Инфоурок География ПрезентацииРабочая Программа Край, в котором я живу 6 класс.docx

Рабочая Программа Край, в котором я живу 6 класс.docx

Скачать материал

Ханты – Мансийский автономный округ - Югра

Муниципальное образование Октябрьский район

МКОУ « Унъюганская средняя общеобразовательная школа №1»

628128, пос. Унъюган, ул. Тюменская,65, РКЦ  пгт. Октябрьское, БИК 047164000, Р\с 40206810900000140032

ИНН 8614002269,  Тел\факс (код 34672) (272) 48-122.

Адрес в Интернете: unyugan.school-1@ mail.ru

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Край, в котором я живу»

 

Автор программы – ШороховаЛюбовь Анатольевна,

учитель географии

Направление – научно-познавательное

Программа рассчитана на учащихся  6-х классов

(35 часов, 1 час в неделю)

Срок реализации 2014 – 2015 уч. год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: Шорохова

Любовь Анатольевна,

учитель географии

 

 

 

 

 

Унъюган

2014

Актуальность

Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

        Значение  внеурочной работы  заключается  не  только  в  расширении  кругозора  учащихся,  но  и  в  становлении  личностных  качеств  как  самостоятельность,  целеустремленность,  умение  организовать  свою  деятельность.

Характерные особенности внеурочной деятельности «Край, в котором я живу» - направленность на развитие детей.

Пояснительная записка

        Рабочая программа по внеурочной деятельности «Край, в котором я живу» содержит в своей основе наблюдения  за объектами живой и неживой природы родного края, разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, требований основной образовательной программы общеобразовательной организации.

Дети – пытливые  исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от природы. Ещё И.М. Сеченов писал о прирождённом и «крайне драгоценном» свойстве нервно-психической организации ребёнка – безотчётном стремлении понимать окружающую жизнь. И.П. Павлов это свойство назвал рефлексом «что такое?», под влиянием которого обнаруживает качества предметов, природных объектов, устанавливает для себя связи между ними.

Наблюдения, особенно в природе, заставляют ребят пытаться самостоятельно объяснять их. Иногда дети догадываются об этом сами, подбирая не всегда правильные определения.

Прекрасна и разнообразна природа нашей Родины. На ее просторах одновременно можно наблюдать не только различные периоды какого-либо сезона, но и разные сезоны года. Весна и лето, осень и зима неизменно дают знать о себе специфическим комплексом сезонных явлений, которые следуют друг за другом в определенной последовательности и через определенные промежутки времени. К сезонным явлениям относятся и весенний прилет птиц, и отлет их осенью, кладка яиц и вывод птенцов, появление и исчезновение насекомых, развертывание листьев у деревьев и кустарников.

Почему именно природе отводится особая роль в формировании личности ребёнка?

Да потому, что природа окружает ребёнка с первых дней его жизни. Ребёнок знакомится с природой ещё до того, как произнесёт свои первые слова и сделает самостоятельные шаги. У детей рано проявляется стремление к активному познанию природы, которая притягательна для него благодаря своему красочному, постоянно изменяющемуся миру. Это даёт ребёнку массу ярких впечатлений, вызывает радостные эмоции, заставляет исследовать ещё не познанное и незнакомое.

Современный этап гуманизации образования ставит акцент на развитие экологической культуры детей школьного возраста.

Для современного общества усвоение школьниками суммы разнообразных знаний по различным предметам представляется недостаточным. Те ребята, которые успешно освоили базовый курс школьной программы, научились применять свои знания в знакомой ситуации, но не умеют самостоятельно приобретать знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем, генерировать новые идеи, творчески мыслить, не могут рассчитывать на успех в обществе XXI века. Пришла пора смены приоритетов в образовании - с усвоения готовых знаний в ходе учебных занятий на самостоятельную познавательную деятельность каждого ученика с учетом его способностей и возможностей. Самостоятельная познавательная деятельность проявляется в потребности и умении приобретать новые знания из различных источников, путем обобщения раскрывать сущность новых понятий, овладевать способами познавательной деятельности, совершенствовать их и творчески применять в различных ситуациях для решения любых проблем. Наряду с учебными занятиями важную роль в формировании самостоятельной познавательной деятельности учащихся играет внеурочная работа: занятия на пришкольном участке, постановка опытов и экспериментов, фенологические наблюдения, и экскурсии. Таким образом, будущие педагоги должны сами обладать познавательной самостоятельностью и должны знать, как сформировать данное качество у учащихся.

Программа «Край, в котором я живу» дает возможность с помощью наблюдений и опоры на личный опыт детей расширить представления учащихся о природе родного края, ее особенностях и взаимосвязи всего живого. Знакомство с целостной картиной сезонных изменений в природе, формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика.

Каждое занятие носит познавательный, развивающий и исследовательский характер и сопровождается практической работой. Занятия строятся с учетом психолого-педагогических особенностей учащихся.

На основании требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в содержании рабочей программы по внеурочной деятельности предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно – ориентированный и системно – деятельностный подход.

Рабочая программа предназначена для обучающихся, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.

Цель программы: Развитие у школьников познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей, стимулирование учебного интеллектуально-творческого потенциала обучающихся через развитие и совершенствование у них исследовательских способностей и навыков.

Задачи:

1.                 Формировать знания о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой  природы, о взаимодействии  и  взаимозависимости  природы,  общества и человека.

2.                 Приобретать  знания об окружающем мире; овладевать умениями наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать  объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

3.                 Осваивать коммуникативную, рефлексивную, ценностно – ориентационную, смыслопоисковую компетенции и компетенции личностного саморазвития.

4.                 Формировать экологически  ценностные   ориентации в деятельности детей.

5.                 Прививать интерес к исследовательской деятельности, познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;

6.                 Вовлекать родителей в учебно-воспитательный процесс.

Система занятий ориентирована не на передачу «готовых знаний», а на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.

Развитие личностных качеств и способностей школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Край, в котором я живу» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений школьников.

Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём исследовательская  деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

Исследовательская деятельность школьников при освоении программы имеет отличительные особенности:

·                   наблюдения имеют долгосрочный характер и могут быть рассчитаны не на один год обучения;

·                   наблюдения  осуществляются как в школе, так и дома;

·                   исследовательская деятельность  носит как индивидуальный, так и групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения  и  др.;

·                   любая исследовательская деятельность, в том числе и фенологические наблюдения предполагают работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;

·                   в содержание исследовательской  деятельности  заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;

·                   реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам  деятельности.

Основные принципы  программы

·        Принцип системности

Реализация задач через связь  внеурочной  деятельности  с учебным процессом.

·        Принцип гуманизации

Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.

·        Принцип опоры

Учёт интересов  и  потребностей учащихся; опора на них.

