Инфоурок Другое ПрезентацииРабота над типичными ошибками при подготовке к ЕГЭ: решение генетических задач

Работа над типичными ошибками при подготовке к ЕГЭ: решение генетических задач

Скачать материал
Скачать материал "Работа над типичными ошибками при подготовке к ЕГЭ: решение генетических задач"

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по охране труда

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Работа над типичными ошибками при подготовке к ЕГЭ: решение генетических зад...

    1 слайд

    Работа над типичными ошибками при подготовке к ЕГЭ:
    решение генетических задач


  • По результатам экзаменов в форме ЕГЭ в заданиях по генетике  учащиеся наибол...

    2 слайд


    По результатам экзаменов в форме ЕГЭ в заданиях по генетике учащиеся наиболее слабо решают задачи на
    - анализирующее скрещивание,
    - сцепленное наследование,
    - летальные гены,
    - анализ родословных.

    20-30 % учащихся вообще не приступают к решению задач.

  • При подготовке учащихся  к решению задач 
обратить внимание на:
- Генетически...

    3 слайд

    При подготовке учащихся к решению задач
    обратить внимание на:
    - Генетический словарь
    - Правила оформления задачи
    - Задания части А
    - Задания части С

  • Учащиеся не умеют:          - определять тип задачи;- определять доминантный...

    4 слайд

    Учащиеся не умеют:
    - определять тип задачи;
    - определять доминантный и рецессивный признак;
    - знают мало признаков, сцепленных с полом (мышечная дистрофия, куриная слепота, отсутствие потовых желез), окрас шерсти кошек. Нет навыка решения этих задач;
    - неправильно записывают генотипы (например, таким образом АВАВ);
    - во многих задачах на дигибридное скрещивание рисуют решетку Пеннета (например, в задаче на скрещивание двух растений гороха с зелеными и гладкими семенами).
    - при неполном доминировании не обращают внимание на три фенотипа;
    - учащиеся боятся неизвестных названий болезней и не приступают к решению задач.

  • Необходимо знание терминов:ген
аллельные гены                          
неалл...

    5 слайд

    Необходимо знание терминов:
    ген
    аллельные гены
    неаллельные гены
    генотип
    фенотип
    зигота
    гамета
    мейоз
    оплодотворение
    рецессивный признак
    доминантный признак
    гомозигота
    гетерозигота
    дигомозигота

    дигетерозигота
    гомогаметный организм
    гетерогаметный организм
    анализирующее скрещивание
    моногибридное скрещивание
    дигибридное скрещивание
    гибрид
    кариотип
    аутосомы
    половые хромосомы
    соматическая клетка
    полное доминирование
    неполное доминирование
    генофонд



  • Пример задачи на моногибридное скрещивание   Плоды томатов бывают красные и ж...

    6 слайд

    Пример задачи на моногибридное скрещивание
    Плоды томатов бывают красные и желтые. Какое потомство можно ожидать от скрещивания гетерозиготных томатов с красными плодами с особью гомозиготной по рецессивному признаку? Составьте схему решения задачи.

    Дано: Решение:
    объект: томаты Р ♀Аа х ♂аа
    признак: окраска кр. ж.
    плодов гаметы
    А – красная окраска Fа Аа ; аа
    а – желтая окраска кр. ж.
    Определить: Fа - ? Ответ: 50% Аа – раст. с кр. плод.
    50% аа – раст. с ж. плод.
    А
    а
    а

  • Примеры заданий части А1. В анализирующем скрещивании растение гороха с желты...

    7 слайд

    Примеры заданий части А
    1. В анализирующем скрещивании растение гороха с желтыми семенами скрестили с гомозиготным растением с зелеными семенами. В результате получили 50% потомков с желтыми семенами, 50% - с зелеными. Это означает, что исследуемое растение было:
    1) гетерозиготным
    2) гомозиготным по доминантному гену
    3) гомозиготным по рецессивному гену
    4) генотип растения не удалось определить

    2. У гороха желтый цвет семян (А) доминирует над зеленым (а), а гладкая форма семени (В) – над морщинистой (в). Выберите генотип гомозиготного растения, у которого зеленые гладкие семена:
    1) ААВв 2) ааВВ 3) ааВв 4) ААВВ

  • 3. В семье здоровых родителей родился мальчик, больной гемофилией. Каковы ген...

    8 слайд

    3. В семье здоровых родителей родился мальчик, больной гемофилией. Каковы генотипы родителей (ген гемофилии h)?
    1) мать XHXh; отец XhY 3) мать XHXH; отец XHY
    2) мать XHXh; отец XHY 4) мать XhXh; отец XHY

    4. Если соотношение генотипов и фенотипов в результате моногибридного скрещивания равно 1 : 2 : 1, то исходные родительские особи:
    1) гомозиготные 3) дигомозиготные
    2) гетерозиготные 4) дигетерозиготные

  • 5. При скрещивании организмов с генотипами АА и Аа доля гомозигот в потомстве...

