:
>качества личности, способствующие успешному обучению и положительной
мотивации учения;
>практическую направленность применения знаний, практические
действия при работе с компасом и прочими приборами и инструментами;
>знания и представления о возникновении и совершенствовании
приборов в истории человечества;
>умения работать с информацией;
>навыки работы и взаимодействия в группе;
>прививать любовь к природе, формировать
представление об окружающем
мире;
>представления о способах ориентирования на местности по
местным признакам и по азимуту, использования лабораторного оборудования при
наблюдении за погодой.
3.Развивать:
>творческую активность;
>умения работать по алгоритму, применять его в практической
деятельности;
>любознательность и поддержку инициативы детей (совместное
обсуждение возникающих вопросов, познавательные игры и др.);
>монологическую речь, навык работать в
сотрудничестве;
>критическое мышление, кругозор учащихся;
>пространственное и логическое мышление;
>в интересной, занимательной форме вызывать интерес к изучению
географии;
географическое мышление и
способность применять имеющиеся знания в решении новых учебных задач.
4.Вырабатывать:
>привычку вести себя в соответствии с
общепринятыми нормами, как в обществе, так и на природе;
>умение работать в коллективе;
>умение приобретать практические навыки, которые могут
пригодиться в
жизни.
>умение пользоваться ИКТ технологиями и применять их в своей
практической деятельности.
Содержание программного материала.
Наш дом - Земля. Глобус
и карта. Глобус - модель Земли. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование. План. Условные знаки плана. Азимут. Градусная
сетка. Широта и долгота. Географические координаты. Масштаб.
Анализ карт. Правила
работы в группе или команде. Активное участие в творческих конкурсах, играх. Подготовка
мини проектов, моделей, рисунков и выставок.
2
модуль - «Воздушная оболочка
Земли – атмосфера».
Задачи.
1.Воспитывать в детях:
>целеустремленность, самостоятельность,
инициативность;
>культуру общения и уважение мнения товарищей;
>культуру работы в группах (парах),
чувство товарищества;
>навыки коммуникабельность (умение слушать учителя и товарищей,
отстаивать свою точку зрения);
>желание применять знания в практической работе, аккуратность
при ее выполнении и обращении с инструментами и оборудованием.
2. Формировать:
>качества личности, способствующие успешному обучению и
положительной мотивации учения;
>качества личности, способствующие успешному обучению и
положительной мотивации учения;
>умения работать с информацией;
>навыки работы и взаимодействия в группе;
>прививать любовь к природе, формировать
представление об
окружающем мире.
3.Развивать:
>творческую активность;
>умения работать по алгоритму, применять его в практической
деятельности;
>навык работать в сотрудничестве;
>критическое мышление, кругозор учащихся;
>пространственное и логическое мышление;
>в интересной, занимательной форме вызывать интерес к изучению
географии;
>географическое
мышление и способность применять имеющиеся знания в решении новых учебных
задач.
4.Вырабатывать:
>привычку вести себя в соответствии с
общепринятыми нормами, как в обществе, так и на природе;
>умение работать в коллективе;
>умение приобретать практические навыки,
которые могут пригодиться в жизни.
Содержание программного материала.
Воздушная
оболочка Земли – атмосфера. Погода и метеорологические наблюдения. Из чего
складывается погода. Человек и атмосфера. Составление электронного дневника
наблюдения за погодой. Лабораторное оборудование «Наблюдение за погодой».
Регистрация температуры, максимальная и минимальная температура. Составление
графика температуры по наблюдениям. Ветер. Определения направления и силы ветра.
Составление розы ветров. Облака. Осадки. Регистрация осадков. Экскурсия на
метеостанцию. Наблюдения за погодой на протяжении месяца. Работа на
метеостанции. Оценка метеорологических наблюдений, их обработка. Человек и
атмосфера. Состояния атмосферного воздуха в пределах посёлка, охрана его от
загрязнения. Стихийные явления атмосферы.
Основные мероприятия по реализации программы.