·        Принципсовместной деятельности детей  и  взрослых

Привлечение родителей  и  детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.

·        Принцип обратной связи

Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необ­ходимо обсудить, что получилось  и  что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение  и  перспективу.

·        Принцип успешности

И  взрослому,  и  ребенку необходимо быть значимым  и  успеш­ным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен  и  успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней  и  неформальной, она должна отмечать реальный успех  и  реальное достижение.

·        Принцип стимулирования

Включает в себя приёмы поощрения  и  вознаграждения.

В основе практической работы лежат наблюдения за объектами живой и неживой природы, фиксирование данных, составление графиков, таблиц, диаграмм, выполнение различных заданий по выполнению учебно-исследовательских работ.

Содержание  программы  «Фенологические наблюдения за объектами живой и неживой природы» связано со многими учебными предметами, в частности математика, литература, география, информатика.

На курс «Край, в котором я живу» отводится по 1 часу в неделю, 35 часов в год.

 

 

 

 В данной рабочей программе представлена система занятий внеурочной деятельности по развитию познавательных способностей учащихся 5 класса, направленных на формирование универсальных учебных действий.

География в школе — это учебная дисциплина, уникальность которой заключается в том, что она представляет одновременно и естественные (физическая география), и общественные (социальная и экономическая география) ветви знания. Более того, картографическая составляющая школьной географии сближает её с группой информационно-технических наук. География давно уже перестала быть «землеописательной» и «поисково-открывающей» наукой. Несмотря на это до сих пор и в современном обществе, и в школьной географии она нередко трактуется как справочно-энциклопедическая область знания. Такой взгляд в корне противоречит существу современной географической науки. Её главной целью в настоящее время является изучение пространственно-временных связей в природных и антропогенных географических системах от локального до глобального уровня. Играя роль своеобразного мостика между естественными и общественными науками, достижения географической мысли активно используются в решении разнообразных естественно-научных, экологических и социально-экономических проблем современности.
В соответствии с современной концепцией учебного предмета география — это интегральный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся системное представление о Земле как о планете людей. Именно география как мировоззренческий междисциплинарный предмет должна помочь учащимся осознать своё место в мире и понять тесную взаимосвязь с окружающей природной и социальной средой. Программа внеурочной деятельности базируется на содержании учебной программы по начальному курсу географии.
Программа направлена на развитие личной ответственности школьника за всё происходящее в окружающем мире, должна помочь детям адекватно реагировать на происходящие вокруг изменения и осознанно заниматься практической деятельностью с позиций современной географической науки. В конечном итоге, программа призвана помочь решить задачу гармонизации современного мира. Главной воспитательной целью программы «Край, в котором я живу» следует считать воспитание гражданина, осознающего своё место в Отечестве и в мире Земли.

В течение 35 занятий учащиеся на практике освоят географические понятия и закономерности: научаться ориентироваться и проводить измерения на местности, составлять простые карты и схемы, наглядные пособия, исследовать закономерности, происходящие в атмосфере, познавать «тайны» географических названий, создавать географическую медиатеку, научаться вести наблюдения используя лабораторное оборудование, обрабатывать полученные наблюдения графическимспособом и с помощью компьютерного оборудования разнообразными программами.

 

Вид программы.

Программа разработана на основе примерных программ вне­урочной деятельности  среднего основного общего образования в   соответствии с требо­ваниями Федерального образовательного стандарта среднего общего образования. Программа направлена на достижение следующих задач и цели:

 

Цель.

Создание условий для раскрытия творческого потенциала  ребёнка, через  использование современных педагогических технологий средствами интерактивного оборудования.

 

Задачи.

·        Развивать образное и логическое мышление, воображение.

·        Формировать предметные умения и навыки, необходимые для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования.

·        Формировать культуру личности ребёнка во всех проявлениях.

·        Создать благоприятные условия для коммуникаций «ученик - учитель», «ученик - ученик».

·        Обеспечить ситуацию успеха для каждого ребёнка.

·        Осваивать основы географических и экологических знаний, формирование первона­чальных представлений о физической географии как науке о природе Земли.

·        Вовлекать учащихся в творческие занятия, в ходе которых они научатся играть и со­ставлять игры, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

·        Воспитывать интерес к географии; стремление использовать полученные знания в по­вседневной жизни; трудолюбие, творческого отношения к учению и труду.

·        Воспитывать нравственные и эстетические чувства, эмоционально - ценностное пози­тивное отношение к себе и окружающему миру.

 

Методическое  обеспечение  программы.

Формы  проведения  занятий.

Практическая работа, экскурсии, круглые  столы,  игровые  формы,  электронные  презентации,  заочные  путешествия,  викторины,  конкурсы,  инсценировки, практическая работа  на  местности, творческие и исследовательские  проекты.

Методы  и  приемы:

Овладение  основами  исследовательской  и  проектной  деятельности,  умение  видеть  проблему, умение  классифицировать,  наблюдать, делать  выводы и заключения,  умение  работать  с  разными  источниками   географической   информации,  находить  географическую  информацию  в  различных  источниках (интернет,  научно-популярной  литературе, словарях, справочниках), умение вести обработку материала средствами компьютерного оборудования.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными во­просами географии на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной програм­мы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение творческих заданий, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интел­лектуальному развитию.

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

        Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших подростков и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требова­ний, развивая учебную мотивацию. Содержание занятий вводят ребят в мир заниматель­ной географии, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопро­сов базового предмета географии. Творческие работы, игровая деятельность и другие тех­нологии, используемые в системе работы, основаны на любознательности детей, которая поддерживается и направляется учителем. Данная практика поможет обучающимся успешно овладеть не только обще учебными умениями и навыками, но и освоить более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Нормативно правовая основа программы:

·        Закон «Об образовании» Российской Федерации.

·        Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второ­го поколения.

·        Федеральный государственный стандарт (основного) общего образования «Нацио­нальная доктрина образования в Российской Федерации на 2006-2025 гг.».

·        Программа духовно-нравственного развития и воспитания личности.

·        Базисный учебный образовательный план учреждений Российской Федерации, реали­зующих основные образовательные программы (основного) общего образования.

·        Фундаментальное ядро содержания общего образования.

·        Требования к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стан­дарте общего образования второго поколения.

·        Программа развития и формирования универсальных учебных действий (под ред. А. Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011).

 

Диагностичность

Диагностичность реализации программы обеспечивается:

1.     Системой тестовых диагностик, отслеживаением динамики развития обучающихся  по мере реализации программы.

2.     Процентом вовлеченности обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность, результатами участия  обучающихся в ученических конференциях разного уровня.

3.     Динамикой участия в предметных олимпиадах, интеллектуальных конкурсах.

4.     Фиксированием всех результатов в портфолио обучающихся.