    9 слайд

    5. При скрещивании организмов с генотипами АА и Аа доля гомозигот в потомстве составит:
    1) 25% 2) 50% 3) 75% 4) 100%

    6. При скрещивании дигетерозиготных растений томата с рецессивными по обоим признакам особями появится потомство с генотипами АаВв; ааВв; Аавв; аавв в соотношении:
    1) 3 : 1 3) 1 : 1 : 1 : 1
    2) 9 : 3 : 3 : 1 4) 1 : 2 : 1


  • Типы хромосомного определения пола:1. У человека, млекопитающих, дрозофилы:...

    10 слайд

    Типы хромосомного
    определения пола:
    1. У человека, млекопитающих, дрозофилы:
    ♀хх – гомогаметный организм
    ♂хy – гетерогаметный организм
    2. У птиц, пресмыкающихся, бабочек:
    ♂ хх - гомогаметный организм
    ♀ хy – гетерогаметный организм
    3. У кузнечиков, клопов:
    ♀хх - гомогаметный организм
    ♂хо – гетерогаметный организм
    4. У моли:
    ♂ хх - гомогаметный организм
    ♀хо – гетерогаметный организм

  • Задание на типы определения полаКакой пол у организмов гетерогаметен, 
    а...

    11 слайд

    Задание на типы определения пола
    Какой пол у организмов гетерогаметен,
    а какой гомогаметен?
    Распишите гаметы у следующих организмов:
    - кузнечика (24 хромосомы),
    - непарного шелкопряда (56 хромосом),
    - моли (62 хромосомы),
    - тигра (36 хромосом).

  • Примеры задач части С1. Смешанные задачи
 
   У человека наследование альбини...

    12 слайд

    Примеры задач части С
    1. Смешанные задачи

    У человека наследование альбинизма не сцеплено с полом (А – наличие меланина в клетках кожи, а отсутствие его а - альбинизм), гемофилия – сцеплено с полом (ХН – нормальная свертываемость крови, Xh – гемофилия). Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы, пол и фенотипы детей от брака дигомозиготной нормальной по обеим аллелям женщины и мужчины альбиноса, больного гемофилией. Составьте схему решения задачи.

  • Дано:                                                     Решение:
объект: че...

    13 слайд

    Дано: Решение:
    объект: человек Р ААхНхН х аахhу
    признаки: пигментация н.п. н.св. альб.гем.
    кожи, свертываемость гаметы
    крови
    А – наличие пигмента F1 АахНхh ; AaxHy
    а – альбинизм н.п. н.св. н.п. н.св.
    Н – норм. свертываем.
    h – гемофилия Ответ:
    генотипы родителей:
    Р - ? ААхНхН и аахhу;
    F1 - ? все девочки АахНхh имеют нормальную пигментацию кожи и свёртываемость крови, но носительницы генов альбинизма и гемофилии, все мальчики AaxHy имеют нормальную пигментацию кожи и свёртываемость крови, но носители генов альбинизма

    АхН
    ахh
    ay

  • 2. Сцепленное наследование

    У человека врожденное заболевание глаз – ката...

    14 слайд

    2. Сцепленное наследование

    У человека врожденное заболевание глаз – катаракта (с) и одна из форм анемий – эллиптоцитоз (е) наследуются сцепленно, как аутосомно – рецессивные признаки. Какое потомство можно ожидать от брака мужчины, больного эллиптоцитозом и катарактой, и здоровой дигетерозиготной женщины при условии, что:
    1) кроссинговер отсутствует;
    2) кроссинговер имеет место?


  • Дано:                                  Решение: 
объект:...

    15 слайд

    Дано: Решение:
    объект: 1) отсутствие кроссинговера
    человек Р ♀ СЕ х ♂ се
    признаки: се се
    катаракта, здорова обе аномалии
    анемия гаметы
    с – катаракта
    С – норма Fа СЕ ; се
    е – анемия се се
    Е – норма здорова обе аномалии
    1)Fа -? 2) наличие кроссинговера
    2)Fа- ? Р ♀ СЕ х ♂ се
    се се
    здорова обе аномалии
    гаметы

    Fа СЕ ; се ; Се ; сЕ
    се се се се
    здор.; обе аном.; анем.; катар.
    се
    СЕ
    се
    се
    сЕ
    Се
    СЕ
    се

  • 3. Летальные гены
1.  Мыши с генотипом аа – серые, Аа – желтые, АА – гибнут н...