№
занятия
|
Название мероприятия
|
Форма
|
1 модуль «План и
карта» (17 часов)
|
1
|
Наш дом – Земля.
|
Игра.
|
2
|
Глобус и карта.
|
Сказка.
|
3
|
Исследуем глобус.
|
Исследование.
|
4
5
|
Глобус – модель Земли.
|
Моделирование.
|
6
|
Горизонт. Стороны горизонта.
|
Игра.
|
7
|
Стороны горизонта.
|
Тренинг.
|
8
|
Ориентирование.
|
Путешествие.
|
9
|
Ориентирование на местности. Азимут.
|
Практикум.
|
10
|
План.
|
Путешествие.
|
11
|
Условные знаки плана.
|
Практикум.
|
12
|
Масштаб.
|
Интеллектуальный марафон.
|
13
14
|
Составление плана.
|
Моделирование.
|
15
|
Градусная сетка.
|
Путешествие.
|
16
|
Широта и долгота.
|
Практикум.
|
17
|
Географические координаты.
|
Практикум.
|
2 модуль «Воздушная
оболочка Земли – атмосфера» (18 часов)
|
1
|
Воздушная
оболочка Земли – атмосфера.
|
Игра.
|
2
|
Человек
и атмосфера.
|
Работа со справочными источниками информации.
|
3
|
Из чего
складывается погода.
|
Тренинг.
|
4
|
Погода и
метеорологические наблюдения.
|
Моделирование.
|
5
|
Попробуй
себя в роли метеоролога.
|
Исследование.
|
6
|
Знакомство
с лабораторным оборудованием «Наблюдение за погодой»
|
Практикум.
|
7
|
Составление
электронного дневника наблюдения за погодой.
|
Моделирование.
|
8
|
Температура.
Регистрация температуры, максимальная и минимальная температура. Измерение
дневной температуры.
|
Практикум.
|
9
|
Составление
графика температуры по наблюдениям.
|
Моделирование.
|
10
|
Ветер.
Определения направления и силы ветра.
|
Практикум.
|
11
|
Составление
розы ветров.
|
Моделирование.
|
12
|
Облака.
Определение облачности, движения облаков.
|
Практикум.
|
13
|
Осадки.
Регистрация осадков.
|
Практикум.
|
14
|
Экскурсия на метеостанцию.
|
Экскурсия.
|
15
|
Наблюдения
за погодой на протяжении месяца. Работа на метеостанции.
|
Практикум.
|
16
|
Оценка
метеорологических наблюдений, их обработка.
|
Моделирование.
|
17
|
Состояния атмосферного воздуха в пределах посёлка, охрана его от
загрязнения. (Встреча с экологом ЛПУ). Стихийные явления атмосферы.
|
Исследование.
|
18
|
Итоговое
занятие
|
Защита
работ
|
|
|
|
|
Соотношение теоретических и практических занятий
в программе.
№
|
Название модуля.
|
Общее
количество часов.
|
Часы
теоретических
занятий.
|
Часы
практических занятий.
|
1.
|
План и карта.
|
17
|
9
|
8
|
2.
|
Воздушная оболочка Земли –
атмосфера
|
18
|
6
|
12
|
Итого:35 15(43%) 20 (57%)
Перечисленные
мероприятия включают в себя различные творческие задания: игры, занимательные
задания, конкурсы рисунков, составление буклетов, мини-проекты, компьютерное моделирование,
вернисажи, где каждый учащийся может
выбрать дело в соответствии со своими интересами и
возможностями.Большая часть мероприятий рассчитана на общение с людьми,
работу с разнообразными источниками, оборудованием с целью сбора информации.
Результаты
внеурочной деятельности.
• Воспитательный результат внеурочной деятельности:
>непосредственное духовно-нравственное приобретение
ребёнка благодаря его участию в том или ином виде
деятельности;
>влияние
(последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс
развития личности ребёнка.
Все виды внеурочной
деятельности учащихся на ступени младшего подросткового возраста ориентированы
на воспитательные и образовательные результаты.
• Уровни результатов
внеурочной деятельности.
Первый
уровень.
|
Второй
уровень.
|
Третий
уровень.
|
Школьник знает и
понимает общественную жизнь.
|
Школьник
ценит общественную жизнь.
|
Школьник
самостоятельно
действует
в общественной жизни.
|
Приобретение
школьником социальных знаний, понимание
социальной реальности и повседневной жизни.
|
Формирование позитивного отношения
школьников к базовым ценностям общества:
• человек,
• семья,
• Отечество,
• природа,
• мир,
• знание,
• труд,
• культура.
|
Получение
школьником опыта самостоятельного социального действия.
|
Достижение всех трех
уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об
эффективности работы по вопросам воспитания и развития школьников.
Технологии.
∙ Игровая
технология, которая
предполагает использование игры как формы организации учебной деятельности -
индивидуальной или коллективной. Проведение творческих конкурсов, игр,
викторин, презентаций, демонстрирующих отношение учащихся к сохранению
уникальной природы родного края.
∙ Технология проектной деятельности учащихся, сущность
которой заключается в личностно-ориентированном обучении,
предполагающем развитие личности, способной
самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения.
∙ Технология
критического мышления, специфика которой состоит в
организации процесса обучения в трехфазовой структуре: вызов, осмысление и
рефлексия.
∙ Исследовательская
деятельность, направленная
не только на самостоятельное добывание знаний и необходимой информации, но и
ее практическое применение.
Формы и виды
внеурочных занятий.
Формы внеурочных занятий:
• Кружковые
• Индивидуальные
занятия (в условиях выполнения домашнего задания).
Виды внеурочных занятий:
•Теоретические занятия:
Викторины. Игровая деятельность. Исследования
и решение проблем. Презентации. Интеллектуальный марафон. Анализ и
систематизация дополнительного информационного материала и др.
•Практические занятия:
Смотры-конкурсы, выставки - вернисажи. Моделирование.
Исследование.Опыты и
эксперименты.Практикумы.Тренинги.Коллективные творческие дела.
Режим внеурочных занятий.
Содержание
программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей. Учебный
план предусматривает 1 занятие в неделю с продолжительностью 30-40 минут
каждое.
Существует несколько вариантов
проведения занятий:
Занятия проводятся в классной
комнате за партами, где достаточно места для передвижения во время различной
деятельности. Такой вариант более удобен, т.к.
в меньшей степени учащимися нарушаются правила поведения, потому что любое местонахождение,
кроме как за партой, у школьников ассоциируется с отдыхом и переменой. Занятия
тематические. Темы и их последовательность определяются содержанием
программного материала.
Формы деятельности.
Ø
Индивидуальная (результат работы одного ученика).
Ø
Работа в малых группах или командах (результат работы двух -
четырех учеников).
Ø
Коллективная деятельность (коллективный продукт - «Карта
наблюдения погоды»).
Результаты развития универсальных учебных
действий в ходе освоения программы внеурочной
деятельности «Край, в котором я живу»в 5 классе.
Предметные
УУД.
1. Знать
и объяснять существенные признаки понятий: «глобус», «план местности»,
«карта», «атмосфера»,«погода»,
«ветер», «атмосферные осадки», «масштаб», «азимут», «географические
координаты»,«широта», «долгота».
2. Использовать
«глобус», «план местности», «карта», «атмосфера»,
«погода», «масштаб», «азимут», «географические координаты», «широта», «долгота»
для решения учебных задач по ориентированию на местности, по проведению
глазомерной съёмки местности, по составлению плана местности (маршрута), по
определению суточной температуры воздуха, осадков, силы и направления, по
выявлению причин особенностей распределения составляющих погоды на данной
территории.
3. Устанавливать
взаимосвязи между характером подстилающей поверхности и температурой воздуха,
между направлением ветра и осадками.
4. Выделять,
описывать и объяснять существенные признаки плана, глобуса географических карт,
составляющих погоды.
5. Определять
по плану, по карте расстояния, направления, географические координаты и
местоположение географических объектов, по статистическим данным значения
амплитуды, средней, max и min температуры воздуха, характер хода атмосферных осадков,
преобладающие направления ветра.
6. Приводить
примеры ветров различного направления, видов облаков, видов атмосферных
осадков, редких явлений в атмосфере, стихийных природных бедствий в атмосфере и
возможных действий в чрезвычайных ситуациях.
7. Использовать
приобретенные знания и умения для чтения карт различного содержания, для
ориентирования на местности и проведения съёмок её участков, для чтения карт
погоды, для определения температуры воздуха, направления и скорости ветра,
видов облаков и атмосферных осадков.
8. Проводить
самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных
источников.Отбирать источники географической информации для составления
описаний погоды.
Познавательные УУД.
1.Осуществление поиска необходимой информации для выполнения
учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы и
интерактивного оборудования.
2.Смысловое чтение художественных и познавательных текстов,
выделение существенной информации из текстов разных видов.
3.Ориентирование в тексте: определение умения, которые будут
сформированы на основе изучения данного текста.
4.Построение речевых высказываний в устной и письменной форме. 5.Поиск нужной информации.
Регулятивные УУД.
1.Организация своего рабочего места под
руководством учителя. 2.Адекватное восприятие оценки учителя.
3.Различие способа и результата действия.
4.Определение цели выполнения заданий во внеурочной деятельности.
5.Соотнесение выполненного задания с образцом, предложным учителем. 6.Определение плана выполнения заданий внеурочной
деятельности. 7.Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия
и построение ориентировочной основы в изучаемом материале, в учебном
сотрудничестве с учителем.
8.Использование при выполнении заданий различных средств:
справочную и прочую литературу, лабораторное и компьютерное оборудование.
Коммуникативные УУД.
1.Участие в диалоге на занятиях.
2.Умение задавать вопросы.
3.Умение отвечать на вопросы учителя,
товарищей.
4.Участие в паре, группе, коллективе.
5.Формулирование собственного мнения и
позиции.
6.Уважение к окружающим - умение слушать и слышать партнера,
признавать право на собственное мнение и принимать решение с учетом позиции
всех участников.
7.Понимание возможности существования различных позиций и
точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.
8.Ориентирование на позицию других людей, отличную от
собственной позиции, уважение иной точки зрения.
Личностные УУД.
• Внутренняя позиция школьника: положительное отношение к школе; чувство необходимости
учения.
• Самооценка: широта
диапазона оценок; обобщенность категорий оценок; основы гражданской
идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину; осознание ответственности человека
за общее благополучие. Рефлексивность, как адекватное осознанное представление
о качествах хорошего ученика; осознание своих возможностей в учении на основе
сравнения «Я» и «хороший ученик»; осознание необходимости самосовершенствования
на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; способность адекватно судить о
причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями,
трудолюбием, старанием.
• Мотивация учебной деятельности: сформированность познавательных мотивов; интерес
к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформированность
социальных мотивов. Стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным
обществу. Сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению —
приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением и
будущей профессиональной деятельностью; установка на здоровый образ жизни.
Используемая
литература
Научно -
методическая литература:
1. Аристова
Л.П. Активность учения школьника. М.: Флинта - Наука, 1986. 150 с.
2.Баранов
А.С., Суслов В.Г., Шейнис А.И. Компьютерные технологии в школьной географии. -
М.: Издательский Дом "Генжер", 2004. - 80с.
3.
Баринова И.И., Плешакова А.А., Н.И. Сонин: География: Начальный курс. Учебник
для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М., 2012.
4.
Беловолова Е.А. Формирование ключевых компетенций на уроках географии:
методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 240 с.
5.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1996.
6.
Э.Д. Днепров. Сборник нормативных документов. География / Сост. Э.Д. Днепров,
А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2004. - 141с.
7.
Кондаков A.M. и др. Концепция федеральных государственных образовательных
стандартов общего образования. – М.: Просвещение, 2008.
Горбунова А.И. Методы и
приемы активизации мыслительной деятельности учащихся // Современная
педагогика. 1999. № 3. С.27.
8.В. Н. Кругликов, Е. В. Платонов, Ю. А. Шаранов.
Методы активизации познавательной деятельности. С.-Пб.: Знание, 2006. 190 с.
9.Онищук В.А. Урок в современной школе. - М.: Просвещение, 1986.
218 с.
10.Игры - обучение, тренинг, досуг / под ред. В.В. Петрусинского.
М.: Новая школа, 1994
11.Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1978
12. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика,
1982.72 с.
13.Щукина Г.И. Активизация
познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение,
1982. 160 с.
14.Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Просвещение, 1989. 75
с.
Учебно - методическая литература:
1. Аржанов
СП. Занимательная география. - М.: Московский Лицей, 1998.
2. Баринова
И. (сост.) Занимательная география. - М.: Школа -- Пресс, 1990.
3. Козловский
Е.Г., Разумовская О.К. География в играх. - Троицк: НИКА, 1990.
4.Куприн A.M. Занимательная картография. М.: Просвещение, 1989.
5. Максимов
Н.А За страницами учебника географии. М.: Просвещение, 1988.
6. Пивоварова Г.П.
Занимательная география: Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1998.
7.Платонова В.
Занимательная география. - Калининград: Кн. изд-во, 1992.
8. Разумовская О.К.
Весёлая география: Викторины, ребусы, кроссворды. - Ярославль: Академия
развития, 1997.
9.Селищев Е.Н.
География для любознательных, или О чем не узнаешь на уроке. Ярославль:
Академия и К, 1998.
10. Тараторина Г.Ф. Подумай,
разгадай, реши, запомни. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
11.Усачев А. Мои географические открытия.
М.: Самовар, 1994.
12.Ферсман А.Е Занимательная минералогия. Челябинск: Урал LTD,
2000.
Литература
для учителя
1.И.И.
Баринова, Л. И. Елховская «Внеурочная работа по географии», М.: Просвещение,
2006.
2.О.
В. Крылова «Интересный урок географии», М.: Просвещение, 2007 .
3.Н.
Н. Петрова. Школьный практикум. Начальный курс географии. М.: Дрофа, 2006.
4.География:
уроки- игры в средней школе/сост. Н. В. Болотникова. – Волгоград: Учитель,
2007.
5.И.
Д. Агеева «Веселая география на уроках и праздниках», М.: «Творческий центр
Сфера», 2007.
6.География.
Уроки учительского мастерства. 6 – 11 классы/сост. Н.В. Яковлева и др./,
Волгоград , «Учитель», 2009.
Указатель
статей к использованию ИКТ на уроках географии и во внеурочное время в
методическом журнале «География в школе»:
1.О
новых технологиях в преподавании географии (Д.В. Новенко, научный сотрудник,
заместитель директора городского центра инноваций высоких технологий, учитель
высшей категории школы №1958, Москва; №7/99).
2.Современные
образовательные технологии в преподавании географии (В.Т. Дмитриева, А.Н.
Воробьёва МГПУ; №4/01).
3.О
возможности использования средств MicrosoftOffice в обучении
географии (А.С. Баранов, аспирант, ассистент РГПУ имени А.И. Герцена; №7/03).
4.Возможности
и проблемы использования компьютерных технологий в преподавании географии (О.В.
Шульгина, кандидат географических наук, профессор МГПУ, г. Москва; №8/03).
5.Компьютерные
технологии: возможности использования (Е.А. Таможняя, доцент МГПУ; №4/04).
6.Новые
информационные технологии в обучении (Д.В. Новенко, научный сотрудник,
заместитель директора городского центра инноваций высоких технологий, учитель
высшей категории школы №1958, Москва; №5/04).
7.Подготовка
будущих учителей географии к использованию новых информационных технологий
(Ю.В. Митрофанова, учитель географии СШ №8 г. Искитима, аспирантка НГПУ;
№6/04).
8.Проект
деятельности в обучении географии (Н.В. Лысова, учитель, Москва, школа №827;
№2/05).
9.Формирование
информационной культуры учащихся в процессе обучения географии (Н.А. Екишбарова,
г. Барнаул, МОУ гимназия №42 учение географии; №4/06).
10.Информационная
образовательная среда по географии (Е.Ю. Заболотнова, Калининград, РГУ имени
И.Канта; №8/07).
Интернет-ресурсы:
1.
Я иду на урок географии(http://geo.1september.ru/);
2. Чудеса природы: материалы о
природных явлениях (http://nature.worldstreasure.com/);
3.Географический портал «Планета Земля»(http://www.rgo.ru/);
4.География:
информация об особенностях строения природных ресурсов
(http://geo2000.nm.ru/);
5. Электроннаяверсияжурнала
«National geographic» (http://www.national-geographic.ru/);
6. Справочные географические карты в
сочетании с космическими снимками (http://maps.google.com/);
7. http://www.psylist.net/pedagogika/inovacii.htm
Педагогические технологии и инновации
8. http://www.ido.edu.ru/ffec/psych/ps13.html
Развивающие педагогические технологии
9. http://oio.tpu.ru/publ_2004/article2004_5.html
Педагогические технологии и технология учебного процесса. Логический анализ
понятий
10. http://vladimir.socio.msu.ru/1_KM/edutech_1.htm
Педагогические технологии
11. http://www.sooro.ru/science-lib/pedsis/?PHPSESSID=i6rpls5ddlrbidgsc1tf1aiat1
Педагогические системы и технологии
12. http://coop.chuvashia.ru/kartuzov/site/4_3/2.htm
Структура педагогических технологий
13. http://www.smartboard.ru/view.pl?mid=1126873196
Интерактивные технологии в образовании (спецкурс)
14. http://www.ioso.ru/distant/newpteh/intro2.htm
Новые педагогические технологии (курс)
15. http://yesnet.purpe.ru/youngteach/edtehnol.htm
Технологии обучения в структуре целостного педагогического процесса
16.
http://do.gendocs.ru/docs/index-347095.html - сайт
«Турбион - технология»: инновации в методе проектов
17.
Технологии проблемного диалога: сайт – pdo-mel.ru.
Литература
для учащихся
1.Аржанов СП. Занимательная география. - М.: Московский Лицей,
1998.
2.Баринова И. (сост.) Занимательная география. - М.: Школа --
Пресс, 1990.
3.Козловский Е.Г., Разумовская О.К. География в играх. - Троицк:
НИКА, 1990.
4.Куприн A.M. Занимательная картография. М.: Просвещение, 1989.
5.Максимов Н.А За страницами учебника географии. М.: Просвещение,
1988.
6. Пивоварова Г.П.
Занимательная география: Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1998.
7.Платонова В.
Занимательная география. - Калининград: Кн. изд-во, 1992.
8. Разумовская О.К.
Весёлая география: Викторины, ребусы, кроссворды. - Ярославль: Академия
развития, 1997.
9.Селищев Е.Н.
География для любознательных, или О чем не узнаешь на уроке. Ярославль:
Академия и К, 1998.
10. Тараторина Г.Ф. Подумай,
разгадай, реши, запомни. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
11.Усачев А. Мои географические открытия.
М.: Самовар, 1994.
12.Ферсман А.Е Занимательная минералогия. Челябинск: Урал LTD,
2000.
13.«Большой
географический атлас»./сост. М.Г. Горчаков, О.Н. Савина/, М.: «ОЛМА-Пресс»,
2007.
14.«География.
Справочник школьника»./сост. Т.С. Майорова/, М.: «АСТ», 2006.
15.Энциклопедия
для детей. Т.1. Всемирная история./ под ред. М. Д. Аксенова/, М.: АВАНТА, 2007.
16.«Я
познаю мир. Детская энциклопедия. География», М.: «АСТ», 2007.
17.«Мир
географии»./сост. Л. Г. Бондарев и др./, М.: «Мысль», 2007.
Техническое обеспечение
1. Компьютеры.
2. Телевизор.
3. Принтер.
4.
Мультимедийный проектор.
5.
Интерактивная доска.
6.
Документ – камера.
7.
Интерактивный микроскоп.
8.
Лабораторное оборудование.
9.
Интернет – ресурсы.
10. Компьютерные презентации.
11. Видеоматериалы.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.