 

Использование технологий

         Среди технологий, методов и приёмов развития УУД во внеурочной деятельности в основной школе особое место отводится учебным ситуациям, которые могут быть построены на предметном, межпредметном и надпредметном содержании.

Основные виды учебных ситуаций:

·        ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения;

·        ситуация-иллюстрация — прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения);

·        ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение;

·        ситуация-тренинг — прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению).

         Наряду с учебными ситуациями для развития УУД в основной школе

используются следующие типы задач:

1.     На развитие личностных универсальных учебных действий:

·        на личностное самоопределение;

·        на развитие Я-концепции;

·        на смыслообразование;

·        на мотивацию;

·        на нравственно-этическое оценивание.

2.     На развитие коммуникативных универсальных учебных действий:

·        на учёт позиции партнёра;

·        на организацию и осуществление сотрудничества;

·        на передачу информации и отображению предметного содержания;

·        тренинги коммуникативных навыков;

·        ролевые игры;

·        групповые игры.

3.     На развитие познавательных универсальных учебных действий:

·        задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;

·        задачи и проекты на сериацию, сравнение, оценивание;

·        задачи и проекты на проведение эмпирического исследования;

·        задачи и проекты на проведение теоретического исследования;

·        задачи на смысловое чтение.

4.     На развитие регулятивных универсальных учебных действий:

·        на планирование;

·        на рефлексию;

·        на ориентировку в ситуации;

·        на прогнозирование;

·        на целеполагание;

·        на оценивание;

·        на принятие решения;

·        на самоконтроль;

·        на коррекцию.

         При проведении занятий внеурочной деятельности будут использоваться технологии:

технология проблемно-диалогового обучения, групповые технологии, ИКТ-технологии, технология системно-деятельностного обучения, интерактивные формы обучения.

Одним из основных путей повышения мотивации и развития УУД в основной школе является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, предусматривающую постановку практически значимых целей и задач учебно-исследовательской и проектной деятельности, анализ актуальности исследования; выбор средств и методов, совместное планирование деятельности учителем и обучающимися, проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов в соответствующем использованию виде; целенаправленное обучение обучающихся групповым методам работы (прежде всего, в малых группах); формирование у учеников способности видеть перспективу своего учебного продвижения.

 

Реализация программы.

•   Реализация программы будет способствовать:

Ø овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными ви­дами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художе­ственной);

Ø формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этиче­ских и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;

Ø формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень го­товности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.

Принципы реализации программы:

·        учёт возрастных особенностей;

·        сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;

·        связь теории с практикой;

·        доступность и наглядность;

·        включение в активную жизненную позицию.

 

Предполагаемые результаты реализации программы.

1. Результаты первого уровня- приобретение школьником социальных знаний, по­нимания социальной реальности и повседневной жизни:

>приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах поведения и об­щения;

>об основах здорового образа жизни; о разнообразных по форме и содержанию играх;

>о правилах конструктивной групповой работы;

> об основах организации коллективной творческой деятельности;

>о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки

информации;

>о правилах проведения исследования и моделирования.

2.   Результаты второго уровня - формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом:

>развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, малой Родине, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.

3.   Результаты третьего уровня - приобретение школьником опыта самостоятель­ного социального действия:

Обучающийся может приобрести опыт:

Ø исследовательской деятельности;

Ø опыт публичного выступления;

Ø  опыт самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

 

Реализация данной программы предполагает:

формирование ведущих интегративных качеств личности;

непрерывную педагогическую диагностику, переходящую в самодиагностику, 

  самопо­знание;

•  практическую деятельность;

оптимальное сочетание индивидуального воспитания, самовоспитания и воспитания в коллективе;

•  педагогизацию воспитательной среды в социуме, неразрывную связь с воспитатель­ными факторами среды: родителями, внешкольными воспитательными учреждениями.

 

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы:   5-еклассы - младшие подростки.

 

Сроки реализации программы.

Реализация программы рассчитана на 1 год обучения - 5 класс - 35 часов.

В содержании программы выделены две ступени развития, две содержательные линии (модуля): 5 класс:

      1 модуль (17 часов) - «План и карта».

      2 модуль (18 часов) - ««Воздушная оболочка Земли – атмосфера».

Каждый модуль включает теоретические занятия в игровой и занимательной форме   и практические занятия.

 

Содержание программного материала.
1 модуль - «План и карта».

Задачи.

1. Воспитывать в детях:

>целеустремленность, самостоятельность, инициативность;

>культуру общения и уважение мнения товарищей;

>культуру работы в группах (парах), чувство товарищества;

>навыки коммуникабельностьи (умение слушать учителя и товарищей,

отстаивать свою точку зрения);

>желание применять знания в практической работе, аккуратность при ее выполнении и обращении с инструментами.

2. Формировать:

>качества личности, способствующие успешному обучению и положительной мотива­ции учения;

>практическую направленность применения знаний, практические действия при работе с компасом и прочими приборами и инструментами;

>знания и представления о возникновении и совершенствовании приборов в истории человечества;

>умения работать с информацией;

>навыки работы и взаимодействия в группе;

>прививать любовь к природе, формировать представление об окружающем

мире;

>представления о способах ориентирования на местности по местным признакам и по азимуту, использования лабораторного оборудования при наблюдении за погодой.

3.Развивать:

>творческую активность;

>умения работать по алгоритму, применять его в практической

деятельности;

>любознательность и поддержку инициативы детей (совместное обсуждение возника­ющих вопросов, познавательные игры и др.);

>монологическую речь, навык работать в сотрудничестве;

>критическое мышление, кругозор учащихся;

>пространственное и логическое мышление;

>в интересной, занимательной форме вызывать интерес к изучению

географии;

географическое мышление и способность применять имеющиеся знания в решении новых учебных задач.

4.Вырабатывать:

>привычку вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, как в обществе, так и на природе;

>умение работать в коллективе;

>умение приобретать практические навыки, которые могут пригодиться в

жизни.

>умение пользоваться ИКТ технологиями и   применять их в своей практической дея­тельности.

Содержание программного материала.

Наш дом - Земля. Глобус и карта. Глобус - модель Земли. Горизонт. Стороны гори­зонта. Ориентирование. План. Условные знаки плана. Азимут. Градусная сетка. Широта и долгота. Географические координаты. Масштаб.

Анализ карт. Правила работы в группе или команде. Активное участие в творческих конкурсах, играх. Подготовка мини проектов, моделей, рисунков и выставок.

 

2 модуль - «Воздушная оболочка Земли – атмосфера».

Задачи.

1.Воспитывать в детях:

>целеустремленность, самостоятельность, инициативность;

>культуру общения и уважение мнения товарищей;

>культуру работы в группах (парах), чувство товарищества;

>навыки коммуникабельность (умение слушать учителя и товарищей, отстаивать свою точку зрения);

>желание применять знания в практической работе, аккуратность при ее выполнении и обращении с инструментами и оборудованием.

2. Формировать:

>качества личности, способствующие успешному обучению и положительной мотива­ции учения;

>качества личности, способствующие успешному обучению и положительной мотива­ции учения;

>умения работать с информацией;

>навыки работы и взаимодействия в группе;

>прививать любовь к природе, формировать представление об

окружающем мире.

3.Развивать:

>творческую активность;

>умения работать по алгоритму, применять его в практической

деятельности;

>навык работать в сотрудничестве;

>критическое мышление, кругозор учащихся;

>пространственное и логическое мышление;

>в интересной, занимательной форме вызывать интерес к изучению

географии;

>географическое мышление и способность применять имеющиеся знания в решении новых учебных задач.

4.Вырабатывать:

>привычку вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, как в обществе, так и на природе;

>умение работать в коллективе;

>умение приобретать практические навыки, которые могут пригодиться в жизни.

 

Содержание программного материала.

Воздушная оболочка Земли – атмосфера. Погода и метеорологические наблюдения. Из чего складывается погода. Человек и атмосфера. Составление электронного дневника наблюдения за погодой. Лабораторное оборудование «Наблюдение за погодой». Регистрация температуры, максимальная и минимальная температура. Составление графика температуры по наблюдениям. Ветер. Определения направления и силы ветра. Составление розы ветров. Облака. Осадки. Регистрация осадков. Экскурсия на метеостанцию. Наблюдения за погодой на протяжении месяца. Работа на метеостанции. Оценка метеорологических наблюдений, их обработка. Человек и атмосфера. Состояния атмосферного воздуха в пределах посёлка, охрана его от загрязнения. Стихийные явления атмосферы.

 

Основные мероприятия по реализации программы.

 

занятия

Название мероприятия

Форма

 

1 модуль «План и карта» (17 часов)

 

1

Наш дом – Земля.

Игра.

2

Глобус и карта.

Сказка.

3

Исследуем глобус.

Исследование.

4

5

Глобус – модель Земли.

Моделирование.

6

Горизонт. Стороны горизонта.

Игра.

7

Стороны горизонта.

Тренинг.

8

Ориентирование.

Путешествие.

9

Ориентирование    на    местности.    Ази­мут.

Практикум.

10

План.

Путешествие.

11

Условные знаки плана.

Практикум.

12

Масштаб.

Интеллектуальный марафон.

13

14

Составление плана.

Моделирование.

15

Градусная сетка.

Путешествие.

16

Широта и долгота.

Практикум.

17

Географические координаты.

Практикум.

 

2 модуль «Воздушная оболочка Земли – атмосфера» (18 часов)

 

1

Воздушная оболочка Земли – атмосфера.

Игра.

2

Человек и атмосфера.  

Работа со справочными источниками информации.

3

Из чего складывается погода.

Тренинг.

4

Погода и метеорологические наблюдения.

Моделирование.

5

Попробуй себя в роли метеоролога.

Исследование.

6

Знакомство с лабораторным оборудованием «Наблюдение за погодой»

Практикум.

7

Составление электронного дневника наблюдения за погодой.

Моделирование.

8

Температура. Регистрация температуры, максимальная и минимальная температура. Измерение дневной температуры.

Практикум.

9

Составление графика температуры по наблюдениям.

Моделирование.

10

Ветер. Определения направления и силы ветра.

Практикум.

11

Составление розы ветров.

Моделирование.

12

Облака. Определение облачности, движения облаков.

Практикум.

13

Осадки. Регистрация осадков.

Практикум.

14

Экскурсия на метеостанцию.

Экскурсия.

15

Наблюдения за погодой на протяжении месяца. Работа на метеостанции.

Практикум.

16

Оценка метеорологических наблюдений, их обработка.

Моделирование.

17

Состояния атмосферного воздуха в пределах посёлка, охрана его от загрязнения. (Встреча с экологом  ЛПУ). Стихийные явления атмосферы.

Исследование.

18

Итоговое занятие

Защита работ

 

Соотношение теоретических и практических занятий в программе.

 

Название модуля.

Общее     количе­ство часов.

Часы   теорети­ческих             заня­тий.

Часы        практи­ческих занятий.

1.

План и карта.

17

9

8

2.

Воздушная оболочка Земли – атмосфера

18

6

12

Итого:35                                         15(43%)          20 (57%)

 

Перечисленные мероприятия включают в себя различные творческие задания: иг­ры, занимательные задания, конкурсы рисунков, составление буклетов, мини-проекты, компьютерное моделирование, вернисажи, где каждый уча­щийся   может   выбрать   дело   в   соответствии   со   своими   интересами   и   возможностями.Большая часть мероприятий рассчитана на общение с людьми, работу с разнообразными источниками, оборудованием с целью сбора информации.

 

Результаты внеурочной деятельности.

•     Воспитательный результат внеурочной деятельности:

>непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности;

>влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на про­цесс развития личности ребёнка.

 

Все виды внеурочной деятельности учащихся на ступени младшего подросткового возраста ориентированы на воспитательные и образовательные результаты.

 

•     Уровни результатов внеурочной деятельности.

Первый уровень.

Второй уровень.

Третий уровень.

Школьник знает и понимает общественную жизнь.

Школьник         ценит         обще­ственную жизнь.

Школьник          самостоятельно

действует

в общественной жизни.

Приобретение    школьником социальных     знаний,    пони­мание   социальной   реально­сти и повседневной жизни.

Формирование позитивного отношения    школьников к базовым   ценностям   обще­ства:

•     человек,

•     семья,

•     Отечество,

•     природа,

•     мир,

•     знание,

•     труд,

•     культура.

Получение школьником опы­та      самостоятельного      соци­ального   действия.

 

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свиде­тельствовать об эффективности работы по вопросам воспитания и развития школьников.

 

Технологии.

∙  Игровая технология, которая предполагает использование игры как формы организа­ции учебной деятельности - индивидуальной или коллективной. Проведение творче­ских конкурсов, игр, викторин, презентаций, демонстрирующих отношение учащихся к   сохранению уникальной природы родного края.

∙ Технология проектной деятельности учащихся, сущность которой заключается в личностно-ориентированном обучении, предполагающем развитие личности, способ­ной самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения.

∙ Технология критического мышления, специфика которой состоит в организации процесса обучения в трехфазовой структуре: вызов, осмысление и рефлексия.

∙ Исследовательская деятельность, направленная не только на самостоятельное до­бывание знаний и необходимой информации, но и ее практическое применение.

 

Формы и виды внеурочных занятий.

Формы внеурочных занятий:

Кружковые

Индивидуальные занятия (в условиях выполнения домашнего задания).


Виды внеурочных занятий:

Теоретические занятия:
Викторины. Игровая деятельность. Исследования и решение проблем. Презентации. Интеллектуальный марафон. Анализ и систематизация дополнительного информационного материала и др.