    16 слайд

    3. Летальные гены
    1. Мыши с генотипом аа – серые, Аа – желтые, АА – гибнут на эмбриональной стадии развития. Каким будет потомство от скрещиваний: 1) самка желтая х самец серый;
    2) самка желтая х самец желтый.
    В каком скрещивании можно ожидать более многочисленного потомства?
    Дано: Решение:
    объект: мыши 1) Р ♀ Аа х ♂ аа
    признак: окраска шерсти желтые серые
    Аа – желтые гаметы
    аа – серые F1 Аа ; аа
    АА – гибнут желтые серые
    1)F1 - ? 2) Р ♀ Аа х ♂ Аа
    2)F1 - ? гаметы желтые желтые

    F1 АА ; 2Аа ; аа
    гибель желтые серые Ответ: 1) 50% желтых, 50% серых, более многочисленное потомство.
    2) 25% гибель, 50% желтых, 25% серых
    А
    а
    а
    А
    а
    А
    а

  • 2. У кур встречается сцепленный с полом летальный ген (а), вызывающий гибель...

    17 слайд


    2. У кур встречается сцепленный с полом летальный ген (а), вызывающий гибель эмбрионов, гетерозиготы по этому гену жизнеспособны. Скрестили нормальную курицу с гетерозиготным по этому гену петухом. Составьте схему решения задачи, определите генотипы родителей, пол, генотип возможного потомства и вероятность гибели эмбрионов.

  • Дано:                                                    Решение:
объект: кур...

    18 слайд

    Дано: Решение:
    объект: куры Р ♀ хАу х ♂ хАха
    Признак: жизн. жизн.
    жизнеспособность гаметы
    АА – жизнесп. F1 ♂ хАхА; ♂ хАха; ♀ хАу; ♀ хау
    Аа – жизнесп жизн. жизн. жизн. гибель
    аа – гибель
    Ответ:
    Р: ♀ хАу х ♂ хАха
    Р - ? жизн. жизн.
    F1 - ? в F1:
    % гибели 50% петухов жизнеспособных ♂ хАхА,
    эмбрионов-? 50% петухов жизнеспособных ♂ хАха , но носителей летального гена а;
    50% кур нормальных ♀ хАу,
    50% кур ♀ хау погибло на стадии
    эмбрионов

    хА
    у
    хА
    ха

  • 4. Наследственные болезни

- Болезнь Вильсона (нарушение обмена меди);
- Поли...

    19 слайд

    4. Наследственные болезни

    - Болезнь Вильсона (нарушение обмена меди);
    - Полидактилия (шестипалость);
    - Элиптоцитоз (форма анемии);
    - Глаукома (заболевание глаз);
    - Брахидактилия (короткопалость);
    - Фенилкетонурия (нарушение аминокислотного обмена);
    - Гипертрихиоз (повышенная волосатость ушной раковины);
    - Хорея Гентингтона (нарушение функций головного мозга).

  • 5. Составление и анализ родословныхУсловные обозначения:
          - мужчина...

    20 слайд

    5. Составление и анализ родословных
    Условные обозначения:
    - мужчина
    - женщина
    - пол не выяснен
    , - обладатель признака
    , - гетерозиготные носители признака
    - носительница признака
    - рано умер
    - брак
    - двойной брак
    - родственный брак
    - брак без детей

    - дети и порядок их рождения

    - разнояйцовые близнецы


    2
    1

  • По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследова...

    21 слайд

    По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), генотипы детей в первом и во втором поколениях.










    Ответ: 1) признак доминантный, не сцеплен с полом;
    2) генотипы детей 1-го поколения: дочь Аа, дочь аа, сын Аа;
    3) генотипы детей 2-го поколения: дочь Аа, сын Аа.

  • 6. Наследование по типу множественных аллелей
По такому типу идет наследовани...

    22 слайд

    6. Наследование по типу множественных аллелей
    По такому типу идет наследование групп крови системы АВ0.



  • Задача.
У мальчика I группа, у его сестры – IV. Что можно сказать о группах к...

    23 слайд

    Задача.
    У мальчика I группа, у его сестры – IV. Что можно сказать о группах крови их родителей?
    Дано: Решение:
    Объект: человек 1) Р ♀ А0 х ♂В0
    Признак: группы крови II III
    ♂ - 00 F1 00 ; АВ
    ♀ - АВ I IV
    2) Р ♀ JAj х ♂ JBj
    Р - ? II III
    F1 jj ; JAJB
    I IV

    Ответ: 1) Р ♀ А0 ; ♂В0
    2) ♀ JAj ; ♂ JBj

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 236 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 12.07.2020 864
    • PPTX 141.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Петухова Мария Дмитриевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Петухова Мария Дмитриевна
    Петухова Мария Дмитриевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 98124
    • Всего материалов: 219

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 154 человека

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 487 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 328 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Мини-курс

Финансовый анализ

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 12 регионов

Мини-курс

Инновационные технологии для бизнеса

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Галерейный бизнес: медиа, PR и cотрудничество

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе