Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Раздел 3
Зрелое Средневековье
Готический стиль
XIII - XV века
2 слайд
Готическое искусство, сменившее романское,
оставалось культовым по назначению
и религиозным по характеру.
Готический стиль (готика) –
(от итал. gotico, буквально – готский, т.е.,
относящийся к германскому племени готов),
художественный стиль,
ставший заключительным этапом в развитии европейского средневекового искусства и существовавший
между серединой XII и XV–XVI вв.
Наиболее подходящие название –
«стрельчатый стиль»
устремлённость ввысь, лёгкость конструкций,
каркасная система и ребристый свод,
ажурный декор,
живопись светом, витражи.
3 слайд
В отличие от романского периода
центрами европейской религиозной, культурной, политической и экономической жизни
к концу XII в. стали не монастыри, а города.
4 слайд
А центрами общественной жизни средневекового города стали ратуша (здание городского самоуправления) и кафедральный собор (крупный христианский храм).
5 слайд
Ратуша - здание городского самоуправления –
представляла собой большое каменное здание с залом для собраний на первом этаже и подсобными помещениями на втором.
Над ратушей возвышалась башня - символ свободы города.
Собор - модель мироздания, символ Вселенной
и своего рода свод знаний о ней,
весь художественный строй которого, выражал идею небесной и земной иерархии.
6 слайд
СОБОР – ЦЕНТР ГОРОДСКОЙ ЖИЗНИ
Соборы должны были вмещать всё многочисленное городское население. Перед соборами выступали проповедники, проводили дискуссии профессора и студенты.
Строили соборы городские мастера (а не монастырские, как прежде).
Сами горожане часто являлись заказчиками
или создателями
произведений искусства для украшения соборов.
7 слайд
Труд ремёсленников,
необходимый
при строительстве храма
скульптор
каменотёс
плотник
каменщик
кузнец
8 слайд
Почему по ощущениям готические храмы
такие просторные, светлые внутри
и такие легкие снаружи?
9 слайд
ГОТИЧЕСКИЕ СОБОРЫ значительно отличались от монастырских церквей романского периода:
романская церковь тяжеловесна и приземиста,
готический собор лёгок и устремлён ввысь.
Это связано с тем, что в готической архитектуре стали использовать новую конструкцию сводов.
Если в романской церкви
массивные своды покоятся
на толстых стенах,
то в готическом соборе
свод опирается на арки,
а те в свою очередь — на столбы.
Боковое давление свода
передаётся аркбутанам
(наружным полуаркам)
и контрфорсам (наружным опорам,
своего рода «костылям» здания).
Такая конструкция дала возможность
уменьшить толщину стен,
увеличить внутреннее пространство здания.
Стены перестали служить опорой свода,
что позволило проделать в них множество окон, арок, галерей.
10 слайд
Аркбутан –
открытая полуарка,
передающая
на контрфорс
тяжесть свода
Центральный неф
собора в Реймсе
имеет высоту
38 метров.
Распределение тяжести сводов на выносные опоры
11 слайд
Скульптурное и живописное убранство соборов, выполненное на религиозные и светские сюжеты, несло в себе систему взглядов и представлений людей Средневековья.
Пространство собора — с многочисленными архитектурными и скульптурными украшениями, светом, льющимся сквозь стекла витражей, —
создавало образ небесного мира,
воплощало мечту о чуде.
Арка, как и купол средокрестия символизирует небесный свод. Дверной проём символизирует землю. В соединении арки с дверным проёмом заложена идея земли и неба.
Сумрак собора – символ пещеры, где родился Бог.
Свет от свечей и из узких окон – божественный свет. Контраст тьмы нефов и света перед алтарём – победа божественного света над мраком греховной жизни.
12 слайд
Портал – вход в собор
Вся смысловая символика христианского храма повторяется в его западном портале.
Дверь – это переход из одного пространства в другое, из мирского в священное. Смысл имеет и размер двери: «Входите тесными вратами, потому что тесны врата и узок путь, ведущий в жизнь, и немногие находят их».
Ступени – символ восхождения к Богу. Три портала – символ Святой Троицы.
13 слайд
Собор был и главным средоточием готического изобразительного искусства – скульптуры и живописи (преимущественно в виде витражей).
В готической скульптуре статичность и замкнутость романских статуй сменились «подвижностью фигур», особой пластикой
в которой органически переплелись возвышенная духовность и острые жизненные наблюдения, фантастический гротеск.
СКУЛЬПТУРА ГОТИЧЕСКОГО ПЕРИОДА
14 слайд
На какой
из этих фотографий портал
XIVвека, а на какой XX-ого?
В архитектуре какой эпохи вы встречали скульптуры в нишах?
15 слайд
Лиризм образов и жизненная правдоподобность
16 слайд
В скульптуре готики приходит новое понимание образов Христа и Богоматери — на первый план выдвинулась тема мученичества: готические художники изображали Бога скорбящего и страдающего, принявшего муки на кресте за грехи человечества.
Христос из грозного судьи превращается в мудрого проповедника.
17 слайд
Образ Богоматери становится культовым.
Готическое искусство постоянно обращалось к образу Богоматери — заступницы и просительницы за людей перед Богом. Культ Богоматери сложился практически одновременно с поклонением прекрасной даме, характерным для Средневековья. Нередко оба культа переплетались, и Богоматерь представала в облике прекрасной женщины
18 слайд
Химеры- скульптура в образе фантастического животного.
Горгульи – скульптуры-водостоки.
В то же время сохранялась вера в чудеса, фантастических животных, сказочных чудовищ. Их изображения встречаются в готическом искусстве также часто, как и в романском: например, в виде скульптур — химер или скульптур-водостоков — горгулей.
19 слайд
20 слайд
Почему церковь Сент-Шапель в Париже
называют «волшебной шкатулкой»?
Настенные росписи
ЖИВОПИСЬ ГОТИЧЕСКОГО
ПЕРИОДА
21 слайд
Витражи
Сен-Шапель –
капелла Людовика IX,
1243-1248,
арх. Пьер де Монтеро,
Париж, Франция
22 слайд
В готическом соборе исчезла ровная поверхность стены, поэтому стенная роспись уступила место витражу — живописному изображению из скреплённых между собой цветных стёкол, помещённому в проём окна.
23 слайд
Окно «роза»
24 слайд
В XII-XIII веках делали
цветные витражи.
Готовые цветные стёкла нарезали в соответствии с рисунком, набирали на шаблоне,
а затем покрывали росписью. Эти элементы скрепляли свинцовыми перемычками и заключали в металлическую раму.
25 слайд
Собор Парижской Богоматери
1160-1245г.г., Париж, Франция
Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,
Я изучал твои чудовищные рёбра, -
Тем чаще думал я: из тяжести недоброй
И я когда-нибудь прекрасное создам…
Осип Мандельштам
26 слайд
Зрелая готика
Церковь капеллы
Сен-Шапель
в Париже
(1245-1248), образец «лучистого» придворного стиля короля Людовика IX
27 слайд
Собор
в Реймсе
(1211-1311),
где короновались короли.
28 слайд
Поздняя готика
Руанский собор
(1434-1514)
Стиль
«пламенеющая готика»
29 слайд
ГОТИЧЕСКИЙ
СТИЛЬ?
Какие из приведённых здесь иллюстраций
не соответствуют готическому стилю?
30 слайд
ГОТИЧЕСКИЙ
СТИЛЬ
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 626 961 материал в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Тяжлова Татьяна Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.