Практические занятия:
Смотры-конкурсы, выставки - вернисажи. Моделирование. Исследование.Опыты и эксперименты.Практикумы.Тренинги.Коллективные творческие дела.

 

Режим внеурочных занятий.

Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей. Учебный план предусматривает 1 занятие в неделю с продолжительностью 30-40 ми­нут каждое.

Существует несколько вариантов проведения занятий:

Занятия проводятся в классной комнате за партами, где достаточно места для передви­жения во время различной деятельности. Такой вариант более удобен, т.к. в меньшей степени учащимися нарушаются правила поведения, потому что любое местонахождение, кроме как за партой, у школьников ассоциируется с отдыхом и пере­меной. Занятия тематические. Темы и их последовательность определяются содержанием программного материала.

 

Формы деятельности.

Ø Индивидуальная (результат работы одного ученика).

Ø Работа в малых группах или командах (результат работы двух - четырех учеников).

Ø Коллективная деятельность (коллективный продукт - «Карта наблюдения погоды»).

 

Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения программы внеурочной деятельности «Край, в котором я живу»в 5 классе.

Предметные УУД.

1.     Знать и объяснять существенные признаки понятий: «глобус», «план местности», «карта», «атмосфера»,«погода», «ветер», «атмосферные осадки», «масштаб», «азимут», «географические координаты»,«широта», «долгота».

2.     Использовать «глобус», «план местности», «карта», «атмосфера», «погода», «масштаб», «азимут», «географические координаты», «широта», «долгота» для решения учебных задач по ориентированию на местности, по проведению глазомерной съёмки местности, по составлению плана местности (маршрута), по определению суточной температуры воздуха, осадков, силы и направления, по выявлению причин особенностей распределения составляющих погоды на данной территории.

3.     Устанавливать взаимосвязи между характером подстилающей поверхности и температурой воздуха, между направлением ветра и  осадками.

4.     Выделять, описывать и объяснять существенные признаки плана, глобуса географических карт, составляющих погоды.

5.     Определять по плану, по карте расстояния, направления, географические координаты и местоположение географических объектов, по статистическим данным значения амплитуды, средней, max и min температуры воздуха, характер хода атмосферных осадков, преобладающие направления ветра.

6.     Приводить примеры ветров различного направления, видов облаков, видов атмосферных осадков, редких явлений в атмосфере, стихийных природных бедствий в атмосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях.

7.     Использовать приобретенные знания и умения для чтения карт различного содержания, для ориентирования на местности и проведения съёмок её участков, для чтения карт погоды, для определения температуры воздуха, направления и скорости ветра, видов облаков и атмосферных осадков.

8.     Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.Отбирать источники географической информации для составления описаний погоды.

Познавательные УУД.

1.Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы и интерактивного оборудования.

2.Смысловое   чтение художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из текстов разных видов.

3.Ориентирование в тексте: определение умения, которые будут сформированы на ос­нове изучения данного текста.

4.Построение речевых высказываний в устной и письменной форме. 5.Поиск нужной информации.

Регулятивные УУД.

1.Организация своего рабочего места под руководством учителя. 2.Адекватное восприятие оценки учителя.

3.Различие способа и результата действия.

4.Определение цели выполнения заданий во внеурочной деятельности. 5.Соотнесение выполненного задания с образцом, предложным учителем. 6.Определение плана выполнения заданий внеурочной деятельности. 7.Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориен­тировочной основы в изучаемом материале, в учебном сотрудничестве с учителем.

8.Использование при выполнении заданий различных средств: справочную и прочую литературу, лабораторное и компьютерное оборудование.

Коммуникативные УУД.

1.Участие в диалоге на занятиях.

2.Умение задавать вопросы.

3.Умение отвечать на вопросы учителя, товарищей.

4.Участие в паре, группе, коллективе.

5.Формулирование собственного мнения и позиции.

6.Уважение к окружающим - умение слушать и слышать партнера, признавать право на собственное мнение и принимать решение с учетом позиции всех участников.

7.Понимание   возможности существования    различных позиций и точек зрения на ка­кой-либо предмет или вопрос.

8.Ориентирование    на позицию других людей, отличную от собственной позиции, уважение иной точки зрения.

Личностные УУД.

• Внутренняя позиция школьника: положительное отношение к школе; чувство необ­ходимости учения.

•  Самооценка: широта диапазона оценок; обобщенность категорий оценок; основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину; осознание ответственности чело­века за общее благополучие. Рефлексивность, как адекватное осознанное представле­ние о качествах хорошего ученика; осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; осознание необходимости самосовершенствова­ния на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.

•  Мотивация учебной деятельности: сформированность познавательных мотивов; ин­терес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформиро­ванность социальных мотивов. Стремление выполнять социально значимую и соци­ально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу. Сформированность учеб­ных мотивов; стремление к самоизменению — приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью; установка на здоровый образ жизни.


 

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Тема внеурочной деятельности

Содержание деятельности

Методы

1 модуль «План и карта» (17 часов)

 

1

Наш дом – Земля.

Становление основных умений принятие новой социальной роли в определении для себя необходимых общечеловеческих знаний. Определение знаний и незнаний в мотивации познания нового. Развитие этических норм понимания поведения человека в природе.

Владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и практической деятельности, навыками разрешения проблем; развивать способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности;

Приводить примеры объектов живой и неживой природы, их приспособлений, определять сферы взаимодействия наук о природе. Уметь, используя различные источники информации, находить взаимосвязь тел, веществ и явлений в природе.

Игра.

2

Глобус и карта.

Сформировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, ответственное отношение к учебе.

Владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения через практическое применение.

Знать понятие «глобус», карта», их особенности и правила работы с ними.

Сказка.

3

Исследуем глобус.

Сформировать основы саморазвития и самовоспитания на основе общечеловеческих нравственных ценностей; готовность к коммуникативной образовательной, учебно-исследовательской и творческой деятельности.

Развивать способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, оценивать и перерабатывать информацию, получаемую из различных источников

Формировать способности практического применения знаний о плане местности при самостоятельном построении простейшего плана – схемы, с помощью «глазомерной съемки».

Исследование.

4

5

Глобус – модель Земли.

Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе возникновения мотивации, через поиск сходства и различия плана местности и географической карты.

Уметь самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную деятельность с учётом планирования работы вместе с учителем; использовать различные ресурсы для достижения целей. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Объяснять значение понятий: «географическая карта», «меридианы», «параллели», «экватор», «северный и южный полюс», «начальный меридиан», «180й меридиан», шкала высот и глубин», «отметки высот и глубин».

Моделирование.

6

Горизонт. Стороны горизонта.

Сформировать основы эстетического образования при работе с контурными картами, готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.

Уметь продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности, (совместное планирование общих способов работы, контроль и коррекция хода и результатов практической работы).

Знать и объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование». Уметь работать с компасом и ориентироваться по местным признакам.

 

Игра.

7

Стороны горизонта.

Сформировать готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, проектно-исследовательской и коммуникативной).

Уметь работать в соответствии с поставленной учебной задачей, участвовать в совместной деятельности.

Тематическое повторение «Ориентирование на местности, на плане, на карте», «Виды изображения поверхности Земли».

Тренинг.

8

Ориентирование.

Сформировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, ответственное отношение к учебе.

Владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения через практическое применение.

Тематическое повторение «Ориентирование на местности, на плане, на карте», «Виды изображения поверхности Земли».

Путешествие.

9

Ориентирование    на    местности.    Ази­мут.

Сформировать основы саморазвития и самовоспитания на основе общечеловеческих нравственных ценностей; готовность к коммуникативной образовательной, учебно-исследовательской и творческой деятельности.

Развивать способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности.

Тематическое повторение «Ориентирование на местности, на плане, на карте», «Виды изображения поверхности Земли».

Практикум.

10

План.

Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе возникновения мотивации, через поиск сходства и различия плана местности и географической карты.

Уметь самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную деятельность с учётом планирования работы вместе с учителем; использовать различные ресурсы для достижения целей. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Формировать способности практического применения знаний о плане местности при самостоятельном построении простейшего плана – схемы, с помощью «глазомерной съемки».

Знать понятие «масштаб», «рельеф», «легенда», «условные знаки», «горизонтали», «план местности», его особенности и правила построения с помощью цвета, линий и условных знаков.

Путешествие.

11

Условные знаки плана.

Сформировать основы эстетического образования при работе с контурными картами, готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.

Уметь продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности, (совместное планирование общих способов работы, контроль и коррекция хода и результатов практической работы).

Практикум.

12

Масштаб.

Сформировать готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, проектно-исследовательской и коммуникативной).

Уметь работать в соответствии с поставленной учебной задачей, участвовать в совместной деятельности.

Интеллектуальный марафон.

13

14

Составление плана.

Сформировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, ответственное отношение к учебе.

Владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения через практическое применение.

Моделирование.

15

Градусная сетка.

Сформировать основы саморазвития и самовоспитания на основе общечеловеческих нравственных ценностей; готовность к коммуникативной образовательной, учебно-исследовательской и творческой деятельности.

Развивать способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, оценивать и перерабатывать информацию, получаемую из различных источников

Называть и показывать элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности. Определять глубины и высоты точек по географической карте.

Путешествие.

16

Широта и долгота.

Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе возникновения мотивации, через поиск сходства и различия плана местности и географической карты.

Уметь самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную деятельность с учётом планирования работы вместе с учителем; использовать различные ресурсы для достижения целей. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Объяснять значение понятий: «географическая карта», «долгота», «широта», «экватор», «северный и южный полюс», «начальный меридиан», «180й меридиан»,

Практикум.

17

Географические координаты.

Сформировать основы эстетического образования при работе с контурными картами, готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.

Уметь продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности, (совместное планирование общих способов работы, контроль и коррекция хода и результатов практической работы).

Называть и показывать элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности. Определять географические координаты точек по географической карте.

Практикум.

2 модуль «Воздушная оболочка Земли – атмосфера» (18 часов)

 

1

Воздушная оболочка Земли – атмосфера.

Сформировать осознание целостности природы, навыки продуктивного сотрудничества со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, учебно-инновационной и других видах деятельности;

Уметь вести самостоятельный поиск, отбор информации. Проводить опыты, доказывающий существование составляющих погоды.

Знатьиобъяснятьсущественныепризнаки и значение понятий й использоватьпонятия длярешенияучебныхзадачпоопределениюсоставляющих погоды, созданию и работе с метео-измерителями.

Игра.

2

Человек и атмосфера.

Сформировать готовность и способность к образованию и самообразованию, сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

Уметь выделять главное, существенные признаки географических объектов и явлений, высказывать суждения, подтверждаемые фактами, работать с текстом и нетекстовыми материалами (схемам, рисунками, таблицами)

Представлять и уметь себя вести во время опасных явлений, связанных с движением атмосферы.

Работа со справочными источниками информации.

3

Из чего складывается погода.

Сформировать мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основы экологической культуры на примере изменения атмосферы, необходимость охраны атмосферного воздуха.

Владеть навыками познавательной и учебно-исследовательской деятельности, навыками решения учебных задач; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности.

Объяснять значение понятий и их особенности: «облака», «осадки», «температура воздуха. Уметь работать графическими методами обобщения географической информации.

Тренинг.

4

Погода и метеорологические наблюдения.

Уметь делать осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её научного содержания и возможностей реализации собственных знаний, жизненных планов и интересов.

Развивать готовность и способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; участвовать в совместной деятельности.

Объяснять значение понятий «погода», «климат». Высказывать мнение об утверждении «Тропосфера- кухня погоды». Составлятьописаниерезультатовнаблюденийфактическойпогодыибудущегосостоянияатмосферы своей местности.

Моделирование.

5

Попробуй себя в роли метеоролога.

Обладать коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской и творческой деятельности.

Уметь работать в соответствии с поставленной учебной задачей, участвовать в совместной деятельности.

Обобщать знания и умения по теме «Воздушная одежда Земли»

Исследование.

6

Знакомство с лабораторным оборудованием «Наблюдение за погодой»

Сформировать осознание целостности природы, навыки продуктивного сотрудничества со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, учебно-инновационной и других видах деятельности.

Уметь вести самостоятельный поиск, отбор информации. Проводить опыт, доказывающий существование атмосферного давления.

Знатьпредметы лабораторного оборудования. Уметь работать с метео-оборудованием.

Практикум.

7

Составление электронного дневника наблюдения за погодой.

Сформировать готовность и способность к образованию и самообразованию, сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.

Уметь выделять главное, существенные признаки географических объектов и явлений, высказывать суждения, подтверждаемые фактами, работать с текстом и нетекстовыми материалами (схемам, рисунками, таблицами).

Уметь работать с компьютерными программами, грфическими схемами.

Моделирование.

8

Температура. Регистрация температуры, максимальная и минимальная температура. Измерение дневной температуры.

Сформировать мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основы экологической культуры на примере изменения атмосферы, необходимость охраны атмосферного воздуха.

Владеть навыками познавательной и учебно-исследовательской деятельности, навыками решения учебных задач; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности.

Объяснять значение понятий и их особенности: «температура воздуха», «maxt», «mint». Уметь работать графическими методами обобщения географической информации.

Практикум.

9

Составление графика температуры по наблюдениям.

Уметь делать осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её научного содержания и возможностей реализации собственных знаний, жизненных планов и интересов.

Развивать готовность и способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; участвовать в совместной деятельности.

Составлятьописаниерезультатовнаблюденийфактическойпогодыибудущегосостоянияатмосферы своей местности.

Моделирование.

10

Ветер. Определения направления и силы ветра.

Обладать коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской и творческой деятельности.

Уметь работать в соответствии с поставленной учебной задачей, участвовать в совместной деятельности.

Знать значение и объяснять особенности образования понятий «ветер», определять силу, скорость  и направление ветра.

Практикум.

11

Составление розы ветров.

Осознавать целостности географической среды во взаимосвязи природы.

Формировать умения ставить учебную цель, вести долгосрочные наблюдения и достигать её.

Объяснять значение понятий: ветер. Объяснять причины образования ветров, чертить розу ветров.

Моделирование.

12

Облака. Определение облачности, движения облаков.

Формировать умения наблюдать, замечать изменения и делать прогнозы, видеть красоту облаков.                                                                                

Формировать умения ставить учебную цель, вести долгосрочные наблюдения и достигать её.

Объяснять значение понятий: облака. Знать характерные стихийные явления атмосферы: гроза, молния, ураган, смерч. Соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий.       

Практикум.

13

Осадки. Регистрация осадков.

Формировать умения наблюдать, замечать изменения и делать прогнозы, видеть красоту облаков.                                                                                

Формировать умения ставить учебную цель, вести долгосрочные наблюдения и достигать её.

Объяснять значение понятий: осадки. Знать характерные стихийные явления атмосферы: ливень, наводнение. Соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий.       

Практикум.

14

Экскурсия на метеостанцию.

Сформировать навыки продуктивного сотрудничества со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, учебно-инновационной и других видах деятельности.

Уметь вести самостоятельный поиск, отбор информации. Проводить опыты, доказывающий существование составляющих погоды.

Знатьиобъяснятьсущественныепризнаки и значение понятий й использоватьпонятия длярешенияучебныхзадачпоопределениюсоставляющих погоды, созданию и работе с метео-измерителями.

Экскурсия.

15

Наблюдения за погодой на протяжении месяца. Работа на метеостанции.

Сформировать осознание целостности природы, навыки продуктивного сотрудничества со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, учебно-инновационной и других видах деятельности.

Уметь вести самостоятельный поиск, отбор информации. Проводить опыты, доказывающий существование составляющих погоды.

Знатьиобъяснятьсущественныепризнаки и значение понятий й использоватьпонятия длярешенияучебныхзадачпоопределениюсоставляющих погоды, созданию и работе с метео-измерителями.

Практикум.

16

Оценка метеорологических наблюдений, их обработка.

Обладать коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской и творческой деятельности.

Уметь работать в соответствии с поставленной учебной задачей, участвовать в совместной деятельности.

Определятьсоставляющие погоды, обрабатыватьметео-измерениями.

Моделирование.

17

Состояния атмосферного воздуха в пределах посёлка, охрана его от загрязнения. (Встреча с экологом  ЛПУ). Стихийные явления атмосферы.

Осознавать целостности географической среды во взаимосвязи природы.

Формировать умения ставить учебную цель, вести долгосрочные наблюдения и достигать её.         

Выяснять источники загрязнения воздуха пришкольной территории.     

Исследование.

18

Итоговое занятие

Обладать коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской и творческой деятельности.

Уметь работать в соответствии с поставленной учебной задачей, участвовать в совместной деятельности.

Обобщать знания и умения по теме «Воздушная одежда Земли»

Защита работ


Используемая литература

 

Научно - методическая литература:

1. Аристова Л.П. Активность учения школьника. М.: Флинта - Наука, 1986. 150 с.

2.Баранов А.С., Суслов В.Г., Шейнис А.И. Компьютерные технологии в школьной географии. - М.: Издательский Дом "Генжер", 2004. - 80с.

3. Баринова И.И., Плешакова А.А., Н.И. Сонин: География: Начальный курс. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М., 2012.

4. Беловолова Е.А. Формирование ключевых компетенций на уроках географии: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 240 с.

5. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1996.

6. Э.Д. Днепров. Сборник нормативных документов. География / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2004. - 141с.

7. Кондаков A.M. и др. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. – М.: Просвещение, 2008.

Горбунова А.И. Методы и приемы активизации мыслительной деятельности учащихся // Современная педагогика. 1999. № 3. С.27.

8.В. Н. Кругликов, Е. В. Платонов, Ю. А. Шаранов. Методы активизации познавательной деятельности. С.-Пб.: Знание, 2006. 190 с.

9.Онищук В.А. Урок в современной школе. - М.: Просвещение, 1986. 218 с.

10.Игры - обучение, тренинг, досуг / под ред. В.В. Петрусинского. М.: Новая школа, 1994

11.Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1978

12. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982.72 с.

13.Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процес­се. М.: Просвещение, 1982. 160 с.

14.Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Просвещение, 1989. 75 с.

Учебно - методическая литература:

1. Аржанов СП. Занимательная география. - М.: Московский Лицей, 1998.

2.    Баринова И. (сост.) Занимательная география. - М.: Школа -- Пресс, 1990.

3.    Козловский Е.Г., Разумовская О.К. География в играх. - Троицк: НИКА, 1990.

4.Куприн A.M. Занимательная картография. М.: Просвещение, 1989.

5.    Максимов Н.А За страницами учебника географии. М.: Просвещение, 1988.

6. Пивоварова Г.П. Занимательная география: Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1998.

7.Платонова В. Занимательная география. - Калининград: Кн. изд-во, 1992.

8. Разумов­ская О.К. Весёлая география: Викторины, ребусы, кроссворды. - Ярославль: Академия развития, 1997.

9.Селищев Е.Н. География для любознательных, или О чем не узнаешь на уроке. Яро­славль: Академия и К, 1998.

10. Тараторина Г.Ф. Подумай, разгадай, реши, запомни. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

11.Усачев А. Мои географические открытия. М.: Самовар, 1994.

12.Ферсман А.Е Занимательная минералогия. Челябинск: Урал LTD, 2000.

 

Литература для учителя

 

1.И.И. Баринова, Л. И. Елховская «Внеурочная работа по географии», М.: Просвещение, 2006.

2.О. В. Крылова «Интересный урок географии», М.: Просвещение, 2007 .

3.Н. Н. Петрова. Школьный практикум. Начальный курс географии. М.: Дрофа, 2006.

4.География: уроки- игры в средней школе/сост. Н. В. Болотникова. – Волгоград: Учитель, 2007.

5.И. Д. Агеева  «Веселая география на уроках и праздниках», М.: «Творческий центр Сфера», 2007.

6.География. Уроки учительского мастерства. 6 – 11 классы/сост. Н.В. Яковлева и др./, Волгоград , «Учитель», 2009.

 

Указатель статей к использованию ИКТ на уроках географии и во внеурочное время в методическом журнале «География в школе»:

1.О новых технологиях в преподавании географии (Д.В. Новенко, научный сотрудник, заместитель директора городского центра инноваций высоких технологий, учитель высшей категории школы №1958, Москва; №7/99).

2.Современные образовательные технологии в преподавании географии (В.Т. Дмитриева, А.Н. Воробьёва МГПУ; №4/01).

3.О возможности использования средств MicrosoftOffice  в обучении географии (А.С. Баранов, аспирант, ассистент РГПУ имени А.И. Герцена; №7/03).

4.Возможности и проблемы использования компьютерных технологий в преподавании географии (О.В. Шульгина, кандидат географических наук, профессор МГПУ, г. Москва; №8/03).

5.Компьютерные технологии: возможности использования (Е.А. Таможняя, доцент МГПУ; №4/04).

6.Новые информационные технологии в обучении (Д.В. Новенко, научный сотрудник, заместитель директора городского центра инноваций высоких технологий, учитель высшей категории школы №1958, Москва; №5/04).

7.Подготовка будущих учителей географии к использованию новых информационных технологий (Ю.В. Митрофанова, учитель географии СШ №8 г. Искитима, аспирантка НГПУ; №6/04).

8.Проект деятельности в обучении географии (Н.В. Лысова, учитель, Москва, школа №827; №2/05).

9.Формирование информационной культуры учащихся в процессе обучения географии (Н.А. Екишбарова, г. Барнаул, МОУ гимназия №42 учение географии; №4/06).

10.Информационная образовательная среда по географии (Е.Ю. Заболотнова,  Калининград, РГУ имени И.Канта; №8/07).

Интернет-ресурсы:

1.   Я иду          на урок  географии(http://geo.1september.ru/);

2. Чудеса природы: материалы о природных явлениях (http://nature.worldstreasure.com/);

3.Географический             портал      «Планета      Земля»(http://www.rgo.ru/);

4.География:     информация     об     особенностях     строения     природных     ресурсов

(http://geo2000.nm.ru/);

5. Электроннаяверсияжурнала «National geographic» (http://www.national-geographic.ru/);

6.    Справочные     географические     карты     в сочетании     с космическими     снимками (http://maps.google.com/);

7. http://www.psylist.net/pedagogika/inovacii.htm   Педагогические технологии и инновации

8. http://www.ido.edu.ru/ffec/psych/ps13.html  Развивающие педагогические технологии

9. http://oio.tpu.ru/publ_2004/article2004_5.html  Педагогические технологии и технология учебного процесса. Логический анализ понятий

10. http://vladimir.socio.msu.ru/1_KM/edutech_1.htm   Педагогические технологии

11.  http://www.sooro.ru/science-lib/pedsis/?PHPSESSID=i6rpls5ddlrbidgsc1tf1aiat1  Педагогические системы и технологии

12.  http://coop.chuvashia.ru/kartuzov/site/4_3/2.htm   Структура педагогических технологий

13.  http://www.smartboard.ru/view.pl?mid=1126873196  Интерактивные технологии в образовании (спецкурс)

14.  http://www.ioso.ru/distant/newpteh/intro2.htm  Новые педагогические технологии (курс)

15.  http://yesnet.purpe.ru/youngteach/edtehnol.htm  Технологии обучения в структуре целостного педагогического процесса

16. http://do.gendocs.ru/docs/index-347095.html - сайт «Турбион - технология»: инновации в методе проектов

17. Технологии проблемного диалога: сайт – pdo-mel.ru.

 

Литература для учащихся

 

1.Аржанов СП. Занимательная география. - М.: Московский Лицей, 1998.

2.Баринова И. (сост.) Занимательная география. - М.: Школа -- Пресс, 1990.

3.Козловский Е.Г., Разумовская О.К. География в играх. - Троицк: НИКА, 1990.

4.Куприн A.M. Занимательная картография. М.: Просвещение, 1989.

5.Максимов Н.А За страницами учебника географии. М.: Просвещение, 1988.

6. Пивоварова Г.П. Занимательная география: Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1998.

7.Платонова В. Занимательная география. - Калининград: Кн. изд-во, 1992.

8. Разумов­ская О.К. Весёлая география: Викторины, ребусы, кроссворды. - Ярославль: Академия развития, 1997.

9.Селищев Е.Н. География для любознательных, или О чем не узнаешь на уроке. Яро­славль: Академия и К, 1998.

10. Тараторина Г.Ф. Подумай, разгадай, реши, запомни. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

11.Усачев А. Мои географические открытия. М.: Самовар, 1994.

12.Ферсман А.Е Занимательная минералогия. Челябинск: Урал LTD, 2000.

13.«Большой географический атлас»./сост. М.Г. Горчаков, О.Н. Савина/, М.: «ОЛМА-Пресс», 2007.

14.«География. Справочник школьника»./сост. Т.С. Майорова/, М.: «АСТ», 2006.

15.Энциклопедия для детей. Т.1. Всемирная история./ под ред. М. Д. Аксенова/, М.: АВАНТА, 2007.

16.«Я познаю мир. Детская энциклопедия. География», М.: «АСТ», 2007.

17.«Мир географии»./сост. Л. Г. Бондарев и др./, М.: «Мысль», 2007.

 

Техническое обеспечение

1.  Компьютеры.

2.  Телевизор.

3.  Принтер.

4.            Мультимедийный проектор.

5.            Интерактивная доска.

6.            Документ – камера.

7.            Интерактивный микроскоп.

8.            Лабораторное оборудование.

9.            Интернет – ресурсы.

10.    Компьютерные презентации.

11.    Видеоматериалы.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая Программа Край, в котором я живу 6 класс.docx"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Таргетолог

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 610 163 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Разработка урока по теме "Химическая промышленность Беларуси"
  • Учебник: «География Беларуси. Учебное пособие для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения», М. Н. Брилевский, А. В. Климович
  • Тема: § 35. География химической промышленности
Рейтинг: 2 из 5
  • 29.12.2020
  • 2489
  • 291
«География Беларуси. Учебное пособие для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения», М. Н. Брилевский, А. В. Климович

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 25.12.2020 187
    • DOCX 175.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Горбунова Татьяна Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Горбунова Татьяна Викторовна
    Горбунова Татьяна Викторовна
    • На сайте: 3 года и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 73398
    • Всего материалов: 219

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель географии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 969 человек из 82 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по географии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 19 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по географии в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 79 человек из 39 регионов

Мини-курс

Управление проектами: от планирования до реализации

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов

Мини-курс

Классики и современники: литературные портреты и психология творчества

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 13 регионов

Мини-курс

Основы профессиональной деятельности эксперта в области индивидуального консультирования

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе